Постановление Администрации Алтайского края от 5 июля 1999 г. N 500
"Об утверждении Примерных правил торговли на
розничных, оптово-розничных рынках Алтайского края"
Постановлением Администрации Алтайского края от 8 мая 2007 г. N 195 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях упорядочения торговли, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на розничных, оптово-розничных рынках края, обеспечения населения безопасными и качественными продуктами питания, защиты интересов и прав потребителей, постановляю:
1. Утвердить Примерные правила торговли на розничных, оптово-розничных рынках Алтайского края (прилагаются).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления на основе прилагаемых Примерных правил внести изменения и дополнения в ранее принятые Правила с учетом местных условий.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".
4. Постановление администрации края от 19 февраля 1996 года N 84 "Об утверждении Примерных правил торговли на рынках" считать утратившим силу.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Н.Г.Загайнова.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Примерные правила
торговли на розничных, оптово-розничных рынках Алтайского края
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 5 июля 1999 г. N 500)
Основные понятия, применяемые в настоящих Правилах:
Продавец - коммерческая и некоммерческая торговая организация, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальный предприниматель или гражданин, осуществляющие на территории рынка продажу товаров (продукции) по договору купли-продажи.
Покупатель - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий и использующий товары (продукцию) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли (розничная торговля), или юридическое, физическое лицо, имеющее намерение приобрести либо приобретающие товары (продукцию) оптовыми партиями для дальнейшей реализации с целью получения прибыли (оптовая торговля).
Территория розничного, оптово-розничного рынка - специально оборудованная, огражденная площадка с размещенными на ней стационарными павильонами для организации торговли и хранения товаров, киосками, оборудованными навесами, лотками, контейнерами, палатками или другим оборудованием для осуществления продавцами розничной, мелкооптовой и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, сельскохозяйственной продукцией и создания необходимых удобств покупателям для приобретения этой продукции.
Администрация рынка - организация, предоставляющая услуги Продавцу в соответствии с утвержденным Уставом.
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила распространяются на все розничные, оптово-розничные рынки, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (далее рынок), регулируют их деятельность и определяют основные требования к организации работы рынков Алтайского края, с целью обеспечения необходимых условий для торговли продовольственными и непродовольственными товарами продавцами.
1.2. Рынки организовываются на территориях районов и городов края по решению администрации края, органов местного самоуправления, в соответствии с утвержденной схемой развития торговли края, города, района.
1.3. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию рынков производится по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.
1.4. Функционирование рынка осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О защите прав потребителей", "О ветеринарии", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Правительства Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 21.11.98 г. N 1364, "Правилами продажи отдельных видов товаров", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 55, Временными санитарными правилами для оптовых продовольственных рынков СП 2.3.5.669-97 - "Санитарными правилами для предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое" СанПиН 42-123-5777-91, "Санитарными правилами для продовольственной торговли" СанПиН 2.3.5.021-94, Положением о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, утвержденным главным ветеринарным инспектором Российской Федерации 29.04.98 г. N 13-7-72/1225, другими законодательными актами Российской Федерации и Алтайского края, регулирующими торговлю на рынке, и настоящими Правилами.
По-видимому, в тексте предыдущего пункта допущена ошибка. Следует читать: "постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики сферы своей деятельности либо особенности местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" от 21 ноября 1998 г. N 1364"
II. Порядок организации работы рынка
2.1. Режим работы рынка устанавливается его администрацией самостоятельно с учетом проведения санитарных дней и согласовывается с органами местного самоуправления с целью создания максимальных удобств для продавцов и покупателей. Для муниципальных рынков режим работы устанавливается органами местного самоуправления. Объявленные часы работы рынка должны соблюдаться всеми продавцами независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.
2.2. Вход на территорию рынка бесплатный.
2.3. Размер платы за въезд на территорию рынка для возмещения затрат по содержанию территории устанавливается администрацией рынка.
2.4. Администрация рынка обязана:
разграничить территорию рынка на зоны торговую, площадки для торговли с автофургонов, для приемки, контроля, хранения и подготовки продуктов к продаже" благоустроенную рыночную для покупателей, для стоянок индивидуального транспорта, подсобно-хозяйственную (административные помещения, площадка для сбора мусора, камеры хранения переносного оборудования с участком обработки, складские помещения временного хранения продуктов);
определить специализированные места для продажи отдельных групп товаров, обозначенные указаниями. Торговые места (столики) для продажи отдельных групп товаров должны отвечать санитарным требованиям и иметь четко оформленный регистрационный номер;
разместить в удобных и доступных местах для покупателя информацию о настоящих Правилах, указатели о местонахождении администрации рынка, адрес и телефон органа по Защите прав потребителей при местной администрации;
установить контрольные весы и обеспечить возможность покупателям проверить правильность веса приобретенных товаров;
создать условия функционирования лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" от 14.05.93 N 4979;
содержать в санитарном состоянии территорию рынка, торговые зоны и места, обеспечивать противопожарную и сторожевую охрану, и осуществлять контроль за соблюдением продавцами правил торговли на рынке, санитарных правил и правил противопожарной безопасности;
предоставлять льготы пенсионерам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, многодетным матерям и их семьям и другим категориям граждан при оплате за место на рынке;
предоставлять торговые места при наличии у продавца личной медицинской книжки единого образца, введенной на территории Алтайского края распоряжением администрации края от 09.04.97 г. N 347-р, и документов:
товарно-сопроводительных (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, накладная, закупочный акт), подтверждающих качество и безопасность товаров и установленную администрацией рынка оплату за день торговли. Документ об оплате торгового места (контрольно-кассовый чек, разовый талон и др.) сохраняется продавцом до конца рабочего дня и предъявляется по требованию контролирующих органов или представителя администрации рынка.
III. Правила продажи и обмена продовольственных и непродовольственных
товаров, обязательные для соблюдения Продавцом
3.1. Ассортимент предлагаемой к продаже продукции определяется продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности (оптовая, розничная торговля) и согласовывается с органами Госсанэпиднадзора.
3.2. При реализации товаров продавец должен иметь следующий пакет документов:
свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (физическое лицо), доверенность на право осуществления торговли (юридическое лицо), паспорт;
лицензия, если деятельность подлежит лицензированию;
ассортиментный перечень, согласованный с территориальным органом Госсанэпиднадзора;
личная медицинская книжка;
книга учета доходов (индивидуальный предприниматель);
товарно-сопроводительные документы, содержащие сведения об изготовителе, поставщике или продавце товара (накладные, счет-фактура и т.п.);
ветеринарное свидетельство (на установленный ветеринарной службой перечень);
документы, удостоверяющие качество и безопасность реализуемой продукции (подтверждение факта сертификации, качественное удостоверение);
документ об оплате за место торговли (контрольно-кассовый чек, разовый талон и т.п.) или договор на аренду помещения.
3.3. К продаже на рынке допускаются только качественные, соответствующие требованиям стандартов продовольственные и непродовольственные товары, сопровождаемые документами, подтверждающими их качество и безопасность:
подлинником сертификата;
копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров (услуг), выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительными документами (счет-фактура, товарно-транспортная накладная и т.п.), оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью или печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его юридического адреса и телефона.
3.4. Применение контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с покупателем на рынке осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5. Продавец не вправе отказать покупателю в выписке товарного чека на продаваемый товар.
3.6. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
3.7. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товаров;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
3.8. При реализации товаров оптовыми партиями продавец обязан потребовать от покупателя доверенность на право покупки товаров (юридическое лицо) или регистрационное свидетельство (индивидуальный предприниматель) и предоставить покупателю товарно-сопроводительные документы (счет-фактура, товарно-транспортная накладная и т.п.), содержащие: наименование товара, количество, цену и сумму, по каждому наименованию товара сведений о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат, а также приходный кассовый ордер или чек. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью продавца с указанием его адреса и телефона.
3.9. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товаров, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
3.10. Применяемые продавцом весоизмерительные приборы (весы, гири, мерные емкости и т.п.), должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и направляться на поверку в установленные сроки, согласно действующему порядку. Использование весов бытового назначения не допускается.
3.11. Пищевые продукты, в том числе импортные, должны находиться в исправной, чистой таре, с маркировочным ярлыком на каждом тарном месте (ящике, фляге, коробке) с указанием даты изготовления и конечного срока реализации. Товары при реализации должны быть освобождены от тары, оберточных и упаковочных материалов.
Сертификаты, этикетки, ярлыки на таре поставщика должны сохраняться до окончания срока реализации пищевых продуктов.
3.12. На рынке запрещается продажа:
продукции домашнего приготовления: консервированных продуктов из овощей, грибов, фруктов, мяса, рыбы, кулинарной продукции и полуфабрикатов из муки, мяса, рыбы, овощей;
продовольственных товаров, фасованных в домашних условиях;
скоропортящихся продовольственных и других товаров, требующих особых условий хранения без средств охлаждения;
продукции животного и растительного происхождения, где не организована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы;
лекарственных и дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу, наркотических средств;
алкогольных напитков с объемным содержанием этилового спирта более 12%, (за исключением случаев, разрешенных администрацией края);
любых видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ;
иных предметов и веществ, торговля которыми запрещена действующим законодательством Российской Федерации.
3.13. Продавцы обязаны соблюдать:
настоящие Правила и правила торговли, действующие на территории Российской Федерации и Алтайского края;
внутренний распорядок рынка;
права потребителей, предусмотренные Законом "О защите прав потребителей";
санитарные правила;
правила пожарной безопасности;
правила пользования весоизмерительными приборами;
строго соблюдать условия и сроки хранения и отпуска продуктов;
соблюдать правила личной гигиены.
3.14. За нарушение установленных Правил торговли на рынке продавцы привлекаются к административной ответственности.
IV. Санитарные требования при торговле товарами на рынке
4.1. Санитарное содержание рынка и объектов, находящихся на нем, должно соответствовать утвержденным требованиям. Контроль за соблюдением санитарных правил на рынке осуществляют органы и учреждения санитарно -эпидемиологической службы:
4.2. Один раз в месяц рынок должен закрываться на санитарный день с тщательной уборкой и дезинфекцией павильонов, оборудования и всей территории рынка. График проведения санитарных дней согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора.
4.3. Территория рынка очищается до начала торговли и по ее окончании с обязательной предварительной поливкой в теплое время года.
4.4. На территории рынка должен быть водопровод, водоразборная сеть, канализация или туалеты.
4.5. В помещениях рынка оборудуются фонтанчики для питья, умывальники и моечные для торгового инвентаря, фруктов и овощей.
4.6. Администрация рынка несет ответственность за общее санитарное состояние рынка и прилегающей территории, соблюдение санитарного режима, а также проводит мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами.
4.7. Торговля продовольственными и непродовольственными товарами на территории, прилегающей к рынку, категорически запрещена.
4.8. Каждый продавец должен быть ознакомлен с санитарными правилами.
4.9. Все лица, в т.ч. работники рынка, общепита, продавцы, принимающие участие в транспортировании, хранении, реализации пищевых продуктов, обязаны проходить установленные профилактические медицинские обследования и гигиеническую подготовку (санитарный минимум) и иметь личную медицинскую книжку единого образца. Руководители предприятий один раз в два года проходят аттестацию на знание санитарного законодательства.
4.10. Для хранения и реализации скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов необходимо охлаждаемое оборудование, монтируемое продавцами или администрацией рынка, не только в складских помещениях, но и в местах их непосредственной реализации. Хранение пищевой продукции на дому запрещается.
4.11. Категорически запрещается продажа продовольственной продукции с истекшими сроками годности. Продавец несет ответственность, предусмотренную законодательством, за поступление в продажу недоброкачественной продукции.
4.12. Продавцы, реализующие на рынках сельскохозяйственные и другие пищевые продукты, обязаны быть в чистой санитарной одежде, иметь опрятный вид, соблюдать правила личной гигиены, содержать в образцовом порядке в течение всего времени торговли отведенное место, не загромождать прилавки и проходы мешками, ящиками и т.п., не хранить на торговом месте личные вещи, принимать пищу и курить только в отведенных для этих целей местах.
4.13. Виновные в нарушении требований санитарных правил привлекаются к административной ответственности.
V. Общие принципы регулирования взаимоотношений между администрацией
рынка, продавцом и покупателем на рынке
5.1. Администрация рынка обязана принимать меры к увеличению завоза на рынок сельскохозяйственной продукции, привлечению к торговле сельских товаропроизводителей (совхозов, хозяйств пригородной зоны городов), фермеров, арендаторов - предпринимателей, а также оптовых продавцов продуктов питания и предоставлять им места для торговли в первоочередном порядке.
5.2. Администрация рынка вправе оказывать платные услуги продавцам:
предоставление весов, гирь, торгового инвентаря, санитарной одежды для продавцов;
погрузочно-разгрузочные работы и транспортные услуги, (включая перемещение грузов);
хранение в холодильниках, других хранилищах и помещениях сельскохозяйственных продуктов и личных вещей торгующих;
взвешивание продукции на товарных весах;
разруб мяса;
организация буфетов, мест общественного питания;
охрану транспортных средств;
другие.
5.3. Продавец имеет право требовать от администрации рынка:
обеспечения санитарных правил и требований пожарной безопасности;
компенсации стоимости товара, утраченного в связи с невыполнением администрацией рынка своих обязанностей по обеспечению торгового процесса;
своевременного вывоза мусора, тары и упаковочных материалов из торгового зала и с территории рынка.
VI. Контроль за соблюдением Правил торговли на рынке
6.1. Проверку соблюдения требований и норм, регламентирующих порядок торговли на рынке, проводят в пределах своей компетенции администрация рынка и специалисты, по предъявлению служебного удостоверения:
органов местного самоуправления;
Госторгинспекции;
Госсанэпиднадзора;
Алтайского центра стандартизации, метрологии и сертификации;
Госветнадзора;
Алтайского территориального управления ГКАП России;
налоговой инспекции;
управления внутренних дел.
6.2. Контроль за деятельностью продавцов на рынке осуществляется специалистами контролирующих органов с участием представителя администрации рынка.
6.3. Результаты проверок контролирующих органов доводятся до администрации рынка для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
6.4. Действия контролирующих органов и администрации рынка могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 5 июля 1999 г. N 500 "Об утверждении Примерных правил торговли на розничных, оптово-розничных рынках Алтайского края"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 5 августа 1999 г. N 172
Постановлением Администрации Алтайского края от 8 мая 2007 г. N 195 настоящее постановление признано утратившим силу