Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Потребительский рынок является крупной составной частью экономики Казанского муниципального района, тенденции и динамика его развития отражают социально-экономическое положение в районе. Торговля является стабильно и динамично развивающейся сферой экономики.
В секторе торговли действует свыше 200 хозяйствующих субъектов, 85% из которых - индивидуальные предприниматели. С 2014 года отмечается устойчивый прирост оборота розничной торговли. За период 2014 - 2018 годов товарооборот предприятий розничной торговли увеличился в 1,2 раза (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели розничной торговли
Годы |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к предыдущему году |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, руб. |
2014 |
1699,8 |
109,1 |
77085 |
2015 |
1785,2 |
105,0 |
81155 |
2016 |
1806,6 |
101,2 |
82689 |
2017 |
1916,4 |
106,1 |
88634 |
2018 |
2027,2 |
102,6 |
93757 |
В структуре оборота розничной торговли 97,62% занимает оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка. Продажа на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота занимает 2,38%.
Кроме изменений объемных показателей работы предприятий торговли, произошли изменения и в структуре торговой сети (таблица 2).
Таблица 2.
Развитие торговой сети
Годы |
Магазины |
В т.ч. |
Павильоны |
||
Магазины продовольственные |
Магазины непродовольственные |
Магазины со смешанным ассортиментом |
|
||
2014 |
182 |
25 |
58 |
99 |
35 |
2015 |
196 |
19 |
73 |
104 |
34 |
2016 |
168 |
25 |
53 |
90 |
32 |
2017 |
174 |
25 |
53 |
96 |
32 |
2018 |
167 |
24 |
55 |
88 |
30 |
За период 2014 - 2018 годов количество стационарных торговых объектов уменьшилось на 8,2%. Соответственно снизился показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей на 15,6% с 489,9 до 413,3 кв. м. (таблица 3).
Таблица 3.
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей района
Годы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Обеспеченность, кв. м. |
414,5/ 489,9* |
416,3/ 489,7* |
399,6/ 433,9* |
388,1/ 428,0* |
346,5/413,3* |
* включая торговые площади 4 торговых центров
Развитию конкуренции на потребительском рынке способствует развитие сетевых форм торговли. Сетевая торговля на территории района представлена региональными и федеральными торговыми сетями "Магнит", "Монетка", "Низкоцен". Приход их на потребительский рынок повлек за собой усиление конкурентной среды, активизировал процессы укрупнения, стимулировал местную торговлю на дальнейшее совершенствование. Вместе с тем несетевые магазины имеют неоспоримые преимущества: возможность быстрого реагирования на запросы потребителей, доступность, более тесные личностные взаимоотношения покупателя и продавца - все это делает небольшие магазины неотъемлемой и необходимой частью жизни потребителей.
На территории района ежеквартально проводятся универсальные ярмарки, а также проводятся продовольственные и непродовольственные ярмарки, ярмарки выходного дня.
Одной из негативных тенденций развития потребительского рынка является неравномерность его развития на территории района. Особенно остро стоит данный вопрос в сельской местности. В Казанском районе 27 труднодоступных населенных пунктов. В 2018 году завезено в труднодоступные населенные пункты 227,3 тонн товаров первой необходимости, возмещено расходов по доставке товаров первой необходимости в сумме 79,3 тыс. руб., по оплате коммунальных услуг - 977,4 тыс. руб., по аренде помещений - 148,3 тыс. руб.
В условиях развития рыночных отношений возникает необходимость укрепления существующей системы защиты прав потребителей, а также принятия дополнительных мер по защите потребительских прав и поддержания баланса интересов между потребителями и продавцами (исполнителями). Общие тенденции, закономерности и положение на потребительском рынке Казанского района характеризуются тем, что предложения порождающие спрос, обуславливают не только удовлетворение потребностей потребителя, но и возникновение ряда проблем, вызванных потребительскими спорами между продавцами (исполнителями) и потребителями.
Необходимость разработки Программы диктуется многими причинами.
Потребительский рынок делится на сферы торговли и услуг (работ). Рынок услуг включает в себя такие сферы как: общественное питание и бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, связь, финансы, медицина, туризм, образование, а также ряд других отраслей.
Анализ ситуации на потребительском рынке позволяет сделать вывод о том, что ежедневно потребитель испытывает потребность в защите своих прав уполномоченными органами по причине либо недостаточности правовых знаний для самостоятельного решения вопросов, либо необоснованных действий хозяйствующих субъектов.
Характер и существо поступающих обращений граждан свидетельствует о том, что потребители в большей степени не обладают достаточными знаниями в области потребительского законодательства, в механизме реализации своих прав, способах и методах их защиты.
В связи с этим возникает необходимость проведения систематической разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами, которая должна обеспечить профилактику нарушений прав потребителей, разрешение потребительских споров в рамках правового поля, досудебное удовлетворение законных требований потребителей.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" полномочиями в области защиты прав потребителей наделены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.