Постановление Администрации Алтайского края от 7 декабря 1999 г. N 845
"О программе "Развитие земельной реформы в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы"
Постановлением Администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 г. N 172 настоящее Постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" в целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земель, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами постановляю:
1. Утвердить программу "Развитие земельной реформы в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы комитет по земельным ресурсам и землеустройству Алтайского края, государственным заказчиком по соответствующему направлению Программы - Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
3. Главному управлению экономики и инвестиций, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике, администрации края при формировании проекта бюджета края на 2000 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов края разработать и принять программы развития земельной реформы на подведомственной территории, а также обеспечивать реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края Апарина И.В.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Программа
"Развитие земельной реформы в Алтайском крае
на 2000 - 2002 годы"
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 7 декабря 1999 г. N 845)
Паспорт
целевой программы "Развитие земельной реформы в Алтайском крае
на 1999 - 2002 годы"
Наименование Программы - Целевая программа "Развитие земельной реформы в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы"
Основание для разработки - Распоряжение администрации Алтайского края от 09.08.99 г. N 796-р
Государственные заказчики Программы - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Алтайского края (координатор) и Главное Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Алтайского края
Основные разработчики Программы - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Алтайского края. Главное Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Алтайского края, Главное Управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края, комитет по управлению государственным имуществом администрации Алтайского края, Алтайское предприятие ЗапсибНИИгипрозем, Алтайский институт мониторинга земель и экосистем, Алтайский государственный аграрный университет
Цели и задачи Программы - Повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращения ее в самостоятельный фактор экономического роста
Сроки и этапы реализации Программы
2000 - 2002 годы:
I этап - 2000 год
II этап - 2001 - 2002 годы
Перечень основных мероприятий Программы
разработка и совершенствование правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений;
создание механизмов, реализующих права собственников земельных долей и обеспечивающих приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и других поселениях;
проведение работ по разграничению собственности на землю: на федеральную, краевую и муниципальную;
развитие механизма ипотечного кредитования;
ведение государственного земельного кадастра;
совершенствование системы земельных платежей, проведение оценки земель;
проведение картографических, геодезических и землеустроительных работ;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного контроля за охраной и использованием земель;
создание денежного фонда охраны земель;
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;
подготовка и переподготовка кадров.
Объемы и источники финансирования 2000 - 2002 г. в т.ч. 2000 год
всего (млн. руб.) 178,7 46,8
в том числе:
федеральный бюджет 31,9 10,4
краевой бюджет 41,4 13,8
бюджеты районов и городов края 95,0 20,0
прочие источники 10,4 2,6
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства;
разграничение собственности на землю: на федеральную, краевую и муниципальную;
создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земель и создание благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное использование земельных ресурсов;
повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов всех уровней.
Введение
Алтайский край располагает огромными земельными ресурсами, по площади сельскохозяйственных угодий и пашни является крупнейшим регионом в России, но это богатство края в силу различных причин используется крайне неэффективно.
Большая часть сельскохозяйственных угодий находится в неудовлетворительном состоянии, 52 % их в той или иной степени подвержено действию ветровой и водной эрозии, 21% засолены и находятся на землях с солонцовыми комплексами, более 800 тысяч гектаров переувлажнены, из них 400 тысяч гектаров заболочены, около 300 тысяч гектаров природных кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) покрыты кочками, заросли кустарником и мелколесьем.
В последние годы, в связи с тяжелым экономическим положением сельскохозяйственных товаропроизводителей, внимание к вопросам рационального использования земель и повышения их плодородия ослаблено. Повсеместно наблюдаются отступления от почвозащитной технологии ведения сельскохозяйственного производства, практически во всех хозяйствах нарушена система севооборотов, полностью прекращено проведение мелиоративных работ и работ по коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий, резко сократились объемы внесения органических и минеральных удобрений. Все это ведет к дальнейшей деградации земельных угодий, снижению их плодородия.
Несовершенство механизма налогообложения земель, невыполнение требований закона о целевом использовании средств, полученных от платежей за землю, привело к тому, что финансирование мероприятий в сфере землепользования и землеустройства в районах и городах края осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего прекращены работы по изучению земельного фонда и разработке мероприятий по его рациональному использованию.
Выходом из такого сложного положения является разработка системы организационно-технических, технологических и финансовых мероприятий, направленных на устранение причин, тормозящих развитие земельных отношений, эффективное и рациональное использование земель, повышение их плодородия.
Программа "Развитие земельной реформы в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 и является ее составной частью.
В Программе определены объемы, стоимость, источники финансирования и календарный план первоочередных мероприятий для реализации на территории края федеральной целевой программы.
1. Основные Положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Алтайском крае
в 1991-1998 годах
В ходе земельной реформы, начатой в 1991 году, произошли значительные преобразования.
При реорганизации сельскохозяйственных предприятий в собственность граждан и их коллективов бесплатно передано около 6,8 млн. га, что составляет около 40 % от территории края. Собственниками земельных долей стали 362,5 тыс. граждан. Из земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность передано 68,6% территории, из земель населенных пунктов - 5,5%. В крае в настоящее время функционируют около 6,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 881.2 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий или 9.5% от имеющихся земель сельхозназначения. Средний размер одного хозяйства ежегодно увеличивается и к началу 1999 года составил 144,4 га по площади сельхозугодий и 120,3 га по площади пашни.
В крае полностью решен вопрос с обеспечением жителей земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, коллективного садоводства и огородничества, сенокошения и пастьбы скота, что позволяет стабилизировать производство продуктов питания при значительном сокращении объемов производства в коллективных хозяйствах.
По состоянию на 1 января 1999 года в крае насчитывается 451,2 тыс. личных подсобных хозяйств, которые занимают площадь 176,2 тыс. га. За период с 1991 по 1998 год число личных подсобных хозяйств увеличилось на 39 тыс., а занимаемая ими площадь - на 101,3 тыс. га. Средний размер одного хозяйства за этот период увеличился с 0,18 га до 0.39 га.
Количество граждан, занимающихся коллективным садоводством, за последние 8 лет увеличилось вдвое и составляет в настоящее время 241,1 тыс. человек. Площадь земель коллективного садоводства в этот период возросла с 8,1 тыс. га до 22,6 тыс. га, т.е. почти в 3 раза, а средний размер садового участка увеличился с 0,06 до 0,09 га.
Земли коллективного огородничества за годы реформы несколько сократились (с 12.7 до 12.0 тыс. га), так как некоторые жители городов стали выращивать картофель на увеличившихся по площади садовых участках.
Более 100 тыс. граждан, проживающих в городах и рабочих поселках, имеют земельные участки для индивидуального жилищного строительства, которые занимают площадь 8,7 тыс. га.
Приватизированным предприятиям за все предыдущие годы продано 8 земельных участков на площади 110 гектаров.
На основании федерального закона в крае введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от качества земель и их местоположения.
Несмотря на определенные положительные результаты, ожидаемого эффекта земельная реформа не дала, а в некоторых моментах даже обострила обстановку.
На государственном и региональном уровнях отсутствуют четкая и обоснованная концепция реформы, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации край вынужден, в основном, регулировать земельные отношения собственными правовыми актами.
Реформирование сельскохозяйственных предприятий и приватизация земель производились без достаточного научного обоснования, компанейскими методами. Реформированные предприятия не смогли обеспечить полное и рациональное использование земель, ежегодно сотни тысяч гектаров пахотных земель не используются, зарастают сорняками, засоряя ими близлежащие массивы.
Земля, используемая в сельскохозяйственном производстве, не стала предметом залога, что значительно снижает инвестиционную привлекательность сельхозтоваропроизводителей. Развитие же системы ипотечного кредитования земель несельскохозяйственного назначения затруднено экономической ситуацией в крае.
Земельные преобразования коснулись, в основном, земель сельскохозяйственного назначения, практически не видны результаты реформы в городах.
Введенные в 1991 году принципы налогообложения земель и взимания арендной платы устарели и требуют пересмотра.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформы осуществляется явно недостаточно. В 1997 и 1998 годах на работы, связанные с использованием земель из федерального бюджета средства вообще не выделялись, краевой бюджет за эти годы из плановых 18,2 млн. руб. профинансировал только 3,6 млн. руб. (20 %). В подавляющем большинстве районов грубо и безнаказанно нарушается требование федерального закона о целевом использовании средств, поступающих от платежей за землю.
Не на должном уровне организована пропагандистская и разъяснительная работа по вопросам земельных отношений.
1.2. Цель и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Конечной целью Программы является повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения ее социального, инвестиционного и производительного потенциала, превращения ее в самостоятельный фактор экономического роста.
Основными задачами земельной реформы на современном этапе будут:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав;
повышение плодородия почв и охрана земель;
вовлечение земель в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
создание механизмов перераспределения земель для перехода их к эффективным хозяйствующим субъектам;
приватизация земель гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством;
разграничение собственности на неприватизированные земли, на федеральную, краевую и муниципальную;
создание и развитие системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на землю, проведение массовой оценки земель.
Программой предусматривается разработка комплекса взаимоувязанных организационных, правовых, финансовых, научно-технических и иных мероприятий, позволяющих к концу срока реализации Программы создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Реализация Программы производится в два этапа.
На первом этапе (2000 год) осуществляются меры организационного, правового, информационно-просветительского характера, которые не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают технологическую и экономическую базу проведения второго этапа реформы. Все мероприятия этого этапа увязаны с мероприятиями, проводимыми на федеральном уровне и выполняются либо в порядке подготовки их, либо в порядке исполнения.
На втором этапе (2001 - 2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на рациональное использование земель.
1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами
Программа является составной частью системы прогнозов и программ социально-экономического развития Алтайского края.
В Программе уточнены направления реализации "Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Алтайского края", утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 10 октября 1996 года N 610, касающиеся обеспечения взаимосвязи земельного кадастра с системой государственной регистрации прав на землю.
Программа предусматривает тесное взаимодействие при реализации мероприятий программы "Повышения плодородия почв", а также "Программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Алтайского края на 1999 - 2001 годы, утвержденной постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 апреля 1999 года N 95 в части совершенствования земельных отношений и формирования массивов крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов.
2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии и равенстве различных форм собственности и на территории края будет осуществляться по следующим направлениям:
передача государственных земель в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством. Для реализации этого направления в первую очередь в каждом городе и районе нужно составить реестр земельных участков, передача которых в собственность запрещена законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а перечень участков, возможных для приватизации и условий приватизации сделать достоянием гласности;
установление на основе федерального закона принципов, порядка согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Для решения вопроса о разграничении собственности на землю на I этапе необходимо подготовить списки организаций, предприятий и учреждений федеральной и краевой собственности с указанием площади занимаемого участка;
дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении приватизированных предприятий;
инвентаризация и межевание земель, находящихся в федеральной, краевой и муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц;
установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в краевой и муниципальной собственности;
определение порядка изъятия и выкупа земель для краевых и муниципальных нужд на основе принципов, установленных федеральным законодательством.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает и будет осуществляться следующими мерами:
обеспечение всем жителям Алтайского края возможности получить земельный участок для осуществления разрешенных видов деятельности (в соответствии с законодательством);
обеспечение права гражданам приватизировать в установленном законодательством порядке законно используемую ими землю;
обеспечение всем собственникам земельных участков и земельных долей права свободного распоряжения ими в той мере, в какой их оборот допускается законодательством Российской Федерации и Алтайского края;
активизация информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников, владельцев, пользователей земель и усиление контроля за соблюдением этих прав всеми участниками земельных отношений. Для чего необходимо организовать издание популярных брошюр, систематическую публикацию в периодических изданиях нормативно-правовых актов по вопросам, касающихся земли с краткими комментариями специалистов, а также освещение опыта земельных преобразований в других регионах.
2.3. Развитие рынка земли
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе с прочно связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли;
информационное обеспечение рынка земли и другой недвижимости.
Развитие рыночного оборота земель предполагается обеспечить:
установлением перечня земельных участков, которые могут быть приватизированы с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
стимулированием выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями, зданиями, сооружениями и другими объектами, включением их стоимости в уставный капитал;
введением системы рассрочек платежей при выкупе земельных участков из краевой и муниципальной собственности;
переходом, в основном, на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) земельных участков из краевой и муниципальной собственности.
Создание инфраструктуры рынка земли будет осуществляться путем:
внедрения механизма формирования земельных участков, развития рынка землеустроительных услуг, созданием условий для обеспечения равных условий функционирования землеустроительных организаций всех форм собственности и предпринимателей;
разработки и реализации системы ведения государственного земельного кадастра;
внедрения системы массовой рыночной оценки земель, включающей в себя создание агентства по оценке земель, подготовку и переподготовку специалистов, проведение оценочных работ;
дальнейшего развития системы государственной регистрации прав на землю;
создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли.
Федеральной Программой предусмотрено также введение административной и уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствование гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
Программу информационного обеспечения рынка земли предполагается осуществлять:
созданием автоматизированных баз данных государственной системы регистрации прав на землю и сделок с ней, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
расширением доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного
назначения
В целях совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо:
на основе анализа использования земель во всех районах при необходимости провести перераспределение земель путем обмена земельных участков с целью создания оптимальных условий для их использования, обеспечив при этом компактность землевладений и землепользований всех форм собственности, в том числе и фонда перераспределения;
уточнить перечень сельскохозяйственных организаций, находящихся в краевой собственности, приватизация которых не разрешается и в отношении которых установлены особые условия приватизации;
составить (в разрезе сельскохозяйственных предприятий) список граждан, не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их;
подготовить перечень (реестр) земельных участков, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края исключены из оборота или ограничены в обороте;
осуществлять разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, установить строгий контроль за выполнением обязательных элементов проектов;
установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета сделок с земельными долями.
Мероприятия по улучшению почв осуществляются в рамках программы "Повышение плодородия почв".
2.5. Развитие ипотечного кредитования
Ипотечное кредитование земель несельскохозяйственного назначения в настоящее время сдерживается экономической ситуацией, которая не способствует заключению долгосрочных кредитных соглашений, отсутствием гарантий залогодержателя на возврат выданных кредитов, недоступностью кредита для большинства граждан в связи с его большим процентом.
Ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств сейчас невозможна по причине ее запрета федеральным законом.
Меры по дальнейшему развитию ипотеки земель должны быть направлены на устранение вышеуказанных негативных явлений и будут осуществляться, в основном, на федеральном уровне.
2.6. Совершенствование системы земельных платежей
Федеральной программой предполагается осуществить ряд мероприятий по совершенствованию системы налогообложения земель с целью повышения роли и объемов платежей за землю в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Совершенствование земельных платежей предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы за землю в городских поселениях с учетом возможных направлений градостроительного использования земель;
выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемых с пользователей государственных и муниципальных земель;
ужесточение контроля за сбором земельных платежей;
существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате за землю.
В порядке подготовки и в целях реализации вышеуказанных мероприятий в крае необходимо ускорить темпы проведения инвентаризации земель (в первую очередь земель городов и других городских поселений), их оценку, учет и государственную регистрацию.
2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на землю.
Осуществление мероприятий по ведению государственного земельного кадастра производится в рамках "Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Алтайского края", утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 10 октября 1996 года N 610.
2.8. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка требуют создания современной системы оценки земель.
На первом этапе государственной кадастровой оценки земель на территории края предусматривается выполнение следующих мероприятий:
апробация методики массовой оценки земель несельскохозяйственного назначения с целью определения их кадастровой стоимости;
разработка и адаптация методики массовой оценки земель сельскохозяйственного назначения на основе нормативов кадастровой стоимости земель по субъектам Российской Федерации;
частичное проведение массовой оценки земель различных категорий.
На втором этапе проводиться# массовая оценка земель для целей налогообложения и дифференциация норматива кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, который определяется по единой методике на уровне Российской Федерации в целях сопоставимости результатов государственной оценки земель.
2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельные преобразования в городах и других поселениях должны быть направлены на создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земли, на развитие регулируемого оборота земель.
При реализации программы будут выполняться:
уточнение, при необходимости, границ поселений (особенно сельских);
проведение работ по разграничению собственности на землю, на федеральную, краевую и муниципальную;
приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности под приватизированными предприятиями;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках;
разработка и осуществление программ инвентаризации земель. Для решения этой проблемы намечается подготовить проект нормативного акта, обязывающего всех юридических лиц и частных предпринимателей в течение трех лет провести силами специализированных организаций геодезическое оформление границ землевладений и землепользований. Инвентаризация земельных участков граждан намечается за счет бюджетных средств;
установление ограничений в использовании земельных участков и обременении их правами иных лиц;
уточнение ценового зонирования земель и дифференциации средних ставок земельного налога по зонам с различной градостроительной ценностью в городских поселениях края;
проведение работ по оценке земель.
2.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы
На первом этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
При необходимости возможно создание специализированного информационно-консультационного центра с частичным финансированием его деятельности за счет бюджетных ассигнований. Задачей этого центра должно стать проведение консультаций и оказание практической организационной и правовой помощи гражданам и юридическим лицам в реализации их прав на земельные участки, в выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок с земельными участками и земельными долями.
2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
провести работу по выявлению неиспользуемых участков во всех категориях земель физическими и юридическими лицами независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;
провести анализ наличия невостребованных земельных долей, установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям с целью передачи их в фонд перераспределения;
вести работу по установлению (восстановлению) в натуре границ вновь образуемых и перерегистрируемых земельных участков;
продолжить работу по уточнению и вынесению в натуру границ административно-территориальных образований;
продолжить работу по установлению границ и юридическому оформлению территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
разработать проекты внутрихозяйственного землеустройства.
Следует также разработать комплекс мер по реорганизации существующих и созданию новых, в том числе и частных, землеустроительных организаций.
2.12. Мониторинг земель
Анализ качественного состояния земельных угодий показывает, что земли Алтайского края продолжают деградировать. Ежегодно на каждом гектаре в среднем по краю теряется около 0.6 тонны гумуса, содержание гумуса в районах Кулундинской зоны достигло критического уровня, дальнейшее его уменьшение грозит полным истощением и бесплодием.
Изучение земельного фонда в последние годы практически прекращено, объективные данные о его качественном состоянии отсутствуют, но экспертный анализ состояния почв позволяет предположить, что усиливаются процессы ветровой и водной эрозии, продолжается подкисление и засоление почв, зарастание природных кормовых угодий кустарником и мелколесьем.
Серьезную опасность для края представляют процессы опустынивания земель, наличие которых наблюдается уже в центральной части края (Шипуновский район).
В крае намечается продолжить исследования на экспериментальных полигонах технологий выявления изменений состояния земель, их картографирования и оценки, совершенствование существующих и разработку новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель, ежегодно составлять региональный доклад о состоянии и использовании земель края.
2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы в крае отмечены многочисленные факты нарушения земельного законодательства. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, повсеместное распространение получили уклонение от оформления и переоформления прав на землю и несвоевременное внесение земельных платежей. В последние годы массовым явлением стало неиспользование сельскохозяйственных земель, зарастание их сорной растительностью.
Несовершенство существующей нормативно-правовой базы госземконтроля приводит к низкой эффективности проводимых проверок и применяемых мер административного воздействия.
Работу по усилению контроля за использованием и охраной земель предусматривается вести по нескольким направлениям:
проведение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства, путем более полной информированности населения о деятельности органов государственного контроля, увеличения количества общественных контролеров и повышения эффективности их работы;
укрепление взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель между собой и с правоохранительными органами путем проведения совместных комплексных проверок по соблюдению земельного законодательства.
Необходимо также осуществление мер по укреплению материально-технической базы органов государственного контроля за использованием и охраной земель, материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов.
2.14. Совершенствование системы государственного управления
земельными ресурсами
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений, совершенствования системы государственного управления земельными ресурсами предусматривается осуществить следующие организационные меры:
создать в крае и во всех городах и районах края кадастровые подразделения, передать им в соответствии с федеральными правовыми актами часть управленческих функций комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и функции по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, оценке земель для государственных и иных нужд. Финансирование кадастровых бюро осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за проведенные работы и оказанные услуги;
укрепить материально-техническую базу комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, сохранив за ними основные функции государственного управления, нормативно-методическую деятельность, государственный контроль за использованием и охраной земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории края.
3. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение Программы базируется на федеральном законодательстве и нормативных актах Алтайского края, в частности на законах "О регулировании земельных отношений на территории Алтайского края" и "О продаже земельных участков собственникам приватизированных предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов нежилого фонда и продаже права аренды земельных участков, предназначенных под застройку в городах и сельских поселениях Алтайского края" и будет осуществляться в порядке их уточнения и детализации.
В частности, планируется разработка проектов следующих нормативных актов:
положения о порядке управления и распоряжения землями, находящимися в собственности Алтайского края;
положения о порядке изъятия (выкупа) земель для нужд Алтайского края;
нормативного акта об условиях и порядке установления отсрочки платежей при выкупе земельного участка собственниками приватизированных предприятий, зданий, строений, сооружений и других объектов нежилого фонда;
нормативного акта об обязанности юридических лиц (кроме сельхозтоваропризводителей#) в течение ближайших трех лет провести геодезическое оформление границ занимаемых ими земельных участков.
4. Научное обеспечение Программы
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы предполагается вести в порядке разработки отдельных тем по поручению Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике силами Алтайского предприятия ЗапсибНИИгипрозем, Алтайского института мониторинга земель и экосистем с привлечением научных учреждений и учебных заведений края.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы, включая финансирование проектно - изыскательских работ, осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования. Расчет стоимости работ проведен по расценкам, действующим в момент разработки Программы в ценах 1999 года.
Бюджетное финансирование производится за счет средств, полученных от земельного налога и арендной платы за землю. Прочие источники представлены собственными средствами предприятий, организаций, учреждений и граждан, по инициативе которых проводятся проектно - изыскательские работы, связанные с использованием земель.
Затраты на реализацию Программы составляют 178,7 млн. рублей в т.ч. за счет средств федерального бюджета 31,9 млн. рублей.
В программе предусматривается финансирование следующих мероприятий:
проведение оценки земель - 11,1 млн. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета 0,4 млн. рублей.
ведение мониторинга земель - 5,1 млн. рублей за счет краевого и местных бюджетов;
проведение землеустроительных работ - 41,4 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 6,5 млн. рублей;
картографо-геодезическое обеспечение - 120,3 млн. рублей, в т.ч. за счет федерального бюджета 25,0 млн.;
разработка нормативно-правовых актов - 0,8 млн. рублей за счет краевого бюджета.
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет следующих источников:
Таблица 1
------------------------------------------------------------------------\
Показатели |Всего 2000-2002 гг. | В том числе по годам |
|---------------------+-------------------------|
|млн. руб. | в % | 2000 г. |2001-2002 гг. |
------------------------+----------+----------+---------+---------------|
Всего по программе |178,7 | 100,0 | 46,8 |131,9 |
------------------------+----------+----------+---------+---------------|
Из них: | | | | |
Федеральный бюджет |31,9 | 17,8 | 10,4 |21,5 |
В том числе прочие нужды|31,9 | 17,8 | 10,4 |21,5 |
------------------------+----------+----------+---------+---------------|
Бюджет края и | | | | |
местные бюджеты |136,4 | 76,4 | 33,8 |102,6 |
------------------------+----------+----------+---------+---------------|
Прочие источники |10,4 | 5,8 | 2,6 |7,8 |
------------------------------------------------------------------------/
Реализация Программы будет осуществляться в два этапа:
I этап - 2000 г. - 46,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10,4 млн. рублей;
II этап - 2001 - 2002 гг. - 131,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 21,5 млн. рублей. Распределение средств федерального и краевого бюджета по объектам работ и исполнителям осуществляется государственным заказчиком - координатором. Выделение средств на улучшение земель осуществляется в рамках целевой Программы "Плодородие".
Учитывая, что мероприятия, включенные в Программу, составляют незначительную часть от их потребности, при индексации ставок земельного налога и арендной платы за землю в соответствующих пропорциях увеличивается выделение средств на реализацию Программы.
6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству Алтайского края, государственным заказчиком по соответствующему направлению - Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Алтайского края.
Часть намеченных Программой мероприятий реализуется через соответствующие районные и городские программы, разрабатываемые органами местного самоуправления и районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Мероприятия программы реализуются:
государственными заказчиками путем организации работ и распределения, ежегодно выделяемых средств федерального и краевого бюджетов, а также внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за использованием средств и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов);
органами исполнительной власти городов и районов края путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием.
План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 1999 - 2000 годах и план проведения проектно-изыскательских работ по землеустройству, ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель прилагаются.
В качестве соисполнителей при реализации программных мероприятий привлекаются организации Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.
Порядок размещения заказов на проведение работ для государственных нужд определяет государственный заказчик - координатор. Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий производится путем организации открытых торгов (конкурсов).
Государственные заказчики ежегодно направляют по своим направлениям в Главное управление экономики и инвестиций и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края предложения по объемам финансирования мероприятий для включения в проект бюджета.
Государственные заказчики анализируют ход реализации программы и представляют:
ежегодно, не позднее 25 января, в Главное управление экономики и инвестиций администрации края и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края отчет о ходе работ по реализации программы и эффективности использования выделяемых финансовых средств;
ежегодно в Главное управление экономики и инвестиций администрации края статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы.
При необходимости государственные заказчики вносят в администрацию края предложения о корректировке Программы, или о нецелесообразности финансирования отдельных ее мероприятий.
7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
В связи с тем, что интерес и цели Программы лежат в области структурной политики, включая инфраструктуру экономики, эффективность ее выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также социальной и экологической сферах.
Развитие ипотеки земельных участков будет способствовать созданию благоприятных условий для инвестиций.
Развитие регулируемого рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
эффективно и рационально использовать земельные ресурсы;
закрепить конституционные права граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства;
создать механизм перераспределения земель для перехода их к эффективным, хозяйствующим субъектам.
Усовершенствование системы платежей за землю будет способствовать более рачительному использованию собственниками земельных участков. С другой стороны, это позволит повысить объем земельных платежей в доходную часть бюджетов всех уровней.
Приложение 1
План основных организационных мероприятий
по реализации Программы "Развитие земельной реформы в
Алтайском крае на 2000 - 2002 годы"
------------------------------------------------------------------------\
Мероприятия | Исполнитель |Срок |
| |исполнения|
----------------------------------------+--------------------+----------|
1 | 2 | 3 |
----------------------------------------+--------------------+----------|
1. Подготовить проект Положения о|Комитет по земельным|После |
порядке управления и распоряжения|ресурсам и|принятия |
землями, находящимися в собственности|землеустройству, |закона о|
Алтайского края |Государственно-пра- |государст-|
|вовой комитет|венных и|
|администрации края |муниципа- |
| |льных |
| |землях |
| | |
2. Подготовить проект Положения о|Комитет по земельным|I квартал|
порядке, изъятия (выкупа) земель для|ресурсам и|2000 г. |
нужд Алтайского края |землеустройству | |
| | |
3. Подготовить проект нормативного акта|Комитет по|I квартал|
об условиях и порядке установления|управлению |2000 г. |
отсрочки платежей при выкупе земельного|государственным | |
участка собственниками приватизированных|имуществом | |
предприятий, зданий, строений,|администрации края | |
сооружений и других объектов нежилого| | |
фонда | | |
| | |
4. Подготовить списки организаций,|Комитет по|I квартал|
предприятий и учреждений федеральной и|управлению |2000 г. |
краевой собственности с указанием|государственным | |
площади занимаемого земельного участка|имуществом и Главное| |
(для решения вопроса о разграничении|управление сельского| |
собственности на землю) |хозяйства и| |
|продовольствия | |
|администрации края,| |
|комитет по земельным| |
|ресурсам и| |
|землеустройству | |
| | |
5. Создание в крае, районах и городах|Администрация края,|После |
специализированных кадастровых|администрации |принятия |
учреждений |городов и районов,|соответст-|
|комитет по земельным|вующего |
|ресурсам и|федеральн-|
|землеустройству |ого |
| |нормативн-|
| |ого акта |
| | |
6. Создание специализированного|Комитет по земельным|После |
учреждения по оценке земель |ресурсам и|принятия |
|землеустройству |федеральн-|
| |ого |
| |нормативн-|
| |ого акта |
| | |
7. Подготовить перечни (реестры)|Администрации |II квартал|
земельных участков, которые в|районов и городов|2000 г. |
соответствии с законодательством|края, комитет по| |
Российской Федерации и Алтайского края|земельным ресурсам и| |
исключены из оборота или ограничены в|землеустройству | |
обороте. | | |
| | |
8. Подготовить проект нормативного акта|Комитет по земельным|II квартал|
об обязанности юридических лиц (кроме|ресурсам и|2000 г. |
сельхозтоваропроизводителей) в течение|землеустройству | |
ближайших трех лет провести| | |
геодезическое оформление границ| | |
занимаемых ими земельных участков | | |
| | |
9. Уточнить списки сельскохозяйственных|Комитет по|I квартал|
организаций, в отношении которых|управлению |2000 г. |
установлены особые условия приватизации |государственным | |
|имуществом и Главное| |
|управление сельского| |
|хозяйства и| |
|продовольствия | |
|администрации края | |
| | |
10. Составить (в разрезе|Комитет по земельным|II квартал|
сельскохозяйственных предприятий) списки|ресурсам и|2000 г. |
граждан, не получивших свидетельство о|землеустройству, | |
праве на земельную долю и не|администрации | |
распорядившихся своими земельными долями|районов края | |
или не использующих их | | |
| | |
11. Уточнить ценовое зонирование земель|Администрации |II квартал|
и дифференциацию средних ставок|городов, комитет по|2000 г. |
земельного налога по зонам с различной|строительству и| |
градостроительной ценностью в городских|архитектуре | |
поселениях края |администрации края,| |
|комитет по земельным| |
|ресурсам и| |
|землеустройству | |
| | |
12. Создание специализированного|Администрация края,|По мере|
информационно-консультационного центра|комитет по земельным|необходим-|
для оказания практической|ресурсам и|ости |
организационной и правовой помощи|землеустройству | |
гражданам и юридическим лицам в| | |
осуществлении конституционных прав на| | |
землю. | | |
| | |
13. Подготовка и издание сборника|Администрация края,|II квартал|
нормативных правовых актов по|комитет по земельным|2000 г. |
регулированию земельных отношений |ресурсам и| |
|землеустройству | |
| | |
14. Продолжить работы по установлению и|Комитет по охране|Постоянно |
юридическому оформлению территорий с|окружающей среды,| |
особым природоохранным режимом|комитет по земельным| |
использования земель |ресурсам и| |
|землеустройству | |
| | |
15. В целях укрепления взаимодействия|Комитет по земельным|Постоянно |
органов, осуществляющих государственный|ресурсам, комитет по| |
контроль за использованием и охраной|охране природы,| |
земель с правоохранительными органами|комитет по| |
ввести в практику проведение совместных|строительству и| |
комплексных проверок по соблюдению|архитектуре, Центр| |
земельного законодательства |госсанэпиднадзора, | |
|Прокуратура | |
|Алтайского края, УВД| |
|Алтайского края | |
| | |
16. В целях обеспечения полноты сбора|Государственная |Постоянно |
земельных платежей Государственной|налоговая инспекция| |
налоговой инспекции по Алтайскому краю и|по Алтайскому краю и| |
комитету по земельным ресурсам и|комитет по | |
землеустройству проводить совместные|земельным ресурсам и| |
проверки полноты учета плательщиков|землеустройству | |
земельного налога и арендной платы за| | |
землю | | |
| | |
17. Рассмотреть вопрос об организации|Администрация края,|II квартал|
учебно-консультационного пункта по|комитет по земельным|2000 г. |
переподготовке и повышению квалификации|ресурсам и| |
специалистов комитетов по земельным|землеустройству | |
ресурсам и землеустройству, кадастровых| | |
бюро и других организаций, выполняющих| | |
работы, связанные с использованием| | |
земель | | |
| | |
18. Проведение профилактической|Комитет по земельным|Постоянно |
разъяснительной работы через средства|ресурсам и| |
массовой информации по предотвращению|землеустройства, | |
нарушений земельного законодательства |органы местного| |
|самоуправления | |
| | |
------------------------------------------------------------------------/
Приложение 2
Затраты
на реализацию программы
"Развитие земельной реформы в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы"
млн. рублей
------------------------------------------------------------------------\
NN |Разделы программы,|Показатели |Всего | в том числе |
п/п|мероприятия | |2000- |--------------------|
| | |2002 гг. | 2000 г.| 2001- |
| | | | | 2002 гг. |
---+------------------+------------------+---------+--------+-----------|
1. |Оценка земель |Всего по программе|11,1 | 3,2 | 7,9 |
| |Федеральный бюджет|0,4 | 0,2 | 0,2 |
| |Бюджет края |3,0 | 1,0 | 2,0 |
| |Местный бюджет |7,7 | 2,0 | 5,7 |
| | | | | |
2. |Мониторинг земель |Всего по программе|5,1 | 1,7 | 3,4 |
| |Федеральный бюджет|- | - | - |
| |Бюджет края |2,1 | 0,7 | 1,4 |
| |Местный бюджет |3,0 | 1,0 | 2,0 |
| | | | | |
3. |Землеустроительное|Всего по программе|41,4 | 12,0 | 29,4 |
|обеспечение |Федеральный бюджет|6,5 | 2,2 | 4,3 |
| |Бюджет края |12,9 | 4,3 | 8,6 |
| |Местный бюджет |22,0 | 5,5 | 16,5 |
| | | | | |
4. |Картографическое |Всего по программе|120,3 | 29,6 | 90,7 |
|обеспечение |Федеральный бюджет|25,0 | 8,0 | 17,0 |
| |Бюджет края |22,6 | 7,5 | 15,1 |
| |Местный бюджет |62,3 | 11,5 | 50,8 |
| |Прочие источники |10,4 | 2,6 | 7,8 |
| | | | | |
5. |Правовое и научное|Всего по программе|0,8 | 0,3 | 0,5 |
|обеспечение |Бюджет края |0,8 | 0,3 | 0,5 |
| | | | | |
|Итого по п.п.1 - 5|Всего по программе|178,7 | 46,8 | 131,9 |
| |Федеральный бюджет|31,9 | 10,4 | 21,5 |
| |Бюджет края |41,4 | 13,8 | 27,6 |
| |Местный бюджет |95,0 | 20,0 | 75,0 |
| | | | | |
| |Прочие источники |10,4 | 2,6 | 7,8 |
------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 7 декабря 1999 г. N 845 "О программе "Развитие земельной реформы в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, декабрь 1999 г. N 44(64), с.118
Постановлением Администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 г. N 172 настоящее постановление признано утратившим силу