Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлениюАдминистрации города Иванова
от 15.11.2019 N 1801
Прогноз
социально-экономического развития города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения на начало года |
человек |
406 113 |
405 053 |
403 993 |
403 013 |
402 163 |
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
человек |
405 583 |
404 523 |
403 503 |
402 588 |
401 803 |
Темп роста численности населения (среднегодовой) |
% к предыдущему году |
99,77 |
99,74 |
99,75 |
99,77 |
99,81 |
Общий коэффициент рождаемости |
человек на 1000 населения |
9,47 |
9,15 |
9,21 |
9,27 |
9,33 |
Общий коэффициент смертности |
человек на 1000 населения |
14,09 |
14,12 |
14,11 |
14,11 |
14,11 |
Коэффициент естественного прироста |
человек на 1000 населения |
-4,62 |
-4,97 |
-4,91 |
-4,84 |
-4,78 |
Коэффициент миграционного прироста |
человек на 1000 населения |
2,00 |
2,35 |
2,48 |
2,73 |
2,99 |
Примечание | ||||||
2. Производство товаров и услуг по чистым видам экономической деятельности по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
94,45 |
102,01 |
101,63 |
102,11 |
102,16 |
2.1. Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
34 846,15 |
37 780,00 |
40 050,00 |
42 440,00 |
45 340,00 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
95,54 |
105,36 |
102,52 |
102,58 |
102,63 |
% к предыдущему году |
113,20 |
102,90 |
103,40 |
103,30 |
104,10 |
|
2.2. Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
18 138,85 |
18 290,80 |
19 030,00 |
20 030,00 |
21 090,00 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
93,33 |
96,77 |
99,94 |
101,21 |
101,24 |
% к предыдущему году |
106,50 |
104,20 |
104,10 |
104,00 |
104,00 |
|
2.3. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
1 585,07 |
1 490,00 |
1 550,00 |
1 630,00 |
1 720,00 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
87,84 |
88,35 |
99,83 |
101,12 |
101,46 |
% к предыдущему году |
113,30 |
106,40 |
104,20 |
104,00 |
104,00 |
|
Примечание | ||||||
3. Строительство |
|
|
|
|
|
|
3.1. Объем выполненных работ по чистому виду деятельности "Строительство" по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
529,07 |
1 304,50 |
1 453,00 |
1 618,50 |
1 830,00 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
27,70 |
230,01 |
106,89 |
107,00 |
107,58 |
% к предыдущему году |
105,20 |
107,20 |
104,20 |
104,10 |
105,10 |
|
3.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
239,47 |
168,00 |
125,00 |
100,00 |
100,00 |
3.3. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
км |
707,70 |
707,70 |
707,70 |
710,34 |
711,00 |
Примечание | ||||||
4. Малое и среднее предпринимательство (без учета индивидуальных предпринимателей) |
|
|
|
|
|
|
4.1. Количество малых и средних предприятий - всего по состоянию на конец года |
тыс. единиц |
16,03 |
16,05 |
16,07 |
16,08 |
16,10 |
4.2. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях, - всего |
тыс. человек |
78,56 |
78,65 |
78,72 |
78,80 |
78,91 |
4.3. Оборот малых и средних предприятий |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
348 831,27 |
363 532,50 |
376 748,87 |
394 815,95 |
413 723,69 |
Оборот малых и средних предприятий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,23 |
100,40 |
100,62 |
100,72 |
100,76 |
Индекс-дефлятор (среднегодовой индекс потребительских цен) |
% к предыдущему году |
104,3 |
103,8 |
103,0 |
104,0 |
104,0 |
Примечание | ||||||
5. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
5.1. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) - всего |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
8 396,06 |
8 566,49 |
8 874,89 |
9 387,33 |
9 929,36 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,26 |
95,00 |
100,00 |
102,00 |
102,00 |
% к предыдущему году |
105,30 |
107,40 |
103,60 |
103,70 |
103,70 |
|
5.2. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности: |
|
|
|
|
|
|
Собственные средства предприятий |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
4 528,02 |
4 619,93 |
4 786,25 |
5 062,61 |
5 354,93 |
Привлеченные средства |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
3 868,04 |
3 946,56 |
4 088,64 |
4 324,72 |
4 574,43 |
Примечание | ||||||
6. Труд и занятость (по полному кругу организаций) |
|
|
|
|
|
|
Численность трудовых ресурсов |
тыс. человек |
277,00 |
274,50 |
272,00 |
269,50 |
267,00 |
Среднегодовая численность занятых в экономике - всего |
тыс. человек |
174,50 |
173,00 |
171,50 |
170,00 |
168,60 |
Среднесписочная численность работников организаций - всего |
тыс. человек |
137,73 |
139,36 |
141,06 |
142,71 |
144,44 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млн руб. |
46 828,97 |
50 273,62 |
53 634,68 |
57 517,72 |
61 999,08 |
Среднемесячная заработная плата одного работника |
руб. |
28 333,80 |
30 062,20 |
31 685,50 |
33 586,60 |
35 769,80 |
Темп роста среднемесячной заработной платы |
% к предыдущему году |
110,00 |
106,10 |
105,40 |
106,00 |
106,50 |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года |
% |
0,35 |
0,33 |
0,33 |
0,32 |
0,32 |
Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ |
руб. |
13 799,39 |
13 884,55 |
14 800,93 |
15 733,39 |
16 661,66 |
Реальный размер назначенных пенсий |
% к предыдущему году |
101,68 |
96,10 |
103,50 |
102,51 |
101,83 |
Темп роста среднего размера назначенных пенсий |
% к предыдущему году |
106,87 |
100,62 |
106,60 |
106,30 |
105,90 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде |
тыс. человек |
123,27 |
121,63 |
121,90 |
122,20 |
122,40 |
Численность работающих пенсионеров по г. Иваново |
человек |
26 054,00 |
24 083,00 |
24 000,00 |
23 900,00 |
23 800,00 |
Примечание | ||||||
7. Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
Численность обучающихся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования |
тыс. человек |
23,03 |
23,30 |
23,44 |
23,68 |
23,68 |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
тыс. человек |
40,03 |
40,93 |
41,31 |
41,79 |
41,79 |
Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся в этих учреждениях |
% |
90,60 |
89,20 |
88,20 |
87,80 |
86,40 |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 1000 детей дошкольного возраста |
821,60 |
834,14 |
839,10 |
847,70 |
847,70 |
Обеспеченность общедоступными библиотеками |
учрежд. на 100 тыс. населения |
28,60 |
28,68 |
28,75 |
28,81 |
28,87 |
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа |
учрежд. на 100 тыс. населения |
7,15 |
6,92 |
6,94 |
6,96 |
6,97 |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
% |
31,71 |
31,81 |
35,87 |
36,01 |
36,13 |
Примечание | ||||||
8. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников |
тыс. т |
5,02 |
5,02 |
5,02 |
5,02 |
5,02 |
|
% к предыдущему году |
104,70 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Примечание: |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг.
Прогноз социально-экономического развития городского округа Иваново на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг. разработан на основе:
- сценарных условий социально-экономического развития РФ, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации;
- анализа тенденций развития экономики городского округа Иваново за 2018 год и сложившейся экономической ситуации в 2019 году на основе данных, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - Ивановостат);
- Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года, утвержденной решением Ивановской городской Думы от 26.12.2008 N 967;
- постановления Администрации города Иванова от 01.08.2013 N 1606 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Иванова на очередной финансовый год и плановый период";
- постановления Администрации города Иванова от 24.04.2015 N 902 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации среднесрочного прогноза социально-экономического развития города Иванова на очередной финансовый год и плановый период".
В представленном прогнозе скорректированы оценочные значения показателей на 2019 год и их прогноз на плановый период по сравнению с прогнозом социально-экономического развития на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. (постановление Администрации города Иванова от 15.11.2018 N 1509 (далее - прогноз на 2019 - 2021 гг.)) на основании анализа текущей ситуации развития экономики города Иванова и сценарных условий, разработанных Минэкономразвития России.
1. Демографические показатели
Показатели, запланированные на 2018 год по численности населения в прогнозе на 2019 - 2021 гг., достигнуты, отклонение фактических показателей от плановых - 0,02%. Среднегодовая численность в 2018 году составила 405,58 тыс. чел., или 99,77% к 2017 году. Сокращение численности населения произошло за счет естественной убыли.
По предварительным данным Ивановостат на 01.08.2019 численность населения города Иванова составила 403,51 тыс. чел., сократившись с начала года на 0,4%.
В январе - июле 2019 года в областном центре родилось 1 990 чел., что на 11,0% ниже соответствующего периода 2018 года. Негативное влияние на демографическую ситуацию, как и в 2018 году, оказывает сокращение числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста (20-34 года), а также тенденция к откладыванию рождения первого ребенка на более поздний период.
В связи с этим оценочный показатель по уровню рождаемости на 2019 год и прогнозные значения на плановый период скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг.
Одновременно со снижением рождаемости наблюдается незначительное увеличение смертности, за 7 месяцев 2019 года умерло 3 386 чел., что на 0,5% выше аналогичного периода 2018 года, уровень смертности выше уровня рождаемости в 1,7 раза (в январе - июле 2018 года - в 1,5 раза).
И как следствие, естественная убыль за 7 месяцев 2019 года, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 23,1%, составила 1 396 чел.
Миграционный отток в январе - июле 2019 года составил 146 чел., или 29,4% к аналогичному периоду 2018 года (за 7 месяцев 2018 года отток составлял 496 чел.). Несмотря на это, по окончании 2018 года наблюдалась положительная миграция (+ 813 чел.). По итогам 2019 года также ожидается положительная миграция в пределах 950 чел., чему будет способствовать стабильная ситуация на рынке труда и рост заработной платы. Приток мигрантов будет частично компенсировать естественную убыль населения.
На основании динамики демографических показателей оценочные показатели по численности населения на 2019 год и плановый период до 2022 года скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг.
По оценке в 2019 году среднегодовая численность населения составит 404,52 тыс. чел., основные демографические показатели в пересчете на 1000 чел. населения будут выглядеть следующим образом (промилле): коэффициент рождаемости составит 9,15; смертности - 14,12; естественная убыль - -4,97; миграционный прирост - 2,35 (в 2018 году - 9,47; 14,09; -4,62 и 2,0 соответственно).
"Основные демографические коэффициенты в расчете на 1000 чел. населения (промилле)"
На улучшение ситуации по демографическим показателям направлены национальные проекты "Демография" и "Здравоохранение".
Реализация комплекса мероприятий по стимулированию рождаемости (продление действия государственной программы материнского капитала до конца 2021 года, включая дополнительные механизмы использования материнского капитала, повышение доступности жилья семьям с детьми, предоставление земельных участков за третьего ребенка, ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям, поддержка молодых семей при рождении первенцев, повышение качества жизни семей с детьми, медицинская помощь семьям, страдающим бесплодием и пр.) позволяют прогнозировать в 2020 - 2022 гг. умеренный рост рождаемости, который в то же время будет сдерживаться изменениями в структуре населения (сокращением числа женщин репродуктивного возраста, тенденцией переноса рождения первого ребенка на более поздний период).
По прогнозу к 2022 году коэффициент рождаемости на 1000 чел. населения незначительно увеличится по сравнению с 2019 годом и составит 9,33%.
"Показатели рождаемости"
Учитывая проводимые мероприятия в сфере здравоохранения, в том числе внедрение в практику современных медицинских технологий, эффективных механизмов профилактики, раннего выявления заболеваний и факторов риска развития хронических заболеваний, принятие мер по улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи гражданам, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, ожидается ежегодное снижение числа умерших и увеличение продолжительности жизни граждан. В пересчете на 1000 чел. населения коэффициент смертности в прогнозный период в 2020 - 2022 гг. составит 14,11 промилле.
"Показатели смертности"
В прогнозном периоде 2020 - 2022 гг. за счет небольшого роста рождаемости и снижения смертности ожидается замедление темпов естественной убыли населения.
К 2022 году коэффициент естественной убыли прогнозируется на уровне -4,78 промилле на 1000 чел. населения. Несмотря на то, что коэффициент естественного прироста сохранится отрицательным, в ближайшей перспективе прогнозируется положительная тенденция его снижения. Ожидается, что миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения и будет способствовать сокращению темпов снижения среднегодовой численности населения, которая к 2022 году составит 401,80 тыс. чел.
"Показатели естественного прироста (убыли) и миграционного прироста (убыли) на 1,0 тыс. чел. населения (промилле)"
Необходимо отметить, что в 2020 году планируется проведение Всероссийской переписи населения, в 2021 году будут известны ее предварительные итоги, в связи с чем демографический прогноз будет скорректирован с учетом полученных результатов переписи.
2. Производство товаров и услуг по чистым видам экономической деятельности по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
По данным Ивановостат отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в целом по городу Иванову за 2018 год составила 78,2 млрд руб. (увеличение на 4,5% по сравнению с 2017 годом в ценах соответствующих лет), за январь - август 2019 года - 54,8 млрд руб., или 109,9% к аналогичному периоду 2018 года. Данный показатель включает отгрузку в промышленном производстве, строительстве, транспортировке и хранении, деятельности в области информации и связи, финансовой и страховой деятельности и т.д.
В структуре отгруженных товаров, работ и услуг в 2018 году преобладало промышленное производство (69,8%), на долю других отраслей пришлось 30,2% (транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля и пр.).
Промышленность областного центра представлена тремя видами производства:
- обрабатывающие производства;
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
"Структура промышленного производства в 2018 году"
Индекс промышленного производства (далее - ИПП) в 2018 году по городскому округу составил 94,5% к уровню 2017 года. В 2019 году данный показатель ожидается в размере 102,0%. В прогнозируемом периоде темпы роста промышленности будут иметь положительную динамику: в 2020 году - 101,6%; в 2021 году - 102,1% и в 2022 году - 102,2%.
ИПП в сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. скорректирован в сторону увеличения (на 1,1 п.п. - в 2019 году, на 0,6 п.п. - в 2020 году и на 0,4 п.п. - в 2021 году). Указанные коррективы связаны с уточнением фактических данных Ивановостат по отгрузке продукции (в целом по городу и в разрезе по некоторым отраслям производства) за 2018 год и истекший период 2019 года, а также изменением показателей инфляции (индексов-дефляторов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации) в соответствующих сферах.
Снижение ИПП в 2018 году в значительной степени связано с высоким индексом-дефлятором, который составил 111,0% к уровню предыдущего года (для сравнения, в 2019 году индекс-дефлятор - 103,4%).
В обрабатывающих производствах объем отгруженных товаров в 2018 году составил 34,8 млрд руб., что на 4,5% ниже уровня предыдущего года (в сопоставимых ценах). В прогнозном периоде динамика данного показателя сложится следующим образом: в 2019 году 37,8 млрд руб. (индекс производства (далее - ИП) к предыдущему году - 105,4%), в 2020 году - 40,1 млрд руб. (ИП - 102,5%), в 2021 году - 42,4 млрд руб. (ИП - 102,6%) и в 2022 году - 45,3 млрд руб. (ИП - 102,6%).
В сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. оценочный и прогнозные ИП по показателю объема отгруженной продукции обрабатывающих производств скорректированы в сторону увеличения: в 2019 году на 4,4 п.п., в 2020 году - на 1,4 п.п. и в 2021 году - на 0,5 п.п.
Объем отгруженной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха в 2018 году составил 18,1 млрд руб., или 93,3% к 2017 году в сопоставимых ценах, в том числе:
- производство, передача и распределение электроэнергии - 8,9 млрд руб.;
- производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха - 8,8 млрд руб.
Оценочно в 2019 году ИП по данному виду деятельности составит 96,8% к уровню предыдущего года, в 2020 году - 99,9%, в 2021 - 2022 гг. - по 101,2% ежегодно. В сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. ИП претерпел изменения: в 2019 году в сторону снижения на 4,1 п.п., в 2020 году - на 1,1 п.п., в 2021 году - в сторону увеличения на 0,2 п.п.
Отгрузка продукции в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений составила в 2018 году 1,6 млрд руб., ИП - 87,8% к прошлому году. В прогнозном периоде ИП сложится следующим образом: 88,4% - в 2019 году, 99,8% - в 2020 году, 101,1% - в 2021 году и 101,5% - в 2022 году. В сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. ИП скорректирован в сторону снижения в 2019 - 2021 гг. на 11,6 п.п., на 0,8 п.п. и на 0,2 п.п. соответственно.
3. Строительство
3.1. Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)
По данным Ивановостат объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за 2018 год сложился в размере 529,1 млн руб., что на 72,3% ниже уровня 2017 года в сопоставимых ценах. Значительное снижение показателя (более 70%) обусловлено банкротством двух крупных строительных организаций - АО "Стройиндустрия-Холдинг" и ОАО "Ивановская домостроительная компания".
В первом полугодии 2019 года динамика показателя улучшилась (в среднем темп роста составляет 200-300% ежемесячно в сравнении с 2018 годом), однако значения не достигают уровня 2017 года.
Следует отметить, что объем работ и услуг собственными силами предприятий и организаций, выполняемый в областном центре, составляет более 32% строительства в Ивановской области.
Вместе с тем, принимая во внимание сокращение штатной численности строительных организаций и переходом их в категории "малые" и "микро", рост цен производителей черных металлов, готовых металлических изделий, неметаллической минеральной продукции, электроэнергии, газа и водоснабжения, ожидается, что в среднесрочной перспективе по городу Иванову показатель не достигнет уровня 2015 - 2017 гг.
С учетом тенденции, сложившейся в 1 полугодии 2019 года, в сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. скорректированы в сторону увеличения индекса физического объема: в 2019 году - на 132,1 п.п., в 2020 году - на 6,8 п.п., в 2021 году - на 4,9 п.п.
Таким образом, в среднесрочной перспективе индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит: в 2020 году - 106,9%, в 2021 году - 107,0%, в 2022 году - 107,6%.
3.2. Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования
В 2018 году в городе Иванове введены в эксплуатацию 25 многоквартирных жилых домов площадью 199,4 тыс. кв. м (3384 квартиры) и 140 индивидуальных жилых домов площадью 40,1 тыс. кв. м. Значительный рост произошел в индивидуальном жилищном строительстве - показатель достиг своего максимума (более чем в 2 раза по отношению к 2017 году) за последние 10 лет по количеству введенных домов.
За 9 месяцев 2019 года построено 16 многоквартирных жилых домов площадью 65,8 тыс. кв. м (1 235 квартир) и 102 индивидуальных жилых дома площадью 19,6 тыс. кв. м. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года отмечается значительное снижение показателей жилищного строительства: на 25,5% - в многоквартирном, на 32,4% - в индивидуальном.
Отрицательная динамика обусловлена внесенными поправками в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 214-ФЗ), в соответствии с которыми с 01.07.2019 вложения покупателей, участвующих в долевом строительстве, застройщик может получить лишь с эскроу-счета в течение десяти дней после регистрации права собственности на первую квартиру.
Также изменения в Федеральный закон 214-ФЗ коснулись ужесточения требований к застройщикам, в связи с чем существенно снизилось количество выдаваемых разрешений на строительство объектов жилищного строительства.
В сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. плановые значения показателей по вводу жилья на территории города Иванова были скорректированы в сторону снижения: в 2020 году - на 26,5%, в 2021 году - на 41,2%.
Таким образом, в среднесрочной перспективе показатели ввода жилья спрогнозированы со снижением на 20 - 25%: 2020 г. - 125,0 тыс. кв. м, 2021 г. - 100,0 тыс. кв. м, 2022 г. - 100,0 тыс. кв. м.
3.3. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км)
В 2018 году протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в городском округе Иваново составила 707,7 км. Учитывая запланированные мероприятия в 2021 - 2022 гг., данный показатель увеличится в прогнозном периоде на 3,3 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км)
"Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км)"
В прогнозируемом периоде запланировано строительство новых дорог:
- в 2021 году: улично-дорожная сеть, расположенная от ул. Павла Большевикова, в рамках 1 очереди освоения микрорайона "Видный" (1 123,6 м); строительство автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Шереметевский до нового направления ул. Бубнова (512 м); строительство автомобильной дороги в микрорайоне "Видный" в г. Иваново (1000 м);
- в 2022 году - строительство моста через р. Уводь по ул. Набережной и автодороги на участке от ул. Профсоюзной до ул. Рыбинской в г. Иваново (658,52 м).
В сравнении с прогнозом 2019 - 2021 гг. показатель протяженности автомобильных дорог скорректирован:
- в 2019 году - в сторону снижения. По уточненным данным управления капитального строительства Администрации города Иванова в показатель строительства новых дорог не вошли объекты по реконструкции дороги по ул. 2-й Лагерной на участке от ул. 1-й Санаторной до ул. Весенней (236 м), а также дороги от направления ул. М. Жаворонкова до Сосневского проезда (220 м) (так как это реконструкция существующих дорог, а не строительство новых);
- в 2020 году - в сторону снижения в связи с переносом сроков строительства автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Шереметевский до нового направления ул. Бубнова в г. Иваново на 2021 год;
- в 2021 году - в сторону увеличения в связи с запланированным строительством автодороги в микрорайоне "Видный" в г. Иваново (1000 м); автодороги вдоль ул. Профсоюзной и ул. Наумова на отрезке от пр. Шереметевский до нового направления ул. Бубнова в г. Иваново (512 м) и улично-дорожной сети, расположенной от ул. Павла Большевикова, в рамках 1 очереди освоения микрорайона "Видный" (1123,6 м). Строительство моста через р. Уводь по ул. Набережной и автодороги на участке от ул. Профсоюзной до ул. Рыбинской в г. Иваново (658,5 м) перенесено на 2022 год.
4. Малое и среднее предпринимательство
На сегодняшний день источником информации о количестве субъектов малого и среднего бизнеса является Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), размещенный на сайте Федеральной налоговой службы.
Согласно данным указанного реестра по итогам 2018 года в областном центре осуществляли деятельность более 16,0 тыс. малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей). По сравнению с 2017 годом количество СМСП незначительно увеличилось. Основная доля СМСП, зарегистрированных в Ивановской области, приходится на областной центр - 77,8%.
По расчетным данным среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях в 2018 году, составила 78,6 тыс. чел., оборот малых и средних предприятий - 348,8 млрд руб. (в 2017 году - 78,4 тыс. чел. и 333,8 млрд руб. соответственно). Рост показателей, характеризующих состояние малого и среднего предпринимательства, обусловлен повышением деловой активности предпринимателей, расширением доступа к финансовым ресурсам, совершенствованием технологий и организации производства, реализацией стимулирующих мероприятий в сфере налогообложения СМСП.
С учетом сведений, полученных из Единого реестра СМСП, число малых и средних предприятий в 2019 году оценивается на уровне 16,05 тыс. ед., среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях, - 78,7 тыс. чел., оборот малых и средних предприятий - 363,5 млрд руб.
Уменьшение количества СМСП с ранее прогнозируемыми данными произошло в связи с тем, что ежегодно 10 августа сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях исключаются из Единого реестра в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не предоставили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Оценочные показатели по количеству малых и средних организаций, численности занятых на малых и средних предприятиях на 2019 год и плановый период до 2022 года скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг.
Учитывая принимаемые меры на уровне государства, региона и муниципалитета, в прогнозном периоде запланирован рост показателей, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса на территории городского округа Иваново. К 2020 году количество малых и средних организаций составит 16,07 тыс. ед., к 2021 году - 16,08 тыс. ед., к 2022 - 16,10 тыс. ед. Численность занятых на малых и средних предприятиях к 2020 году составит 78,7 тыс. чел., в 2021 году - 78,8 тыс. чел., в 2022 году - 78,9 тыс. чел. Оборот прогнозируется на уровне 376,8 млрд руб. в 2020 году, 394,8 млрд руб. в 2021 году и 413,7 млрд руб. к 2022 году.
"Основные показатели в сфере малого и среднего предпринимательства"
Реализация муниципальных программ
В целях оказания поддержки СМСП Администрацией города Иванова реализуются две муниципальные программы - "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове" *(1) и "Развитие инвестиционной деятельности и инновационной сферы в городе Иванове" *(2), которые направлены на повышение предпринимательской активности, формирование на территории города Иванова благоприятных условий для роста инвестиционных и инновационных элементов, составляющих структуру экономики.
На реализацию муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове" в 2018 году в бюджете города Иванова было предусмотрено 3,1 млн руб. В рамках программы действуют три подпрограммы, каждая из которых предполагает исполнение нескольких мероприятий. Всего в 2018 году финансовую поддержку получили 13 СМСП на сумму 2 582,5 тыс. руб. по 4 направлениям, организационно-консультационную - 135 СМСП на сумму 539,2 тыс. руб.
На период 2019 - 2022 гг. в рамках реализации муниципальной программы поддержки бизнеса предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 14,6 млн руб. Субсидии малому и среднему бизнесу предусмотрены по 5 направлениям.
В 2019 году бюджетом города в рамках подпрограммы "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрена в объеме 4,4 млн руб. За истекший период текущего года поддержку получили 18 СМСП на общую сумму 4 133,8 тыс. руб., по следующим мероприятиям:
- возмещение затрат по участию в региональных, межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях. По данному мероприятию запланирован объем финансирования 1,75 млн руб. Субсидии получили 8 заявителей, денежные средства по данному мероприятию распределены в полном объеме;
- возмещение затрат по созданию мест в негосударственных дошкольных организациях и семейных детских садах 2 СМСП на сумму 400,0 тыс. руб. Предоставлена субсидия 1 СМСП на сумму 160,8 тыс. руб.;
- возмещение затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, в том числе в рамках программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", на инвестиционные цели. Поддержку получили 2 СМСП на сумму 633,0 тыс. руб., денежные средства по данному мероприятию распределены в полном объеме;
- возмещение затрат по приобретению оборудования для осуществления производственной деятельности. По данному мероприятию запланирован объем финансирования 1,5 млн руб. Субсидии получили 6 заявителей, денежные средства по данному мероприятию распределены в полном объеме.
Администрацией города Иванова реализуется ряд инструментов для информирования СМСП о существующих мерах поддержки. Так, функционирует официальный сайт информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, где размещена информация по всем видам поддержки малого и среднего бизнеса, а также существует форма обратной связи для оперативного получения ответов на интересующие вопросы.
В рамках проекта Минэкономразвития работа по информированию СМСП в Иванове о существующих мерах поддержки осуществляется также в рамках института бизнес-гидов. За период действия проекта "очными" консультациями встречами, семинарами, выездами, рассылкой информационных материалов были охвачены более 350 субъектов малого бизнеса.
В рамках подпрограммы "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" принято постановление Главы города Иванова от 30.06.2008 N 2002 "Об утверждении перечня имущества города Иванова, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства". Указанный перечень в 2019 году содержит 12 объектов и ежегодно дополняется.
"Структура финансирования подпрограммы "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" в 2018 - 2019 гг., млн руб. муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове""
Кроме того, финансовая поддержка СМСП предусмотрена в рамках муниципальной программы "Развитие инвестиционной деятельности и инновационной сферы в городе Иванове" - начиная с 2018 года, предоставляется субсидия для возмещения понесенных затрат на научные разработки (затрат, связанных с оплатой услуг по сертификации вновь созданной продукции (работ, услуг), на проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с привлечением научных организаций, на государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных схем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, патентов, поддержание в силе патентов на территории Российской Федерации (далее - Субсидия) (до 2018 года в рамках указанной программы предоставлялись гранты организациям, осуществляющим научные разработки).
В 2018 году из бюджета города была оказана финансовая поддержка по предоставлению субсидий 5 инновационным предприятиям города на общую сумму 1,0 млн руб.
За истекший период текущего года поддержка по возмещению понесенных затрат, связанных с оплатой услуг по сертификации вновь созданной продукции (работ, услуг), и на государственную регистрацию программ для ЭВМ оказана трем хозяйствующим субъектам на общую сумму 386,9 тыс. руб. Плановый объем финансирования на 2019 год по данной субсидии составляет 1 млн руб.
Налоговые льготы
В целях поддержки, упорядочения и стимулирования развития отдельных видов предпринимательской деятельности на территории города Иванова действует специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход *(3) (далее - ЕНВД).
Для исчисления ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности К2. С целью исключения возрастания налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в городском округе Иваново по настоящее время при исчислении данного налога значение корректирующего коэффициента К2 сохранено на уровне 2008 года.
В соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Ивановской области от 29.11.2012 N 99-ОЗ "О введении патентной системы налогообложения на территории Ивановской области" действует патентная система налогообложения (далее - ПСН). ПСН относится к специальным налоговым режимам, цель которых - создание более простых условий налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков.
В 2018 году доходы от патентной системы налогообложения возросли на 4% и составили 49,2 млн руб. (в 2017 году - 47,2 млн руб.).
N |
Показатель |
Ед. изм. |
2017 г. |
2018 г. |
На 01.10.2019 |
1 |
Выдано патентов |
ед. |
2 864 |
3 435 |
3 178 *(4) |
2 |
Число ИП, применяющих патентную систему налогообложения |
ед. |
1 812 |
2 212 |
2 157 *(5) |
3 |
Поступление в бюджет города от патентной системы налогообложения |
млн руб. |
47,2 |
49,2 |
35,4 |
В конце 2017 года принят Федеральный закон *(6), положения которого касаются изменения сроков перехода на онлайн контрольно-кассовую технику (далее - ККТ). Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, а именно ЕНВД или ПСН, предоставлено право использования налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18,0 тыс. руб. на каждый экземпляр, зарегистрированный до 01.07.2019. Возможность получения налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению ККТ позволяет снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения онлайн ККТ и обязанностью ее применения при осуществлении расчетов с покупателями.
Кроме того, в июне 2019 года вступил в силу закон с послаблениями для некоторых сфер бизнеса по применению ККТ, например, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг *(7).
5. Инвестиции
Расчет прогнозных показателей инвестиционной деятельности на территории города Иванова основан на предоставленных Ивановостат предварительных результатах за 2018 год, анализе показателей за 1 полугодие 2019 года, данных муниципальной адресной инвестиционной программы, а также прогнозных показателях инвестиционной деятельности некоторых предприятий и организаций города Иванова.
Объем инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в областном центре в 2018 году сложился в размере 8,4 млрд руб., или 104,5% к уровню 2017 года *(8) (в сопоставимых ценах - 99,3%).
В сравнении с 2017 годом доля собственных средств в структуре инвестиций по источникам финансирования превысила долю привлеченных, составив 53,9%.
В течение 1 полугодия 2019 года объем инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, сложился в размере 2,4 млрд руб., или 81,2% к аналогичному периоду прошлого года. Отрицательная динамика показателя обусловлена существенным снижением капитальных вложений ряда обособленных подразделений АО "Российские железные дороги", банкротством ОАО "Ивановская домостроительная компания".
Видовая структура инвестиций в основной капитал в январе - июне 2019 года сложилась следующим образом:
- Жилые здания и помещения - 167,3 млн руб. (7,1%);
- Здания (кроме жилых) и сооружения - 702,5 млн руб. (29,7%);
- Машины, оборудование, инструмент, инвентарь - 1429,2 млн руб. (60,4%);
- Объекты интеллектуальной собственности - 46,3 млн руб. (2,0%);
- Прочие - 19,3 млн руб. (0,8%).
В прогнозируемом периоде крупные капитальные вложения предполагаются следующими организациями:
- АО "Водоканал" - в рамках инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Иванове;
- АО "Ивгорэлектросеть" - в рамках инвестиционной программы, включающей разработку ПСД, реконструкцию и строительство объектов электросетевого хозяйства;
- АО "Ивгортеплоэнерго" в рамках инвестиционной программы в сфере теплоснабжения;
- Владимирским филиалом ПАО "Т Плюс" продолжится реализация инвестиционной программы;
- ООО "Ивановский комбинат детского питания" реализует ряд инвестиционных проектов по запуску новых высокотехнологичных производственных линий, строительству склада готовой продукции;
- АО "Ивановские строительные материалы и абразивы" осуществляет модернизацию производства абразивного инструмента;
- Машиностроительной группой "КРАНЭКС" планируется внедрение машины комбинированной резки металла фирмы ESAB (Швеция);
- ООО "Профессионал" расширяет производство;
- ООО "ИМЗ Автокран" планирует производство автомобильных кранов грузоподъемностью 32-50 тонн с унифицированной модернизированной кабиной для автомобильных кранов грузоподъемностью от 16 до 50 тонн;
- ООО "Нейрософт" осуществляет строительство административного здания для расширения производства;
- ООО "Ивановский кабельный завод" планируется модернизация производства;
- ООО "Стекломакс" реализует проект по запуску линии сборки стеклопакетов и др.
В рамках муниципальной адресной инвестиционной программы города Иванова на 2019 - 2021 годы *(9) в прогнозируемом периоде запланирована реализация следующих социально значимых инвестиционных проектов за счет средств консолидированного бюджета:
1. Разработка проектной и сметной документации по следующим направлениям:
- "Строительство пристройки на 90 мест в МБДОУ "Детский сад N 75";
- "Рекультивация свалки за домами N 122 и N 126 по ул. Минской в г. Иваново";
- "Строительство полигона "сухой" снежной свалки в районе улицы Минская города Иванова".
2. Строительство:
- школы на 350 мест по ул. Генерала Хлебникова в г. Иваново;
- общеобразовательной школы на 700 учащихся в микрорайоне "Сухово-Дерябихский";
- дошкольного образовательного учреждения на 240 мест по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Камвольная;
- пристройки на 57 мест в МБДОУ "Детский сад N 152";
- пристройки на 90 мест в МБДОУ "Детский сад N 75".
С учетом снижения показателей за 1 полугодие 2019 года, принимая во внимание завершение в 2019 году ряда инвестиционных проектов промышленных организаций, оценочный и прогнозные данные были скорректированы в сторону снижения индекса физического объема в сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг.: в 2019 году - на 6,5 п.п., в 2020 году - на 1,7 п.п, в 2021 году - в сторону увеличения на 0,1 п.п.
Таким образом, в прогнозируемом до 2022 года периоде ожидается, что объем инвестиций в основной капитал будет иметь тенденцию к росту: в 2019 году - 8,6 млрд руб., в 2020 году - 8,9 млрд руб., в 2021 году - 9,4 млрд руб., в 2022 году - 9,9 млрд руб.
6. Труд и занятость
На основании данных Ивановостат, предоставленных в сентябре 2019 года по группировке численности населения по полу и возрасту за 2018 год, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте по состоянию на 01.01.2019 составила 228 177 чел., сократившись за год на 2 114 чел., или на 0,9% (за 2017 год сокращение 2 112 чел., или на 0,9%).
Уточненная статистическая информация за 2018 год повлияла на оценочные и прогнозные показатели по численности трудовых ресурсов, скорректировав ее в сторону увеличения и замедления темпов ее сокращения по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг.
По оценке численность трудовых ресурсов в 2019 году составит 274,5 тыс. чел., или 99,1% к уровню 2018 года, численность занятых в экономике - 173,00 тыс. чел., или на 99,1% к уровню 2018 года.
Прогноз численности трудовых ресурсов и занятых в экономике на 2020 - 2022 гг. рассчитан с учетом демографических процессов - старение населения (увеличение доли граждан старшего возраста), сокращение численности населения в трудоспособном возрасте (в связи с высокими показателями смертности населения в данной возрастной группе, особенно у мужчин) и поэтапным повышением пенсионного возраста. Тенденция снижения численности трудовых ресурсов и численности занятых в экономике сохранится на протяжении всего прогнозного периода. К 2022 году численность трудовых ресурсов сократится до 267,00 тыс. чел., занятых в экономике до 168,6 тыс. чел. или на 2,7% и 2,5% к 2019 году соответственно.
В 2018 году на рынке труда областного центра сохранялась положительная динамика основных показателей занятости населения. За 2018 год численность безработных снизилась с 911 до 789 чел., или на 13,4%, уровень безработицы снизился с 0,4% до 0,35%, коэффициент напряженности на территориальном рынке труда снизился с 0,5 до 0,35 чел. на одну вакансию.
"Изменение уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда (на конец периода)"
В 2019 году также наблюдается положительная динамика основных показателей, в связи с чем показатели по безработице в 2019 - 2022 гг. скорректированы в сторону улучшения в соответствии с прогнозом на 2019 - 2021 гг.
По состоянию на 01.10.2019 в сравнении с началом года:
- численность безработных снизилась с 789 до 762 чел., или на 3,4%;
- уровень безработицы снизился с 0,35% до 0,34%, или на 0,01 п.п.;
- коэффициент напряженности сократился с 0,35 до 0,31 чел. на одну вакансию, или на 0,04 п.п.;
- число вакансий увеличилось с 3 278 до 3 663 ед., или на 11,7%.
За январь - сентябрь 2019 года в ЦЗН обратилось за содействием в поиске подходящей работы 3 504 чел. (в январе - сентябре 2018 года - 3 971), был трудоустроен 2 151 гражданин из числа безработных и ищущих работу, коэффициент трудоустройства с начала года составил 61,4% от численности обратившихся граждан.
За 9 месяцев 2019 года в ЦЗН заявили 102 организации и предприятия о предполагаемом высвобождении 928 работников (в январе - сентябре 2018 года - 135 и 947 соответственно) в связи с сокращением численности или штата (ликвидацией организаций).
По данным Ивановостат в январе - июле 2019 года среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям (без внешних совместителей) составила 80,3 тыс. чел., или 99,0% к аналогичному периоду 2018 года. Одной из причин сокращения количества работников стали организационно-штатные решения предприятий, оказавшихся в сложной ситуации в связи с производственно-экономическими факторами.
Состояние рынка труда в среднесрочной перспективе в большей степени будет определяться мерами, направленными на нивелирование негативного влияния демографических тенденций, вызывающих нехватку рабочей силы, создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы, обновления структуры занятости и снижения уровня безработицы.
Поддержку рынку труда в 2019 - 2022 гг. окажет расширение границ трудоспособного возраста, а также реализуемая с 2014 года государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области" (далее - Программа занятости) и реализуемые новые направления программы, а именно:
- мероприятия по содействию занятости граждан предпенсионного возраста
и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (направлены на реализацию федеральных проектов "Старшее поколение" и "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография");
- региональный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда";
- оказание содействия добровольному переселению в Ивановскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Численность безработных по оценке к концу 2019 года сократится до 735 чел., в 2020 - 2022 гг. она составит 735-730 чел. Уровень безработицы в 2019 году составит 0,33%, к концу 2022 года показатель сократится до 0,32%. Численность незанятых граждан на одну вакансию в 2019 - 2022 гг. составит 0,32 чел.
По оценке в 2019 году среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) увеличится на 1,2% по сравнению с 2018 годом и составит 139,36 тыс. чел. Ожидается, что в 2022 году численность работников увеличится до 144,4 тыс. чел., чему будет способствовать поэтапное повышение пенсионного возраста, проводимая работа по снижению неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений. Также увеличение среднесписочной численности работников организаций города Иванова в прогнозном периоде планируется за счет создания рабочих мест в результате реализации проектов такими организациями как СГ "СОГАЗ", ЭХ "Интер РАО", ООО "Эй Кей Ресторанс Раша" (фирменные рестораны KFC), ООО "Ивановский машиностроительный завод АВТОКРАН", ООО "Профессионал", ООО "Нейрософт" и др.
"Среднесписочная численность и среднемесячная заработная плата работников"
В 2018 году сохранилась положительная динамика изменения размера средней номинальной заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников в 2018 году сложилась в размере 28 333,8 руб., или 110,0% к уровню 2017 года, в том числе за счет индексации оплаты труда работников бюджетной сферы и увеличения с 01.01.2018 и с 01.05.2018 минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 11 163 руб. Фонд начисленной заработной платы составил 46 828,97 млн руб., или 110,1% к уровню 2017 года.
По оценке в 2019 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составит 30 062,20 руб., в том числе за счет увеличенного с 01.01.2019 размера МРОТ до 11 280,0 руб. и индексации оплаты труда работников бюджетной сферы с 01.10.2019 на 4,4%. Темп ее роста составит 106,1% к 2018 году, замедление темпа роста по сравнению с 2018 годом в первую очередь произошло из-за формирования высокой базы сравнения в предыдущем году в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы и доведения размера МРОТ до прожиточного минимума. Фонд начисленной заработной платы составит 50 273,62 млн руб., или 107,36% к уровню 2018 года.
По сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг. размер среднемесячной заработной платы на плановый период скорректирован в сторону увеличения.
В дальнейшем прогнозируется положительная тенденция изменения размера средней номинальной заработной платы благодаря реализации мер по повышению уровня жизни населения, ежегодное установление МРОТ на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Ежегодный рост заработной платы в 2020 - 2022 гг. составит 5,4%, 6,0% и 6,5%, увеличившись к 2022 году до 35 769,8 руб., или 119,0% к 2019 году.
Фонд заработной платы в 2020 - 2022 гг. будет увеличиваться в связи с ростом средней заработной платы и увеличением среднесписочной численности работников, к 2022 году он составит 61 999,08 млн руб.
По данным Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе (далее - ПФРФ) в 2018 году средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях ПФРФ по г. Иваново, составил 13 799,39 руб., рост к 2017 году составил 106,87%.
По оценке в 2019 году средний размер назначенных месячных пенсий пенсионерам, состоящих на учете в отделениях ПФРФ, составит 13 884,55 руб., темп роста к 2018 году - 100,62%. В прогнозном периоде средний размер назначенных месячных пенсий будет ежегодно увеличиваться на 6,6%, 6,3%, 5,9% и к 2022 году составит 16 661,66 руб.
По данным ПФРФ численность работающих пенсионеров в областном центре в 2018 году составила 26 054 чел., по оценке в 2019 году она составит 24 083 чел., или 92,4% к 2018 году, что связано с увеличением сроков (возраста) выхода на пенсию у мужчин с 60 до 65 лет, у женщин с 55 до 60 лет. В прогнозном периоде ожидается, что численность работающих пенсионеров по городу Иванову сократится до 23 800 чел. в 2022 году.
7. Развитие социальной сферы
Дошкольное образование
Показатели по дошкольному образованию скорректированы по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг. и приведены в соответствие с муниципальной программой "Развитие образования города Иванова" *(10).
В 2018 году в городском округе Иваново осуществляли деятельность 143 дошкольных образовательных учреждения (в 2017 году - 145 *(11)), в том числе 135 - муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ), 3 - муниципальных учреждения дополнительного образования (МУДО) и 5 - негосударственных образовательных учреждений (далее - НОУ) (в 2017 году - 135, 3 и 7 соответственно). Снижение общего числа дошкольных образовательных учреждений в 2018 году произошло по следующим причинам:
- прекращением оказания услуги "Дошкольное образование" ЧОУ "Академия детской культуры и творчества";
- ввиду перехода "Детский сад N 87 ОАО "РЖД" в муниципальную собственность *(12) в форме присоединения к МБДОУ "Детский сад N 132".
Численность обучающихся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в 2018 году составила 23,03 тыс. чел. (в 2017 году - 22,64 тыс. чел.), в том числе: МДОУ - 22,63 тыс. чел., МУДО - 58 чел. и НОУ - 333 чел. В целом увеличение количества детей произошло путем уплотнения групп в действующих муниципальных дошкольных учреждениях и негосударственном секторе.
В 2018 году в МДОУ введено 187 мест (167 мест - за счет принятия в муниципальную собственность города Иванова частного образовательного учреждения "Детский сад N 87 ОАО "РЖД" и 20 мест - за счет открытия дополнительной группы в МБДОУ "Детский сад N 30).
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями в 2018 году составил 821,6 мест на 1000 детей дошкольного возраста (в 2017 году - 818,5). Увеличение показателя обусловлено ростом числа детей дошкольного возраста в 2018 году на 1,3% по сравнению с 2017 годом с одновременным увеличением мест в дошкольных учреждениях в 2018 году большими темпами - на 1,7% по сравнению с 2017 годом.
На 01.10.2019 в городском округе Иваново оказывают услугу "Дошкольное образование" 144 дошкольных образовательных учреждения (136 - МДОУ, 3 - МУДО и 5 - НОУ). Увеличение общего числа дошкольных образовательных учреждений произошло в муниципальном секторе за счет реорганизации в январе 2019 года МБДОУ "Детский сад N 132" путем выделения из него МБДОУ "Детский сад N 87" *(13).
По оценке к концу 2019 года численность детей в МДОУ и МУДО увеличится до 22,96 чел. Общая численность детей, получающих услугу дошкольного образования в образовательных учреждениях города, составит 23,3 тыс. чел.
В 2019 году планируется ввести 268 мест за счет уплотнения групп в действующих МДОУ (96 мест) и открытия новых групп - 172 места, из них: в январе 2019 года открыта группа для детей раннего возраста в МБДОУ "Детский сад N 1" (микрорайон Московский) на 20 мест, в феврале - группа для детей раннего возраста в МБДОУ "Детский сад N 26" на 22 места. До конца 2019 года будут открыты группы для детей раннего возраста в:
- МБДОУ "Детский сад N 17" - 20 мест;
- МБДОУ "Детский сад N 44" - 22 места;
- МБДОУ "Детский сад N 127" -22 места;
- МБДОУ "Детский сад N 87" - 66 мест.
Кроме того, в 2019 году будет завершено строительство детского сада в микрорайоне "Рождественский" на 240 мест (планируемое функционирование с 2020 года).
Показатель обеспеченности дошкольными учреждениями в 2019 году оценочно составит 834,1 мест на 1000 детей дошкольного возраста (в 2018 году - 821,6) за счет увеличения мест в дошкольных учреждениях в 2019 году на 1,2% по сравнению с 2018 годом, что выше показателей запланированных в прогнозе на 2019 - 2021 гг.
В прогнозном периоде 2020 - 2022 гг. показатель обеспеченности детскими дошкольными учреждениями скорректирован в сторону увеличения по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг. в связи с планируемым открытием дошкольных учреждений и дополнительных групп в существующих детских садах.
В 2020 году планируется завершение капитального ремонта двух групп на 44 места в дошкольном отделении МБОУ "Средняя школа N 65" (ул. Шувандиной, 84), а также завершение строительства двух пристроек к МБДОУ "Детский сад N 152" на 57 мест и МБДОУ "Детский сад N 75" на 90 мест.
В 2021 году планируется открытие 2 корпуса МБДОУ "Детский сад N 157" (ул. Шестернина, 14) на 80 мест, 3 групп (ул. 2-я Лагерная, д. 51) на 60 мест (будут отнесены к МБДОУ "Детский сад N 67"), а также открытие дополнительных групп в МАДОУ "Детский сад N 192" на 20 мест и МБДОУ "Детский сад N 44" на 24 места. Кроме того, планируется завершение строительства детского сада в микрорайоне "Видный" (ул. 1-я Камвольная) на 240 мест (планируемое функционирование с 2022 года).
В результате принятых мер количество ДОУ к 2022 году увеличится до 146. К 2022 году численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях по г. Иваново с учетом негосударственного сектора увеличится до 23,68 тыс. чел. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в 2022 году по прогнозу составит 847,7 мест на 1000 детей дошкольного возраста.
"Численность детей в ДОУ, обеспеченность ДОУ"
Численность детей в ДОУ, обеспеченность ДОУ *(14)
Общее образование
Показатели по общему образованию скорректированы по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг. и приведены в соответствие с муниципальной программой "Развитие образования города Иванова" *(15).
По показателю "Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (всего)" учитываются учащиеся как муниципальных, так и негосударственных учреждений.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений в 2018 году составила 40,03 тыс. чел., в том числе в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - МОУ) - 39,48 тыс. чел. и в негосударственных учреждениях - 0,54 тыс. чел. За счет ввода под учебные кабинеты помещений, ранее занятых под другие цели, показатель "Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся в этих учреждениях" в 2018 году достигнут и составил 90,6% вместо запланированного 90,4% в прогнозе на 2019 - 2021 гг.
В настоящее время в городском округе Иваново осуществляют деятельность 53 общеобразовательные учреждения (в 2018 г. - 55), в том числе:
- муниципальные образовательные учреждения - 49 ед. (в 2018 г. - 51);
- частные общеобразовательные учреждения - 4 ед. (в 2018 г. - 4).
Сеть МОУ сократилась на 2 учреждения за счет реорганизации путем объединения МБОУ "Средняя школа N 55" и МБОУ "Основная школа N 25", МБОУ "Средняя школа N 42" и МБОУ "Средняя школа N 31".
По оценке 2019 года численность учащихся общеобразовательных учреждений увеличится и составит 40,93 тыс. чел., в том числе в МОУ - 40,34 тыс. чел. в связи с ростом рождаемости (в период с 2008 по 2016 гг.) и как следствие увеличение количества первоклассников и учащихся на второй ступени обучения (5-9 классы), а также за счет планируемой положительной миграции населения из Ивановской области и ближнего зарубежья.
В сравнении с прогнозом на 2019 - 2021 гг. показатель "Численность обучающихся в первую смену в дневных учреждениях общего образования к общему числу обучающихся" в 2019 году скорректирован в сторону снижения на 1,1 пп. Отрицательная динамика данного показателя в 2019 - 2022 гг. обусловлена тем, что ресурсы переоборудования постепенно исчерпываются в условиях роста контингента учащихся, который опережает ввод дополнительных (новых) мест в общеобразовательных учреждениях города, ожидается, что показатель к 2022 г. снизится до 86,4%.
В прогнозный период 2020 - 2022 гг. показатель численности учащихся общеобразовательных учреждений будет иметь тенденцию к увеличению. В 2022 году данный показатель составит 41,79 тыс. чел., в том числе в МОУ - 41,20 тыс. чел., увеличившись к 2019 году на 2,1%.
Обеспеченность общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа
Запланированные на 2018 год показатели обеспеченности общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа в прогнозе на 2019 - 2021 гг. достигнуты и составили 28,60 и 7,15 учреждений на 100 тыс. населения соответственно.
В настоящее время в городском округе Иваново осуществляют деятельность 116 общедоступных библиотек и 28 учреждений культурно-досугового типа (в 2018 году - 116 и 29 соответственно). Снижение количества учреждений культурно-досугового типа произошло за счет снятия с учета ДК ИРО Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (объект снесен), КЦ "Современник" (ликвидация МУП), КЦ "Искра" (прекращение деятельности). Но в то же время к учету приняты филиалы МБУК "Парк культуры и отдыха "Харинка", а именно: городок аттракционов (ул. Куконковых) и городской детский парк (ул. Комсомольская).В связи с этим, в 2019 - 2022 гг. показатели по обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа (количество учреждений на 100 тыс. населения) скорректированы в сторону уменьшения по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг. и составят 6,92; 6,94; 6,96 и 6,97 соответственно.
По оценке 2019 года обеспеченность общедоступными библиотеками составит 28,68 учреждений на 100 тыс. населения, в 2020 г. - 28,75, в 2021 г. - 28,81, в 2022 г. - 28,87. Положительная динамика показателей обеспеченности в прогнозном периоде обусловлена уменьшением расчетного показателя среднегодовой численности постоянного населения города Иванова по сравнению с прогнозом на 2019 - 2021 гг.
Доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом
В 2018 году продолжилась работа по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта, организации проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
В 2018 году количество спортивных сооружений по сравнению с 2017 годом увеличилось с 667 до 671 ед. (плоскостные спортивные сооружения (4 ед.). Ежегодно в рамках мероприятий по исполнению наказов избирателей депутатам Ивановской областной Думы и Ивановской городской Думы на территории города устанавливаются многофункциональные спортивные площадки и спортивное оборудование.
В 2019 году планируется увеличить количество спортивных сооружений до 673 ед. за счет введения площадок для физкультурно-спортивных занятий по месту жительства. В прогнозный период 2020 - 2022 гг. увеличение количества спортивных сооружений будет происходить за счет введения в 2020 году в эксплуатацию Дворца игровых видов спорта и современного спортивного комплекса с 50-ти метровым бассейном (ул. Лежневская). Кроме того, планируется ежегодное введение площадок для физкультурно-спортивных занятий по месту жительства. К 2022 году количество спортивных сооружений будет увеличено до 693 ед.
В результате планомерной работы по пропаганде здорового образа жизни среди различных категорий населения города и развития спортивной инфраструктуры, взаимодействия с физкультурно-спортивными организациями и учреждениями, количество жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2018 году составило 128 358 чел., соответственно удельный вес населения, занимающегося физкультурой и спортом, от общей численности населения города Иванова в 2018 году составил 31,71% *(16). Таким образом, показатель "доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом" в 2018 году, запланированный в прогнозе на 2019 - 2021 гг., достигнут.
По оценке 2019 года удельный вес населения, занимающегося физкультурой и спортом, от общей численности населения города Иванова достигнет уровня 31,81%, в прогнозируемом периоде: в 2020 году - 35,87%, в 2021 году - 36,01%, в 2022 году - 36,13%. Динамика показателя в прогнозном периоде обусловлена ежегодным ростом числа занимающихся физкультурой и спортом с одновременным снижением показателя среднегодовой численности постоянного населения города Иванова.
8. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников
В 2018 году общий объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, составил 5,0 тыс. тонн, что на 4,7% выше уровня предыдущего года. В 2019 - 2022 гг. данный показатель прогнозируется на уровне отчетного года.
По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области совместно с Центром гигиены и эпидемиологии в 2018 году на территории г. Иваново было отобрано 759 проб атмосферного воздуха, которые исследовались на содержание взвешенных веществ, диоксида серы, дигидросульфата, оксида углерода, диоксида азота, формальдегида, углеводородов и других загрязняющих веществ. Доля проб атмосферного воздуха с содержанием загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые, составила в 2018 году 0,1% (в 2017 г. - 0,6%).
-----------------------------------------
*(1) Постановление Администрации города Иванова от 31.11.2018 N 1495 "Об утверждении муниципальной программы города Иванова "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове".
*(2) Постановление Администрации города Иванова от 13.11.2018 N 1494 "Об утверждении муниципальной программы города Иванова "Развитие инвестиционной деятельности и инновационной сферы в городе Иванове".
*(3) Решение Ивановской городской Думы от 24.10.2007 N 538 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
*(4) Данные на 30.06.2019.
*(5) Данные на 30.06.2019.
*(6) Федеральный закон от 27.11.2017 N 349-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
*(7) Федеральный закон от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
*(8) С учетом уточненных данных Ивановостат
*(9) Постановление Администрации города Иванова от 13.11.2018 N 1472 "Об утверждении муниципальной адресной инвестиционной программы города Иванова на 2019 - 2021 годы".
*(10) Постановление Администрации г. Иванова от 13.11.2018 N 1496 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования города Иванова".
*(11) Ранее при учете количества образовательных учреждений, оказывающих услугу "Дошкольное образование", отдельно не выделялись 3 муниципальных учреждения дополнительного образования (только муниципальные дошкольные образовательные учреждения и негосударственные образовательные учреждения), а детей, посещающих данные муниципальные учреждения дополнительного образования, включали в численность обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Соответственно, количество образовательных учреждений, оказывающих услугу "Дошкольное образование", в 2017 году составляло 145 учреждений (135 - МДОУ, 3 - МУДО и 7 - НОУ), а не 142 (135-МДОУ и 7-НОУ), как было учтено в пояснительной записке к прогнозу на 2019 - 2021 гг.
*(12) Постановление Администрации города Иванова от 06.07.2018 N 837 "О принятии в муниципальную собственность города Иванова имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
*(13) Постановление Администрации города Иванова от 21.01.2019 N 25 "О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 132".
*(14) Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях представлена с учетом негосударственных дошкольных учреждений по г. Иваново.
*(15) Постановление Администрации г. Иванова от 13.11.2018 N 1496 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования города Иванова".
*(16) По факту 2018 года показатель приведен в соответствие с отчетом о реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Иванове" и составил 31,71%, который был рассчитан по предварительным данным Ивановостат по численности населения на конец 2018 года - 404 778 чел., после полученной уточненной информации от Ивановостат по численности населения на конец года (405 053 чел.) доля населения, занимающегося физкультурой и спортом, от общей численности населения составила 31,69%.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Иванова от 15 ноября 2019 г. N 1801 "О прогнозе социально-экономического развития города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.