Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора): http://gji.tatarstan.ru/rus/normativno-pravovie-akti.htm
Нарушения выявленные в соответствии со статьями КоАП РФ, КоАП РТ за 2017-2018 гг.:
Наименование сведений |
2017 |
2018 |
||
Количество проведенных плановых проверок |
222 |
546 |
||
Количество проведенных внеплановых проверок |
11695 |
5633 |
||
Количество проведенных мероприятий в соответствии со статьями КоАП Российской Федерации |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
4 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
93 |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
7 |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
11 |
|
ст. 7.23.2 КоАП РФ |
2 |
ч. 4 ст. 19.6 КоАП РФ |
3 |
|
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
371 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
7 |
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
6 |
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
3 |
|
ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ |
15 |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
9 |
|
ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ |
27 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
170 |
|
ст. 7.22 КоАП РФ |
683 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
28 |
|
ст. 7.23 КоАП РФ |
98 |
ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ |
89 |
|
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
27 |
ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ |
90 |
|
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
1 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
62 |
|
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
5 |
ст. 7.23 КоАП РФ |
94 |
|
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
9 |
ст. 7.23.2 КоАП РФ |
5 |
|
Итого |
1255 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
38 |
|
ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ |
3 |
|||
ст. 20.25 КоАП РФ |
2 |
|||
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
142 |
|||
Итого |
849 |
|||
Количество проведенных мероприятий в соответствии со статьями КоАП Республики Татарстан |
ст. 2.11 КоАП РТ |
2 |
ст. 2.11 КоАП РТ |
5 |
Информация по административным взысканиям
Наименование сведений |
2017 |
2018 |
|||
Штрафы в рамках проведения плановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
71,3 |
1636,0 |
||
взысканные, тыс. руб. |
39,3 |
1061,5 |
|||
Штрафы в рамках проведения внеплановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
7125,3 |
12090,2 |
||
взысканные, тыс. руб. |
4094,1 |
3551,5 |
|||
Штрафы по статьям КоАП Российской Федерации |
наложенные, тыс. руб. |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
55 |
ст. 13.19.2 КоАП РФ |
95 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
3423,3 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
155 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
2571 |
ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ |
15 |
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
633 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
60 |
||
ст. 13.19.2 КоАП РФ |
9 |
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
||
ст. 7.23.2 КоАП РФ |
30,5 |
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
5505 |
||
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
125 |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
41 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
3 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
7066 |
||
Итого |
6849,8 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
9 |
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
3 |
||||
Итого |
12954 |
||||
взысканные, тыс. руб. |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
50 |
ст. 13.19.2 КоАП РФ |
90 |
|
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
922,4 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
155 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
2384 |
ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ |
15 |
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
550 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
55 |
||
ст. 13.19.2 КоАП РФ |
3 |
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
||
ст. 7.23.2 КоАП РФ |
0,5 |
ст. 14.13 КоАП РФ |
2230 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
3 |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
10 |
||
Итого |
3912,9 |
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
1296,5 |
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
3 |
||||
Итого |
3859,5 |
||||
Штрафы по статьям КоАП Республики Татарстан |
наложенные, тыс. руб. |
ст. 2.11 КоАП РТ |
16 |
ст. 2.11 КоАП РТ |
84 |
взысканные, тыс. руб. |
ст. 2.11 КоАП РТ |
16 |
ст. 2.11 КоАП РТ |
84 |
ГЖИ РТ осуществляет контрольно-надзорные полномочия при осуществлении лицензионного контроля при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Татарстан (далее соответственно - лицензионный контроль, контрольно-надзорная деятельность ГЖИ РТ).
К предмету контрольно-надзорной деятельности ГЖИ РТ относятся установленные в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следующие требования (далее - обязательные требования):
- требования к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требования к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, а также требования к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
- требования к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
- требования правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- требования энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требования к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Контрольно-надзорная деятельность ГЖИ РТ обеспечивается посредством проведения плановых и внеплановых проверок в отношении подконтрольных лиц в соответствии с определенными законодательством предметами проверок, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, осуществляемым без взаимодействия с проверяемыми лицами.
Плановые проверки проводятся с применением риск-ориентированного подхода на основании перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск - ориентированный подход, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 сентября 2018 г. N 856 "Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск-ориентированный подход".
В целях применения при осуществлении регионального жилищного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежат отнесению решением начальника (заместителя начальника) ГЖИ РТ к определенной категории риска в соответствии с установленными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2018 г. N 128 (ред. от 31 октября 2018 г. N 972) "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Татарстан".
При отсутствии решения об отнесении деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к определенной категории риска, деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
Основные статистические показатели результатов контрольно-надзорной деятельности:
Согласно статистическим показателям результатов контрольно-надзорной деятельности количество проведенных проверок, количество выявленных нарушений и количество выданных предписаний сократилось. Данный факт можно охарактеризовать тем, что ГЖИ РТ проводит работу по пресечению нарушений управляющими организациями, а именно выдает предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (за 2018 год выдано 698 предостережений).
По итогам 2018 года количество информационных мероприятий ГЖИ РТ увеличилось на 40% по сравнению с предыдущими годами. В 2018 году отмечается рост количества проведенных мероприятий с участием средств массовой информации и общественности. В рамках осуществления информационно-методической работы, направленной на предотвращение нарушений обязательных требований жилищного законодательства, повышение правовой грамотности граждан и юридических лиц ГЖИ РТ принято участие в 8 учебно-методических семинарах, круглых столах, выступлениях. Проведено 72 выездных мероприятия в муниципальных районах. Кроме того, на официальном сайте ГЖИ РТ размещено 196 новостных сообщений.
Однако, в ГЖИ РТ продолжают поступать обращения граждан, неудовлетворенных результатами рассмотрения направленных обращений, что свидетельствует о необходимости увеличения профилактической и разъяснительной работы.
Подконтрольными субъектами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. имеется следующее количество субъектов надзора:
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
Подконтрольные |
334 |
261 |
субъекты (УК) |
|
|
Подконтрольными объектами при осуществлении контрольно-надзорной деятельности инспекции являются: общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, жилые помещения (жилые дома).
По состоянию на 31 декабря 2018 г. имеется следующее количество подконтрольных объектов:
Многоквартирных домов - 15097 ед./69709,0 тыс. м2.
В период с 2014 по 2018 годы в жилищном законодательстве, законодательстве, регулирующем отношения при организации и осуществлении лицензионного контроля, произошли изменения, направленные, с одной стороны, на снижение административной нагрузки на подконтрольные органам лицензионного контроля субъекты при осуществлении лицензионного контроля, а также на снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов, и на повышение требований к подконтрольным субъектам, связанных со взаимодействием подконтрольных лиц с органами государственного контроля (надзора) при проведении контрольно-надзорных мероприятий, с другой стороны.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 30 августа 2015 г., вид предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Согласно положениям ч. 1 ст. 7 указанного Закона, с 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается.
В этой связи, с 30 августа 2015 г., исходя из требований ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21 июля 2017 г. N 255-ФЗ), в соответствии с которыми государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, контрольно-надзорная деятельность органов государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) разделена на государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами.
В целях обеспечения осуществления лицензионного контроля на территории Республики Татарстан ГЖИ РТ был издан:
приказ от 17 декабря 2014 г. N 201 "Об утверждении Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан исполнения государственной функции по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
13 сентября 2018 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами". Утвержденными изменениями, в том числе:
- уточнен перечень лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предъявляемыми к лицензиату;
- установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований;
- предусмотрено, что при повторном совершении грубых нарушений лицензионных требований из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения совершены, либо обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению;
- установлено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
- уточнен перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать;
- предусмотрено, что в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
- к предмету проверок в рамках государственного жилищного надзора отнесено, в том числе, соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, а также к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ, и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- расширены полномочия и компетенция главного государственного жилищного инспектора (в т.ч. они наделены правом издания в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ приказов (распоряжений) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.