Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора): http://gji.tatarstan.ru/rus/normativnie-pravovie- akti.htm.
Нарушения выявленные в соответствии со статьями КоАП РФ, КоАП РТ за 2017-2018 гг.
Наименование сведений |
2017 |
2018 |
||
Количество проведенных плановых проверок |
223 |
179 |
||
Количество проведенных внеплановых проверок |
1063 |
2125 |
||
Количество проведенных мероприятий в соответствии со статьями КоАП Российской Федерации |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
10 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
4 |
ст. 7.23.2 КоАП РФ |
1 |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
11 |
|
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
4 |
ч. 4 ст. 19.6 КоАП РФ |
3 |
|
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
84 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
7 |
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
16 |
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
|
ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ |
57 |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
4 |
|
ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ |
231 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
61 |
|
ст. 7.22 КоАП РФ |
80 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
9 |
|
ст. 7.23 КоАП РФ |
14 |
4.1 ст. 7.21 КоАП РФ |
8 |
|
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
1 |
4.2 ст. 7.21 КоАП РФ |
3 |
|
Итого |
498 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
32 |
|
ст. 7.23 КоАП РФ |
42 |
|||
ст. 7.23.2 КоАП РФ |
18 |
|||
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
3 |
|||
ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ |
1 |
|||
ст. 20.25 КоАП РФ |
1 |
|||
Итого |
212 |
|||
Количество проведенных мероприятий в соответствии со статьями КоАП Республики Татарстан |
ст. 2.11 КоАП РТ |
2 |
ст. 2.11 КоАП РТ |
1 |
Информация по административным взысканиям
Наименование сведений |
2017 |
2018 |
|||
Штрафы в рамках проведения плановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
19,2 |
227,3 |
||
взысканные, тыс. руб. |
19,2 |
164,3 |
|||
Штрафы в рамках проведения внеплановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
1144,8 |
671,8 |
||
взысканные, тыс. руб. |
565,5 |
423,3 |
|||
Штрафы по статьям КоАП Российской Федерации |
наложенные, тыс. руб. |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
5 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
6 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
699,2 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
15 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
215 |
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
18,5 |
ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ |
38 |
||
Итого |
937,7 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
312 |
||
|
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
12,6 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
356 |
||||
ст. 7.23 КоАП РФ |
117,5 |
||||
Итого |
862,1 |
||||
взысканные, тыс. руб. |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
5 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
6 |
|
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
236,2 |
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
15 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
171 |
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
8,5 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
168 |
||
Итого |
420,7 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
3,6 |
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
268 |
||||
ст. 7.23 КоАП РФ |
12 |
||||
Итого |
477,6 |
||||
Штрафы по статьям КоАП Республики Татарстан |
наложенные, тыс. руб. |
ст. 2.11 КоАП РТ |
124 |
ст. 2.11 КоАП РТ |
40 |
взысканные, тыс. руб. |
ст. 2.11 КоАП РТ |
124 |
ст. 2.11 КоАП РТ |
40 |
ГЖИ РТ осуществляет контрольно-надзорные полномочия при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Татарстан (далее соответственно - государственный жилищный надзор, контрольно-надзорная деятельность ГЖИ РТ).
К предмету контрольно-надзорной деятельности ГЖИ РТ относятся установленные в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следующие требования (далее - обязательные требования):
- требования к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требования к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, а также требования к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
- требования к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
- требования правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- требования энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требования к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Контрольно-надзорная деятельность ГЖИ РТ обеспечивается посредством проведения плановых и внеплановых проверок в отношении подконтрольных лиц в соответствии с определенными законодательством предметами проверок, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, осуществляемым без взаимодействия с проверяемыми лицами.
Плановые проверки проводятся с применением риск-ориентированного подхода на основании перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск - ориентированный подход, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 сентября 2018 г. N 856 "Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск-ориентированный подход".
В целях применения при осуществлении регионального жилищного надзора риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежат отнесению решением начальника (заместителя начальника) ГЖИ РТ к определенной категории риска в соответствии с установленными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2018 г. N 128 (ред. от 31 октября 2018 г. N 972) "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в Республике Татарстан".
При отсутствии решения об отнесении деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к определенной категории риска, деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
Основные статистические показатели результатов контрольно-надзорной деятельности:
Согласно статистическим показателям результатов контрольно-надзорной деятельности количество поступивших обращений уменьшилось в 2 раза, количество проведенных проверок, количество выявленных нарушений и количество выданных предписаний также сократилось. Данный факт можно охарактеризовать тем, что ГЖИ РТ проводит работу по пресечению нарушений товариществами и кооперативами, а именно направляет предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (за 2018 год выдано 327 предостережений).
По итогам 2018 года количество информационных мероприятий ГЖИ РТ увеличилось на 40% по сравнению с предыдущими годами. В 2018 году отмечается рост количества проведенных мероприятий с участием средств массовой информации и общественности. В рамках осуществления информационно - методической работы, направленной на предотвращение нарушений обязательных требований жилищного законодательства, повышение правовой грамотности граждан и юридических лиц ГЖИ РТ принято участие в 8 учебно-методических семинарах, круглых столах, выступлениях. Проведено 64 выездных мероприятий в муниципальных районах. Кроме того, на официальном сайте ГЖИ РТ размещено 196 новостных сообщений.
Однако, в ГЖИ РТ продолжают поступать обращения граждан, неудовлетворенных результатами рассмотрения направленных обращений, что свидетельствует о необходимости увеличения профилактической и разъяснительной работы.
Подконтрольными субъектами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.
По состоянию на 31 декабря 2018 г. имеется следующее количество субъектов надзора:
- товарищества собственников жилья, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы (далее - товарищества и кооперативы) - 971;
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
Подконтрольные субъекты (ТСЖ, ЖСК, ТСН и иные кооперативы) |
1153 |
971 |
Подконтрольными объектами при осуществлении контрольно-надзорной деятельности инспекции являются: общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, жилые помещения (жилые дома).
По состоянию на 31 декабря 2018 г. имеется следующее количество подконтрольных объектов:
Многоквартирных домов - 2242 ед./10292,1 тыс. м2.
В период с 2014 по 2018 годы в жилищном законодательстве, законодательстве, регулирующем отношения при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), произошли изменения, направленные, с одной стороны, на снижение административной нагрузки на подконтрольные органам государственного контроля (надзора) субъекты при осуществлении государственного контроля (надзора), а также на снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов, и на повышение требований к подконтрольным субъектам, связанных со взаимодействием подконтрольных лиц с органами государственного контроля (надзора) при проведении контрольно-надзорных мероприятий, с другой стороны.
В целях обеспечения осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Татарстан ГЖИ РТ был издан:
приказ от 30 октября 2017 г. N 326 "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Татарстан".
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 29 декабря 2016 г., органы государственного жилищного надзора наделены полномочиями по проверке соблюдения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 5 декабря 2016 N 412-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 16 декабря 2016 г., органы государственного жилищного надзора наделены полномочиями по приему и учету уведомлений о начале осуществления видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми с 1 января 2017 г.:
- предусмотрено проведение органами государственного контроля (надзора) мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;
- введен риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора). При этом, применение риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного жилищного надзора определено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 245 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806", вступившим в силу 18 марта 2017 г.;
- установлена недопустимость проведения внеплановых проверок по обращениям, направленным заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, не предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации;
- изменены отдельные основания проведения внеплановых проверок. Вместо обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (далее - заявитель), содержащих сведения о фактах нарушения обязательных требований, в качестве основания для проведения внеплановой проверки предусмотрено мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или по результатам предварительной проверки сведений о фактах нарушения обязательных требований, содержащихся в поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля от заявителей обращениях;
- органы государственного контроля (надзора) наделены правом обращения в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступившего от указанного лица заявления, обращения, если в заявлении, обращении были указаны заведомо ложные сведения;
- введены запреты на требование от проверяемого лица при проведении выездной проверки представления документов и (или) информации, которые были представлены им в ходе проведения документарной проверки, а также на запрос необходимых документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия до принятия распоряжения или приказа о проведении проверки;
- органам государственного контроля (надзора) предоставлено право принимать решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.
С выходом постановления Правительства РФ от 9 сентября 2017 г. N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", вступившего в силу 20 сентября 2017 г., к предмету проверок органов государственного жилищного надзора отнесены требования к наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, а также соответствие лиц, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, установленным требованиям.
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вступившими в силу с 1 января 2018 г., на органы государственного жилищного надзора возложены полномочия по осуществлению в пределах своей компетенции при осуществлении регионального государственного жилищного надзора государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", на органы государственного жилищного надзора возложен надзор за соблюдением требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также контроль нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе.
- уточнен перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать;
- предусмотрено, что в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
- к предмету проверок в рамках государственного жилищного надзора отнесено, в том числе, соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, а также к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ, и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- расширены полномочия и компетенция главного государственного жилищного инспектора (в т.ч. они наделены правом издания в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ приказов (распоряжений) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.