Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Улучшение общих условий для развития
малого предпринимательства в Алтайском крае
2.1. Основные формы поддержки малого
предпринимательства
Основной формой поддержки малого предпринимательства в крае продолжает оставаться совершенствование его нормативно - правовой базы. В Программе присутствуют меры, имеющие отношение как ко всем предприятиям с различной организационно - правовой формой, так и к отдельным группам малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности. Так, финансовая поддержка предусматривается в основном для производственных формирований и предприятий с видами деятельности, отнесенными в Программе к приоритетным.
Финансовая поддержка инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства осуществляется в следующих формах:
непосредственной выдачи займов, кредитов, субсидий, дотаций;
заключения договоров поручительства и выдачи бюджетных гарантий, обеспеченных средствами краевого бюджета в порядке, определенном законами края, перед финансово - кредитными и иными организациями;
полной или частичной компенсации кредитно - финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства;
содействия развитию финансовой взаимопомощи через кредитные союзы;
полной или частичной компенсации недополученной прибыли организациям при оказании ими информационных, юридических, страховых, консультационных и других услуг для субъектов малого предпринимательства в порядке и на условиях, установленных краевым Законодательным Собранием;
передачи оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг).
В Программе отражена и такая форма поддержки малого предпринимательства, как обеспечение возможности получения информационных услуг. Основным исполнителем запланированных мероприятий по этому направлению является Алтайское региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса, в составе которого организован Центр деловой информации, ориентированный на проблемы малого бизнеса.
2.2. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в крае
Программа содержит пять основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства:
1. Совершенствование нормативно - правовой базы, регулирующей малое предпринимательство в крае.
Задачи по совершенствованию нормативно - правовой базы, регулирующей малое предпринимательство в крае, можно условно разделить на два направления.
Первая группа задач по этому направлению призвана прямо воздействовать на субъекты малого предпринимательства путем непосредственного воздействия на условия предпринимательства. К этой группе относится, прежде всего, законодательное обеспечение повышения эффективности работы малых предприятий по приоритетным для края видам деятельности. Сюда же относятся и мероприятия по упорядочению работы контролирующих ведомств и совершенствованию учета деятельности малых предприятий, проведение которых необходимо для правильной оценки перспектив и проблем в этой сфере экономики.
Главным же в этой группе задач является совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства. По данному вопросу в крае приняты:
Закон Алтайского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края";
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания "О применении Федерального Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на территории Алтайского края".
Указанные нормативно - правовые акты требуют дальнейшего совершенствования. По отношению к субъектам малого предпринимательства, занимающимся производством, особенно важно Постановление "О применении Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на территории Алтайского края".
Вторую группу составляют задачи по дальнейшему формированию и развитию в крае системы государственной поддержки малого предпринимательства, которая, в свою очередь, оказывает влияние на сферу предпринимательства. В эту группу входят следующие задачи:
организация взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления в этой сфере;
принятие закона Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, предусматривающего выделение средств для финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на безвозвратной основе;
разработка инвестиционной программы, предусматривающей льготное кредитование субъектов малого предпринимательства на возвратной основе.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе I второй части Программы.
2. Создание новых и укрепление имеющихся звеньев инфраструктуры, необходимой для функционирования малого предпринимательства и его государственной поддержки.
За 1994 - 99 годы созданы основные звенья системы государственной поддержки малого бизнеса (таблица 4). Кроме того, в крае уже имеются многие элементы рыночной инфраструктуры, к которым относятся, прежде всего, сеть коммерческих банков, страховые компании, ряд консалтинговых фирм и т.д.
Обеспечение устойчивого функционирования объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства остается основной задачей и стратегическим направлением государственной политики с целью оказания субъектам малого предпринимательства широкого спектра консалтинговых, информационных, маркетинговых, финансово - кредитных и обучающих услуг. Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе II второй части Программы.
Таблица 4
Схема
системы государственной поддержки малого
предпринимательства в Алтайском крае
/--------------------------\ /----------------\ /-------------------\
| Общественный Совет по | |Комитет краевого| | Территориальное |
| малому и среднему | |Законодательного| | управление по |
| предпринимательству | | Собрания по | | Алтайскому краю |
|при председателе краевого | |промышленности, | | Министерства по |
|Законодательного Собрания | | экономической | | антимонопольной |
|и главе администрации края| | политике и | | политике и |
| | | собственности | | поддержке |
| | | | |предпринимательства|
| | | | | Российской |
| | | | | Федерации |
\--------------------------/ \----------------/ \-------------------/
| |
| ----------------/
/-------------------------------------\ /---------------------\
|/--------------------\ | | | /---------------\
||Алтайская Торгово - | | | Администрация | | Алтайский |
||промышленная палата | | | края | /--/Бизнес - Центр |
||/-------------------------\ | | | | ----------------/
|||Профсоюз предпринимателей| | | | |
||| /--------------------------- | | Межведомственная | | /-------------------\
|\| | /--------------------------\ | | комиссия | | | Центр правовой |
| | | | | | | администрации | |/-| защиты |
| | | | Другие объединения | | | края по развитию | || |предпринимательства|
| \-/ | предпринимателей | | | предпринимательства | || \-------------------/
| --| | | | | ||
| | | | \---------------------/ || /------------------\
| \--------------------------/ |--\ Комитет --/| |Региональный Центр|
| Алтайский Союз предпринимателей| | администрации края ---/ | повышения |
\-------------------------------------/ | по поддержке /----| квалификации и |
/---------------------------/ предпринимательства | | переподготовки |
| ----------------------/ |кадров при АлтГТУ |
| | \------------------/
| |
| /----------------------/
| |
| |
/-------------------\ /-------------\ /------------------------------\
| Алтайский Фонд | | Алтайское | | Центр || Алтайский |
| поддержки малого | |региональное |-| Деловой || региональный |
|предпринимательства| | Агентство | |Информации || Фонд содействия |
| | | поддержки | \-----------/| развитию малых |
| | | малого и | |форм предприятий | -----------\
| | | среднего | | в научно - |---Технопарк |
| | | бизнеса | |технической сфере| -----------/
\-------------------/ \-------------/ \-----------------/
3. Совершенствование финансово - кредитной поддержки малого предпринимательства.
Высокие процентные ставки и краткосрочность кредитов коммерческих банков не позволяют использовать их для инвестирования производства. Поэтому нужны специальные меры в системе государственной поддержки малого предпринимательства для обеспечения доступности инвестиционных ресурсов для малых фирм, занятых производством.
В бюджете края, начиная с 1997 года, предусматривается отдельной строкой выделение средств на развитие малого предпринимательства как на возвратной основе для организации льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, так и на прямое финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства. В 1995 - 99 годах в крае были выделены из бюджета на возвратной основе около 10 млн. руб. на льготное кредитование инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства. Хотя это не могло значительно повлиять на ситуацию в сфере малого предпринимательства, однако позволило отработать схему экспертизы и конкурсного отбора проектов. Принципы отбора инвестиционных проектов и порядок формирования перечня проектов, участвующих в конкурсном отборе, приведены в разделе 3.
Следует осуществить ряд мер, направленных на создание условий, стимулирующих передачу производственных площадей, оборудования и технологий крупных предприятий в аренду малым предприятиям.
Недостаточным остается уровень внешних инвестиций в сферу малого предпринимательства. Только в 1996 году удалось получить из Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства на льготное кредитование один миллиард неденоминированных рублей. Нужны решительные меры по принципиальному повышению инвестиционной привлекательности сферы малого предпринимательства в крае. Для этого в Программе заложены мероприятия по привлечению как частных инвестиций из ресурсов, имеющихся в крае, так и финансовых средств из промышленно развитых регионов и из-за рубежа.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе III второй части Программы.
4. Регулирование социально - трудовых отношений.
Важнейшим условием дальнейшего развития сферы малого предпринимательства на нынешнем этапе становится соблюдение норм трудового права, обеспечение трудовых и социальных гарантий работников, практическое освоение и использование для этих целей системы переговоров между работниками и работодателями, заключение коллективных договоров и соглашений. В связи с этим Программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на совершенствование организации охраны труда и здоровья, социального партнерства, правового обучения руководителей организаций и соблюдения в коллективах норм трудового законодательства.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе IV второй части Программы.
5. Формирование позитивного общественного мнения по отношению к малому предпринимательству.
Предпринимательство значительной частью общества воспринимается негативно по многим причинам. Часть из них связана с недостойным поведением на рынке определенной части предпринимателей. Другая часть причин обусловлена недостатком информации о сути и роли малого предпринимательства в решении социально - экономических задач. Обе эти группы причин предполагается частично нейтрализовать путем осуществления в средствах массовой информации широкой программы пропаганды цивилизованного предпринимательства.
В 1996 - 1999 годах комитетом администрации края по поддержке предпринимательства и появившимися вокруг него звеньями соответствующей инфраструктуры была активизирована работа по освещению проблем и достижений в сфере малого предпринимательства в средствах массовой информации. Однако проделанная в этом направлении работа может рассматриваться лишь как основа для создания цельной программы пропаганды малого предпринимательства.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе V второй части Программы.
2.3. Инновационная поддержка малого
предпринимательства
После двухлетнего спада наметилась тенденция к повышению активности малых предприятий в научно - технической сфере. Причины этого кроются, с одной стороны, в снижении эффективности коммерческих операций, что порождает поиск других сфер высокодоходного вложения капитала. С другой стороны, у малых предприятий, действующих в этой нише рынка, появился опыт осуществления инновационных проектов. Тем не менее, практика показывает, что в крае имеется большое количество нереализованных инвестиционных проектов, в которых заложены идеи использования высокого научно - технического потенциала организаций края.
Мировой опыт малого предпринимательства показывает, что именно инвестиционные проекты в инновационной сфере имеют самую высокую экономическую эффективность, когда рентабельность составляет сотни процентов, а не десятки, как это имеет место в случае стандартных инвестиционных проектов в производственной сфере. Вместе с тем общепризнанной особенностью инвестиционных проектов, в основе которых лежат новые технические решения, является повышенная степень риска при их инвестировании. Поэтому должны быть приняты особые меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, пытающихся осуществлять подобные проекты.
В Программе вид предпринимательской деятельности, связанный с созданием или внедрением принципиально новых, прогрессивных технологий, отнесен к числу приоритетных.
Важная роль в реализации мероприятий по этому направлению в Программе отводится Алтайскому региональному Фонду содействия развитию малых форм в научно - технической сфере. Этот Фонд должен стать центром по учету, экспертизе и продвижению инновационных проектов, предлагаемых малыми предприятиями края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.