Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика базового состояния системы управления общественными финансами Калужской области
В последние годы в Калужской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона, повышение эффективности бюджетных расходов, мобилизацию источников доходов и оптимизацию расходных обязательств в Калужской области.
Наиболее важными из них являются: внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом как на областном, так и на муниципальном уровнях, создание информационной системы централизованного бухгалтерского учета и отчетности Калужской области, перевод значительной части расходов областного бюджета на программно-целевой метод планирования и исполнения, осуществление финансового менеджмента, мероприятия, направленные на сокращение уровня долговой нагрузки, повышение наполняемости и налогового потенциала консолидированного бюджета Калужской области.
С 2016 года реализуется Программа финансового оздоровления Калужской области (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 30.08.2016 N 462 "Об утверждении Программы финансового оздоровления Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 23.03.2017 N 151, от 28.09.2018 N 588).
Реализация вышеуказанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной не только для непосредственных участников бюджетного процесса, но и для жителей области.
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд вопросов, которые планируется решить в рамках ВЦП, а именно:
1. Дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики.
2. Использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизма для обеспечения полного использования доходного потенциала Калужской области.
Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Калужской области, отражаемых в ежегодных отчетах Губернатора Калужской области о результатах деятельности Правительства Калужской области, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Комплексный подход к совершенствованию системы управления общественными финансами в рамках ВЦП позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Калужской области.
1.1. Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценки их эффективности
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными.
С 2014 года областной бюджет формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию государственных программ Калужской области. Программный формат областного бюджета позволяет соотнести расходы областного бюджета с целевыми показателями отраслевого развития и оценить эффективность использования финансовых ресурсов. Формирование программного бюджета повысило ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
В 2019 году обеспечена интеграция региональных проектов, направленных на достижение результатов национальных проектов, в государственные программы Калужской области. Государственные программы утверждены в новой структуре и включают региональные проекты, направленные на реализацию национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 N 444).
При этом основой формирования проекта областного бюджета является распределение бюджетных ресурсов в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.
Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями областного бюджета. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
Также в рамках ВЦП проводится комплекс мероприятий по контролю за недопущением возникновения просроченной задолженности по обязательствам Калужской области. В результате проведенной работы в 2016 - 2019 годах удалось полностью ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность в целом по консолидированному бюджету Калужской области. Вместе с тем необходимо в дальнейшем продолжить проведение мониторинга просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Калужской области в целях ее недопущения.
1.2. Вопросы, связанные с повышением качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса, проведения эффективной долговой политики
В последние годы предприняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления, оптимизации бюджетных расходов и повышению качества управления региональными финансами и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.
Показателем успешности осуществления вышеуказанных мер является поддержание Калужской областью высокого рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, проводимого Министерством финансов Российской Федерации. По итогам работы за 2009 - 2018 годы организации бюджетного процесса в Калужской области присвоена II степень качества.
В рамках реализации ВЦП ставится первоочередная задача обеспечить сохранение оценки качества бюджетного процесса в Калужской области не ниже II степени.
В этих целях производится контроль своевременности и качества предоставления в Министерство финансов Российской Федерации материалов для формирования рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в Калужской области.
Кроме того, для достижения поставленной цели министерством финансов Калужской области осуществляется оценка качества управления финансами на местном уровне.
В соответствии с приказом министерства финансов Калужской области от 27.03.2014 N 55 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области" (в редакции приказов министерства финансов Калужской области от 04.12.2015 N 154, от 06.02.2017 N 13, от 19.07.2018 N 110) ежегодно проводятся мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области. По итогам мониторинга в адрес местных администраций направляются письма с указанием направлений, по которым качество управления бюджетным процессом находится на ненадлежащем уровне.
В целях обеспечения самостоятельности и повышения уровня бюджетной ответственности органов местного самоуправления при определении направлений использования средств местных бюджетов, а также создания стимулов для наращивания собственного налогового потенциала местных бюджетов актуальным остается вопрос об увеличении в объеме межбюджетных трансфертов доли дотаций, в том числе за счет замещения дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
Одной из важных задач управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Калужской области. Мероприятия предполагается реализовать в рамках тактических задач по эффективному управлению государственным долгом, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Калужской области.
Долговая политика Калужской области направлена на поддержание объема и структуры государственного долга Калужской области в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств и социально-экономическое развитие Калужской области, а также на реализацию мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Калужской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области.
В современных условиях для эффективной работы бюджетной системы необходимы не только выверенные своевременные управленческие решения, наличие актуализированной нормативной правовой базы, постоянный мониторинг бюджетных процессов и показателей, но также инновационные решения, основанные на использовании новейших информационных технологий.
В настоящее время в Калужской области на региональном и местном уровнях используется широкий инструментарий различных информационных систем и технических средств, позволяющих автоматизировать значительное количество бюджетных процедур.
Для придания дополнительного импульса развитию системы управления государственными и муниципальными финансами необходимо формирование информационного пространства, объединяющего этапы и процедуры бюджетного процесса. Для этого необходимо развивать существующую автоматизированную систему управления бюджетным процессом, внедряя в нее ряд инновационных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию этапов составления, исполнения бюджета, формирования и свода отчетности об исполнении бюджетов Калужской области, обеспечивая информационное взаимодействие с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", подсистемой управления национальными проектами, в том числе на основе развития комплекса технических средств.
В целях минимизации управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, эффективной организации бухгалтерского учета в государственных учреждениях, а также повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо осуществлять мероприятия по сопровождению и развитию информационной системы централизованного бухгалтерского учета и отчетности Калужской области.
1.3. Вопросы, связанные с развитием доходного потенциала Калужской области
В настоящее время реализации мер, направленных на сохранение и увеличение доходного потенциала Калужской области, уделяется большое внимание.
Одним из инструментов обеспечения роста доходов консолидированного бюджета Калужской области является реализация мер, направленных на привлечение инвестиций на территорию области, в том числе за счет сохранения государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов влияющих на увеличение налогового потенциала Калужской области, а также проектов по модернизации производства.
При этом оказание любого вида государственной поддержки в обязательном порядке будет сопровождаться проведением оценки эффективности использования бюджетных средств.
Одновременно проводятся мероприятия по улучшению администрирования доходов, контролю за выплатой работодателями заработной платы, противодействию уклонения от уплаты налогов посредством повышения уровня взаимодействия органов власти Калужской области.
Будет продолжено сотрудничество с крупными налогоплательщиками области, что обеспечит прозрачность и стабильность формирования доходной базы.
При этом особое внимание должно быть уделено повышению роли имущественных налогов в формировании местных налогов, расширению возможностей влияния муниципальных образований Калужской области на укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе в части полного учета объектов недвижимости и их оценки для целей налогообложения.
В настоящее время на местном уровне остаются проблемы в части налогового администрирования по местным налогам. Для решения данных проблем планируется повысить использование потенциала имущественных налогов, в первую очередь за счет проведения мероприятий по постановке на налоговый учет объектов недвижимого имущества для привлечения их к налогообложению, а также по снижению задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему.
1.4. Вопросы, связанные с повышением квалификации государственных гражданских служащих, а также укреплением кадрового потенциала министерства финансов Калужской области
В настоящее время остается актуальным вопрос развития кадрового потенциала работников общественных финансов и повышения общего уровня знаний о функционировании бюджетной системы.
Для решения поставленных в рамках ВЦП задач необходима скоординированная работа по повышению квалификации государственных гражданских служащих, а также укреплению кадрового потенциала министерства финансов Калужской области.
Обучение работников финансовых органов Калужской области и подготовка высококвалифицированных специалистов для дальнейшей работы в министерстве финансов Калужской области должны быть произведены по ключевым направлениям совершенствования управления общественными финансами Калужской области.
Министерством финансов Калужской области регулярно проводятся обучающие мероприятия с участием представителей финансовых органов муниципальных образований Калужской области по наиболее актуальным вопросам.
Выполнение указанных мероприятий позволит существенно повысить уровень знаний работников общественных финансов, что в современных условиях является необходимым условием дальнейшего развития системы общественных финансов.
Министерством финансов Калужской области заключаются с абитуриентами государственных образовательных учреждений высшего образования договоры о целевом обучении в данных учреждениях. Данное мероприятие позволит укрепить кадровый потенциал министерства финансов Калужской области.
Из вышеперечисленных проблем системы управления региональными финансами и задач, стоящих перед Калужской областью, следует, что вопрос ее совершенствования носит комплексный характер и требует для своего решения согласованных действий финансовых органов Калужской области, а также органов местного самоуправления Калужской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.