Федеральная антимонопольная служба во исполнение пунктов 13, 31 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2018 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.04.2018 N 508/18 и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет настоящие рекомендации по вопросу применения положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части разъяснения применения правил одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), а также по вопросу возможных действий при рассмотрении обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в случае одновременного наличия между сторонами судебного спора о законности оснований, послуживших причиной для включения указанных лиц в Реестр.
1. По вопросу применения правил одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, расторжение контракта с заказчиком на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается в случае наличия положения контракта, предусматривающего возможность одностороннего отказа стороны контракта от исполнения такого контракта в связи с существенным нарушением его другой стороной.
Кроме того, в соответствии с частью 20 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.
Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
С учетом указанной нормы Закона о контрактной системе необходимо проверить осуществление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) следующих действий:
- направление решения поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте;
- направление решения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование направления такого решения и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.
Неисполнение вышеперечисленных действий свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления заказчика о принятом решении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
2. По вопросу возможных действий комиссии по контролю в сфере закупок при рассмотрении обращений о включении сведений об участниках закупок в Реестр в случае одновременного наличия между сторонами судебного спора о законности оснований, послуживших причиной для включения указанных лиц в Реестр, ФАС России сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также пунктом 16 правил ведения Реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до истечения указанного срока на основании решения суда.
Учитывая изложенное, законодательством о контрактной системе в сфере закупок предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) подлежит исключению из Реестра.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрен механизм приостановления рассмотрения обращений о включении в Реестр информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в случае одновременного наличия между сторонами судебного спора о законности оснований для внесения сведений об участниках в Реестр, за исключением случаев принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления рассмотрения ФАС России такого обращения, либо приостановления действия решения стороны контракта об отказе от исполнения государственного контракта.
Дополнительно ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России, что в случае возникновения вопросов, связанных с ведением Реестра, можно обращаться к сотруднику ФАС России А.Д. Гадалиной (gadalina@fas.gov.ru, (499) 755-23-23 доб. 088-543).
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2018 г. N ИА/73410/18 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован не был