Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2019 г. N АКПИ19-655
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коноваловой Татьяны Прокофьевны о признании частично недействующим пункта 9 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н,
установил:
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н (далее - Приказ) утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (далее - Правила). Нормативный правовой акт 26 мая 2017 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 46846, и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 9 Правил закреплено, что граждане обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления (абзац первый). Граждане, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, подают заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий их пенсионное обеспечение (абзац третий).
Коновалова Т.П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных предписаний Правил, указывая на то, что они противоречат Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ), частью 2 статьи 8 которого предусмотрено, что социальная доплата к пенсии устанавливается исключительно на основании заявления, поданного гражданином в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в то время как оспариваемые нормы предписывают обращаться с таким заявлением в Пенсионный фонд Российской Федерации, который к органам социальной защиты не относится.
В обоснование своего требования административный истец указала, что 23 июня 2016 г. решением руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации ей была назначена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума. В июле 2018 года она зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, однако на протяжении трех месяцев продолжала получать указанную доплату. 7 ноября 2018 г. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска направило ей письмо с требованием о возврате излишне полученной суммы. В связи с этим административный истец полагает, что, поскольку социальная доплата к пенсии была назначена ей руководителем Пенсионного фонда Российской Федерации с нарушением предусмотренной законом процедуры, сумма излишне выплаченной ей социальной доплаты не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.
Коновалова А.М. и ее представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минтруд России), заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, положения пункта 9 Правил не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и свобод административного истца не нарушают.
В судебном заседании представители Минтруда России - Ерохина Ю.В., Минюста России - Симочкина Н.И. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика и заинтересованного лица, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным этим федеральным законом, установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, определяющим порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Под государственной социальной помощью названный закон подразумевает предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (статья 1).
Виды оказания государственной социальной помощи предусмотрены статьей 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, к которым относятся денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Социальная доплата к пенсии, по смыслу указанного федерального закона, это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены этим федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о прожиточном минимуме) в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Правое регулирование такого вида оказания государственной социальной помощи как социальные доплаты к пенсии, установлено в статье 12.1 названного закона, в соответствии с частью 11 которой правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.
Таким органом в силу пункта 1, подпункта 5.2.135 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, является Минтруд России, который действуя в рамках предоставленных полномочий, издал Приказ, утвердивший Правила.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом государственной власти с соблюдением порядка введения его в действие.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона о прожиточном минимуме в субъекте Российской Федерации.
В силу части 4 названной статьи федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона о прожиточном минимуме в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная этой статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (часть 6 статьи 12.1).
Оспариваемые положения Правил о необходимости обращения гражданина за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а гражданину, проживающему на территории Российской Федерации, получающему пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий его пенсионное обеспечение, полностью соответствуют требованиям статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, устанавливающей специальный порядок обращения за данным видом оказания государственной социальной помощи.
В связи с этим довод административного истца о том, что заявление о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ подается в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, является ошибочным и основан на неправильном понимании норм материального права.
Поскольку предусмотренная статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (части 10 и 12 статьи 12.1).
Доводы административного истца о необоснованности требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска о возврате излишне полученной суммы не могут быть проверены в рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке соответствующим районным судом.
Принимая во внимание, что оспариваемые положения Правил не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Коноваловой Татьяны Прокофьевны о признании частично недействующим пункта 9 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2019 г. N АКПИ19-655
Текст решения опубликован не был