Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 80-АПА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующими в части подпункта 3 пункта 1 приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2018 г. N 06-545 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития Ульяновской области и Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области", пункта 1 приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 26 декабря 2018 г. N 06-548 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2019 год", подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 Приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2018 г. N 06-546 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год" по апелляционной жалобе Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 19 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части подпункта 3 пункта 1 приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2018 г. N 06-545 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития Ульяновской области и Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области", пункта 1 приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 26 декабря 2018 г. N 06-548 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2019 год", подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2018 г. N 06-546 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год".
Решением Ульяновского областного суда от 19 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее - Министерство) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в сфере электроэнергетики государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение не дискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Из материалов дела следует, что АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Ульяновской области.
Приказом от 26 декабря 2014 г. N 06-964 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций, в том числе АО "Оборонэнерго", на долгосрочный период регулирования - с 2015 по 2019 гг.; на 2019 год размер необходимой валовой выручки для административного истца определен в размере 25 251,94 тыс. руб.
Приказом от 25 декабря 2018 г. N 06-545 в приказ от 26 декабря 2014 г. N 06-964 (приложение N 4, строка 7) внесены изменения, согласно которому величина необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" на 2019 год составила 19 494,43 тыс. руб.
Приказом от 25 декабря 2018 г. N 06-546 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2019 год.
Приказом от 26 декабря 2018 г. N 06-548 в порядке корректировки тарифов на последний пятый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области, в том числе для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и ПАО "МРСК Волги" с разбивкой по полугодиям (строка 34 приложения к данному приказу).
Тексты названных приказов опубликованы 30 декабря 2018 г. в газете "Ульяновская правда" N 98 (24.172).
При расчете для АО "Оборонэнерго" необходимой валовой выручки на 2019 год орган регулирования применил механизм распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов исходя из абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования, с учетом периодов 2015-2017 гг. Кроме того, при корректировке применялись фактические данные 2015-2016 гг.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из данной нормы следует, что правило распределения исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов - не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из материалов дела следует, что величина необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго" за три последних периода регулирования ниже 10 процентов (менее 1 процента), в связи с чем действие абзаца одиннадцатого пункта 7 Основ ценообразования в части применения механизма распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов на общество не распространяется.
Возможность исключения из состава необходимой валовой выручки ранее учтенных экономически необоснованных расходов либо включения в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации (недополученного дохода, возникшего по не зависящим от нее причинам) предусмотрены абзацами первым и десятым пункта 7 Основ ценообразования. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и ее потребителей.
При этом Судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что при корректировке тарифов на 2019 год с учетом пунктов 9 и 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, экономически необоснованные расходы могут быть исключены, равно как компенсированы выпадающие доходы регулируемой организации, - только по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.
Так, при установлении тарифов на 2019 год последним истекшим годом, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, является 2017 год, следовательно, корректировка административного ответчика с учетом данных 2015-2016 гг. является неправомерной.
Поскольку необходимая валовая выручка АО "Оборонэнерго" на 2019 год рассчитана неправильно, то размер единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии на 2019 год, а также размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и ПАО "МРСК Волги" на 2019 год, - также подлежат пересчету.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает обоснованным признание нормативного правового акта не действующим с даты его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 19 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 80-АПА19-17
Текст определения опубликован не был