Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 71-АПА19-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Финансовый Центр" об оспаривании Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 г. N 225, в части установления функциональной зоны "Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий" применительно к земельному участку с кадастровым номером 39:15:120311:185 и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 г. N 339, в части отнесения указанного земельного участка к территориальной зоне "С-1 - Зона специального назначения" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Финансовый Центр" на решение Калининградского областного суда от 22 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ждановой И.Ю., представителя Правительства Калининградской области Вальтер М.А., представителей войсковой части 342497 Лаврусенко В.И. и Зарубиной Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Финансовый Центр" (ООО "Строительно-Финансовый Центр") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 г. N 225, в части установления функциональной зоны "Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий" применительно к земельному участку с кадастровым номером 39:15:120311:185 и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 г. N 339, в части отнесения указанного земельного участка к территориальной зоне "С-1 - Зона специального назначения" и обязать административного ответчика внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа в отношении указанного земельного участка в части изменения функциональной и территориальной зоны на "Жилую зону ("Ж-2"):зону застройки среднеэтажными жилыми домами".
Решением Калининградского областного суда от 22 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано, поскольку установленные зоны соответствует требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Строительно-Финансовый Центр" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Изменение оспариваемыми нормативными правовыми актами назначения функциональной и территориальной зон, в которых находится земельный участок, по мнению заявителя, не учитывает существующее землепользование ввиду отсутствия объектов военного (режимного) назначения на участке, лишает истца права использования земельного участка как для целей жилищного строительства, так и для целей, соответствующих фактическому назначению находящихся на нем нежилых зданий (складов).
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов, Правительством Калининградской области и Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Строительно-Финансовый Центр", Совета депутатов городского округа "Город Калининград" и администрации городского округа "Грод Калининград", Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24 и статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьей 7, статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, входят в круг полномочий представительного органа городского округа.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 г. N 225 утвержден Генеральный план городского округа "Город Калининград".
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 г. N 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград".
Как следует из материалов дела административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:15:120311:185 площадью 2390 кв.м. Первоначально вид разрешенного использования земельного участка установлен - "под военный городок N 1" ранее находившегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации земельного участка и нежилых зданий, расположенных на нем и используемых в качестве складов, по адресу: город Калининград, улица Докука, 4а и 46.
Право собственности общества на указанный земельный участок зарегистрировано в ноябре 2018 года с новым видом его разрешенного использования "социальное обслуживание" на основании договора купли-продажи от 23 августа 2018 г.
В соответствии с Генеральным планом 2006 года и Правилами землепользования и застройки 2009 года городского округа земельный участок относился к функциональной зоне индивидуальными жилыми домами и зоне ограничения строительства (шумовой зоне аэродрома) и к территориальной зоне жилой застройки среднеэтажными жилыми домами (58 этажей максимальной высотой - 35 метров), индекс Ж-2 (карта градостроительного зонирования) и частично к зоне ограничения жилищного строительства (Н-13 - шумовая зона аэродрома) на карте зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Калининград" 2016 года и Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" 2017 года земельный участок с кадастровым номером 39:15:120311:185 входит в функциональную зону "Зона специального назначения (СП): Зона режимных территорий" и в территориальную зону "С-1 - Зона специального назначения", в связи с нахождением участка в полосе воздушных подходов аэродрома государственной авиации Калининград (Чкаловск), относящегося к 1 классу аэродромов, который приказом Командующего войсками Западного военного округа от 11 июня 2015 г. N 372 предписано содержать в составе аэродромной сети для использования по предназначению в интересах Западного военного округа за Балтийским флотом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 30 сентября 2017 г., проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) приаэродромная территория отнесена к числу зон с особыми условиями использования территорий, перечисленных в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Закона N 135-ФЗ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением об установлении приаэродромной территории на ней вводятся ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закон N 135-ФЗ на приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).
Согласно пункту 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. N 1460 решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. N 1460 выделение третьей подзоны осуществляется в границах полос воздушных подходов, установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
В силу пункта 23 указанных Федеральных правил на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижения при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Согласно материалам дела земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в полосе воздушных подходов аэродрома государственной авиации Калининград (Чкаловск), что подтверждается решением Морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Калининград (Чкаловск)" 2019 года. На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации размещена схема приаэродромной территории аэродрома Калининград (Чкаловск).
Границы полос воздушных подходов на аэродроме государственной авиации Калининград (Чкаловск) установлены на основании Федеральных авиационных правил "Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации", утвержденных и введенных в действие с 1 января 2007 г N 45 5дсп, а также Федеральных авиационных правил "Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации", утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 059.
На основании пункта 47 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2006 г. N 059, не допускается строительство новых зданий и сооружений в пределах полосы воздушного подхода.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок истца относится к третьей подзоне приаэродромной территории аэродрома Калининград (Чкаловск), в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории. В данном случае максимальная разрешенная высота строения не должна превышать 33,62 м от земной поверхности.
Таким образом, при разработке оспариваемого Генерального плана и изменении функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону режимных территорий правомерно учтено сложившееся фактическое землепользование, что соответствует требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Назначение же территориальной зоны обусловлено установленной функциональной зоной в силу требований градостроительного законодательства.
Кроме того приведение Правил землепользования и застройки городского округа в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории определено требованиями градостроительного законодательства.
В связи с изложенным отнесение земельного участка Правилами землепользования и застройки 2017 года к территориальной зоне специального назначения (С-1), обусловлено установленной Генеральным планом 2016 года функциональной зоне режимных территорий, что соответствует требованиям статьи 30 и 34 Градостроительного кодекса, однако это не препятствует истцу использовать земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в порядке части 8 статьи 36 указанного Кодекса.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Калининградского областного суда от 22 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Финансовый Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 71-АПА19-10
Текст определения опубликован не был