Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 47-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витания" о признании не действующим пункта 5.2 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 11 августа 2015 г. N 602 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район" по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 17 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Витания" (далее - ООО "Витания", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 5.2 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 11 августа 2015 г. N 602 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район".
Решением Оренбургского областного суда от 17 мая 2019 г. административный иск удовлетворен. Признан не действующим оспариваемый нормативный акт с момента вступления его в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, производство по делу прекратить, поскольку оспариваемый акт административным ответчиком отменен.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Витания" и прокуратурой Оренбургской области представлены возражения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 г. N 110-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов. В пункте 5 названного Порядка содержится формула расчета арендной платы за пользование соответствующими земельными участками исходя из их кадастровой стоимости и ставок арендной платы, значения которых устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, на территории которых расположены земельные участки, и действуют с 1 сентября 2015 года.
Решением Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 11 августа 2015 г. N 602 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район", установлены значения ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район согласно приложению.
Указанное решение опубликовано в газете "Сельские вести" на официальном сайте муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (http://orenregion.ru).
В соответствии с пунктом 5.2 приложения к указанному решению установлена ставка арендной платы для земельных участков природно-познавательный туризм в размере 15 процентов.
Согласно пункту 2 решения Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Совет депутатов) от 26 декабря 2016 г. N 125 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов", оспариваемое административным истцом решение N 602 от 11 августа 2015 г. признано утратившим силу.
ООО "Витания" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:21:2008011:15 на основании договора аренды от 7 декабря 2007 г. N 20/13.
Арендная плата за земельный участок рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости и процентной ставки арендной платы, утвержденной муниципальным органом местного самоуправления. До 1 сентября 2015 г. применялась ставка 2 процента, а после вступления решения Совета депутатов от 11 августа 2015 г. N 602 в силу, арендная плата исчисляется исходя из ставки 15 процентов, то есть ее размер возрос в 7,5 раз.
В связи с перерасчетом арендной платы по решению арбитражного суда, вступившему в силу 5 июля 2018 г. с истца взыскана арендная плата в сумме 2 212 294, 90 руб., возбуждено дело о банкротстве.
Оспаривая в части нормативный правовой акт административный истец полагал, что он противоречит принципам определения размера арендной платы, установленным в постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 и возлагает на истца как арендатора земельного участка обязанность уплачивать арендную плату в завышенном размере.
Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусмотрен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Вместе с тем, суд первой инстанции обосновано указал, что установленная пунктом 5.2 приложения к указанному решению ставка арендной платы для земельных участков природно-познавательный туризм в размере 15 процентов не отвечает принципу экономической обоснованности, поскольку каких-либо обоснований и расчетов административным ответчиком не представлено.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на его основании с административного истца взыскивалась арендная палата, производство по настоящему делу не может быть прекращено в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Оренбургского областного суда от 17 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 47-АПА19-5
Текст определения опубликован не был