Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Администрации края
от 27 ноября 2000 г. N 908
Перечень
основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых
будет направлена политика администрации края в 2001 году
Основной целью экономической политики администрации края на предстоящий период является дальнейший рост экономического потенциала края, как основы обеспечения реального и устойчивого роста уровня жизни населения, снижения социального неравенства. Реализация данной политики осуществляется в рамках разработанного администрацией края Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 года, определяющего основные направления в развития экономики края, выбор приоритетных отраслей и предприятий для инвестиционной поддержки.
Руководствуясь указанным документом, администрация края определяет ряд основных направлений по активизации социально-экономического развития края, определяющих по сути условия достижения главной цели развития на предстоящий период.
Для этого в прогнозируемом периоде предусматривается достижение следующих целей социально-экономического развития:
Первое - стабилизация развития социальной сферы на основе скорейшего восстановления реальных доходов, уровня жизни и платежеспособного спроса населения.
Второе - реализация программы структурных преобразований в экономике, создающих условия для развития организаций, адаптированных к работе в рыночных условиях.
Третье - создание условий для развития экономически эффективных производств и реального сектора в целом, повышение конкурентоспособности продукции алтайских товаропроизводителей.
Четвертое - восстановление инвестиционной активности в реальном секторе экономики.
Пятое - осуществление реальной бюджетной политики, повышение качества управления налогово-бюджетной сферой.
Шестое - снижение уровня неплатежей, бартера и задолженности в экономике.
Седьмое - сдерживание инфляции, в том числе путем оптимизации динамики цен на жизненно-важные товары.
Решение конкретных задач в русле указанных направлений должно привести к повышению реального роста производства, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, и в конечном итоге - к стабилизации и повышению уровня жизни населения края, достижению параметров прогноза социально-экономического развития края на 2001 год.
1. Стабилизация развития социальной сферы на основе скорейшего
восстановления реальных доходов, уровня жизни и платежеспособного
спроса населения.
Стратегическими целями социальной политики являются:
1.1. Создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества:
Для решения задачи предусматривается:
- обеспечение школьников и студентов края необходимым количеством учебных мест за счет строительства и реконструкции 23 учебных заведений, а также учебниками федерального комплекта и учебными пособиями;
- развитие материально-технической базы Алтайского государственного аграрного университета, Алтайского государственного технического университета, Бийского технологического института и Барнаульского юридического института МВД России, укрепление материально-технической базы учебных заведений различного уровня;
- увеличение финансовых ресурсов, направляемых на образование из бюджетных и внебюджетных источников, обеспечение софинансирования на конкурсной основе инвестиционных образовательных проектов, осуществляемых организациями образования;
- подготовка к переходу на нормативную систему финансирования отрасли, обеспечение преемственности образовательных программ различных ступеней профессионального образования, повышение качества образовательных услуг;
- повышение эффективности социальной поддержки обучающихся за счет ее дифференциации в зависимости от уровня их доходов и доходов их семей, усиление социальной защиты учащихся в системе профессионального образования;
- формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.
1.2. Улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
Для решения задачи предусматривается:
- сохранение на необходимом уровне объемов бесплатной медицинской помощи, повышение ее качества, расширение номенклатуры медицинских услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений края за счет строительства, реконструкции и оснащения 15 лечебно-профилактических учреждений, ввода в действие краевой клинической больницы, совершенствования диагностической базы детских поликлиник, развития материально-технической базы кардиологической, противотуберкулезной, паталогоанатомической служб и государственного учреждения здравоохранения "НПО "Алтайский онкологический центр", а также обеспечение санитарным автотранспортом учреждений здравоохранения;
- проведение мероприятий по охране материнства и детства, развитие материально-технической базы расширения возможностей реабилитации инвалидов по различным заболеваниям;
- разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение и нормативов ресурсной обеспеченности здравоохранения на всех уровнях, ориентированных на прогнозируемые реальные бюджетные возможности;
- формирование объединенной системы медико-социального страхования, повышение эффективности государственного регулирования системы медико-социального страхования;
- обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций.
1.3. Развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
Для решения задачи предусматривается:
- сохранение и развитие культурных традиций в результате завершения реставрации и реконструкции, памятников культуры и искусства, в том числе памятников истории горного дела, а также районных домов культуры;
- создание благоприятных условий для привлечения в сферу культуры средств из внебюджетных источников, последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений и работников сферы культуры;
- укрепление материально-технической базы библиотек, театров, музеев, районных и городских домов культуры.
1.4. Усиление адресности социальной поддержки населения;
Для решения задачи предусматривается:
- упорядочение системы предоставления социальных льгот для отдельных категорий граждан и поэтапный переход к адресной системе социальной защиты тем категориям граждан, фактические доходы или потребление которых находятся ниже прожиточного минимума;
- постепенная замена большинства льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, адресными формами социальной поддержки без снижения совокупных расходов на социальную помощь в реальном выражении. Поэтапное упразднение социально неоправданных льгот, установленных отдельным категориям граждан федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
- расширение полномочий органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи;
- дальнейшее развитие служб по социальному обслуживанию престарелых, инвалидов, детей-инвалидов и малоимущих граждан и материально-технической базы стационарных учреждений в рамках реализации основных мероприятий федеральных целевых программ "Дети-инвалиды", "Социальная поддержка инвалидов";
- принять меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка, реструктуризировать соответствующую задолженность при неукоснительном обеспечении текущих выплат.
1.5. Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
Для решения задачи предусматривается:
- создание основы для поэтапного перевода на новые принципы финансирования пенсий, с учетом особых условий труда;
- внесение изменений в систему персонифицированного учета, предусматривающие возможность исчисления пенсий, исходя из сумм уплаченных страховых взносов;
- разграничение условий и норм предоставления пенсий в зависимости от видов пенсионного обеспечения и источников финансирования пенсионных выплат, стажа общественно-полезной деятельности, процессуальных особенностей назначения, перерасчета и выплаты государственных пенсий;
- осуществление перехода к механизму повышения пенсий, основанному на сочетании индексации по инфляции и по заработной плате;
- осуществление поэтапного повышения до 1,2 предельного отношения заработков при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера;
- введение механизмов формирования накопительной системы пенсионного обеспечения за счет ежегодно устанавливаемой законодательством доли отчислений страховых взносов на эти цели.
1.6. Совершенствование трудовых отношений и содействие занятости населения;
Для решения задачи предусматривается:
Повышение эффективности использования рабочей силы:
- осуществление регулирования социально-трудовых отношений на основе краевого (регионального) соглашения между краевым Советом профсоюзов и администрацией края, городских и районных (территориальных) соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение их реализации на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, аналогичных городских и районных комиссиях, общих собраниях (конференциях) трудовых коллективов;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях края и сертификация работ по охране труда.
Восстановление стимулирующей функции заработной платы, повышение удельной величины оплаты труда в денежных доходах населения.
- обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, погашение накопленной задолженности;
- рост реальной заработной платы;
- последовательное повышение минимальных государственных гарантий по оплате труда с 1 января 2001 г. - 200 рублей, с 1 июля 2001 г. - 300 рублей в месяц;
- повышение заработной платы работников бюджетной сферы на основе предусмотренного постановлением администрации края от 14.09.2000 г. N 696 восстановления тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки, в результате которого тарифные ставки ЕТС с 1 января 2001 г. будут проиндексированы в среднем в 1,2 раза.
Создание благоприятных условий для занятости населения:
- переход к финансированию выплаты пособий по безработице из федерального бюджета, а активных программ занятости - из федерального и регионального бюджетов;
- внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных, а также совершенствование условий и порядка социальной поддержки безработных граждан;
- активизация работы в области содействия политики занятости населения, согласно Федеральной Программы содействия занятости населения Алтайского края в 2001-2003 годах, в соответствии с которой ежегодно будет оказана помощь в трудоустройстве 60-60,3 тыс. чел., в общественных работах - 10 тыс. чел.; профессиональной ориентацией будет охвачено 100-115 тыс. чел., профессиональным обучением - 3,6-3,8 тыс. чел.
1.7. Создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий. Реформирование ЖКХ;
Для решения задачи предусматривается:
- обеспечение возможности улучшения жилищных условий для всех слоев населения при значительном увеличении доли внебюджетных источников финансирования, в первую очередь за счет собственных средств населения, заемных (кредитных) средств, с сохранением адресной социальной поддержки низкодоходных групп населения;
- поддержка определенных групп населения в обеспечении их жильем за счет или с привлечением средств федерального бюджета: военнослужащих, граждан, увольняемых в запас или отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий и др.;
- отселение в первую очередь граждан, проживающих в ветхом жилье;
- определение в качестве приоритетной формы бюджетной поддержки в жилищной сфере безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов;
- предоставление малообеспеченным семьям жилищных компенсаций для частичного возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах норм жилищной обеспеченности и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, прожиточного минимума и действующих льгот;
- реализация и дальнейшее развитие программы газификации в целях дальнейшего улучшения энергетической ситуации в крае;
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах в результате нормализации работы объектов ЖКХ и условий проживания городского и сельского населения, обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, электроэнергией, теплоэнергией.
2. Реализация программы структурных преобразований в экономике,
создающих условия для развития организаций, адаптированных к работе
в рыночных условиях.
Для решения задачи предусматривается:
- разработка программ реструктуризации предприятий отраслей промышленности;
- переориентация с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств;
- реализация мер по доверию к алтайским предприятиям со стороны потенциальных инвесторов;
- упрощение процедур создания малых предприятий и их свободного вхождения в рынок в целях дальнейшего развития конкурентной среды;
- всемерная поддержка становления независимых некоммерческих организаций, способствующих защите прав потребителей, пропаганде антимонопольной политики и т.п.;
- совершенствование института банкротства предприятий;
- расширение государственного контроля за текущими процессами приватизации - от подготовки государственного имущества к приватизации до тщательной проверки выполнения обязательств, взятых на себя новым собственником, в том числе в области инвестиций, социальных проектов и экологии;
- повышение конкурентоспособности приватизируемых предприятий;
- активизация работы по совершенствованию управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями;
- обеспечение более эффективного управления пакетами акций, принадлежащих государству.
3. Создание условий для развития экономически эффективных производств
и реального сектора в целом, повышение конкурентоспособности продукции
алтайских товаропроизводителей.
3.1. Создание условий для повышения эффективности топливно-энергетического комплекса;
Для решения задачи предусматривается:
- удовлетворение топливно- - энергетическими ресурсами алтайских потребителей, включая обеспечение потребностей бюджетных предприятий и организаций;
- устойчивое, экологически безопасное развитие топливно-энергетического комплекса на основе повышения эффективности использования топлива и энергии;
- перевод энергетики на природный газ, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования потребителей энергоресурсов;
- стимулирование энергосбережения, в том числе реализация мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере, на муниципальном и краевом уровнях;
- сокращение списка организаций (объектов), которым нельзя ограничивать или прекращать отпуск топливно - энергетических ресурсов, и повышение дисциплины платежей.
3.2. Создание условий для повышения эффективности промышленности.
Для решения задачи предусматривается:
- поддержка в рамках Закона Алтайского края "О промышленной политике" высокоэффективных предприятий и производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
- разработка и реализация планов экономического развития и финансового оздоровления предприятий в соответствии с программой реформирования промышленных предприятий края;
- реализация региональных и федеральных программ развития промышленности: "Алтайский трактор", "Ткань", "Конверсия", "Лен Алтая", "Развитие горно - металлургического производства", развитие энергетики края и др.;
- формирование и реализация краевого социального заказа, а также краевого заказа и краевого лизинга на поставку сельхозмашин, оборудования и запчастей для АПК;
- формирование госзаказа сельхозмашиностроительным предприятиям и оборонного заказа предприятиям военно-промышленного комплекса, погашения задолженности государства по оборонному заказу;
- заключения на межправительственном уровне договоров об экономическом сотрудничестве края с республиками Средней Азии.
3.3. Создание условий для повышения эффективности агропромышленного комплекса;
Для решения задачи предусматривается:
- обеспечение финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс;
- стимулирование создания вертикальной интеграции отраслей АПК;
- льготное кредитование отраслей АПК;
- увеличение объемов реализации продукции сельского хозяйства в переработанном виде;
- последовательная реализация законов Алтайского края:
- "О краевом государственном внебюджетном целевом фонде поддержки инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края"
- "О поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края"
- "О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством и поставкой сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд"
- дальнейшее развитие целевых программ по следующим направлением:
- Зерно Алтая
- Лен Алтая
- Развитие производства сои и соевых продуктов
- Создание крупномасштабного производства кукурузы на зерно
3.4. Создание условий для повышения эффективности транспорта и телекоммуникации инфраструктуры;
Для решения задачи предусматривается:
- стабилизация работы пассажирского транспорта на основе сохранения прежней структуры транспортного комплекса, повышения роли и дальнейшего развития электротранспорта в городском пассажирском движении, обновления подвижного состава, развития внутренней автодорожной сети;
- развитие воздушного транспорта: реконструкция летной зоны аэропорта Барнаул, окончание строительства международного сектора аэропорта Барнаул, развитие производственной базы малой авиации.
- развитие сети федеральных и территориальных автомобильных дорог за счет строительства первой очереди северного обхода г. Барнаула с мостом через р. Обь и мостового перехода через р. Бия в г. Бийске;
- обеспечение безопасного функционирования транспорта и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам;
- сокращение состава категорий граждан, пользующихся льготами на проезд пассажирским транспортом, и разработка предложений по упорядочению механизма возмещения предприятиям транспорта затрат на перевозку пассажиров;
- расширение и реконструкция средств связи в крае: оснащение сельских населенных пунктов современными средствами телефонной связи, строительство волоконно-оптической линии связи Барнаул-Камень-на-Оби через Павловский и Шелаболихинский районы, реализация второй очереди концепции создания сети регионального спутникового телевизионного вещания, включающей монтаж приемных станций в 210 населенных пунктах;
- повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции Алтайского края в российское и мировое информационное сообщество путем совершенствования существующих информационных технологий и технологий связи, а также освоения новых;
- расширение инфраструктуры сети Интернет на территории края, создание соответствующей конкурентной среды на информационном рынке.
3.5. Стабилизация и расширение рынка платных услуг населению;
Для решения задачи предусматривается:
- увеличение объемов предоставления платных услуг населению края, повышение качества обслуживания;
- проведение сертификации платных услуг населению, через координационный Совет по сертификации услуг, созданный в администрации края;
- стабилизация сферы бытовых услуг населению путем сохранения, восстановления и более полного целевого использования имеющейся сети, недопущение ее перепрофилирования, особенно на селе;
- координация деятельности предприятий, организаций и предпринимателей в сфере бытового обслуживания населения;
- размещение сети предприятий сферы услуг на территории края с учетом потребителей;
- координация вопросов подготовки и повышения квалификации кадров сферы услуг.
4. Восстановление инвестиционной активности в реальном секторе экономики.
Для решения задачи предусматривается;
- создание условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в крае, создание системы управления инвестиционными процессами, основой которой является закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае". Ежегодно утверждается инвестиционная программа;
- концентрация государственных инвестиций на объектах, обеспечивающих решение стратегических задач края и внедрение новых технологий;
- разработка и реализация предложений по стимулированию инвестиционной активности коммерческих банков:
- реализация предложений по развитию страховой деятельности в реальном секторе экономики;
- увеличение инвестиционной активности на лизинговом рынке, разработка предложений по схемам получения доступных по цене долгосрочных кредитов для лизинговых компаний;
- формирование благоприятного климата для частных инвесторов;
- развитие системы ипотечного кредитования;
- осуществление дополнительных мер по упрощению порядка согласования проектов строительства на региональном уровне;
- реализация на территории края региональных целевых программ "Семья, женщины, дети", "Об улучшении положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае на 2001 - 2005 гг.", "Социальная защита инвалидов в Алтайском крае", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Алтайском крае на 2000-2001 гг.", "Обеспечение населения питьевой водой", "Развитие полиграфического и газетного производства в крае" и др.
5. Осуществление реальной бюджетной политики, повышение качества
управления налогово-бюджетной сферой.
5.1. Достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функционирования бюджетной системы;
Для решения задачи предусматривается:
- восстановление главной функции бюджета, состоящей в аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов края по приоритетным направлениям экономической и финансовой политики, включая четкий выбор приоритетов бюджетного финансирования;
- введение жестких санкций за незаконное и нецелевое использование бюджетных ассигнований;
- четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;
- максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов краевого бюджета;
- установление контроля за обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собственник несет субсидиарную ответственность;
- при выполнении доходной части бюджета осуществлять финансирование расходов бюджета в объемах не менее показателей, утвержденных в Законе Алтайского края о бюджете на текущий отчетный период;
- распределение бюджетных ссуд с учетом выполнения муниципальными образованиями планов собственных доходов;
- обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд;
- обеспечение на региональном уровне стимулирование структурных преобразований в экономике, повышение собираемости налогов, отказ от обязательств, не обеспеченных финансированием.
5.2. Нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;
Дня решения задачи предусматривается:
- существенное снижение и выравнивание налогового бремени за счет сближения налоговой нагрузки на прибыль и фонд оплаты труда и ликвидации значительной части налоговых льгот;
- упрощение налоговой системы на основе установления предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа налогов;
- совершенствование налогового администрирования, связанное с установлением гарантий соблюдения интересов бюджета при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей;
- жесткий контроль за своевременным исполнением обязательств налогоплательщиков;
- создание межтерриториальных налоговых органов (межрайонных инспекций);
- исполнение положений введенной в действие II части Налогового кодекса Российской Федерации на территории края.
6. Снижение уровня неплатежей, бартера и задолженности в экономике
и переход на денежную форму расчетов
Для решения задачи предусматривается:
- активизация работ по урегулированию проблемы неплатежей;
- совершенствование платежной системы, развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
- создание экономических и финансовых условий для пополнения оборотных средств предприятий;
- урегулирование кредиторской задолженности.
7. Сдерживание инфляции, в том числе путем оптимизации динамики цен
на жизненно-важные товары
Для решения задачи предусматривается:
- совершенствование системы и механизмов ценового регулирования, обеспечение ценообразования на основе экономически обоснованных издержек, сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения, устранение ценовых диспропорций в различных секторах экономики;
- сдерживание инфляции путем скоординированных мероприятий по добровольному ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) базовых отраслей промышленности;
- заключение двусторонних (многосторонних) договоров на поставку продукции;
- проведение мониторинга цен производителей и цен потребления, а также их структуры для подготовки экономически и социально обоснованных административных решений.
Начальник общего
отдела администрации края |
В.Н.Кутищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.