Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
администрации края
от 13 февраля 2001 г. N 89
Концепция
информатизации сельской школы Алтайского края
О концепции информатизации сельской школы
Концепция подготовлена с целью научно - методического обеспечения работы по разработке и реализации краевой программы информатизации сельской школы.
Концепция подготовлена на основе программы информатизации образования Алтайского края, подготовленной по заказу комитета по образованию администрации края в рамках разработки комплексной региональной программы "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года" и федеральной концепции информатизации сельской школы.
Концепция подготовлена под редакцией руководителя рабочей группы по разработке программы информатизации образования Алтая, члена рабочей группы по разработке концепции информатизации сельской школы в Российской Федерации, действительного члена Академии информатизации образования, заведующего кафедрой информатики ЮНЕСКО (Алтайский филиал), проректора Барнаульского государственного педагогического университета по информатизации и инновациям профессора Каракозова С.Д.
Информатизация образования и сельская школа
Цели и задачи информатизации образования
Развитие вычислительной техники, начавшееся с 50-х годов текущего столетия, оказало чрезвычайно существенное влияние на все сферы научной, политической и социально - экономической жизни общества.
Образование не могло остаться в стороне от происходящих в обществе изменений.
Его целью стало решение трех задач:
- подготовки специалистов для работы с новой техникой (профессиональное образование);
- подготовки всего населения к жизни и работе в новых условиях (общее образование);
- использования возможностей компьютеров и информационных технологий для повышения эффективности обучения (совершенствование самой системы обучения).
Достижение этих целей определяется двумя группами объективно действующих факторов:
- внешними по отношению к образовательной системе, задающими условия, в которых функционирует школа;
- внутренними, определяющими готовность и способность общеобразовательных учреждений воспринять достижения научно-технического прогресса и эффективно использовать их для решения своих основных задач.
Внешние факторы характеризуются достигнутым уровнем развития информационной индустрии, широтой применения НИТ во всех сферах жизни общества. Эти факторы, по существу, задают ограничения на темп и характер оснащения учебных заведений средствами вычислительной техники и программным обеспечением, практическую возможность широкого распространения отдельных нововведений.
Доступность и качество средств вычислительной техники. Сегодня IBM - совместимые компьютеры стали фактическим стандартом в школе. Таким образом, именно эти компьютеры должны быть базовыми для системы образования. Вместе с тем, исходя из мировых тенденций развития информатизации системы образования следовало бы оснастить несколько школ компьютерами типа APPLE, прежде всего в специализированных языковых и художественных школах. Другой феномен - компьютерная коммуникация, развитие которой, несмотря на все сложности, продолжается в крае на протяжении ряда лет.
Уровень информационной культуры выпускников. Сейчас многие уже осознают, что "алгоритмический стиль мышления" и "умение пользоваться компьютером для решения своих задач" - лишь верхушка айсберга нового содержания образования, привносимого в школу становящейся информационной культурой. Уровень требований на рынке труда к выпускникам школ неуклонно растет, в результате чего направление действия внешних факторов меняется. И если в середине 80-х они тормозили "волюнтаристски" начатый процесс информатизации школы, ныне же стимулируют его развитие.
Внутренние факторы в значительной степени контролируются самой системой образования. Они определяют способность системы образования воспринять и освоить вновь появляющиеся средства работы с информацией и характеризуются:
- научно - методическим заделом;
- достигнутым уровнем профессиональной подготовки педагогов, их знакомством с потенциальными возможностями НИТ и умением использовать эти возможности в своей практической работе;
- гибкостью системы управления образовательными учреждениями.
Научно - методический задел. Первые представления об использовании ЭВМ в процессе обучения возникли около четверти века назад под флагом "технического перевооружения педагога", механизации его труда. Они развивались в рамках концепции "обучающей машины", имитирующей процесс индивидуальной работы учителя с обучаемым. Однако понимание ограниченности этой концепции неуклонно растет. Все больше педагогов осознает, что основное влияние на методы и организационные формы обучения оказывают не обучающие программы. Решающая роль принадлежит НИТ как средству учебной деятельности, новому взгляду на цели и содержание образования, порождаемому процессом информатизации общества.
Стремление решить задачу развития познавательной самостоятельности школьников привело к возникновению педагогической философии, впервые реализованной в рамках "Лого". ЭВМ, ее программное обеспечение ("компьютерная среда" или "микромир"), дополнительно подключаемое периферийное оборудование (датчики и исполнительные механизмы), помещение, где происходят занятия, образуют специфическую среду, создающую условия для проявления познавательной активности учащихся. Соответственно меняется и роль учителя. Теперь его основная задача - направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу.
Таким образом, в программе информатизации образования должна быть заложена последовательная реализация деятельностного подхода в образования, которая может быть выдержана только при комплексном решении, предусматривающем использование компьютера на всех этапах - от детского сада до старших классов школы.
Уровень подготовки педагогов. Новые информационные технологии бесполезны, если педагоги не имеют достаточной технической и методической подготовки, действенных стимулов для использования ЭВМ.
Таким образом, программа информатизации должна предусматривать краткосрочную интенсивную методическую переподготовку педагогов в сочетании с оперативной справочно - консультационной поддержкой и обменом опытом в ходе последующей практической работы через систему электронной почты, что дает возможность каждому педагогу контактировать со своими коллегами, придерживающимися сходной методической позиции. Сочетание средств "обучения на расстоянии" с периодическими личными контактами педагогов облегчит развитие творческой инициативы, проникновение ростков нового в каждое учебное заведение. Вместе с тем реализация подобной программы со временем потребует специальной службы, которая будет заниматься проблемами информатизации образования.
Гибкость системы управления школой. Способность системы управления образованием быстро перестраиваться, обеспечивая возникновение и распространение новых прогрессивных организационных форм и методов учебно - воспитательной работы, необходимая предпосылка развития процесса информатизации образования.
Таким образом, программа должна содержать два уровня реализации - создание базовых точек роста, это могут быть, например, инновационные школы и работа по повышению уровня работы массовых школ.
Вместе с тем и сами органы государственной власти в сфере образования должны переходить к использованию новых информационных технологий в своей деятельности в таких традиционных областях как бухгалтерия, статистика, так и в таких сравнительно новых, как обеспечение доступа к самой современной педагогической информации через компьютерные сети.
Расслоение регионов по уровням использования НИТ продолжается. Технологическая революция в образовании происходит на наших глазах. Новые информационные технологии в школе уже начали влиять на результаты подготовки учащихся. Сохранение конкурентоспособности на российском рынке труда выпускников школ требует скорейшего принятия и реализации краевой программы информатизации образования.
Этапы компьютеризации образования
Появление в конце 70-х годов персональных компьютеров создало предпосылки массового проникновения вычислительной техники и других средств информатизации во все сферы общественной жизни и производства. Тогда же в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами образовательных учреждений всех уровней.
В Российской Федерации информатизация образования началась в широких масштабах в 1985 году, когда в рамках образовательной реформы 1984 года в школьную программу двух последних лет обучения был введен новый учебный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" и начались первые поставки компьютеров в образовательные учреждения. За это время несколько раз менялись представления о том, для чего они нужны и как их использовать. В различных школах это делается по-разному, однако практически во всех случаях можно выделить несколько этапов, через которые проходит процесс "компьютеризации" школы.
На первом этапе в школе говорят, что они "изучают информатику". И действительно, компьютеры используются исключительно как объект изучения.
На втором этапе обычно заявляют, что "компьютеры используются для изучения других предметов". Учителя математики, физики, географии или начальной школы проводят отдельные занятия в кабинете информатики, где предлагают школьникам работу с обучающими и/или контролирующими программами.
На третьем этапе компьютеры из кабинета информатики распространяются по всей школе. Учителя и учащиеся начинают использовать компьютеры главным образом как универсальный инструмент, приспосабливая их для решения своих обычных задач.
Лишь единицы школ приближаются к следующему четвертому этапу, связанному с освоением и использованием средств нового поколения: мультимедиа, глобальных и локальных (на CD ROM) баз данных, портативных компьютеров. С точки зрения педагогики начинается переход к использованию открытых учебных архитектур.
Большинство школ России, имеющих вычислительную технику, находится на первом или втором этапах ее освоения.
С сожалением можно констатировать, что это же относится и к школам Алтая. В настоящее время лишь несколько школ достигли третьего этапа компьютеризации (школа N 42 г. Барнаула, Бийский лицей). Более того, как показало выборочное обследование районов края и многолетние статистические данные по итогам краевой олимпиады школьников по информатике, происходит сворачивание преподавания курса информатики в школах края, вызванное выходом из строя учебной вычислительной техники, выработавшей свой ресурс.
Этот процесс с неизбежностью приведет к снижению конкурентоспособности выпускников школ края на рынке труда.
Поэтому в качестве главного требования к программе информатизации сельских школ на Алтае необходимо выдвинуть следующее:
- создание базовых точек роста использования новых информационных технологий в системе образования в ряде школ Алтая, их обеспечение возможностями выхода на третий/четвертый этап компьютеризации;
- обеспечение массовых школ возможностями выхода на второй этап компьютеризации.
Специфика обучения в сельской школе и
возможности компьютеризации
Специфика обучения в сельской школе общеизвестна. Она состоит в определенной информационной изолированности обучаемых, ограничениях по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. При этом затраты бюджетных средств на обучение одного учащегося в сельской школе могут в 2-3 раза превышать затраты на обучение в городской школе, поэтому компьютеризацию сельской школы необходимо вести с учетом ее специфики и эффективнее использовать для нее более высокие затраты бюджетных ассигнований.
Речь идет о том, что при компьютеризации сельской школы необходимо не только дать возможность проведения полноценных занятий по информатике, но и максимально использовать вычислительную технику для решения социальных вопросов, преодолев информационное неравенство сельских и городских школьников.
Для этого необходимо обеспечить не просто поставку компьютеров в города и районы края, но и обеспечить их необходимыми периферийными устройствами, устройствами связи компьютеров в локальные сети и, главное, устройствами выхода в глобальные компьютерные сети самостоятельно или при помощи "опекунов", прежде всего в рамках программы развития Алтайского университетского школьно - педагогического учебного округа.
Еще одной специфической особенностью компьютеризации сельской школы является необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными обучающими программами. Причем эти программы не могут замыкаться только на одном предмете - информатике, а должны охватывать все основные школьные дисциплины (физику, химию, географию, технологию, биологию и др.), поскольку таким образом можно хотя бы частично компенсировать недостаток учебной техники и наглядных пособий.
Наконец еще одной специфической особенностью сельской школы является отсутствие специалистов по профилактике и ремонту вычислительной техники. Это означает, что вся поставляемая техника должна иметь высокую степень надежности, требовать минимального обслуживания, а также недорогих расходных материалов.
Курс информатики в сельской школе
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе обучение информатике необходимо вести в течение всего цикла обучения в школе. При этом информатика трактуется как дисциплина, направленная, с одной стороны, на формирование у учащихся представлений об информатике как о фундаментальной науке, с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой жизни.
Выделяются три основных этапа обучения данному предмету.
Первый этап (1 - 6-е классы). На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры.
Второй этап (7 - 9-е классы) - курс основной школы (базовый), обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.
Третий этап (10 - 11-е классы) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов, склонностей и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.
Типовые конфигурации оснащения школ
вычислительной техникой
Все программы по информатике рассчитаны на широкое применение компьютеров в обучении и предусматривают выделение почти половины всего учебного времени на практическую работу.
В соответствии с федеральными нормативами оснащения сельских школ, в зависимости от численности учащихся, вычислительной техникой возможны различные конфигурации поставки компьютеров в школы.
В приложении 1 приведены рекомендованные конфигурации, а также данные по количеству сельских школ края в разрезе численности учащихся.
При этом под рабочим местом преподавателя понимается компьютер класса не ниже Pentium III 500, который соответствует современному уровню развития компьютерной техники, с периферийными устройствами (принтер, модем, источник бесперебойного питания). Под рабочим местом ученика понимается упрощенная конфигурация - компьютер класса не ниже Celeron 466 без периферийных устройств.
Конфигурации рабочих мест преподавателя и ученика представлены и приложении 2 (данные конфигурации были составлены исходя из требований надежности и качества, предъявляемых к комплектующим, и современного уровня развития техники с заделом до трех лет его актуальности). Из таблицы видно, что в школах с численностью до 400 обучаемых отсутствует компьютер преподавателя, а нормативно определенные 1, 2 или 3 компьютера используются как преподавателем, так и учениками.
Возможна организация рабочего места ученика с использованием сетевых терминалов, полностью повторяющих возможности компьютера преподавателя и не требующих обслуживания, в вариантах (4 + 1) и (12 + 1), т.е. там, где предусмотрен компьютер учителя. В случае использования сетевых терминалов стоимость одного рабочего места ученика сокращается на 30%, что позволяет соответственно увеличить количество рабочих мест учащихся. Однако при этом возрастает стоимость обслуживания классов вычислительной техники из-за необходимости более высокого уровня подготовки сетевых администраторов, достигнуть которого в некоторых районах края представляется затруднительным.
Современные условия обучения требуют наличия связи как между компьютерами внутри класса, так и с внешними информационными ресурсами. Эти условия особенно актуальны для сельских школ, которые в силу своей удаленности не имеют быстрого доступа к информационным ресурсам и оторваны от современных сетевых информационных технологий. В расчетах приведен наиболее простой и доступный способ обеспечения связи - модемный с подключением по коммутируемым каналам, однако в каждом необходимо вырабатывать конкретный вариант реализации подключения исходя из его стоимости.
Кроме того в комплект поставки должно входить лицензионное системное программное обеспечение, а также прикладное программное обеспечение по всем предметным областям школьного обучения.
Стоимость оборудования и программного обеспечения для компьютеризации сельской школы в соответствии с приведенными выше нормативами оснащения школ и для выбранной конфигурации рабочих мест приведена в приложении 3.
При расчете общей стоимости компьютеризации сельской школы необходимо предусмотреть также обучение преподавателей, стоимость транспортировки, монтажа и наладки компьютерной техники. Ориентировочно, согласно рекомендациям федерального Центра, на перечисленные виды деятельности необходимо 11,5 - 12% от базовой стоимости необходимого количества компьютеров.
Кроме того отдельной статьей расходов является аренда каналов связи. Минимальная стоимость подключения одной точки доступа (около 50 у.е.) может быть включена в стоимость оборудования, но в дальнейшем оплата аренды каналов связи должна быть предусмотрена и в местных бюджетах.
Предложенные варианты рассмотрены для определения итоговых затрат на закупку компьютерной техники.
Объемы финансирования <1>
--------------------------------
<1> При расчетах использовался курс 1 USD = 30 руб.
В соответствии с указанными нормами стоимость оснащения сельских школ края составит: 73207740 рублей, в том числе оснащение базовых школ во всех районах края 13243380 рублей.
Помимо этого необходимы дополнительные ассигнования на создание информационной инфраструктуры, осуществление переподготовки учителей, организацию работы экспериментальных площадок, создание экспериментальных площадок, поисковые разработки (до 12% от стоимости компьютеров или 8784929 рублей).
Таким образом, видно, что для достижения заметного эффекта требуется 81992669 рублей.
Начальник общего отдела
администрации Алтайского края |
В.Н.Кутищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.