Значительное снижение уровня социально-экономического потенциала многих семей в крае, углубление негативных социальных явлений становится главной причиной ухудшения положения детей в семье, отрицательно влияет на их физическое, нравственное развитие, снижает возможности детей из бедных семей на получение образования, ведет к увеличению числа безнадзорных и бездомных детей, социальному сиротству, распространению наркомании и алкоголизма, росту преступности среди несовершеннолетних, а в конечном итоге подрывает основы семьи в целом, ведет к значительным потерям экономического и интеллектуального потенциала края.
Сегодня в крае проживает 95 тысяч семей (в них - 190 тысяч несовершеннолетних детей), состоящих на учете в органах социальной защиты населения как малообеспеченные, нуждающиеся в помощи и поддержке, что составляет более 40 процентов от общего количества семей с несовершеннолетними детьми.
Проведенная проверка положения малообеспеченных семей с детьми в ряде территорий края (11 сельских районов и город Барнаул) показала, что, несмотря на проводимую работу, реальное положение многих малообеспеченных семей, как и детей в них, остается крайне неблагополучным.
Все еще имеют место примеры недопонимания со стороны органов местного самоуправления необходимости и значимости принятия мер, направленных на поддержку малообеспеченных семей с детьми, отсутствует в ряде районов в этом направлении должная координация усилий всех государственных органов и общественных организаций, не везде созданы Центры для работы с семьей, не действуют межведомственные комиссии по вопросам семьи, женщин и детей, в большинстве районных комитетов социальной защиты населения нет еще специалистов данного профиля, не сформированы, зачастую по причине отсутствия компьютеров, информационные базы данных о семьях с детьми, многие районные программы по адресной помощи семье не носят комплексного характера, крайне не достает на их реализацию средств, как бюджетных, так и из фондов социальной поддержки.
По этим и ряду других причин, как показала проверка, не все дети из малообеспеченных семей оказались охвачены в 2000 году летним отдыхом, не получают сегодня бесплатных горячих обедов в школе, не всем нуждающимся были выделены бесплатные учебники, школьная форма, обувь. В целом ряде районов не предоставляются в полном объеме льготы многодетным семьям, недостаточно мер по развитию самообеспечения, самозанятости семей, развитию сельского семейного подворья. Есть недостатки в организации питания детей до 2-х лет жизни, горячего питания в образовательных, медицинских (детских) учреждениях, а также недостаточная адресная работа с детьми в неблагополучных семьях по их реабилитации и адаптации в обществе.
Исходя из этого, постановляю:
1. Считать приоритетным направлением в реализации социальной политики в крае оказание адресной помощи и поддержки малообеспеченных семей с детьми, обеспечение социальных гарантий развития, воспитания, образования детей в данной категории семей. При разработке и принятии краевых социальных программ различного плана не упускать вопросы улучшения положения детей из малообеспеченных семей.
2. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (Юрин А.В.) при формировании бюджета 2002 года предусмотреть в нем средства на финансирование мер, направленных на поддержку детей из малообеспеченных семей (приложение).
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов края:
- обеспечить на своих территориях координацию деятельности по социальной защите и поддержке малообеспеченных семей с детьми;
- разработать программы по оказанию адресной помощи нуждающимся семьям с детьми;
- принять меры по открытию на своих территориях центров для работы с семьей и детьми в течение 2001-2002 годов;
- выделить во всех райгоркомитетах по социальной защите населения (в пределах штатной численности) специалистов по работе с семьей и детьми;
- способствовать концентрации усилий и средств на пополнение территориальных фондов социальной защиты и поддержки семей с детьми;
- обеспечить выполнение Указа Президента РФ N 431 от 05.05.92 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";
- оказывать необходимую помощь и поддержку малообеспеченным семьям с детьми по развитию сельского семейного подворья, выделять под эти цели землю, льготные кредиты и др.;
- обеспечить первоочередное трудоустройство женщин-матерей, одних воспитывающих своих детей, квотирование рабочих мест для одиноких родителей с детьми.
4. Комитету администрации края по социальной защите населения (Самодуров Ю.Н.):
- обеспечить координацию деятельности всех райгоркомитетов по оказанию адресной помощи малообеспеченным семьям с детьми;
- ввести постоянный контроль за своевременной ежемесячной выплатой детских пособий нуждающимся семьям, а также выполнение федеральных и краевых программ социальной помощи семье и детям;
- завершить работу по формированию в крае компьютерной базы данных о семьях с детьми;
- продолжить работу по созданию недостающих краевых социальных учреждений для работы с семьей, с детьми, способствовать организации подобных учреждений в городах и районах края;
- сформировать систему обучения и переподготовки кадров по работе с семьей;
- обеспечить внедрение современных методик оценки положения семей, расширить перечень оказываемых им социальных услуг, в т.ч. в специализированных учреждениях социального обслуживания семьи, женщин, детей.
5. Комитету администрации края по образованию (Зырянов Г.П.):
- иметь полный учет всех детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, в каждом образовательном и воспитательном учреждении;
- обеспечить координацию усилий всех государственных органов и общественных формирований по охране прав детства и защиты интересов несовершеннолетних в работе с семьей, устройстве детей в семью и профилактике социального сиротства;
- осуществлять постоянный контроль за выполнением федеральных и краевых программ, направленных на защиту детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- ввести в обязательную практику органов образования на местах проведение весеннего и осеннего социального учета детей школьного возраста;
- обеспечить горячим питанием в общеобразовательных школах и профессиональных училищах всех нуждающихся детей;
- при организации летнего оздоровления детей школьного возраста полностью охватить им детей из малообеспеченных неблагополучных семей;
- способствовать созданию при образовательных учреждениях общественных формирований: родительских комитетов, советов матерей, отцов и др. для оказания помощи школе в работе с семьей.
6. Комитету администрации края по здравоохранению (Трибунский С.И.):
- ввести в детских поликлиниках обязательный учет семей с детьми, имеющих факторы социального риска для осуществления медико-социального патронажа, включая профилактику юного материнства;
- ввести в штаты детских поликлиник (в пределах штатной численности) должность медицинской сестры для проведения социальных патронажей и оказания помощи семье в решении медико-социальных вопросов;
- обеспечить лечением в краевых центрах и санаторно-курортных учреждениях нуждающихся детей из малообеспеченных семей по медицинским показаниям;
- организовать специализированные смены в санаториях-профилакториях края для активного оздоровления нуждающихся беременных женщин с детьми дошкольного возраста из малообеспеченных семей;
- обеспечить своевременное выполнение краевой комплексной программы "Семья. Женщины. Дети" в части дополнительных мер по охране материнства и детства в крае на 2001 год;
- изыскать средства за счет всех источников финансирования на улучшение питания детей в детских отделениях ЦРБ, краевых детских больницах;
- взять под контроль работу молочных кухонь в целях обеспечения молочным питанием детей второго года жизни из малообеспеченных семей за счет местных бюджетов.
7. Комитетам администрации края по образованию, здравоохранению, социальной защите населения, культуре и туризму, физической культуре и спорту, по делам молодежи повсеместно расширить перечень оказываемых семье, детям в учреждениях социальной сферы консультативных, психотерапевтических, социально-психологических и других услуг, способствующих выходу семьи, детей из кризисных ситуаций, а также обеспечить максимально возможное привлечение детей из малообеспеченных семей во все активные формы занятости трудом, творчеством, спортом, туризмом и др.
8. Государственно-правовому комитету администрации края (Зинкова Е.А.) проработать в течение I полугодия т.г. вопрос о необходимости разработки краевых законопроектов по вопросам всеобуча, по материальной поддержке многодетных семей (начиная с 5-ого ребенка), введении в крае института уполномоченных по правам ребенка.
9. Контроль за данным постановлением возложить на заместителя главы администрации края Я.Н.Шойхета.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 27 марта 2001 г. N 206 "О положении детей в малообеспеченных семьях края и неотложных мерах по оказанию им адресной помощи"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, март 2001 г. N 59, с.195