Решение Приморского краевого суда
от 1 октября 2019 г. по делу N 3а-229/19
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Гулай А.В.
с участием прокурора Кольцовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Позднякова Б.В. к Думе города Владивостока, администрации Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края о признании недействующими в части генерального плана города Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462,
установил:
Поздняков Б.В. обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит одноэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57 кв. м, являющееся магазином, право собственности на которое зарегистрировано 10 января 1999 года. Земельный участок под зданием не оформлен, на кадастровом учете не стоит. Он использует земельный участок в необходимой его части под принадлежащим ему зданием.
Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, и Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в пределах границ вышеуказанного здания установлены две разные территориальные зоны: зона улично-дорожной сети (Т4) и коммунальная зона (П2), что по его мнению противоречит законодательству и нарушает его права как собственника здания, поскольку он не может сформировать земельный участок под зданием, выбрать соответствующий Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа вид разрешенного использования земельного участка.
12 декабря 2018 года он обращался в Единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования с заявлением о внесении изменений, 4 марта 2019 года Единой комиссией его заявление отклонено.
8 апреля 2019 года он обратился по данному вопросу в департамент градостроительства Приморского края, ответ не получен.
Просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления в границах объекта недвижимости - одноэтажного здания (лит. 1) общей площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, двух функциональных зон: производственной зоны и зоны транспортной инфраструктуры; признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах объекта недвижимости - одноэтажного здания (лит. 1) общей площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, двух функциональных зон: улично-дорожной сети (Т4) и коммунальная зона (П2).
До рассмотрения дела по существу суд привлек к участию в деле в качестве административных соответчиков администрацию Приморского края, департамент градостроительства Приморского края, в качестве заинтересованных лиц - администрацию города Владивостока, Позднякова В.Н.
В судебное заседание административный истец, его представитель Ларионов Д.В., заинтересованное лицо Поздняков В.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца и его представителя, заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель Думы города Владивостока Говор О.В., представитель администрации города Владивостока Кривецкая В.В., представитель администрации Приморского края Янковая А.Ю., представители департамента градостроительства Приморского края Саминский Н.В. и Мазуров М.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, ранее предоставили письменные отзывы.
Представитель Думы города Владивостока Говор О.В. пояснила, что на момент принятия нормативно-правового акта объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, не состоял на кадастровом учете, в связи с чем не мог быть учтен при зонировании территории. Сам порядок принятия Думой нормативных правовых актов соблюден в рамках полномочий. Данные обстоятельства неоднократно исследовались судом. На данный момент у Думы нет полномочий по принятию данного нормативно-правового акта. Все полномочия перераспределены между администрациями.
Представитель администрации Приморского края Янковая А.Ю. пояснила, что порядок принятия Думой оспариваемых нормативных правовых актов соблюден, права истца не нарушены. В настоящее время у Думы нет полномочий по принятию данного нормативно-правового акта.
Представители департамента градостроительства Приморского края Саминский Н.В. и Мазуров М.А. пояснили, что на момент принятия оспариваемых нормативно-правовых актов объект недвижимости не состоял на кадастровом учете, в связи с чем нахождение объекта недвижимости при зонировании территории не было учтено. Порядок принятия Думой нормативных правовых актов соблюден.
Представитель администрации города Владивостока Кривецкая В.В. пояснила, что правовые акты приняты в соответствии с требованиями закона. При принятии Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, генерального плана Владивостокского городского округа отсутствовали установленные границы объекта недвижимости административного истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газетах "Приморская газета" N 68 (238) и "Владивосток" N 136 (4110). В настоящее время Генеральный план действует с изменениями от 8 августа 2019 года N 3.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 15 июля 2019 года N 9.
Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, касающиеся процедуры принятия Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, включая соблюдение процедуры проведение публичных слушаний по их проектам, а также правила введения этих нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.
Поскольку вступившими в законную силу решениями Приморского краевого суда в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неоднократно проверялись решения Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 и от 7 апреля 2010 года N 462 (с внесенными в них изменениями) на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает данные обстоятельства.
С 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ полномочия по утверждению Генерального плана Владивостокского городского округа и по внесению в него изменений переданы администрации Приморского края.
В свою очередь, на основании пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ и пункта 2.1.7.1 Положения о департаменте градостроительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па, с 1 января 2015 года департамент градостроительства Приморского края осуществляет полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и по внесению в них изменений.
Из материалов дела следует, что Позднякову Б.В. и Позднякову В.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доли в праве на одноэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 января 1999 года (л.д. 11).
Из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Приморского края (фрагмент схемы функционального зонирования и фрагмент карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа) следует, что земельный участок, расположенный под вышеуказанным зданием, находится в двух функциональных зонах.
В силу положений пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
По общему правилу, приведенному в пункте 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Обращаясь с административным иском в суд, Поздняков Б.В. ссылается на нарушение его прав в связи с нахождением земельного участка под принадлежащим ему зданием в двух территориальных зонах.
Как установлено в судебном заседании объект недвижимости - одноэтажное здание площадью 57 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 25 июня 2012 года с присвоением кадастрового номера N, сведения о границах объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости в сентябре 2019 года. Земельный участок под зданием не сформирован и на кадастровом учете не состоит.
Таким образом, при определении границ территориальных зон сведения о принадлежащем административному истцу объекте недвижимости не могли быть учтены в связи с отсутствием установленных координат расположения объекта, в связи с чем при принятии оспариваемых административным истцом нормативных актов уполномоченный орган не имел возможности и у него отсутствовала обязанность учитывать существование данного объекта.
При указанных обстоятельствах доводы административного истца о том, что оспариваемые им нормативные правовые акты противоречат положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают его права, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Ссылки административного истца на невозможность сформировать земельный участок под зданием, выбрать соответствующий Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа вид разрешенного использования земельного участка при наличии вышеприведенных обстоятельств не свидетельствует о нарушении прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами.
В силу части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
При внесении уполномоченным органом изменений в оспариваемые административным истцом нормативные акты, установленные границы принадлежащего ему на праве общей долевой собственности здания в соответствии с положениями действующего законодательства должны быть учтены.
Кроме того, как следует из материалов дела, Протоколом заседания межведомственной рабочей группы по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию, от 8 августа 2019 года N 13/2019 утверждено решение по результатам рассмотрения заявления Позднякова Б.В. и ему отказано в установлении в границах несформированного земельного участка зоны П2, решено установить функциональную зону Т 3.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальных печатных изданиях исполнительных органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Позднякова ФИО13 о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления в границах объекта недвижимости - одноэтажного здания (лит. 1) общей площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, двух функциональных зон: производственной зоны и зоны транспортной инфраструктуры и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах объекта недвижимости - одноэтажного здания (лит.1) общей площадью 57 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, двух функциональных зон: улично-дорожной сети (Т4) и коммунальной зоны (П2) - отказать.
Обязать Администрацию Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующим со дня принятия Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать департамент градостроительства Приморского края, опубликовать сообщение о принятом решении, в части касающейся результатов рассмотрения административных исковых требований о признании недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 1 октября 2019 г. по делу N 3а-229/19
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 11 декабря 2019 г. N 99