Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 03-07-08/88349
Вопрос: ПАО (далее ПАО) является одним из крупнейших предприятий портовой отрасли Российской Федерации.
Совместно с морскими перевозчиками, участниками ВЭД и Федеральной таможенной службой России ПАО реализует цифровизацию документооборота, которая позволит сократить время оформления и таможенную очистку грузов в портах, ускорив их доставку до грузополучателей согласно Указу Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" от 07.05.2018 (N 204). На данный момент документом, частично используемым в бумажном виде, является морской коносамент.
Разрабатываемый комплекс предоставляет клиентам возможность получения коносаментов на импортные грузы, аккредитованных в ПАО судовых линий, в электронном виде в момент предоставления морским перевозчиком импортного манифеста терминалу. Данные, содержащиеся в коносаменте и загружаемые в программное обеспечение терминала могут быть использованы при подготовке предварительной информации (ПИ), заполнении декларации на товары и отправке формализованных коносаментов в таможенные органы. Сервис интересен экспедиторам, таможенным представителям и участникам ВЭД.
Преимущества электронного документооборота очевидны - это скорость совершения операций, возможность работы с документом без использования бумажной почты, точная фиксация времени совершения операции, невозможность несанкционированного внесения изменений в документ или подделки подписи, импорт данных позволяет существенно сократить время работы декларанта при заполнении предварительного уведомления и электронной декларации, а также избежать ошибок при подготовке вышеназванных документов.
В марте 2019 года состоялась встреча между участниками процесса и таможней в лице первого заместителя начальника таможни. По итогам встречи всеми участниками была выражена готовность на переход к электронному документообороту (в том числе в части оформления коносаментов).
Существенным препятствием для перехода на электронный документооборот является отсутствие разъяснений налоговых органов по возможности и порядку использования копий коносаментов, выпускаемых в электронном виде, для подтверждения ставки НДС 0% при реализации работ (услуг), предусмотренных пп. 2.1, 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ при ввозе импортных товаров морским транспортом.
Ответ: В связи с письмом по вопросу о возможности представления налогоплательщиком в налоговый орган распечатанного на бумажном носителе копии электронного коносамента для подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации услуг, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), оказываемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации морским транспортом, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта 3 пункта 3.1. статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, при ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река-море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Согласно абзацу пятому подпункта 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, при ввозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания налогоплательщиком представляется в налоговые органы копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.
Вместе с тем, в целях упрощения подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, начиная 1 октября 2015 года при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1-2.3, 2.5-2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 8, 9, 9.1, 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик вправе предоставить вместо подтверждающих документов на бумажном носителе, предусмотренных статьей 165 Кодекса, реестры сведений (далее - Реестр) из таких документов в электронной форме.
Формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427 (далее - Приказ).
В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе предоставить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 Кодекса (при перевозке товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река-море) плавания) в электронной форме по форме согласно Приложению N 10 к Приказу.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестр и по которым выявлены несоответствия (абзац одиннадцать пункта 15 статьи 165 Кодекса).
Согласно письму ФНС России от 11.12.2017 N ЕД-4-15/25048 первичные учетные документы, созданные в электронной форме не по установленным ФНС России форматам, в случае их истребования в рамках налоговых проверок, представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных налогоплательщиком копий с отметкой о подписании документа электронной подписью.
Учитывая изложенное, в случае оказания услуг (работ), предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при истребовании налоговым органом коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС России, и соответствует положениям статьи 165 Кодекса, то такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.
В случае оказания услуг (работ), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при истребовании налоговым органом коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС России, и соответствует положениям статьи 165 Кодекса, то такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью, а также с проставленной на нем отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация занимается международной перевозкой товаров, а также перевалкой и хранением товаров, перемещаемых через российскую границу, при ввозе товаров в страну морским транспортом. Возник вопрос, можно ли подтвердить обоснованность нулевой ставки НДС распечатанной на бумаге копией электронного коносамента.
В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе предоставить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных НК, в электронном виде по форме, утвержденной ФНС.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестр и по которым выявлены несоответствия.
При истребовании документа, подтверждающего прием к перевозке товара, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС и соответствует требованиям НК, он представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании электронной подписью. Это относится к международной перевозке товаров. При перевалке и хранении товаров на документе дополнительно должна быть проставлена отметка таможенного органа, действующего в пункте пропуска.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 03-07-08/88349
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 29 ноября 2019 г. N 47