Постановление Администрации Алтайского края от 6 апреля 2001 г. N 251
"О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края"
Постановлением Администрации Алтайского края от 12 августа 2013 г. N 418 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" и законом Алтайского края "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае", в целях регулирования неистощительного природопользования и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Алтая постановляю:
1. Утвердить представленную Комитетом природных ресурсов по Алтайскому краю Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Алтайского края (далее Схема) как основу для перспективного развития природоохранной деятельности в крае.
2. Принять к сведению, что Комитет природных ресурсов по Алтайскому краю (Я.Н.Ишутин) осуществляет мероприятия по реализации Схемы в рамках предоставленных полномочий.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края С.П.Байкалова.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Схема развития и размещения
особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Алтайского края
(утв. постановлением администрации края от 6 апреля 2001 г. N 251)
Введение
Основной опасностью существования человека на планете является быстрое изменение экологических условий, к которым биологическая эволюция не успевает приспособиться. Это стало актуальным, когда суммарный результат хозяйственной деятельности превысил буферность биосферы и динамическое равновесие между процессами абиотической и биогенной среды заметно сместилось от нормы. Для большинства организмов, не столь специфических как человек, сдвиг в равновесии будет едва заметным, но для человечества это может привести к гибели. В связи с этим сохранение качества окружающей среды должно стать первоочередной задачей. Буферность экосистем поддерживается биологическим разнообразием, обеспечивающим утилизацию падающей солнечной энергии - главного дестабилизирующего фактора на планете.
Алтайский край занимает территорию 167 тыс. кв. км, здесь проживает более 2,7 млн. человек. Особенностью края является наличие на его территории степных, лесных и горных ландшафтов, создающих многообразие растительного и животного мира. Высокая плотность населения приводит к значительным антропогенным изменениям во всех средах. Хозяйственное освоение территории уже привело к исчезновению степных биоценозов. Рациональное природопользование подразумевает построение экологического каркаса региона, основой которого должна стать система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы должны выступать как эталонные участки, по которым проводится сертификация качества окружающей среды. При этом мы должны исходить из того положения, что выделенные ООПТ не изымаются из природопользования, а им придается новый хозяйственный статус.
Усилиями Комитета природных ресурсов по Алтайскому краю с 1995 года проведена большая работа по инвентаризации ООПТ Алтайского края.
На территории края существует 33 заказника, общей площадью 774,7 тыс. га. На 2001 год постановлением администрации края утвержден перечень из 140 памятников природы краевого значения, общей площадью 62,5 тыс. га. Из них ботанических - 23, комплексных - 33, гидрологических - 26, геологических - 58.
Создан Тигирекский государственный природный заповедник, его площадь 40,7 тыс. га, площадь его охранной (буферной) зоны - 26,3 тыс. га.
Таким образом площадь имеющихся ООПТ составляет 904,2 тыс. га. Это немногим более 5% всей территории края. В то время как по мировым стандартам для регионов с развитым сельским хозяйством и промышленностью, к которым безусловно можно отнести Алтайский край, общая площадь заповедных территорий должна составлять 10%, а всех охраняемых до 40-50% территории региона.
Анализ ООПТ показал, что существует неравномерность охраны биологического разнообразия в Алтайском крае. Территории заказников, в основном, представляют лесные ландшафты. Только в 6 заказниках представлены степные экосистемы - редкие для Сибири в целом. Практически не встречаются в заказниках болотные экосистемы, а многие участки коренных черневых лесов не имеют достаточного охраняемого статуса. Отчасти эти пробелы восполняет сеть памятников природы.
Исходя из создавшегося положения, приходится констатировать, что существующая сеть ООПТ не отвечает сохранению всего биоразнообразия края и не обеспечивает равного представительства типов ландшафтов.
Поэтому в настоящее время самым актуальным является создание научно обоснованной и действенной системы ООПТ.
Для того, чтобы в течение длительного времени шла плановая работа по созданию системы ООПТ, ее основы должны быть закреплены законодательно.
I. Задачи и критерии выделения ООПТ
Глобальная цель всех природоохранных работ - сохранение среды обитания человека, которая достигается решением конкретных взаимосвязанных задач:
- поддержание биологического баланса биосферы;
- сохранение типичных, уникальных и эталонных экосистем и природных комплексов;
- сохранение всего биологического разнообразия;
- обеспечение самовосстановления природных комплексов и сохранение среды жизни человека.
За основу выделения ООПТ взят ландшафтно-экологический подход, под которым понимаются определенные свойства и характеристики отдельных участков. В качестве основных критериев выбраны следующие показатели природных комплексов:
- типичность - предполагает выделение территорий типичных для каждой природно - климатической зоны;
- уникальность - предполагает выделение редких, интразональных, реликтовых территорий;
- информативность - определяется количеством и качеством биологического разнообразия;
- репрезентативность - предполагает включение в систему ООПТ природных комплексов с генетическими рядами их развития таким образом, чтобы качественная и количественная представленность комплекса была в соотношении, характерном для всего региона или зоны.
- уязвимость - неспособность отдельных природных комплексов противостоять внешним воздействиям, степень уязвимости характеризует возможность необратимых изменений природных комплексов вплоть до их полной утраты под воздействием естественно-природных, а чаще всего антропогенных факторов.
II. Система ООПТ Алтайского края (проект)
В основу системы положен зонально-административный принцип - каждой природной зоне свой центр управления природоохранной деятельностью. На основе районирования территории края выделено 4 зоны влияния, в каждой из которых формируется природоохранное учреждение, ответственное за сохранение качества природной среды в данной зоне:
1. Левобережная степная зона
Включает территорию Кулундинской равнины и Приобского плато. Наиболее западная часть зоны в пределах Кулундинской равнины - сухостепная. Восточнее преобладают засушливо-степные ландшафты с южными черноземами. Приобское плато прорезано параллельно вытянутыми ложбинами древнего стока, на западе оканчивающимися широкими распластанными дельтами. По ним проникают вглубь степной зоны боровые ландшафты, уникальные по генезису для всей территории России. Восточная часть зоны включает пойму реки Алей и представлена ландшафтами умеренно-засушливой степи. Пойма Оби изрезана старыми руслами, многочисленными старицами и озерами с пойменными лугами, плавнями, комплексами галофитной растительности. Климат резко континентальный. Осадков выпадает 200 - 450 мм в год.
В пределах зоны находится 33 административных района. Экологические проблемы связаны с высокой распаханностью территорий. В этих районах степень нарушенности ландшафтов достигает 90%, 10 районов пострадали в результате испытания ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне. В восточных лесостепных районах степень распаханности достигает 50 %. Полностью исчезли зональные разнотравно-ковыльные степи, происходит деградация растительности и животного мира в целом.
Центром природоохранной деятельности в левобережной степной зоне предлагается сделать Кулундинский озерно-степной государственный заповедник (заповедник кластерного типа на базе существующих ныне Благовещенского, Волчихинского и Корниловского заказников).
На территории зоны существуют следующие заказники: Ондатровый, Уржумский, Завьяловский, Мамонтовский, Урочище Ляпуниха, Егорьевский, Озеро Тассор, Алеусский, Панкрушихинский, Кулундинский, Касмалинский. Площади этих заказников в основном представлены ландшафтами ленточных боров, степные и пойменные экосистемы занимают гораздо меньшие площади.
Предлагается организовать заказники: оз. Петухово - боровой; Почвенный - степной; Алакский - пойменный, Чупинский бор - боровой.
В связи с высокой степенью фрагментации растительности в степной зоне, где основные площади распаханы, предлагается увеличить представительство степных ландшафтов в системе ООПТ за счет значительного расширения сети памятников природы.
2. Правобережная лесостепная зона
Правобережная лесостепная зона занимает большую часть Бийско-Чумышской возвышенности, расположенной на междуречье Чумыша, Бии и Оби. Климат резко континентальный. Количество осадков 350 - 450 мм в год.
Естественная растительность - луговые степи, а по понижениям в рельефе и северным склонам увалов - березовые, осиновые, лиственно-хвойные смешанные леса. На песках древних террас Оби развиты сосновые леса. На территории зоны расположено 7 районов. Антропогенная нагрузка превышает установленные нормативные величины и экологические требования (распахано 50% земель, в хозяйственном обороте находится 80% земель).
Существующие заказники: Бобровский, Обской, Большереченский, Соколовский, Кислухинский, Усть-Чумышский.
Практически все имеющиеся ООПТ (заказники и памятники природы) расположены в приобских борах, а обширные пространства лесостепи полностью выпадают из природоохранной деятельности.
Для этой зоны центром природоохранной деятельности предлагается сделать Инской национальный парк, территория которого должна включать бассейн реки Иня и участок поймы реки Обь. Здесь сохранились пойменные и боровые экосистемы, а река Иня - единственная в Алтайском крае, имеющая малонарушенный водосборный бассейн. Необходимость создания национального парка трактуется еще и тем, что часть территории пройдена пожаром и требует ускоренного лесовосстановления. Ядром полностью заповедной зоны должна стать территория низовий реки Иня.
Необходимо рассмотреть вопрос о выделении территорий в лесостепной части зоны для создания заказников и расширения сети памятников природы.
3. Горная зона
Включает районы, расположенные в горах и предгорьях Алтая. На этой территории прослеживается смена 3 ландшафтных ярусов: низкогорного, среднегорного и высокогорного. Наиболее высокие вершины 2100-2400 м находятся на границе с Республикой Алтай, на хребтах Тигирекский, Коргонский, Бащелакский. Абсолютные вершины низких гор колеблются в пределах 400-900 м. К поясу низких гор примыкают предгорья и предгорные равнины.
Климат умеренно континентальный. Количество осадков 450-550 (до 1000) мм в год.
Растительность предгорных равнин была представлена разнотравноковыльными луговыми степями, сейчас полностью распаханными. С высотных отметок 700-800 м начинается лесной пояс: на западе преобладает пихта, в междуречье Чарыш-Ануй - лиственница и береза, на северо-востоке - пихтово-осиновые леса. Субальпийские, альпийские луга и горные тундры расположены на Тигирекском, Коргонском и Бащелакском хребтах.
В зону входит 14 районов, из которых только 3 можно охарактеризовать как благополучные в экологическом отношении. Это Чарышский, Солонешенский и Алтайский районы. Остальные районы характеризуются использованием земель до 80%, в том числе распаханных - до 50%.
На территориях существующих заказников Чинетинского, Чарышского, Лебединого, Айского, Михайловского, Гилевского, Каскад водопадов на р. Шинок - представлены предгорные, среднегорные и высокогорные ландшафты.
В этой зоне существует Тигирекский заповедник, который и должен стать центром, направляющим природоохранную деятельность. В существующих границах заповедник охватывает только часть территории, необходимой для заповедывания. В перспективе весь высокогорный комплекс, включая Тигирекский и Коргонский хребты, должен быть отнесен к территориям Всемирного наследия ЮНЕСКО. К первоочередным задачам следует отнести организацию кластерного участка "Кумир" в бассейне одноименной реки как часть Тигирекского заповедника или отдельно от него.
Для сохранения низкогорных ландшафтов и регулирования рекреационной нагрузки в районе Белокурихинского курортного комплекса предлагается создать Белокурихинский национальный парк.
В верховьях рек Ини и Коргона (Чарышский район) есть уникальная возможность создания национального парка Геблера. И, наконец, наиболее назревшей и перспективной идеей на сегодняшний день является организация национального парка "Горная Колывань".
4. Салаирская зона
Зона включает Салаирский кряж и прилегающую к нему предгорную холмисто-увалистую равнину. Климат умеренно влажный. Количество осадков от 400 мм на западе до 800 мм на востоке.
Коренной тип растительности - березовые леса с примесью осины (пояс парковых березняков), остепненные луга и луговые степи, а на Салаирском кряже - пихтово-осиновые леса и высокотравные луга. Уникальны элементы реликтовой третичной растительности с участием липы сибирской и копытня европейского.
На территории зоны расположено 6 районов. Экологическая ситуация менее напряженная, чем в других зонах. Степень распаханности земель невелика, деградация природных комплексов выявлена в местах бессистемной рубки леса.
Существующие заказники - Залесовский, Ельцовский, Ненинский. Сары-Чумышский, Тогульский - охватывают таежные и пойменные ландшафты.
Рекомендуется организовать Салаирский заповедник на территории Заринского района, где уникальность растительного и животного мира совпадает с его сохранностью и высоким уровнем биологического разнообразия.
В полосе парковых березняков необходимо создать заказники и памятники природы.
III. Каркас системы ООПТ
Левобережная степная зона
Центральное учреждение, направляющее природоохранную деятельность - Кулундинский заповедник кластерного типа*.
Заказники: Ондатровый, Уржумский, Завьяловский, Мамонтовский, Урочище Ляпуниха, Егорьевский, Озеро Тассор, Алеусский, Панкрушихинский, Кулундинский, Касмалинский, оз. Петухово*, Почвенный*, Алакский*.
Памятники природы:
гидрологические - 5; геологические - 4; ботанические - 6; комплексные - 4
Правобережная лесостепная зона
Центральное учреждение, направляющее природоохранную деятельность Инской национальный парк*.
Заказники: Бобровский, Обской, Большереченский, Соколовский, Кислухинский, Усть-Чумышский.
Памятники природы:
гидрологические - 6; ботанические - 5; комплексные - 2.
Горная зона
Центральное учреждение, направляющее природоохранную деятельность - Тигирекский заповедник.
Национальные парки: "Геблера"*, "Горная Колывань"*, Белокурихинский*.
Заказники: Чинетинский, Чарышский, Лебединый, Айский, Михайловский, Гилевский, Каскад водопадов на р. Шинок, Бащелакский*.
Памятники природы:
гидрологические - 12; геологические - 53; ботанические - 8; комплексные - 25.
Салаирская зона
Центральное учреждение, направляющее природоохранную деятельность - Салаирский заповедник*.
Заказники: Залесовский, Ельцовский, Ненинский, Сары-Чумышский, Тогульский.
Памятники природы:
гидрологические - 4; геологические - 1; ботанические - 4: комплексные - 1.
* - перспективные участки для создания ООПТ
IV. Ожидаемые результаты
Создание системы ООПТ позволит сохранить уникальную алтайскую природу, будет способствовать поддержанию экологического баланса биосферы в целом, обеспечит сохранность всего биологического разнообразия, самовосстановление природных комплексов. Позволит выполнить главную задачу - сохранение среды обитания человека.
На основании инвентаризации природных объектов появится возможность рационального использования природных ресурсов, что позволит вовлечь богатейшие природные ресурсы Алтая в хозяйственный оборот в виде развития туризма и культурного досуга, создаст новые отрасли и рабочие места.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 6 апреля 2001 г. N 251 "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, апрель 2001 г. N 60, с.66
Постановлением Администрации Алтайского края от 12 августа 2013 г. N 418 настоящее постановление признано утратившим силу