Постановление Администрации Алтайского края от 30 марта 2001 г. N 235
"О внесении изменений в план социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года"
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 июля 2013 г. N 376 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью уточнения показателей Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, возникших под воздействием внешних факторов, не предусмотренных на стадии первоначального планирования, и в соответствии с пунктом 2 Постановления краевого Законодательного Собрания от 01.04.98 г. N 116 "Об утверждении Плана социально - экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года" постановляю:
1. Утвердить План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года, скорректированный на 2001-2002 годы по итогам 2000 года (прилагается).
2. Руководителям управлений, комитетов и отделов администрации края, учитывая внесенные изменения в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года, разработать по курируемым отраслям мероприятия по реализации задач Плана социально - экономического развития края.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края В.И.Псарева.
Глава администрации
Алтайского края |
А.А.Суриков |
План
социально-экономического развития Алтайского края
на 1998-2000 гг. и на период до 2005 г.,
скорректированный на 2001-2002 годы
по итогам 2000 года
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 30 марта 2001 г. N 235)
Администрацией края в 1998 году разработан План социально - экономического развития Алтайского края на 1998-2000 год и на период до 2005 года.
Реализация администрацией края в 2000 году мер, направленных в первую очередь на поддержку реального сектора экономики, стабилизацию бюджетно - финансовой политики, преодоление негативных тенденций в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, осуществление неотложных мер по социальной защите населения, привели к заметному улучшению социально - экономической ситуации в целом по краю.
По итогам 2000 года объем производства промышленной продукции увеличился на 7,8%, продукции сельского хозяйства - на 19,3%, оборота розничной торговли - на 14%, платных услуг - на 6,8%, коммерческий грузооборот вырос на 32,5%, инвестиции в основной капитал - на 8,3%, внешнеторговый оборот - на 15,1%. Улучшился уровень жизни населения края: реальные денежные доходы выросли на 8,7%, средняя заработная плата - на 36,6%.
Позитивные тенденции в социально - экономическом развитии края определили уточнение основных показателей Плана социально - экономического развития Алтайского края на период до 2002 года. Корректирование плановых параметров проведено на основании индикативного планирования, при котором использованы как экономико - математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Приняты во внимание тенденции по увеличению выпуска продукции собственного производства предприятиями края. Уточнение показателей Плана по ряду показателей согласовано с разработанной Союзом промышленников Алтайского края Концепцией развития промышленного производства в Алтайском крае на среднесрочную перспективу (до 2005 года).
Улучшение общеэкономической ситуации в крае, рост объемов производства в основных базовых отраслях экономики оказали позитивное влияние на производство валового регионального продукта. По предварительной оценке в 2000 году ВРП составил 50610 млн. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3%. В структуре производства ВРП преобладает доля производства товаров (51,5%) над производством услуг.
По Плану на 2001 год валовой региональный продукт составит в сопоставимой оценке 102,5% к 2000 году, или 59657 млн. рублей. При этом удельный вес производства товаров в общем объеме ВРП по-прежнему будет превышать удельный вес услуг при незначительном росте последних за счет расширения спектра предоставления платных рыночных услуг.
В соответствии с определенными Планом приоритетами в прошедшем году осуществлялось формирование законодательной базы для создания благоприятных экономических условий функционирования агропромышленного комплекса. Осуществлялась реализация предусмотренных Планом мероприятий по обеспечению расширенного воспроизводства, основанных на совершенствовании организационной структуры производства, укреплении материально - технической базы предприятий, использовании эффективных технологий. Получили дальнейшее развитие целевые программы по интенсификации сельскохозяйственного производства: "Плодородие", "Зерно Алтая", "Лен Алтая", "Кукуруза на зерно", "Соя".
За 2000 год прирост объема валовой продукции сельского хозяйства по предварительному расчету составил 19,2% (против 12,3% по Плану).
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2000 году во всех категориях хозяйств составил 4408,4 тыс. тонн в весе после доработки (130% к Плану). План по производству сахарной свеклы перевыполнен на 3,7%, ее валовой сбор составил 311,2 тыс. тонн, что выше уровня 1999 года на 5,7%. Увеличение урожайности подсолнечника обеспечило рост валового сбора маслосемян подсолнечника на 18,8% (129,6 тыс. тонн) и выполнение плана на 112,7%.
Удалось сохранить наметившийся в 1999 году рост объемов производства по реализации скота и птицы на убой, производству яиц, овечьей шерсти, на уровне предыдущего года сохранилось производство молока. План по реализации скота и птицы в живом весе во всех категориях хозяйств выполнен на 111,6%, по производству яиц - на 105,2%, шерсти - на 113%, молока - на 97,6%.
На 2001 - 2002 годы перед сельским хозяйством края стоит задача сохранить достигнутый в 2000 году уровень сельскохозяйственного производства. В целом валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах 1994 года на 2001 год планируется в размере 100,2%, в том числе 98,9% по продукции растениеводства и 102,4% по продукции животноводства; на 2002 год - соответственно 101, 100,4 и 102%.
Валовая продукция сельского хозяйства на 2001 год в сельхозпредприятиях составит 100,2%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 100,1%, в личных подсобных хозяйствах населения - 100,3%; на 2002 год - соответственно 101,3%, 100,1 и 100,7%.
После небывалого за 10 лет урожая зерновых культур планируется получить (в весе после доработки) в 2001 году 3700 тыс. тонн, в 2002 году - 3800 тыс. тонн, что составит к предыдущему периоду соответственно снижение на 16,1% и рост на 2,7%. Трудности обновления сельскохозяйственной техники, повлекшие за собой сокращение посевных площадей основных технических культур, ведут к уменьшению их валового сбора: в 2001 году производство сахарной свеклы составит 300 тыс. тонн, маслосемян подсолнечника - 115 тыс. тонн, снижение к предыдущему периоду 3,6% и 11,3% соответственно. В 2002 году сахарной свеклы будет произведено 320 тыс. тонн, а маслосемян - 120 тыс. тонн, что на 6,7% и 4,3% выше уровня 2001 года. Производство овощей в 2001 - 2002 гг. планируется в объеме 215 и 230 тыс. тонн, прирост на 5,1% и 7%; картофеля 845 и 860 тыс. тонн, прирост - 0,4% и 1,8%; льна - долгунца - 8 и 9 тыс. тонн, прирост - 30,7% и 12,5%.
В 2001 - 2002 году сохранится положительная динамика прироста производства всех видов продукции животноводства за счет увеличения поголовья животных и их продуктивности, но темпы прироста будут ниже достигнутых в 2000 году.
Планируется произвести скота и птицы (реализация на убой в живом весе) в 2001 году 196,7 тыс. тонн, в 2002 году - 199,3 тыс. тонн, прирост к предыдущему периоду соответственно составит 1,2% и 1,3%, молока - 1245 и 1260 тыс. тонн, прирост - 4,1% и 1,2%; яиц 850 и 880 млн. штук, прирост - 0,3% и 3,5%; шерсти 933 и 944 тонны, ежегодный прирост по 1,2%.
Итоги 2000 года внесли соответствующие коррективы в оценку развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
Комплекс мероприятий по строительству, реконструкции и техническому переоснащению предприятий крупяной промышленности края позволил в 2000 году выполнить план по производству крупы на 121,1%.
В связи с тем, что до октября 2000 года предприятия мукомольной промышленности работали на сырье урожая 1999 года, который был значительно меньше, чем в 2000 году, плановый показатель по производству муки выполнен на 80,5% (к уровню 1999 года рост на 4%).
Предусмотренный планом на 2000 год объем по производству мяса, включая субпродукты 1 категории, выполнен только на 75,7% из-за сокращения реализации на убой мяса скота и птицы заготовительными организациями на треть относительно 1999 года.
По предварительным данным, в 2000 году предприятиями масложировой промышленности увеличено производство масла растительного в 1,5 раза относительно 1999 года, что позволило перевыполнить план на 5,3%.
В связи с изменением конъюнктуры рынка и увеличением спроса на сыр жирный, преимущественно за счет роста интереса к качеству и ассортименту алтайских сыров среди покупателей других регионов РФ, произведено 18,8 тыс. тонн сыров жирных (110,6% к плану). Это повлекло за собой структурные изменения в объемах вырабатываемой молочной продукции - в 2000 году масла животного было произведено 11,1 тыс. тонн (90,2% к плану).
Благоприятные погодные условия и, как следствие, увеличение сахаристости, позволили перевыполнить на 22% показатели плана социально - экономического развития по производству сахара - песка из сахарной свеклы в 2000 году.
Итоги развития крупяной промышленности в 2000 году, увеличившей производство и освоившей выпуск продукции высокого качества, способной конкурировать и пользующейся устойчивым спросом, позволили изменить первоначальные параметры развития данной отрасли промышленности. В 2001 году будет произведено 750 тыс. тонн муки, в 2002 - 800 тыс. тонн. Производство крупы составит по 100 тыс. тонн в год.
Производство мяса, включая субпродукты первой категории, в 2001 году останется на уровне 2000 года и составит 28 тыс. тонн, что почти на треть меньше от первоначально заданных траекторий развития, в 2002 году будет произведено 29 тыс. тонн.
В 2001 - 2002 годах при общем увеличении объемов производства закрепится тенденция смещения производства молочной продукции в сторону цельномолочной продукции и сыров жирных и незначительно увеличится производство масла животного. Так, в 2001 году производство масла животного составит 12 тыс. тонн, в 2002 - 12,3 тыс. тонн, а производство сыров жирных соответственно 20 тыс. тонн и 20,4 тыс. тонн.
Объем производства масла растительного в 2001 - 2002 годах составит 20 тыс. тонн в год.
Необходимо отметить, что выполнение уточненных параметров Плана социально - экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года по большинству планируемых показателей в полной мере возможно только при условии выполнения ресурсного блока Плана.
На сегодняшнем этапе перерабатывающие предприятия края обладают достаточным потенциалом, и в 2001 - 2002 годах основными задачами в сфере развития перерабатывающей отрасли края станет обеспечение сырьевыми ресурсами.
Одной из приоритетных задач в области развития агропромышленного комплекса на период 2001 - 2002 годов является закрепление и развитие тенденций устойчивого роста производства продукции и стабилизация социально - экономической ситуации в отрасли на основе укрепления материально - технической базы предприятий и внедрения перспективных технологий организации управления производством.
Планом социально - экономического развития края на 2000 год предусматривалось закрепление положительной тенденции роста промышленного производства, проявившейся в 1999 году. По итогам года эта задача выполнена: индекс физического объема промышленного производства по предварительным данным зарегистрирован в размере 107,8%, что на 3,3 процентных пункта выше планового показателя. Произведено промышленной продукции на сумму 27904,5 млн. рублей.
Основными факторами, обеспечившими рост производства, явились не только увеличение внутреннего спроса на продукцию, объемов экспортных поставок, но и целенаправленная деятельность администрации края по развитию отрасли. Для выполнения плановых показателей 2000 года администрацией края были разработаны и приняты мероприятия по развитию промышленности края, направленные на:
- реализацию приоритетных программ и направлений промышленности;
- формирование краевого заказа на продукцию материально - технического назначения для нужд бюджетной сферы;
- "точечную" поддержку ведущих промышленных предприятий;
- поддержку ряда ведущих предприятий гг. Бийска, Барнаула, Рубцовска.
В 1999 - 2000 гг. были разработаны концептуальные подходы развития промышленности края на среднесрочную перспективу, приняты и реализуются Законы Алтайского края "Об инвестиционной политике", "О краевом лизинге", ряд важных постановлений и распоряжений: о краевых заказах, о создании ассоциации "Алтайагромаш", о ходе выполнения программы "Ткань", программы производства сельхозтехники, о поддержке ряда ведущих промышленных предприятий и т.д.
В результате рост объемов производства в 2000 году зарегистрирован во всех отраслях промышленности края, кроме черной металлургии, уровень производства почти по всем отраслям превышает плановые показатели. Наибольший прирост отмечается в легкой промышленности - 44% (Планом предусматривалось сохранение уровня 1999 года), химии и нефтехимии - на 21,1%, в промышленности строительных материалов - на 11% против 5% в обеих отраслях по Плану, в пищевой (включая мукомольно - крупяную) - на 10,4% против 9%, в машиностроении - на 3,9% против 3%.
Несмотря на стабилизацию в настоящее время промышленного производства, действие ряда факторов, ограничивающих рост выпуска промышленной продукции (недостаточный уровень спроса внутреннего рынка, замедление процессов импортозамещения, нестабильность финансового состояния и низкая инвестиционная активность предприятий и др.), будет способствовать замедлению темпов роста промышленного производства в планируемом периоде. В этих условиях прирост промышленного производства планируется в 2001 году в размере 5,2%, в 2002 году - 4,4%.
"Точками роста" в промышленности края по-прежнему будут являться экспортоориентированные предприятия черной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, импортозамещающие производства пищевой, легкой, фармацевтической промышленности, конкурентоспособные на внутреннем рынке предприятия машиностроения, химии и нефтехимии, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Развитие электроэнергетики края в 2001 - 2002 гг. планируется со стабильным приростом производства по 2% - 2,5% в год за счет достаточно высокого внутреннего спроса на электроэнергию, увеличения отпуска теплоэнергии, перехода на использование в качестве топлива природного газа. Финансирование газификации за счет собственных средств предприятий планируется на 2001 г. в размере 24 млн. руб.
Уровень выработки собственной электроэнергии должен достичь 5 млрд. кВт./час. в 2001 г. и 5,05 млрд. кВт./час в 2002 г. Объем инвестиций в отрасль планируется в 2001 г. в размере 493 млн. руб., в 2002 - 538,1 млн. руб.
В черной металлургии планируется стабилизация производства и переход в стадию роста за счет эффективного использования производственных мощностей ведущего предприятия отрасли - ОАО "Алтай-кокс". Прирост производства на предприятии и в целом по отрасли планируется в размере 2 и 5% соответственно. Необходимый объем инвестиций в черной металлургии на 2001 - 2002 гг. составляет 1045 млн. руб.
Развитие химической и нефтехимической промышленности в планируемый период будет определяться обеспеченностью предприятий отрасли сырьем и материальными ресурсами (капролактам, натуральный каучук, толуол и др.). Необходимый объем инвестиций для развития предприятий отрасли в 2001 - 2002 гг. составит 382 млн. рублей, что позволит увеличить объемы производства в 2001 г. на 7%, в 2002 г. - на 6%.
Основными направлениями развития машиностроения останутся дальнейшее развитие производства конкурентоспособных машин и оборудования, удовлетворение платежеспособного спроса внутреннего рынка, экспортные поставки продукции. Приоритетами при этом являются выпуск современных комплексов сельхозмашин, дизеле-, котло- и вагоностроение.
В связи с увеличением платежеспособного спроса на трактора ОАО "Алттрак" их выпуск составит в 2001 г. 2710 штук, в 2002 г. их выпуск планируется довести до 3000 штук, выпуск почвообрабатывающих комплексов - до 70 штук в год. Развитие предприятий тракторного и сельхозмашиностроения в планируемый период в решающей степени будет определяться краевым и федеральным заказом на поставку продукции агропромышленному комплексу по лизингу, а также краевым госзаказом.
Основным направлением развития дизелестроения в планируемый период останется увеличение эффективности работы существующего производства АО "Барнаултрансмаш".
Развитие ведущего предприятия вагоностроения - АО "Алтайвагон" - в условиях отсутствия заказов на продукцию от МПС РФ продолжится за счет его перепрофилирования на ремонт вагонов.
В котлостроении планируется развитие производства на АО "Сибэнергомаш" и АО "Бийский котельный завод" за счет поставок продукции, как на внутренний, так и внешний рынки.
В планируемый период предусматривается продолжение конверсии оборонных предприятий. На эти цели намечается направить 12,6 млн. руб. в 2001 г. и 14,2 млн. руб. в 2002 г. в основном за счет собственных средств предприятий.
Общий объем инвестиций на развитие машиностроения в 2001 - 2002 гг. планируется в размере 575,4 млн. руб. Реализация намеченных программ позволит в 2001 г. увеличить объемы производства в машиностроении на 2,5%, а в 2002 г. еще на 3%.
В развитии лесной и деревообрабатывающей отрасли одним из приоритетных направлений сохранится развитие производства деловой древесины. Поэтому инвестиционные приоритеты в 2001 - 2002 гг. будут ориентированы, в первую очередь, на лесозаготовительную промышленность (обеспечение технического перевооружения лесозаготовителей, восстановление лесного фонда, реализация 3-х федеральных программ). Необходимый объем инвестиций для развития отрасли в 2001 - 2002 году составит 72,2 млн. руб., что позволит обеспечить рост объемов производства в отрасли на 4,5 - 5% в год.
Увеличение объемов строительства и спроса на продукцию стройиндустрии обусловили необходимость корректировки в Плане объемов выпуска стройматериалов: производство стеновых материалов в 2001 г. достигнет 198 млн. шт. усл. кирпича, в 2002 г. - 218 млн. шт. усл. кирпича, выпуск конструкций и изделий железобетонных составит соответственно 225 тыс. куб. м и 248 тыс. куб. м.
Всего на развитие стройиндустрии в 2001 - 2002 гг. будет направлено 116 млн. руб. инвестиций. В результате реализации вышеуказанных направлений планируется стабильное развитие стройиндустрии: по 10% прироста ежегодно.
Перспективы развития легкой и текстильной промышленности края связаны с изменением структуры сырьевой базы, производством конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка, увеличением использования мощностей предприятий. Основной проблемой развития отрасли является недостаток сырья - хлопка, льноволокна, шерсти. Только реализация всех направлений программы "Ткань" позволит обеспечить стабильное развитие отрасли. При стабильном финансировании программы "Ткань", наличии в достаточном количестве сырья в легкой промышленности в условиях увеличения потребительского спроса населения возможен прирост производства в размере 12% в 2001 году (ранее планировалось 2%) и 4% в 2002 году. За два года планируется освоить 77 млн. рублей.
Основной задачей промышленной политики на 2001 - 2002 гг. в соответствии с Концепцией развития промышленности края на среднесрочную перспективу (до 2005 г.) остается обеспечение роста промышленного производства за счет приоритетной поддержки и развития производств, не исчерпавших потенциал своего развития, способных обеспечить наибольший прирост выпуска и реализации высокоэффективной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции.
Во исполнение Плана социально - экономического развития мероприятия администрации края в транспортном комплексе и 2000 году, как и в предыдущие годы, были направлены на обеспечение потребностей экономики края в транспортно - экспедиционных услугах и стабилизацию работы пассажирского транспорта на основе сохранения прежней структуры, повышения роли и дальнейшего развития электротранспорта в городском пассажирском движении, обновления подвижного состава, развития внутренней автодорожной сети.
Реализация этих мероприятий, рост объемов производства способствовали выполнению плановых показателей и стабилизации положения в транспортном комплексе. За прошедший год коммерческий грузооборот вырос на 32,5% и на 30,2% превысил показатель, предусмотренный Планом. Особенно следует отметить значительный рост объемов перевозимых железнодорожным транспортом лесных грузов, лома черных металлов, зерна и продуктов перемола, химических и минеральных удобрений. Пассажирооборот сохранился практически на уровне 1999 года - 3,098 млрд. пасс. - км, что составило 102% к плану.
Динамика развития транспортного комплекса в 2000 году обусловила определенные коррективы на период 2001 - 2002 годов:
- грузооборот всех видов транспорта в 2001 году превысит ранее запланированный объем на 28,9% и составит 26,81 млрд. тн. км, а в 2002 году - 27,37 млрд. тн. км;
- пассажирооборот в 2001 году увеличится по сравнению с 2000 годом на 0,7% и составит 3,119 млрд. пасс. км, а в 2002 году - 3,139 млрд. пасс. км.
Основные цели и приоритеты развития транспортного комплекса, принятые в Плане социально - экономического развития края, сохранятся на 2001 и последующие годы.
По развитию воздушного транспорта в 2001 году планируется продолжить реконструкцию объектов аэродромного комплекса г. Барнаула (рулежки, стоянки, перрон), для чего предусмотрено выделение 7 млн. рублей из средств Территориального дорожного фонда. Дальнейшее развитие получит производственная база малой авиации.
Развитие дорожной сети края будет проводиться в соответствии с утвержденным перспективным Планом развития автомобильных дорог Алтайского края на период до 2010 года. Однако изменение источников финансирования дорожных фондов в связи с введением второй части Налогового кодекса РФ привело к резкому снижению ассигнований, направляемых в дорожную отрасль, что почти полностью исключает возможность строительства и реконструкции дорог. В сложившейся ситуации усилия дорожников края в ближайшие годы будут направлены в первую очередь на сохранение действующей сети дорог и повышение безопасности дорожного движения.
Ведущими направлениями деятельности администрации края в транспортном комплексе в 2001 - 2002 годах, как и в предыдущие годы, останутся:
- удовлетворение потребности населения и экономики края в перевозках по автомобильным дорогам и улучшение транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования;
- стабилизация работы пассажирского транспорта на основе сохранения прежней структуры, повышения роли и дальнейшего развития электротранспорта в городском пассажирском движении, обновления подвижного состава.
В соответствии с приоритетными направлениями Плана социально - экономического развития края существенные шаги в последние годы сделаны в расширении средств связи. В настоящее время основное развитие телефонной сети в крупных городах завершено. Введено в эксплуатацию оптическое кольцо в г. Барнауле с использованием современного оборудования, что улучшило качество связи, уменьшились отказы в соединениях, открыта перспектива для расширения линий между АТС города без существенных затрат на строительство. Оптические кабели проложены в г. Бийске.
В перспективе главными направлениями деятельности будут увеличение коэффициента использования монтированной емкости АТС, замена морально и технически устаревшего оборудования и развитие современных средств телефонной связи на селе. На эти цели направлена реализация программы "Развитие телефонной связи в сельской местности Алтайского края на период 2000 - 2010 гг.". В 2001 году планируется обеспечить прирост монтируемой емкости телефонных аппаратов не менее 30 тыс. номеров.
На обеспечение полного охвата населения эфирным радиовещанием центральной и местными программами, улучшение качества радиосигнала, организацию студий местного радиовещания направлена "Программа развития радиовещания в Алтайском крае на 2000 - 2002 годы", на реализацию которой в 2001 году необходимо 560 тыс. рублей.
Из-за недостатка финансирования с большими трудностями столкнулась реализация Концепции создания спутниковой сети регионального телевизионного вещания, предусматривающая охват населения телевизионным вещанием региональной программой в объеме 97,2%. Введенное в строй оборудование 1-ой очереди работает неэффективно, эксплуатационные расходы составляют около 18 млн. рублей в год. С целью сокращения нерациональных расходов средств краевого бюджета необходимо в кратчайшие сроки реализовать 2 - 3 очередь Концепции, для чего в 2001 году потребуется 26,91 млн. руб.
В соответствии с Планом социально - экономического развития края в 2000 году мероприятия по развитию потребительского рынка были направлены на обеспечение роста объема оборота розничной торговли за счет развития стационарной торговой сети, оптовых рынков, организации мелкорозничной торговли.
В рамках реализации краевой программы расширения и развития оптовых рынков на 1999 - 2005 годы в 2000 году велись подготовительные работы по открытию оптового рынка в г. Славгороде, а также по реконструкции склада и торгового зала на ОАО "Оптовый продовольственный рынок Алтайского края", в основном, за счет собственных средств предприятий.
Реализация этих мероприятий способствовала росту оборота розничной торговли за прошедший год на 14% (против 1% по Плану). На протяжении 1999 - 2000 годов наблюдается рост удельного веса торговых организаций с устойчивым экономическим положением.
В 2001 году на развитие торговли и общественного питания в крае планируется направить за счет всех источников финансирования 313 млн. рублей, в 2002 году - 380 млн. рублей.
На 2001 - 2002 годы сохранятся приоритетные направления развития отрасли, предусмотренные Планом. Мероприятия по развитию потребительского рынка будут направлены на обеспечение роста объема оборота розничной торговли за счет развития стационарной торговой сети, оптовой и мелкорозничной торговли, на поставку в край социально - значимых товаров, расширение ассортимента на потребительском рынке, информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений развития потребительского рынка, принятых в Плане социально - экономического развития края, является расширение сферы платных услуг населению. За 2000 год увеличение объемов платных услуг, оказанных населению, составило 6,8%, что на 2,8 процентных пункта выше, чем предусмотрено Планом. Всего населению края предоставлено платных услуг на сумму 5333,2 млн. рублей, в расчете на душу населения это составило 2010 рублей, что на 539 рублей больше, чем за 1999 год. Улучшилась ситуация с предоставлением всех основных видов услуг за исключением некоторых видов бытовых услуг, что связано с проблемами по доставке газа.
Сложившаяся тенденция развития сферы платных услуг сохранится и на последующие годы. В связи с этим ежегодный прирост объемов платных услуг населению на 2001 и 2002 годы составит 4%. Приоритетные направления в сфере платных услуг населению, принятые в Плане социально - экономического развития, остаются актуальными и на перспективу.
Учитывая, что бытовые услуги несут большую социальную нагрузку, особое внимание будет уделено поддержке этой сферы. В ближайшие годы продолжится формирование системы управляемости и координации сферой бытовых услуг на основе созданного в 1999 году некоммерческого партнерства "Алтайская краевая ремесленная палата". Для удовлетворения сельского населения в качественных услугах по ремонту и техническому обслуживанию сложнобытовой техники и приборов объединением "Сложбыттехника" (г. Барнаул) планируется открыть в 2001 году такие мастерские в 3-х территориях. Кроме того на особом контроле администраций городов и районов края будет находиться размещение сети предприятий сферы услуг с учетом потребителей, продолжится работа по обязательной сертификации деятельности.
Внешнеторговая деятельность Алтайского края в 2000 году была направлена на увеличение объемов экспорта и повышение конкурентоспособности выпускаемой в крае продукции. Общий объем экспорта в 2000 году составил 196,8 млн. долларов США и возрос на 8,3% против уровня 1999 года (на 27% к плану).
Объем импорта в отчетном году составил 107 млн. долларов США и увеличился на 6,7% к уровню 1999 года, на 7% - к Плану.
В целом внешнеторговый оборот Алтайского края в 2000 году составил 303,8 млн. долларов США, значительно превысив плановый показатель (на 19,4%) и уровень 1999 г. (на 9,3%). Доля стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота увеличилась с 50% в 1999 году до 75,5% в 2000 году.
Конъюнктура товарных рынков в последнее время складывается в основном благоприятно для участников внешнеэкономических связей, оказывая заметное стимулирующее влияние на динамику внешней торговли. Такая ситуация в последующие годы сохранится, в связи с чем, как и предусматривалось Планом, прогнозируемый рост внешнеторгового оборота составит в среднем 5% в год. Объем экспорта составит 200 млн. долларов США в 2001 г. и 205 млн. долларов США в 2002 г., импорта - соответственно 120 и 130 млн. долларов США.
Основным направлением в области внешнеэкономической политики на предстоящий период, как и прежде, будет являться интенсификация интеграции Алтайского края с зарубежными финансовыми и товарными рынками.
При планировании бюджетной политики в прошедшем году администрация края исходила из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Были определены приоритеты социального и экономического развития края, в соответствии с которыми расходовались средства консолидированного бюджета края. Продолжалась реализация соглашения об оздоровлении государственных финансов и экономии расходования краевого и местных бюджетов, а также работа по увеличению денежной составляющей собственных доходов бюджета края, сокращению недоимки по налоговым платежам.
В результате реализации намеченных мероприятий администрации края в 2000 году удалось обеспечить прирост собственных доходов бюджета края. По предварительной оценке в консолидированный бюджет края поступило 8910,3 млн. рублей (136,8% к уровню 1999 г.). Планируемый объем собственных доходов в 2000 году перевыполнен на 13,5% (125,5% к уровню 1999 г.).
Основными задачами бюджетной политики администрации края на 2001 - 2002 годы являются максимальное обеспечение выполнения обязательств бюджета края по отношению к населению и достижение финансовой стабильности.
В этих целях администрация края намерена реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности краевого и местных бюджетов, повышение эффективности функционирования бюджетной системы, создание благоприятного инвестиционного климата, концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономики, способных увеличить поступление доходов в бюджет.
Для реализации предусмотренной Планом структурной перестройки экономики края необходимо увеличение объема инвестиций в основной капитал. За 2000 год на развитие экономики и социальной сферы в крае направлено 6,7 млрд. руб. Прирост к уровню 1999 года в сопоставимых ценах составил 8,3% (против 2% по Плану). Ведущая роль в финансировании инвестиций принадлежит собственным средствам предприятий. Их удельный вес в объеме инвестиций составил в прошедшем году 44,4%.
Одним из главных направлений капитальных вложений за счет средств краевого бюджета в 2001 год является поддержка отраслей реального сектора экономики путем компенсации части банковской ставки. На это планируется предусмотреть 50 млн. рублей, что позволит дополнительно привлечь 481 млн. рублей. Это средства банков - 385 млн. рублей и собственные средства предприятий - 96 млн. рублей.
Вторым приоритетным направлением остается газификация края, на которую предусмотрено - 100 млн. рублей. Планируется дополнительно привлечь около 900 млн. рублей.
Третьим приоритетным направлением остается социальная сфера. Планируется ввести 14 школ, 2 больницы, 4 поликлиники, роддом, кожно - венерологический диспансер и онкодиспансер в г. Бийске.
Четвертое направление инвестиций - жилищное строительство. Объем финансирования за счет средств краевого бюджета планируется в сумме 80 млн. рублей, причем на ипотечное жилищное кредитование предполагается направить не менее 40 млн. рублей.
Администрацией края принимаются меры по сокращению объемов незавершенного строительства жилья и объектов социальной сферы. С этой целью разрабатываются мероприятия по дальнейшему использованию недостроенных объектов: продолжение строительства с привлечением ипотечного жилищного кредитования, средств населения и других инвесторов, консервация, продажа для последующей достройки, разбор на стройматериалы.
В силу ограниченности бюджетных средств на предстоящий период стоит задача повышения эффективности их использования. Органами местного самоуправления городов и районов края разработаны инвестиционные "точки роста" территорий, которые будут способствовать перелому тенденций спада в производстве и росту реальных доходов предприятий, населения, бюджета.
Повышение инвестиционной активности может быть решено посредством формирования благоприятного климата для частных инвесторов и ускорения эффективной трансформации накоплений в инвестиции.
Возрастает роль иностранных инвестиций, привлекаемых с мирового рынка в экономику края. Планом социально - экономического развития края предусматривалось привлечение иностранных инвестиций в 2000 году в объеме 91,3 млн. долларов США на реализацию проектов, инициированных администрацией края:
- теплофикационный проект (ОАО "Барнаульская ТЭЦ-4"),
- горнорудный - разработка месторождений полиметаллических и железных руд (ОАО "Сибирь-Полиметаллы"),
- развитие птицеводства в крае (группа "Лодам"),
- проект адресной социальной помощи (СПИЛ).
Нестабильность экономической и политической ситуации в России обусловили замедление в продвижении первых двух проектов. По развитию птицеводства в настоящее время группой "Лодам" прорабатывается механизм финансирования проекта. Проект СПИЛ намечен к реализации на 2001 - 2002 годы.
Учитывая объективную ситуацию, объем иностранных инвестиций на 2001 год запланирован в объеме 19 млн. долл. США, на 2002 г. - 47 млн. долл. США.
Одной из исходных предпосылок социально - экономического развития края является демографическая ситуация, складывающаяся в последние годы. В течение последних 5 лет отмечалась ежегодная убыль населения в пределах 0,2 - 0,4% в год. По итогам 2000 года демографическая ситуация несколько улучшилась. Более высокий прирост числа родившихся в сравнении с числом умерших способствовал снижению естественной убыли населения. Тем не менее, по предварительной оценке, среднегодовая численность населения края в прошедшем году сократилась к уровню 1999 года на 11 тыс. человек и составила 2648,2 тыс. человек. Сложившаяся тенденция предопределила дальнейшее сокращение численности населения (на 19,2 тыс. человек к 2002 году), так как положительный миграционный прирост не компенсирует естественных потерь населения.
Численность трудовых ресурсов за 2000 год оценивается в 1593 тыс. чел., в дальнейшем она увеличится на 4 тыс. чел. в 2001 году, на 6 тыс. чел. в 2002 году за счет высокой рождаемости в 1983 - 1985 гг., а также в результате увеличения числа лиц старше трудоспособного возраста, занятого в экономике.
Устойчивая тенденция положительных изменений в динамике промышленного производства, а также в сельском хозяйстве обусловила некоторое улучшение ситуации на рынке труда края: численность экономически активного населения за 2000 год, по предварительным данным, составила 1267 тыс. чел., из них 1105 тыс. чел. - занятые в экономике.
В 2001 - 2002 гг. в результате дальнейшего подъема экономики планируется увеличить численность занятых до 1108 - 1110 тыс. чел. за счет их роста в отраслях материального производства.
Число обратившихся в службу занятости за 2000 год составило 97,7 тыс. чел., что ниже планового показателя на 15%. За отчетный год существенно сократилась численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости - до 22,9 тыс. чел., что ниже планового показателя на 12,8 тыс. чел., или на 35,8%.
В ближайшие годы не удастся избежать высвобождения работников в процессе структурной перестройки экономики, сопровождающейся свертыванием и ликвидацией убыточных и неэффективных производств.
Дополнительное давление на рынок труда окажет увеличение общего числа трудовых ресурсов края. В результате ожидается увеличение количества граждан, обратившихся в службу занятости, в среднем на 2 тыс. человек в год.
В целях ежегодного снижения численности безработных в План включен показатель необходимого ввода дополнительных рабочих мест, являющегося результатом рассчитанного Баланса потребности края во вводе дополнительных рабочих мест до 2005 года. Ввод дополнительных рабочих мест может производиться не только за счет создания новых, но и за счет сохранения и перепрофилирования неэффективных, подлежащих сокращению, ввода в действие законсервированных рабочих мест при условии их модернизации, повышения уровней технической оснащенности и доходности.
В 2000 году отмечался неоднородный процесс изменения количества рабочих мест на крупных и средних предприятиях края: на одних вводились новые рабочие места (ввод за год 8386 единиц), на других произошло их сокращение - на 8556 единиц. В результате в целом за год число рабочих мест на крупных и средних предприятиях незначительно, но уменьшилось, примерно на 150 мест. В то же время численность работников малых предприятий в 2000 году увеличилась на 11 тыс. чел. С учетом коэффициента сменности (1,2), количество рабочих мест по сравнению с 1999 годом увеличилось в данном секторе экономики на 8 тыс. единиц.
Таким образом, в целом на предприятиях края количество рабочих мест увеличилось по сравнению с 1999 годом на 7,8 тысячи. В 2001 - 2002 гг. необходимо ввести дополнительно по 6 тыс. рабочих мест ежегодно.
Планом социально - экономического развития края на 2000 год предусматривалось достигнуть размера среднемесячной заработной платы 1 работника 1153 рубля. По оперативному отчету она составила 1362 рубля и превысила плановый показатель на 18,1%, в т.ч. в промышленности - на 16,5%, в сельском хозяйстве - на 16,6%, в непроизводственной сфере - на 15,9%. Это объясняется ростом объемов производства в основных отраслях экономики, а также повышение тарифной ставки 1 разряда ЕТС с апреля 2000 года до 132 рублей. В 2001 году в связи с увеличением максимального межразрядного коэффициента ЕТС до 10,07 произойдет рост заработной платы в бюджетной сфере в среднем на 20%.
Большое значение для развития экономики края имеют богатейшие запасы природных ресурсов. Исходя из объемов добычи полезных ископаемых и расчета отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в 2001 году предусматривалось финансирование геологоразведочных работ из краевого бюджета в сумме 12,9 млн. рублей, но Постановлением краевого Совета народных депутатов от 29.12.2000 г. N 391 "О Законе Алтайского края "О краевом бюджете на 2001 год" финансирование сокращено до 5,5 млн. рублей. Недополучение 7,4 млн. рублей приведет к невыполнению геологоразведочных работ, крайне необходимых для освоения минерально - сырьевой базы края.
Объем геологоразведочных работ в 2001 году за счет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в целом по краю составит 49,1 млн. рублей, в 2002 году - 54,5 млн. рублей. Средства будут направляться на приоритетные направления, предусмотренные Планом.
Главной задачей экологической политики является преодоление негативных последствий деэкологизации производства и обеспечение стабильной экологической ситуации в крае. В 2000 году на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в крае использовано 88,6 млн. рублей капитальных вложений, что в сопоставимых ценах в 1,7 раза больше уровня 1999 года.
По сравнению с 1999 годом сократились объемы сброса загрязненных сточных вод и вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
На 2001 - 2002 годы объем сброса загрязненных сточных вод скорректирован в сторону увеличения в среднем на 2% в год в связи с недостаточным финансированием строительства очистных сооружений на территории края, а также планируемым увеличением выпуска продукции на ряде промышленных предприятий, работающих по старым технологиям.
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в 2001, 2002 гг. сократится на 12% к уровню 2000 года. Планируемое снижение выбросов в атмосферу должно произойти за счет повышения эффективности действующих очистных установок и увеличения мероприятий по совершенствованию технологических процессов (перевода объектов теплоэнергетики и некоторых промышленных производств на природный газ).
В развитии малых и средних городов края на 2000 - 2001 годы сохранятся приоритеты, предусмотренные Планом. В рамках Плана будет продолжена работа по реализации Программы борьбы с преступностью и комплекса мероприятий, направленных на уменьшение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и сокращения ущерба в случае их возникновения.
Предлагаемая корректировка показателей Плана не меняет его стратегических задач - структурной перестройки экономики края и вывода ее из кризиса.
Основные показатели
социально - экономического развития Алтайского края
на период до 2002 года
(в сопоставимых ценах)
Показатели | Единицы измерения |
2000 г. | 2001 г. план |
2002 г. план |
|
план | отчет *) | ||||
Численность населения (среднегодовая) Валовой региональный продукт Промышленность Объем промышленной продукции (работ, услуг) - всего, в т.ч. по отраслям: Электроэнергетика Черная металлургия Химическая и нефтехимическая промышленность Машиностроение и металлообработка Лесная и деревообрабатывающая промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность (вкл. мукомольно-крупяную) Производство продукции производственно - технического назначения: Электроэнергия всего Шины Удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ) Трактора Древесина деловая Пиломатериалы Картон Цемент Материалы стеновые Конструкции и изделия сборные железобетонные Сельское хозяйство Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств - всего (в сопоставимых ценах 1994 года) В том числе: Крестьянских (фермерских) хозяйств Личных подсобных хозяйств населения Производство основных видов сельскохозяйственной продукции: Зерно (в весе после доработки) Сахарная свекла Подсолнечник Картофель Овощи Скот и птица (в живом весе) Молоко Яйца Шерсть (в физическом весе) Производство продукции перерабатывающей промышленности: Мясо, включая субпродукты 1 категории Масло животное Сыры жирные Сахар - песок из сахарной свеклы Масло растительное Мука Крупа Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы рыбные Инвестиции в основной капитал (2000 г. в ценах 2000 г.; 2001 - 2002 гг. в ценах 2001 г.) Объем инвестиций за счет всех источников финансирования Из общего объема инвестиций - по отраслям: Электроэнергетика Топливная промышленность Черная металлургия Химическая и нефтехимическая промышленность Машиностроение и металлообработка Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Сельское хозяйство (включая пищевую промышленность) Лесное хозяйство Транспорт, связь и дорожное строительство Торговля и общ. питание Здравоохранение и физическая культура, соцобеспечение Образование Культура и искусство Жилищное строительство Коммунальное строительство Кроме того: Иностранные инвестиции Пассажирооборот всех видов транспорта в том числе: Железнодорожного Автомобильного Водного Грузооборт всех видов транспорта в том числе: Железнодорожного Автомобильного Водного Трудовые ресурсы Численность занятых в экономике в том числе: в материальном производстве в непроизводственной сфере Число обратившихся в службу занятости за период Численность официально зарегистрированных безработных на конец года Ввод дополнительных рабочих мест Среднемесячная заработная плата - всего в том числе: в материальном производстве Промышленность Сельское хозяйство в непроизводственной сфере Оборот розничной торговли Объем платных услуг населению Ввод в эксплуатацию жилых домов по предприятиям и организациям всех форм собственности Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов Обеспеченность: Больничными койками Амбулаторно - поликлиническими учреждениями Домами - интернатами для престарелых и инвалидов и детей - инвалидов Дошкольными образовательными учреждениями Капитальные вложения, предусматриваемые на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования Объем сброса загрязненных сточных вод Объем вредных веществ, выбрасываемый в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения Основные направления геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования (в ценах соответствующих лет) в том числе: Федеральный бюджет Краевой бюджет Другие источники Экспорт - всего в том числе в СНГ Импорт - всего в том числе в СНГ |
тыс. чел. в % к пред. году в % к пред. году в % к пред. году -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млрд. квт/ час тыс. шт. тыс. т шт. млн. куб. м -"- тыс. т тыс. т млн. шт. усл. кирп. тыс. куб. м в % к пред. году в % к пред. году в % к пред. году тыс. т -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн. шт. тыс. т тыс. т -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. руб. в % к пред. году млн. долл. США млрд. пасс. км -"- -"- -"- млрд. т км -"- -"- -"- тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. единиц руб. -"- -"- -"- руб. в % к пред. году в % к пред. году тыс. кв. м общей пл. кв. м на чел. коек на 10 тыс. жител. пос/смену на 10 тыс. жителей мест на 10 тыс. жител. мест на 1000 детей дошкольного возр. в % к пред. году млн. куб. м тыс. т млн. руб. -"- -"- -"- млн. дол. США -"- млн. дол. США -"- |
2647,5 99,6 101 104,5 101,5 108 105 103 105 105 100 109 4,75 1847 14 1850 0,5 0,33 15 140 170 205 112,3 131,9 105 3400 300 115 900 225 174,2 1225 805 0,815 37 12,3 17 33 19 850 80 2,5 6875 102 370 104 3 118 93 103 86 103 130 104 18 109 26 102 10 102 1100 103 28 100 1860 103 250 101 222 102 185 103 13 102 2123 104 205 102 93,1 3,037 1,45 1,58 0,007 20,12 19,52 0,4 0,2 1531 1029 714 315 115,0 35,7 - 1153 1130 1429 620 1199 101 104 736 18,2 112 274 21,8 510 108,4 30 334 43,7 31,3 5,0 7,4 155 85,4 100 54,1 |
2648,2 99,6 103 107,8 102 93,5 121,1 103,9 100,2 111 144 110,4 4,97 1728 12,2 2045 0,5 0,33 18,3 107 180 205 119,3 165,9 102,8 4408,4 311,2 129,6 841,5 204,5 194,4 1196 847,1 0,922 28 11,1 18,8 40,3 20 684,1 96,9 1,8 6707,2 108,3 325 90 2 77,5 395 410 127 120 145 108 23 130,4 42 182 26 252 1312 112,4 35 112,1 2066 142,6 215 85,6 240 100 170 80,3 30 220 1174 80 310 141,9 6,5 3,098 1,564 1,525 0,009 26,188 25,649 0,328 0,210 1593 1105 780 325 97,7 22,9 7800 1362 1347 1665 723 1390 114 106,8 411,9 18,9 111,5 278,4 18,7 536 170 30,2 334 66,7 57,8 4,2 4,7 196,8 156,1 107 73,3 |
2638,8 99,6 102,5 105,2 102,0 107 107 102,5 104,5 110 112 106,5 5,0 1820 12,8 2710 0,52 0,35 22 140 198 225 100,2 100,1 100,3 3700 300 115 845 215 196,7 1245 850 0,933 28 12 20 37 20 750 100 2,6 10089 115,7 493 116,7 10 384,6 520 101,3 190 115,1 271 143,8 35 117,1 56 102,6 36 106,5 1930 113,2 41 90,1 3150 117,3 313 112 307 98,4 245 110,9 42 107,7 1600 104,8 650 161,3 19 3,119 1,58 1,53 0,009 26,81 26,25 0,33 0,23 1597 1108 783 325 100,0 28,6 6000 1588 1563 1930 845 1630 104,5 104 782 19 112 279,8 18,8 538 104,6 30,8 294 49,1 5,5 34,1 9,5 200 160 120 80 |
2629,0 99,6 104 104,4 102,5 102 106 103 105 110 104 104,5 5,2 1860 13,0 3000 0,6 0,4 24 150 218 248 101 100,1 100,7 3800 320 120 860 230 199,3 1260 880 0,944 29 12,3 20,4 38 20 800 100 2,65 11245 111,5 538,1 109,1 10,6 106 525 101 192 101,1 304,4 112,3 37,2 106,3 60 107,1 41 113,9 2212,4 114,6 42 102,4 3350,4 106,4 380 121,4 331,9 108,1 270 110,2 44,2 105,2 1769,9 110,6 778,8 119,8 47 3,139 1,59 1,54 0,009 27,37 26,8 0,34 0,23 1603 1110 785 325 102,0 33,0 6000 1731 1700 2104 921 1777 106 104 822 19,1 112,5 280,5 18,8 539 106,4 31,4 294 54,5 10 34,7 9,8 205 165 130 90 |
*) - Отчет 2000 года - по предварительным данным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 30 марта 2001 г. N 235 "О внесении изменений в план социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, март 2001 г. N 59, с.232
Постановлением Администрации Алтайского края от 15 июля 2013 г. N 376 настоящее постановление признано утратившим силу