Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 21.11.2019 N 2312
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "О реализации Закона Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" на территории Тюменской области. Проблемы и перспективы"
Тюмень 16 октября 2019 года
Проведя с участием депутатов Тюменской областной Думы, представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тюменской области, общественных организаций обсуждение вопросов реализации Закона Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее - Закон N 64), участники "круглого стола" отмечают следующее.
Актуальность темы мероприятия обусловлена тем, что вопрос демографии является стратегически важным для сохранения страны. По прогнозам социологов, если к 2035 году процент многодетных семей, где воспитываются трое и более детей, не достигнет половины от всех семей, то в России после 2060 года будут проживать 80 миллионов человек. Сегодня всего 7% семей имеют трех и более детей.
Согласно данным Росстата, среди жителей страны, чей доход ниже прожиточного минимума, доля многодетных составляет 52,7%. При этом значительную часть таких семей можно отнести к неблагополучным.
В Тюменской области за последние 10 лет количество семей с детьми увеличилось в 1,5 раза и по состоянию на 01.10.2019 составляет более 245 тысяч семей, количество многодетных семей выросло более чем в 2,5 раза и составляет 26,6 тысячи семей. Из числа многодетных семей более 20 тысяч семей воспитывают трех детей, более 4 тысяч семей - четырех детей, около 1,8 тысячи семей - пять и более детей.
В соответствии с Законом N 64 правом на приобретение бесплатного садового земельного участка либо земельного участка для индивидуального жилищного строительства обладают семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (возраст детей учитывается только в момент подачи заявления). При этом семья должна состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и проживать в Тюменской области не менее пяти лет. Земельный участок предоставляется в общую собственность всех членов многодетной семьи в равных долях.
За период действия Закона N 64 по состоянию на 01.09.2019 на учет принята 13 451 многодетная семья, предоставлено 8 189 земельных участков общей площадью 867 га, обеспечено 63% принятых на учет многодетных семей.
В настоящее время земельные участки многодетным семьям, принятым на учет в городе Тюмени, предоставляются в с. Кулига Тюменского муниципального района, многодетным семьям Тюменского района - в д. Речкина и д. Криводанова Тюменского муниципального района.
Право на первоочередное предоставление земельного участка имеют семьи с родителем и (или) ребенком с инвалидностью. На 01.09.2019 заявки на получение земельного участка подали 512 таких семей, из них 481 семье предоставлены земельные участки (94% принятых на учет семей).
В 9 муниципальных образованиях Тюменской области (Абатский, Армизонский, Аромашевский, Бердюжский, Викуловский, Сорокинский, Упоровский и Ялуторовский муниципальные районы, а также Голышмановский городской округ) все многодетные семьи, принятые на учет, обеспечены земельными участками в полном объеме.
Для проведения кадастровых работ в целях образования земельных участков для их бесплатного предоставления многодетным семьям из областного бюджета местным бюджетам выделяются субсидии.
В 2019 году на формирование 307 земельных участков субсидия предоставлена Ишимскому и Ярковскому районам, городам Ишиму и Тобольску. Общий объем выделенных средств - 1,6 млн. рублей.
В целях бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям распоряжениями Главного управления строительства Тюменской области подготовлена и утверждена документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории):
- Новотарманского сельского поселения Тюменского муниципального района (для предоставления сформированы 303 земельных участка в д. Решетникова);
- Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района (50 земельных участков в д. Криводанова);
- Каменского сельского поселения Тюменского муниципального района (402 земельных участка в с. Кулига и 258 земельных участков в д. Речкина);
- Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района (189 земельных участков в д. Елань).
Ведется работа по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры.
В 2018 - 2019 годах за счет средств областного бюджета осуществлялись работы по строительству дорог с щебеночным покрытием на площадке, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, в р.п. Винзили Тюменского муниципального района, работы планируется завершить в 2019 году.
Также из областного бюджета выделены средства на выполнение первоочередных работ по строительству дорог с щебеночным покрытием на площадке в д. Падерина Тюменского муниципального района, работы планируется завершить в полном объеме в 2022 году.
Разработка проектной документации, строительно-монтажные и пусконаладочные работы по электрификации земельных участков в с. Гусево, п. Московском, д. Падерина, д. Плеханова, д. Комарова Тюменского муниципального района и в городе Тюмени осуществляются по инвестиционной программе АО "Тюменьэнерго" на 2016 - 2020 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.11.2015 N 896.
В рамках инвестиционных программ развития электрических сетей ПАО "СУЭНКО" на 2010 - 2017 годы и на 2018 - 2022 годы в полном объеме в период 2017 - 2018 годов выполнены работы по электроснабжению индивидуальной жилой застройки микрорайона "Южный" города Заводоуковска, в том числе 155 земельных участков, предназначенных для многодетных семей Ямало-Ненецкого автономного округа.
В целях газоснабжения земельных участков, расположенных в с. Гусево, п. Московском Тюменского муниципального района, в городе Тюмени, в южной части города Заводоуковска, в рамках программы газификации Тюменской области на 2014 - 2017 годы в 2017 году разработана проектная документация.
В программу газификации Тюменской области на 2018 - 2022 годы включены мероприятия по газификации земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
В части выполнения рекомендаций Правительству Тюменской области, предусмотренных постановлением Тюменской областной Думы от 26.06.2014 N 2128 "О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков", необходимо отметить следующее.
Основной причиной отказа в постановке многодетных семей на учет для получения земельного участка является отсутствие статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основными причинами отказа в предоставлении земельных участков являются отказ обоих родителей (усыновителей) или одного из них от предложенных вариантов земельного участка по причинам:
- отдаленности предлагаемого земельного участка от места проживания семьи;
- неполучения заявителем уведомлений уполномоченного органа, направленных в установленном порядке (сведения об этом предоставляет отделение почтовой связи) или отсутствия адресата по указанному в заявлении адресу (в данном случае регистрируется отказ от земельного участка).
Для ускорения работы по формированию земельных участков Тюменская область взаимодействует с единым институтом развития в жилищной сфере по вопросу вовлечения в оборот федеральных земельных участков. В 2018 году Тюменской области были переданы полномочия в отношении участка площадью 21,4 га в Переваловском муниципальном образовании Тюменского муниципального района. В настоящее время на рассмотрении находится вопрос о передаче земельного участка площадью 90 га.
Анализ законов, принятых в других субъектах Российской Федерации, выявил, что существуют особенности правового регулирования по следующим вопросам:
- установление расширенного перечня целей возможного предоставления земельного участка многодетной семье (в частности, предоставление для целей ведения личного подсобного хозяйства либо для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства);
- установление дополнительных преференций для отдельных категорий многодетных семей (в частности, для многодетных семей, имеющих пять и более детей);
- предоставление многодетным семьям, имеющим в составе инвалидов, земельных участков, обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктуры;
- установление дифференцированного подхода к определению предельного (максимального и минимального) размера бесплатно предоставляемого земельного участка в зависимости от территориального расположения земельного участка (в границах городского округа либо границах сельского поселения), вида разрешенного использования, количества детей в многодетной семье;
- создание условий для обеспечения информационной открытости и публичности процедуры предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям.
В Тюменской области согласно Закону N 64 право приобрести бесплатно дачный земельный участок либо земельный участок для индивидуального жилищного строительства имеют многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 6 Закона Тюменской области N 137 от 07.10.1999 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:
1) постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет);
2) признаны в порядке, установленном Законом Тюменской области N 137, малоимущими;
3) имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
- обеспеченность граждан общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (на территории города Тюмени учетная норма составляет 15 кв. м жилой площади);
- проживание в жилых помещениях на условиях временного пользования жилым помещением;
- проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений устанавливается органами местного самоуправления.
Например, на территории города Тюмени граждане признаются малоимущими при условии, что их доходы на каждого члена семьи, по независящим причинам, не превышают величину прожиточного минимума, установленного по Тюменской области, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, - менее 100 000 рублей на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (решение Тюменской городской Думы от 30.06.2005 N 225 (ред. от 27.06.2019)).
Величина прожиточного минимума (на душу населения) в Тюменской области во втором квартале 2019 года, установленная постановлением Правительства Тюменской области от 19.07.2019 N 246-п, составляет 11 449 руб.
Критерий стоимости имущества, находящегося в собственности семьи, был установлен Тюменской городской Думой в период, когда стоимость квадратного метра жилья в Тюменской области составляла 12 800 рублей (приказ Минрегиона России от 12.09.2005 N 92), а налогообложение исчислялось исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237 "О государственной кадастровой оценке", устанавливающий новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, при котором налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 237-ФЗ"
В 2019 году средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Тюменской области составляет 44 767 рублей (приказ Минстроя России от 18.09.2019 N 553/пр).
Таким образом, в городе Тюмени на учет в целях получения земельного участка в собственность бесплатно может быть принята многодетная семья, владеющая жилой площадью не более 2,2 и имеющая доход на члена семьи не более 11 449 рублей.
При этом в рамках существующего правового регулирования малоимущая семья в случае получения в собственность бесплатно земельного участка (налогооблагаемая стоимость которого, как правило, превышает 100 000 тыс. рублей) лишается статуса малоимущей и возможности быть признанной нуждающейся в жилом помещении.
Осуществить строительство дома на предоставленном участке для семьи с таким уровнем доходов не представляется возможным в силу значительной финансовой нагрузки, связанной с затратами на строительство.
В Тюменской области существует мера государственной поддержки многодетных семей, направленная на обеспечение возможности строительства на предоставленном земельном участке, в виде первоочередного предоставления права на заготовку леса на корню для собственных нужд. Однако попытки граждан продать часть леса для получения оборотных средств на строительство расцениваются уполномоченными органами как нарушение и преследуются по закону.
Кроме того, в Тюменской области реализуется проект партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Дом для молодой многодетной сельской семьи", в рамках которого за счет личных средств членов партии за период с 2015 года по июнь 2019 года построено 15 домов.
Результаты изучения общественного мнения свидетельствуют, что существующих мер государственной поддержки многодетных семей, направленных на обеспечение возможности строительства на предоставленном земельном участке, недостаточно. Данное обстоятельство закономерно обуславливает тенденцию продажи значительной частью многодетных семей полученных земельных участков.
В этой связи представляется интересным опыт отдельных субъектов Российской Федерации.
В Липецкой области в соответствии с Законом Липецкой области "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья" в целях реализации прав граждан на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, предоставленном многодетным семьям, предусмотрено предоставление многодетным семьям дополнительных мер поддержки на строительство жилого дома в рамках подпрограммы "Свой Дом" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ".
Участникам подпрограммы "Свой Дом" - многодетным семьям - предоставляется социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома. Социальная выплата может быть направлена на строительство индивидуального жилого дома по договору строительного подряда, оплату договора купли-продажи строительных материалов, оплату первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита на строительство жилого дома, а также на погашение основного долга по ипотечному кредиту, при условии заключения договора подряда на строительство индивидуального жилого дома, договора купли-продажи строительных материалов, кредитного договора на строительство индивидуального жилого дома после постановки гражданина на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат по подпрограмме "Свой Дом".
Размер социальной выплаты на строительство жилья рассчитывается по формуле, используемой в подпрограмме "Свой Дом" - 30% от расчетной стоимости жилья, исходя из количества членов семьи: на семью с 3 детьми - 810 тыс. рублей (5 чел. х18 кв. м х 30 тыс. рублей х 30%); с 4 детьми - 972 тыс. рублей; с 5 детьми - 1 134 тыс. рублей; с 6 детьми - 1 296 тыс. рублей; с 7 детьми - 1 458 тыс. рублей. Средний размер социальной выплаты ориентировочно составляет 1 млн. рублей.
В Ульяновской области в сентябре 2019 года на рассмотрение Законодательного Собрания внесен проект регионального закона "О предоставлении в 2020 - 2024 годах отдельным категориям граждан, получивших земельный участок в собственность бесплатно, единовременных социальных выплат". Рассматривается возможность ввести дополнительные меры социальной поддержки для граждан, получивших в собственность бесплатно земельный участок, в форме единовременных социальных выплат:
- имеющим намерение построить жилой дом предоставить право на выплату в целях финансового обеспечения части затрат в связи с уплатой первоначального взноса по кредиту (займу), в том числе ипотечному, полученному для строительства на этом земельном участке жилого дома, в размере 25% суммы такого кредита (займа), но не более 300 000 рублей;
- построившим жилой дом предоставить право на выплату в целях возмещения части затрат в связи со строительством жилого дома в размере 25% кадастровой стоимости построенного жилого дома, но не более 700 000 рублей.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно может быть предоставлена мера социальной поддержки (социальная выплата) по обеспечению жилыми помещениями в размере, порядке и на условиях, установленных Правительством автономного округа.
Например, многодетная семья из пяти человек, проживающая в ХМАО - Югре 10 лет, получившая свидетельства о праве на выплату во втором квартале 2019 года, вправе рассчитывать на социальную выплату в размере 932 582 рубля.
Выплату невозможно получить деньгами. Данную выплату можно потратить только на установленные законом способы улучшения жилищных условий.
С учетом изложенного участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Тюменской областной Думе:
1.1. Совместно с Правительством Тюменской области проработать вопрос о возможности внесения изменений в Закон Тюменской области "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" в части:
- увеличения предельного максимального размера земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, в отдельных сельских поселениях Тюменской области;
- установления расширенного перечня целей возможного предоставления земельного участка многодетной семье (в частности, предоставления для ведения личного подсобного хозяйства либо для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства);
- установления альтернативной (взамен предоставления земельного участка) меры социальной поддержки многодетных семей в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
1.2. Изучить опыт правоприменения законодательства субъектов Российской Федерации (в частности, Липецкой и Ульяновской областей) в части эффективности оказания дополнительных мер поддержки многодетных семей, направленных на стимулирование индивидуального жилищного строительства на предоставленных бесплатно земельных участках.
1.3. Рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности установления приоритетного права выкупа Тюменской областью или органами местного самоуправления земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в случае их продажи.
2. Правительству Тюменской области рассмотреть вопрос о синхронизации строительства школ, детских садов и других объектов социально-культурного назначения на площадках для индивидуального жилищного строительства, земельные участки на которых предоставляются многодетным семьям, с объемами ввода жилья.
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области рассмотреть вопрос о возможности предоставления многодетным семьям льготы по уплате земельного налога на предоставленный земельный участок.
Участники заседания "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 ноября 2019 г. N 2312 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.