Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 21.11.2019 N 2324
Информация
о региональной практике реализации законодательства, направленного на поддержку инновационной деятельности в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена первым заместителем Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председателем Комитета по экономической политике, бюджету и финансам В.Н. Казариным)
Основным законом, регулирующим инновационную политику в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), является Закон автономного округа от 27 апреля 2011 года N 34-ЗАО "О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон автономного округа об инновационной деятельности), направленный на формирование благоприятных условий для инновационного развития автономного округа путем осуществления органами государственной власти автономного округа совокупности правовых, экономических, организационных и иных мер поддержки.
Перечень нормативных правовых актов, принятых в автономном округе в целях реализации положений Закона автономного округа об инновационной деятельности, включает в себя основные подзаконные акты:
постановление Правительства автономного округа от 28 июня 2011 года N 457-П "О реестре субъектов инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе";
постановление Правительства автономного округа от 23 августа 2011 года N 605-П "О реестре объектов инновационной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе";
постановление Правительства автономного округа от 14 февраля 2012 года N 72-П "Об утверждении Положения о порядке формирования, утверждения и мониторинга исполнения инновационного плана Ямало-Ненецкого автономного округа";
постановление Правительства автономного округа от 19 июля 2012 года N 532-П "Об утверждении перечня приоритетных направлений инновационной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
постановление Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1096-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014 - 2021 годы";
постановление Администрации автономного округа от 8 июня 2009 года N 274-А "О конкурсе "Лучший изобретатель и рационализатор Ямало-Ненецкого автономного округа".
C начала действия Закона автономного округа об инновационной деятельности в реестр субъектов инновационной деятельности были включены сведения более чем о 100 инновационных проектах, реализуемых на территории автономного округа. В настоящее время в реестр включено 38 проектов в сферах строительства, экологии, здравоохранения, туризма и других. Содержащиеся в реестре сведения используются для мониторинга инновационной деятельности на территории автономного округа, а также для обоснования принятия решений о предоставлении мер государственной поддержки.
На сегодняшний день сформированная в автономном округе инновационная инфраструктура призвана оказывать комплексную системную поддержку и содействие гражданам и организациям в поиске и внедрении научно-технических и инновационных разработок в регионе, и представлена 11 объектами:
1) некоммерческая организация "Фонд "Окружной инновационно-технологический центр "Старт (промышленный парк)".
Основной целью Фонда является ведение деятельности по управлению промышленным парком регионального значения в качестве управляющей компании, в том числе управление созданием, развитием и эксплуатацией промышленного парка регионального значения и предоставление услуг, необходимых для осуществления промышленного производства.
Оказываемая Фондом поддержка включает информирование и консультирование по различным вопросам, связанным с ведением предпринимательской деятельности, привлечение на конкурсной основе финансирования для реализации инновационных проектов на территории автономного округа, сопровождение реализации инвестиционных и инновационных проектов, предоставление офисных и производственных помещений на льготных условиях (бизнес-инкубирование);
2) некоммерческая организация "Фонд "Окружной инновационно-технологический центр "Технопарк Ямал".
Основной целью деятельности Фонда является развитие инновационного и инвестиционного потенциала автономного округа и совершенствование управленческих и технологических процессов, направленных на достижение устойчивого качественного роста производительности труда на предприятиях автономного округа. На базе Фонда создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда (далее - РЦК). Деятельность РЦК направлена на реализацию национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости". РЦК оказывает консультационную и методологическую помощь предприятиям - участникам национального проекта в целях повышения производительности труда и внедрения инструментов бережливого производства;
3) некоммерческая организация "Региональный инновационно-инвестиционный фонд "Ямал" (далее - РИФ Ямал).
В соответствии с уставными целями и задачами РИФ Ямал осуществляет ряд мероприятий, направленных на повышение инновационного и инвестиционного потенциала автономного округа, а также на структурную реформу перспективных отраслей экономики, финансовое оздоровление предприятий округа и увеличение налоговых поступлений в окружной бюджет и бюджеты муниципальных образований.
В настоящее время РИФ Ямал продолжает работу над реализацией инвестиционных проектов, имеющих важное значение для развития экономики, социальной и инженерной инфраструктуры, повышения туристической привлекательности автономного округа, принимает участие в проведении научно-исследовательских работ в сфере экологической безопасности и природопользования;
4) Ямало-Ненецкая региональная общественная организация "Рационализаторы и изобретатели Ямала".
Деятельность организации Ямала направлена на объединение изобретателей, рационализаторов, самодеятельных авторов, патентообладателей и других лиц, содействующих развитию технического творчества, для совместного решения задач по защите их прав, законных интересов и их поддержке, оказание практической помощи изобретателям и рационализаторам в разработке и внедрении их предложений.
Организация является региональным представительством Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и постоянным организатором традиционного регионального конкурса "Лучший изобретатель и рационализатор Ямало-Ненецкого автономного округа";
5) некоммерческая организация "Торгово-промышленная палата Ямало-Ненецкого автономного округа" (Союз).
Основной целью деятельности ТПП ЯНАО является содействие развитию и модернизации экономики автономного округа, широкому применению инноваций, привлечению инвестиций, представление и защита интересов малого и среднего бизнеса;
6) некоммерческая организация "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа".
Фонд предоставляет поручительства СМСП (не имеющим достаточного обеспечения для получения испрашиваемого кредита, займа, микрозайма, имущества в лизинг) перед финансовыми организациями в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств, основанных на кредитных договорах, договорах займа, финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии, средства которых направлены на реализацию инновационных проектов в соответствии с паспортами финансовых продуктов;
7) микрофинансовая компания "Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа".
Основной целью деятельности Фонда является финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа, что обусловлено необходимостью регулярного и оперативного пользования займами для предпринимателей для развития бизнеса. Фонд осуществляет предоставление целевых займов для реализации инновационных проектов в соответствии с паспортами финансовых продуктов;
8) некоммерческая организация "Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития города Муравленко".
Основной целью Фонда является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства автономного округа, а также социально-экономическое развитие муниципального образования город Муравленко. Также Фонд ведет активную работу по развитию инновационной деятельности в городе и оказывает различную поддержку инновационно активным предприятиям;
9) муниципальное автономное учреждение муниципального образования город Надым "Бизнес-инкубатор".
Бизнес-инкубатор осуществляет деятельность, направленную на создание оптимальных условий для развития бизнеса предпринимателей;
10) муниципальное бюджетное учреждение "Бизнес-инкубатор" муниципального образования г. Ноябрьск.
Бизнес-инкубатор оказывает поддержку предпринимателям, создавая благоприятные условия для развития их бизнеса и осуществления стартапов;
11) "Ямало-Ненецкий окружной союз потребительских обществ", деятельность которого направлена на:
оказание консультационных, правовых, финансовых услуг субъектам инновационной деятельности, включённым в реестр субъектов инновационной деятельности в автономном округе;
организация участия субъектов инновационной деятельности, включённых в реестр субъектов инновационной деятельности в автономном округе, в форумах, выставках, конференциях и иных мероприятиях по направлению научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Что касается практики оказания мер государственной поддержки субъектам инновационной деятельности в автономном округе, стоит отметить в качестве примера следующие.
Для широкого вовлечения ученых, изобретателей, рационализаторов, инженерно-технических работников предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности ежегодно, начиная с 2009 года, проводится конкурс "Лучший изобретатель и рационализатор Ямало-Ненецкого автономного округа". Конкурс направлен на стимулирование изобретательской мысли, признание вклада изобретателей и рационализаторов в развитие научно-технического творчества в автономном округе.
С целью выявления лучших инновационных проектов в области научно-технического творчества, имеющих потенциал к реализации, в автономном округе проводится конкурс "Лучший проект в области научно-технического творчества".
В 2018 году лучшие проекты северян в сфере новых изобретений и инноваций были связаны с повышением конкурентоспособности ТЭК. Участниками и победителями стали инженеры и IT-специалисты, и мастера комплексной автоматизации добывающих предприятий, преподаватели учебных заведений Ямала.
Коэффициент изобретательской активности в автономном округе за последние 5 лет увеличился с 0,26 в 2013 году.
Кроме того, в 2019 году планируется предоставление субсидии на обеспечение деятельности Центра поддержки технологий и инноваций (далее - ЦПТИ).
Услугами ЦПТИ являются оказание информационной и консультационной поддержки в вопросах правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение доступа к информационным ресурсам ГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - ФИПС).
ЦПТИ действует в рамках соглашения между Правительством автономного округа и Федеральной службой по интеллектуальной собственности и обеспечивает возможность предоставить доступ к расширенным ресурсам ФИПС, позволяющим провести качественный патентный поиск и оформить более корректную заявку на патентование.
Вместе с тем необходимо отметить и существующие проблемы в развитии сферы инновационной деятельности на территории автономного округа. Так, в 2019 году гранты на реализацию инновационных проектов, субсидии объектам инновационной инфраструктуры на реализацию мероприятий по развитию инновационной деятельности, а также услуги, оказываемые на безвозмездной основе ГАУ ЯНАО "Окружной технологический парк "Ямал", были свернуты.
Объективной причиной данного обстоятельства явился переход от прошлой модели развития инновационной деятельности к новой концепции "инновации - это точечные, конкретные меры". Новая концепция предполагает реализацию конкретных проработанных инновационных проектов для нужд автономного округа, в том числе реализацию энергосервисных контрактов, проектов, направленных на повышение эффективности государственного управления, проектов в сфере благоустройства городских территорий, жилищно-коммунального комплекса и других.
Деятельность ЦПТИ призвана обеспечить развитие сферы интеллектуальной собственности и способствовать наращиванию инновационного потенциала автономного округа через обеспечение информационной, методической поддержки пользователям услуг ЦПТИ в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Учитывая отсутствие в автономном округе исследовательских и научных организаций, деятельность которых направлена на создание инноваций, основная часть реализуемых инновационных проектов имеет региональный масштаб с применением механизма трансфера перспективных технологий.
Так, в 2017 году предоставлен грант ООО "Сервис водоотведения" (г. Новый Уренгой) на реализацию инновационного проекта "Бестраншейный ремонт инженерных сетей с применением полимерного рукава".
Проект предполагает внедрение технологии бестраншейного ремонта инженерных сетей водоснабжения и водоотведения с применением полимерного рукава. В подлежащий ремонту трубопровод вставляется специальный рукав из синтетического войлока. Этот рукав пропитан специальным композитным материалом. В итоге рукав из войлока твердеет и внутри старого трубопровода формируется новая труба. За 2018 год предприятием выполнены работы по санации труб на сумму около 800 тыс. рублей.
В том же в 2017 году предоставлен грант на реализацию инновационного проекта "Система мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров "Лесной дозор". Реализация инновационного проекта осуществлялась ОАУ "Леса Ямала" в целях повышения эффективности обнаружения лесных пожаров посредством внедрения автоматизированной системы видеонаблюдения для раннего обнаружения лесных пожаров.
Суть проекта заключается в размещении специализированных видеокамер с интеллектуальным программным обеспечением на вышках операторов сотовой связи с целью осуществления видеомониторинга очагов возгорания и задымления в автоматическом режиме в радиусе 30 километров с автоматической передачей данных на пульт диспетчера.
В 2018 году в течение пожароопасного сезона система показала свою эффективность, а именно, с помощью системы было обнаружено 6 лесных пожаров на территории лесного фонда Ноябрьского лесничества, что составляет 40% от общего количества зарегистрированных пожаров. Применение системы "Лесной дозор" заключается в обнаружении пожаров в автоматическом режиме на предпожарной стадии - стадии возгорания, что позволяет значительно сократить время реагирования на возгорание и, как следствие, минимизировать ущерб, причиненный лесными пожарами.
В 2017 году по результатам проведенного конкурса среди объектов инновационной инфраструктуры поддержана некоммерческая организация НО "Фонд "Окружной ИТЦ "Страт (промышленный парк)" на содействие в реализации проекта "Создание и модернизация Центра реабилитации и санаторно-курортного лечения в г. Губкинский".
В соответствии с проектом на базе действующего медицинского учреждения был создан центр реабилитации и санаторно-курортного лечения, деятельность которого направлена на своевременную диагностику, профилактику, а также выбор адекватной терапии и восстановление двигательной активности пациентов (тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни органов кровообращения (инсульты, инфаркты), послеоперационные больные и др.).
Финансирование субъектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку инновационной деятельности в автономном округе, осуществляется в рамках государственной программы автономного округа "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2021 годы", утверждённой постановлением Правительства автономного округа от 25.12.13 N 1111-П, в объеме свыше 2 млрд. рублей на 2019 год.
В целях привлечения инвестиций в экономику региона, включая инновационную сферу, в автономном округе создан благоприятный налоговый режим для инвесторов, в том числе для осуществляющих передовые инвестиционные мегапроекты, значимые для всей страны.
Так, в 2013 году налоговые расходы окружного бюджета составляли 6,0 млрд. рублей; в 2015 году - 11,1 млрд. рублей; в 2017 году - 16,9 млрд. рублей, что обусловлено в первую очередь вводом в эксплуатацию крупных инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке автономного округа, и, как следствие, ростом налоговых льгот, применяемых реализующими эти проекты организациями.
В свою очередь, с учетом налоговых преференций доходы окружного бюджета имеют устойчивую тенденцию к росту: 2015 год - 112,1 млрд. рублей; 2017 год - 151,0 млрд. рублей; 2019 год - 215,3 млрд. рублей.
Меры поддержи предприятий топливно-энергетического комплекса сформулированы в отдельном разделе действующей Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, аналогичный раздел будет включен в стратегию до 2030 года.
Прирост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2019 году прогнозируется на уровне 9,5%, в 2020 - 2021 годах - 2,5% ежегодно.
В текущих ценах объем инвестиций в основной капитал организаций в 2019 году достигнет 868 млрд. рублей, в 2021 году - 946,6 млрд. рублей.
Основную долю инвестиций будут представлять инвестиционные вложения в реализуемые на территории округа проекты развития топливно-энергетического комплекса (около 75% общего объема инвестиций).
В настоящее время в автономном округе реализуются 30 приоритетных инвестиционных проектов на сумму более 2,8 трлн. рублей, которые и в среднесрочной перспективе будут обеспечивать приток инвестиций в автономный округ, крупнейшие из которых:
проект "Ямал СПГ", включающий в себя разработку и освоение запасов Южно-Тамбейского месторождения, строительство завода по производству сжиженного природного газа;
"Арктик СПГ-2": строительство завода по сжижению природного газа на ресурсной базе Салмановского месторождения;
проект "Северный широтный ход", который призван интегрировать транспортную систему России в логистическую инфраструктуру Арктической зоны (железнодорожная линия Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево);
строительство автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард.
В заключение следует отметить, что в автономном округе сформирована достаточная законодательная база для развития инновационной деятельности. Вопросы инновационного развития округа занимают одно из приоритетных направлений деятельности профильных комитетов Законодательного Собрания автономного округа. По итогам взаимодействия и диалога депутатского корпуса с гражданами, исполнительными органами государственной власти автономного округа, субъектами инвестиционной деятельности вырабатываются совместные предложения по популяризации и совершенствованию нормативной правовой базы автономного округа и механизмов государственной поддержки в данной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.