Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Обеспечение материального благосостояния населения
Стороны считают в предстоящий период основной задачей проведение согласованной политики, направленной на социальное благополучие населения, реализацию комплекса мер, обеспечивающего право работников на справедливое вознаграждение за труд, совершенствование политики денежных доходов населения, способствующей повышению платежеспособности населения как залога роста экономики, ее инновационной направленности.
Система целеполагания формируется в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" в части обеспечения реальных доходов граждан и снижения уровня бедности.
Цели, направленные на обеспечение материального благосостояния населения:
повышение реальных доходов работающего населения, в том числе реальной заработной платы;
сокращение уровня и глубины бедности (снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения Ростовской области);
рост производительности труда;
совершенствование систем оплаты труда;
предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате;
снижение дефицита денежных доходов в малоимущих семьях;
ликвидация "теневых" заработных плат;
снижение дифференциации доходов различных групп населения.
Региональные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Ростовской области*
Наименование показателя |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
35 404,6 |
37 876,8 |
40 711,2 |
Реальная заработная плата, % |
102,3 |
102,9 |
103,4 |
Производительность труда, % |
103,7 |
103,8 |
104,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), руб. |
30 695,8 |
32 839,2 |
35 296,6 |
Среднедушевые денежные доходы, руб. |
32 831,5 |
35 244,5 |
37 972,9 |
Реальные денежные доходы населения, % |
102,7 |
103,3 |
103,6 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения Ростовской области, % |
10,8 |
9,7 |
8,7 |
Объем расходов на предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным и льготным категориям граждан, млн руб. |
14 524,4 |
14 889,7 |
15 284,2 |
* согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области
2.1. Для достижения целей Стороны совместно принимают меры по:
2.1.1. Совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда, повышению доходов работающего населения и устойчивому развитию производственной деятельности организаций Ростовской области.
2.1.2. Приближению уровня среднемесячной заработной платы в Ростовской области к среднероссийским показателям среднемесячной заработной платы по соответствующим видам экономической деятельности.
2.1.3. Обеспечению своевременной и в полном объеме оплаты труда в организациях всех форм собственности.
2.1.4. Защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.
2.1.5. Недопущению задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в налоговые органы.
2.1.6. Поддержанию экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работ.
2.1.7. Формированию системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда.
2.1.8. Взаимодействию с контрольными и надзорными органами по выявлению и устранению фактов выплат неучтенной заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
2.1.9. Установлению оптимального соотношения доли окладов (должностных окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок) в структуре заработной платы работников, доли фонда оплаты труда в себестоимости продукции (работ, услуг) при заключении областных отраслевых соглашений и коллективных договоров.
2.1.10. Проведению работы по совершенствованию порядка установления должностных окладов (окладов), ставок заработной платы (тарифных ставок) и других частей заработной платы работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части (выплаты по окладам), тарифным ставкам с учетом задач кадрового обеспечения организаций и стимулирования работников к повышению результатов труда.
2.1.11. Содействию в установлении работникам организаций внебюджетного сектора экономики, индивидуальных предпринимателей тарифной ставки первого разряда (минимального оклада) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, при заключении областных отраслевых соглашений, коллективных договоров.
2.2. Правительство:
2.2.1. Реализует региональную программу по снижению уровня бедности в два раза к 2024 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204.
2.2.2. Обеспечивает недопущение снижения установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.
2.2.3. Рассматривает при формировании проекта областного бюджета на очередной год и плановый период параметры повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, и индексации заработной платы других категорий работников бюджетной сферы.
2.2.4. Проводит ежегодно анализ складывающегося уровня оплаты труда в бюджетной сфере области и информирует областную трехстороннюю комиссию.
2.2.5. Осуществляет мониторинг по установлению заработной платы работников:
по инвестиционным проектам, предлагаемым для включения в перечень "100 Губернаторских инвестиционных проектов", в размере не ниже среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности в организациях Ростовской области в соответствии с оперативной информацией, размещенной на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на последнюю отчетную дату;
для организаций, индивидуальных предпринимателей, получивших субсидии из областного бюджета, в размере, установленном Областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2.2.6. Обеспечивает проведение оценки уровня жизни населения, осуществление расчетов прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения и прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии.
2.2.7. Совершенствует нормативную правовую базу по вопросам оплаты труда работников и руководителей государственных учреждений в целях повышения качества государственных услуг (выполнения работ) и соответствия уровня оплаты труда работников качеству и результатам их труда.
2.2.8. Устанавливает предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений Ростовской области и государственных унитарных предприятий Ростовской области, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений и предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) в размере:
в государственных учреждениях - от 1 до 6,
в государственных унитарных предприятиях - от 1 до 8.
2.2.9. Запрашивает территориальные надзорные органы о принятых мерах по фактам нарушения трудового законодательства, в том числе связанных с образованием задолженности по выплате заработной платы, по фактам выплаты неучтенной заработной платы.
2.2.10. Реализует региональные проекты по повышению производительности труда.
2.2.11. Определяет условия и критерии по повышению производительности труда для включения в порядок предоставления мер государственной поддержки.
2.2.12. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, льготным категориям граждан, в том числе гражданам предпенсионного возраста.
2.2.13. Принимает меры по обеспечению населения Ростовской области, в том числе льготных категорий граждан, медицинской помощью и лекарственными средствами в объемах, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на соответствующий финансовый год.
2.2.14. Развивает систему ипотечного кредитования в целях повышения доступности приобретения жилья для населения Ростовской области.
2.2.15. Проводит структурные преобразования и организационные мероприятия в жилищно-коммунальной сфере с учетом соблюдения правовой и социальной защищенности населения Ростовской области.
2.2.16. Осуществляет регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством, предусматривая меры социальной поддержки населения Ростовской области.
2.2.17. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Ростовской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг. Предварительно информирует областную трехстороннюю комиссию об изменении тарифов на пассажирские перевозки.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.2.19. Принимает меры, направленные на развитие системы оказания адресной социальной помощи в виде социального пособия и на основании социального контракта малоимущим гражданам.
2.2.20. Способствует развитию Единой государственной информационной системы социального обеспечения в целях определения факторов и масштабов бедности для совершенствования системы мер социальной поддержки населения.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Рассматривают заявления и обращения работников по вопросам оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
2.3.2. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды.
2.3.3. Рассматривают проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти по вопросам организации оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области.
2.3.4. Участвуют в решении вопросов негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования.
2.3.5. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации заработной платы между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Устанавливают в коллективных договорах, локальных нормативных актах работникам организаций внебюджетного сектора экономики, индивидуальных предпринимателей тарифную ставку первого разряда (минимальный оклад) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже размера, установленного областными, федеральными отраслевыми соглашениями.
2.4.2. При установлении доплаты до минимального размера оплаты труда в состав заработной платы не включают:
доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, определенные как дополнительная работа, не предусмотренная трудовым договором;
выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаемые в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 N 1004 "Об установлении для работников предприятий, учреждений и организаций отдельных районов Ростовской области коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности";
повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
2.4.3. Устанавливают работникам организаций внебюджетного сектора экономики, индивидуальных предпринимателей, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), минимальную заработную плату в размере не ниже 1,2 минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4.4. Обеспечивают ежегодное увеличение реального содержания заработной платы, принимают меры, направленные на опережение темпов роста заработной платы относительно индекса потребительских цен исходя из финансовых возможностей организации.
2.4.5. Определяют в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации размер дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работник не привлекался к работе, в размере 2/3 средней заработной платы (за исключением работников, получающих оклад).
2.4.6. Определяют в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время выше минимальных, установленных Правительством Российской Федерации.
2.4.7. Гарантируют применение систем нормирования труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Допускают пересмотр норм труда в порядке, установленном трудовым законодательством, по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.
2.4.8. Обеспечивают дифференциацию заработной платы работников с учетом уровня квалификации, сложности труда, количества и качества выполняемых работ.
2.4.9. Не допускают использования "серых" схем оплаты труда.
2.4.10. Принимают меры по своевременному и в полном объеме перечислению платежей на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
2.4.11. Индивидуальные предприниматели, физические лица, заключившие трудовой договор с работником, регистрируются в органах налоговой службы в сроки, установленные действующим законодательством, со дня заключения трудового договора с первым из наемных работников для обеспечения прав работающих на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
2.4.12. Принимают меры по недопущению задолженности по выплате заработной платы.
2.4.13. Предусматривают средства исходя из финансовых возможностей организации на:
социальную поддержку работников и членов их семей;
предоставление субсидий и займов на строительство или приобретение жилья.
2.4.14. Создают условия для повышения производительности труда за счет модернизации производства и внедрения новых технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.