Соглашение от 21 декабря 2001 г. между краевыми объединениями работодателей,
краевым Советом профсоюзов и Администрацией Алтайского края на 2002 - 2004 годы
31 декабря 2003 г.
Настоящее Соглашение заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Законов Алтайского края "О социальном партнерстве в Алтайском крае", "Об объединениях работодателей в Алтайском крае", "Об охране труда в Алтайском крае" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и края.
Сторонами соглашения являются краевые объединения работодателей (далее - работодатели), краевой Совет профсоюзов (далее - профсоюзы) и администрация Алтайского края (далее - администрация края).
Стороны признают, что важнейшим условием развития экономики края, повышения производительности труда во всех отраслях и сферах деятельности, улучшения качества продукции и услуг, снижения социальной напряженности является создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений. Исходя из этого, приоритетными задачами в сфере регулирования социально-трудовых отношений стороны считают:
обеспечение трудовых прав и гарантий работающих, предусмотренных законом;
создание условий для повышения уровня жизни населения края, упорядочение оплаты труда работников реального сектора экономики, погашение задолженности по заработной плате и повышение уровня заработной платы;
содействие обеспечению занятости населения;
создание здоровых и безопасных условий труда;
обеспечение организаций края квалифицированными кадрами, привлечение и закрепление на производственных предприятиях молодых рабочих и специалистов;
осуществление мероприятий по социальной защите нуждающихся категорий населения, своевременному предоставлению социальных пособий, льгот и гарантий на основе усиления их адресности;
развитие системы социального партнерства на всех уровнях;
организацию трудового соревнования.
Для достижения поставленных задач стороны в пределах своих полномочий берут на себя следующие обязательства:
1. В сфере экономики
Работодатели:
1.1. Принимают меры по стабилизации экономического положения организаций, разрабатывают и реализуют программы по их развитию и финансовому оздоровлению, обеспечивают загрузку мощностей и увеличение объемов производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
1.2. Осуществляют меры, направленные на совершенствование организации труда и производства, рост производительности труда.
1.3. Информируют трудовые коллективы о текущей финансово-экономической деятельности организаций, ходе реализации планов и программ социально-экономического развития, обеспечивают участие работников в управлении организациями.
Профсоюзы:
1.4. Разрабатывают и представляют работодателям предложения по стабилизации работы организаций, улучшению их финансового состояния и защите социально-экономических прав работников.
1.5. Проводят работу в трудовых коллективах по вовлечению работников в процессы повышения производительности труда и улучшения качества продукции, способствуют укреплению трудовой и технологической дисциплины, развитию трудового соревнования.
Администрация края:
1.6. Реализует План социально-экономического развития Алтайского края на 1997 - 2000 годы и на период до 2005 года.
1.7. При осуществлении экономической политики в агропромышленном комплексе поддерживает все виды собственности и хозяйствования, осуществляет меры, направленные на устранение диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
1.8. Организует и проводит систему мер по регулированию товарного рынка и закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции посредством реализации механизма заказа для региональных нужд, а также договоренностей сторон в режиме социального партнерства.
1.9. Добивается сохранения за счет средств федерального бюджета мер поддержки АПК, осуществляет работу по выплате причитающихся дотаций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям. Организует своевременные расчеты за поставленную продукцию в региональный продовольственный фонд.
1.10. Определяет объемы расходования средств на поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводства.
1.11. Своевременно представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации материалы по возмещению из федерального бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным предприятиями АПК в российских коммерческих банках.
1.12. В целях поддержки личных подсобных хозяйств населения, увеличения объемов производства продовольствия, обеспечения перерабатывающих предприятий края сырьевыми ресурсами и для формирования регионального продовольственного фонда обеспечивает организацию и финансирование из бюджета края закупа сельскохозяйственной продукции у населения.
1.13. Входит в краевой Совет народных депутатов с инициативой о ежегодном увеличении суммы капитальных вложений за счет краевого бюджета, направляемых на компенсацию части банковской ставки предприятиям реального сектора экономики.
1.14. Организует размещение государственного заказа на продукцию предприятий текстильной и легкой промышленности края, необходимую организациям, финансируемым из краевого бюджета.
1.15. В целях обеспечения агропромышленного комплекса края новейшими средствами механизации, создания рабочих мест реализует краевую программу производства тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования на промышленных предприятиях края.
1.16. Оказывает содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса в получении гособоронзаказа (ГОЗ) и погашении задолженности по ГОЗ.
1.17. Принимает меры по проведению реструктуризации и конверсии предприятий оборонного комплекса, использованию их потенциала в интересах края.
1.18. Ежегодно разрабатывает и утверждает краевую инвестиционную программу и осуществляет строительство предусмотренных в ней социально значимых объектов за счет средств краевого бюджета.
1.19. Оказывает строительным организациям помощь путем авансирования важнейших строек и объектов инвестиционной программы 2002 - 2004 гг. (финансируемых из краевого бюджета) и использования на строительстве объектов прежде всего работников строительных организаций своего региона.
1.20. Рассматривает заявки на предоставление налоговых льгот предприятиям реального сектора экономики, согласно краевым Законам "О промышленной политике", "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", "Об участии Алтайского края в реализации государственной программы "Жилище", федеральной целевой программы "Свой дом", а также других жилищных программ.
1.21. Разрабатывает и реализует краевую программу обновления автобусного парка. Принимает меры к недопущению банкротства предприятий пассажирского автомобильного транспорта по причинам задолженности, возникшей вследствие недофинансирования автотранспортных предприятий органами местного самоуправления.
1.22. Продолжает работу по переводу предприятий энергетики края, жилья и других объектов на природный газ в соответствии с постановлением администрации края от 04.11.1997 г. N 647.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 1.23. настоящего соглашения принят в новой редакции
1.23. Администрация края совместно с органами местного самоуправления принимает меры по ликвидации задолженности территориальных бюджетов и бюджетных организаций за потребленные коммунальные услуги.
1.24. Оказывает финансовую помощь отдельным предприятиям, применяющим труд инвалидов (ВОС и ВОГ), для расчетов с энергоснабжающими организациями за электрическую и тепловую энергию.
2. Уровень доходов населения
Работодатели:
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.1. настоящего соглашения принят в новой редакции
2.1. Работодатели обеспечивают в реальном секторе экономики в течение 2004 года переход к выплате наемным работникам квалифицированного труда минимальной заработной платы при полном рабочем дне не ниже 1930 рублей в месяц
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.2. настоящего соглашения принят в новой редакции
2.2. Работодатели устанавливают тарифную ставку 1 разряда не ниже размера, предусмотренного настоящим Соглашением по соответствующей отрасли (приложение).
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.3. настоящего соглашения принят в новой редакции
.3. Работодатели обеспечивают в 2004 году рост в крае заработной платы на 23%, повысив уровень средней заработной платы одного работника до 3904 рублей
2.4. Обеспечивают в структуре заработной платы долю тарифной части оплаты труда (с учетом гарантированных надбавок и доплат) не ниже 60%.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.5. настоящего соглашения принят в новой редакции
2.5 Работодатели ликвидируют долги по заработной плате до 1 июля 2004 года.
2.6. Осуществляют прямое регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров.
2.7. Включают в коллективные договора показатели и нормы на уровне или выше установленных настоящим краевым региональным или краевым отраслевым соглашениями:
- минимальную месячную тарифную ставку;
- тарифные ставки и оклады для оплаты труда работников на основе межразрядных коэффициентов, учитывающих сложность выполняемых работ и квалификацию работников;
- порядок индексации заработной платы;
- графики погашения задолженности по заработной плате прошлых периодов;
- виды работ, по которым предусматривается введение новых и замена действующих норм труда, график проведения этих работ;
- категории персонала, для которых вводятся пониженные нормы и размеры их снижения;
- соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в организации;
- условия дополнительных выплат, надбавок, доплат, премий и других вознаграждений и их размеры;
- ответственность работодателей за нарушение условий коллективного договора по размерам и срокам выплаты заработной платы работникам;
- порядок возмещения работникам потерь из-за несвоевременной выплаты заработной платы.
2.8. При заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров учитывают положения статьи 4 Конвенции N 95 МОТ, в соответствии с которой возможность частичной оплаты причитающейся работнику заработной платы натурой допускается лишь при условии, что такая выплата является подходящей для личного потребления трудящегося и его семьи и представляет собой разумную и справедливую стоимость.
Профсоюзы:
2.9. Добиваются закрепления в коллективных договорах поэтапного приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума, установленного в крае, доведения тарифной части заработка до уровня не ниже 60%.
2.10. Добиваются своевременной выплаты заработной платы работникам организаций реального сектора экономики и бюджетной сферы, осуществляют контроль за выделением и использованием средств на оплату труда, соблюдением законодательства в области оплаты труда.
Администрация края:
2.11. Определяет ежеквартально величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения края. Данные о величине прожиточного минимума за прошедший квартал публикует в газете "Алтайская правда".
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.12. настоящего соглашения принят в новой редакции
2.12. Администрация края обеспечивает регулярную выплату текущей заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из краевого бюджета.
Определяет местным бюджетам субвенцию на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
2.13. Производит повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы в сроки и в размерах, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.14. настоящего соглашения принят в новой редакции
2.14. Администрация края, профсоюзы совместно с администрациями городов и районов в течение года принимают меры по погашению задолженности по денежной компенсации на приобретение методической литературы и периодических изданий педагогическим работникам.
2.15. Определяет ассигнования на установление доплат и надбавок за работу, не входящую в круг основных обязанностей педагогических работников образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, в размере 25% к плановому фонду оплаты труда. Предлагает органам местного самоуправления сохранить данную норму при формировании местных бюджетов.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.16. настоящего соглашения принят в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
2.16. Администрация края при определении стоимости строительства объектов принимает в расчет среднемесячную заработную плату не менее 3500 рублей.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. настоящее соглашение дополнено пунктом 2.16.1
2.16.1. Администрация края предусматривает в 2004 году средства для работников учреждений, финансируемых из краевого бюджета:
- на улучшение условий и охрану труда, учитывая их в текущих расходах на содержание учреждений;
- на повышение квалификации и переподготовку работников учреждений образования и здравоохранения - 1253 тыс. рублей и 5000 тыс. рублей соответственно.
2.17. Регулирует оплату труда руководителей краевых государственных унитарных предприятий путем заключения с ними трудовых договоров (контрактов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.94 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий".
2.18. Осуществляет контроль за своевременностью выплаты заработной платы работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из местных бюджетов. В случае необходимости создает совместно с профсоюзами комиссии для принятия экстренных мер. Контролирует прохождение бюджетных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве и на пассажирском транспорте.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. настоящее соглашение дополнено пунктом 2.18.1
2.18.1. Администрация края добивается через своих представителей в советах директоров акционерных обществ с государственным участием погашения задолженности по заработной плате
Работодатели и администрация края:
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 2.19. настоящего соглашения исключен
2.19. Обеспечивают в течение 2002 года подготовительную работу по введению с 2003 года районного коэффициента к заработной плате в размере 1,2 и 1,25 (для отдельных районов края, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе) в соответствии с постановлениями Правительства РФ.
3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны:
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 3.1. настоящего соглашения изложен в новой редакции
3.1. Стороны реализуют краевой План мероприятий в рамках Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, содействуя созданию в 2004 году 5600 новых рабочих мест.
Работодатели:
3.2. Проводят обновление кадрового потенциала, в т.ч. за счет замещения вакантных должностей молодыми специалистами, окончившими учреждения профессионального образования, развивают программу "Молодежная практика".
3.3. Осуществляют меры, направленные на смягчение последствий при высвобождении работников посредством обучения, оказания предувольнительных консультационных услуг, психологической помощи.
3.4. Обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий, признанных по решению арбитражного суда банкротами, преимущественное право их трудоустройства на не менее чем 70% рабочих мест, вновь создаваемых на базе имущества ликвидируемых предприятий. При этом трудоустраивают в первоочередном порядке высвобождаемых беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей и одиноких отцов, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет.
3.5. Соблюдают установленные квоты для трудоустройства слабозащищенных категорий населения в соответствии с Законом Алтайского края "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы".
3.6. Своевременно предоставляют в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест в соответствии с Законом Алтайского края "О порядке представления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения".
Профсоюзы:
3.7. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в области занятости населения.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. настоящее соглашение дополнено пунктом 3.7.1
3.7.1. Профсоюзы при заключении коллективных договоров, внесении в них изменений и дополнений концентрируют внимание на мероприятиях по созданию и сохранению рабочих мест.
3.8. Добиваются посредством коллективных договоров предоставления дополнительных социальных гарантий для высвобождаемых работников. Оставляют на профсоюзном учете высвобождаемых работников до их трудоустройства с целью использования ими льгот и преимуществ, действующих в организациях.
3.9. Вносят на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
Администрация края:
3.10. Обеспечивает условия для развития занятости в рамках региональной и территориальных целевых программ содействия занятости, повышает инвестиционную активность и привлекает частный капитал для создания новых и сохранения действующих перспективных рабочих мест.
3.11. Развивает систему общественных работ на отраслевом и территориальном уровнях, совершенствует каталог видов общественных работ в отраслевом разрезе с учетом их экономической целесообразности и территориальной специфики.
3.12. Оказывает поддержку территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, прежде всего имеющих моноструктурное производство: разрабатывает специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест, регулированию масштабов и темпов высвобождения, организации опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, с последующим гарантированным трудоустройством.
3.13. Содействует развитию малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, сельской самозанятости посредством профессионального обучения, делового консультирования и оказания финансовой помощи.
3.14. Разрабатывает и реализует программные мероприятия по совершенствованию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, нуждающихся в содействии в трудоустройстве.
3.15. Реализует специальные мероприятия по профилированию безработных граждан с целью адресного содействия занятости социально незащищенных групп населения: инвалидов, подростков и молодежи без практического опыта работы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, и других. Повышает эффективность предоставляемых им услуг.
3.16. Развивает сеть организаций, содействующих трудоустройству молодежи (молодежные центры, службы трудоустройства при учреждениях профессионального образования и т.д.), обеспечивает условия для применения форм занятости молодежи через программу "Молодежная практика", студенческие отряды и т.д. Ежегодно разрабатывает программу летней трудовой занятости подростков, обеспечивает частичное финансирование данных мероприятий.
3.17. Улучшает информационное обеспечение политики занятости населения посредством совершенствования анализа и прогноза рынка труда и состояния занятости, их мониторинга, формирования единой автоматизированной системы вакансий в целом по краю и в разрезе территорий, расширения информированности граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы.
3.18. Обеспечивает частичное финансирование основных направлений политики занятости из краевого и местных бюджетов.
3.19. Удерживает уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению в пределах 2,0 - 3,0%.
4. Улучшение условий и охраны труда работников на производстве
Работодатели:
На основе федерального и краевого законов об охране труда:
4.1. С участием профсоюзов проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
4.2. Определяют коллективным договором (соглашением):
- объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), в организациях, осуществляющих эксплуатационную деятельность, - в размере 1,4% от суммы эксплуатационных расходов, в учреждениях бюджетных отраслей - в соответствии с краевыми отраслевыми (тарифными) соглашениями;
- необходимые условия для работы и дополнительные социальные гарантии деятельности уполномоченных профессиональных союзов по охране труда, включая обеспечение нормативными и справочными материалами по охране труда, обучение и предоставление необходимого времени в течение рабочего дня с сохранением среднего заработка за счет работодателя;
- условия создания, деятельности и срок полномочий комитетов (комиссий) по охране труда.
4.3. В случае гибели работника на производстве, по вине работодателя, выплачивают семье погибшего дополнительное, сверх установленных государством норм, единовременное пособие в сумме 20 минимальных размеров оплаты труда.
4.4. Во взаимодействии с представителями профсоюзов или иных уполномоченных работниками органов ведут систематический (двух-, трехступенчатый) контроль за соблюдением норм и правил охраны труда.
Профсоюзы:
4.5. Продолжают формирование института уполномоченных профессиональных союзов по охране труда и обеспечивают их эффективное функционирование.
4.6. Осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда и при необходимости проводят независимую экспертизу условий труда.
4.7. Участвуют в реализации краевой и территориальных программ улучшения условий и охраны труда.
Администрация края:
4.8. Обеспечивает эффективное функционирование системы государственного управления охраной труда в крае.
4.9. Принимает меры по реализации Программы улучшения условий и охраны труда в крае на 2001 - 2003 годы.
4.10. Обеспечивает:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда;
- контроль за состоянием и государственную экспертизу условий труда;
- подготовку специалистов по охране труда высшей квалификации, обучение и аттестацию руководителей и специалистов организаций по охране труда;
- издание и распространение нормативной и методической литературы по охране труда.
4.11. Ведет мониторинг условий и охраны труда, информирует по этим вопросам органы местного самоуправления, работодателей, профсоюзы и общественность.
5. Развитие профессионального уровня работников
Работодатели:
5.1. Обеспечивают систематическое, качественное проведение аттестации руководителей и специалистов, тарификации рабочих.
5.2. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по развитию персонала, размер средств, направляемых на их реализацию, но не менее 2% от фонда оплаты труда. Осуществляют программы развития персонала организаций.
5.3. Формируют резерв на замещение управленческих должностей организаций.
5.4. Участвуют в формировании государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов.
5.5. Проводят работу по закреплению на производстве молодых рабочих и специалистов, используя институт шефства-наставничества. В этих целях:
- за молодыми рабочими, специалистами закрепляют наставников из числа опытных квалифицированных работников;
- проводят торжественные ритуалы (посвящение в рабочие, вручение именного инструмента и т.п.), организуют конкурсы профессионального мастерства. Устанавливают в коллективных договорах условия, сроки и средства на проведение этих мероприятий;
- определяют конкретные формы морального и материального стимулирования наставников.
5.6. Включают в коллективные договоры условия, повышающие социальную защищенность молодых специалистов и квалифицированных рабочих (единовременные выплаты, материальная помощь, приобретение жилья на льготных условиях, предоставление ссуд на строительство жилья, обзаведение хозяйством и др.).
5.7. Организуют проведение практики студентов и учащихся профильных вузов, техникумов, колледжей без взимания платы с учреждения профессионального образования.
5.8. Содействуют развитию материально-технической базы профильных учреждений профессионального образования, в случае необходимости вносят предложения по корректировке учебных программ.
Профсоюзы:
5.9. Добиваются разработки в организациях Программ развития профессионализма работников как приложения к коллективному договору, осуществляют общественный контроль за реализацией Программ; предлагают меры по защите интересов молодых специалистов и квалифицированных рабочих, работников, совмещающих работу с обучением, для включения в коллективные договоры организаций, отраслевые соглашения; содействуют развитию системы наставничества на производстве.
Администрация края:
5.10. Организует постоянно действующий мониторинг потребности бюджетных организаций и производственных предприятий в квалифицированных рабочих и специалистах.
5.11. Осуществляет прогноз и формирует краевой заказ на подготовку кадров. Информирует по данному вопросу органы местного самоуправления, работодателей, профсоюзы и общественность.
5.12. Содействует развитию профессиональной школы, сохранению числа учебных мест в вузах, техникумах, колледжах, профессиональных училищах, финансируемых из федерального и краевого бюджетов.
5.13. Организует ежегодный целевой набор студентов из числа выпускников сельских школ в вузы, расположенные на территории края, в пределах 15% от плана бюджетного набора, в целях обеспечения организаций сельских районов и малых городов края кадрами специалистов высшей квалификации. Совместно с органами местного самоуправления решает вопросы трудоустройства молодых специалистов, прошедших обучение в рамках целевого набора.
5.14. Обеспечивает реализацию государственной программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации на территории края.
5.15. Осуществляет частичное финансирование программы подготовки антикризисных управляющих за счет средств краевого бюджета.
5.16. Организует краткосрочное повышение квалификации руководителей крупных организаций, начальников служб управления персоналом и отделов технического обучения.
5.17. Издает один раз в два года справочно-информационное пособие "Куда пойти учиться?"
5.18. Содействует развитию шефства-наставничества над молодыми рабочими и специалистами. В этих целях:
- оказывает органам местного самоуправления и организациям методическую помощь по вопросам развития наставничества над молодыми рабочими и специалистами;
- обобщает передовой опыт работы шефов-наставников и в целях его распространения совместно с работодателями издает информационные листовки, буклеты, проводит семинары, "круглые столы";
- совместно с работодателями и профсоюзами проводит отраслевые конкурсы профессионального мастерства.
5.19. Организует трудовое воспитание и профориентацию школьников, работу школьных учебно-курсовых комбинатов, ученических производственных бригад и звеньев, школьных лесничеств.
6. Создание необходимых социальных условий для жизни населения края
Работодатели:
6.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы и гарантии работникам, особо выделяя категории, нуждающиеся в социальной поддержке: многодетные семьи, одинокие матери, беременные женщины, неработающие пенсионеры, инвалиды.
6.2. Выделяют средства для обеспечения работников и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление в размере до 1,5% от фонда оплаты труда.
6.3. Принимают участие в проведении детской оздоровительной кампании, финансируют не менее 40% затрат на эти цели.
6.4. Проводят работу по передаче объектов жилищного фонда в муниципальную собственность в установленном законодательством порядке.
6.5. Полностью и своевременно уплачивают единый социальный налог.
Профсоюзы:
6.6. Не допускают при заключении коллективных договоров снижения уровня социальных льгот и гарантий, зафиксированных в территориальных и отраслевых соглашениях.
6.7. Осуществляют контроль за использованием и справедливым распределением средств, предназначенных на социальное страхование, в т.ч. на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
6.8. Совместно с Отделением Пенсионного фонда РФ - Единой пенсионной службой по Алтайскому краю продолжают организационно-разъяснительную работу в профсоюзных организациях по вопросам ведения индивидуального (персонифицированного) учета в целях государственного пенсионного страхования.
6.9. Совместно с работодателями, заинтересованными ведомствами и общественными организациями принимают участие в подготовке и проведении летних оздоровительных кампаний, в том числе по вопросам финансирования, инвентаризации материальной базы лагерей, обучения и подготовки кадров для детских учреждений отдыха и оздоровления.
Администрация края:
6.10. Совместно с администрациями городов и районов края принимает меры по оказанию адресной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, одиноким и престарелым, инвалидам, другим слабозащищенным группам населения, упорядочивает систему социальной помощи в виде денежных выплат, субсидий и льгот.
6.11. Продолжает реализацию краевой целевой программы: "Семья. Женщины. Дети". Разрабатывает и вносит на утверждение сессии краевого Совета народных депутатов краевые целевые программы: "Социальная поддержка инвалидов в Алтайском крае на 2002 - 2003 годы", "Старшее поколение на 2002 - 2003 годы".
6.12. Добивается в Министерстве труда и социального развития РФ выделения федеральных средств на капитальное строительство по целевым программам: "Дети - инвалиды", "Старшее поколение", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей". Добивается выделения оборудования и транспорта для социальных учреждений по целевым федеральным программам: "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2002 - 2003 годы", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
6.13. Обеспечивает текущую выплату детских пособий в полном объеме, принимает меры по погашению задолженности, возникшей в прошлые годы.
6.14. Участвует в реализации федеральной целевой программы "Жилище".
6.15. Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства считает:
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда;
- совершенствование системы предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;
- обеспечение контроля за проведением энергоресурсосберегающих мероприятий с целью снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- содействие собственникам жилых помещений в создании товариществ собственников жилья.
6.16. Предоставляет компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг в порядке, установленном законодательством.
6.17. При установлении нормативов формирования бюджетов муниципальных образований предусматривает расходы на предоставление коммунальных льгот определенным категориям специалистов, работающим в сельской местности.
6.18. Рассматривает и принимает меры по фактам злоупотребления организациями своим доминирующим положением в области ценообразования.
6.19. Обеспечивает контроль за соблюдением организациями края государственной дисциплины цен (тарифов) на регулируемые товары, услуги и социально значимую продукцию.
6.20. Обеспечивает контроль за ценами на платные услуги, предоставляемые учреждениями образования физическим и юридическим лицам.
6.21. Устанавливает сезонные скидки от действующих тарифов на садово-огороднический период по месячным абонементным билетам на проезд пассажиров в пригородном пассажирском железнодорожном транспорте.
6.22. Организует льготное кредитование строительства жилья для работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 6.23. настоящего соглашения изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
6.23. Администрация края совместно с администрациями городов и районов обеспечивает функционирование системы детского оздоровления и отдыха. Для финансирования летнего отдыха детей работников бюджетной сферы в краевом бюджете на 2004 год предусматривается 28 млн. рублей.
6.24. Добивается включения социально значимых объектов образования, здравоохранения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства края в Федеральную адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
6.25. Поддерживает стратегию органов местного самоуправления в части формирования государственного и муниципального заказов на бытовые и коммунальные услуги для учреждений и организаций культуры, здравоохранения, образования и социальной сферы (детские дома, дома для престарелых и инвалидов, ветеранов и т.д.).
6.26. Обеспечивает в соответствии с актами приема-передачи целевое финансирование жилищного фонда, переданного в муниципальную собственность.
6.27. Разрабатывает и утверждает Территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью.
6.28. В целях сохранения здоровья общества организует проведение необходимой работы по профилактике туберкулеза, СПИДа, онкологических и психических заболеваний, наркомании.
6.29. Обеспечивает финансирование, содержание и развитие материально -технической базы физической культуры, спорта, отнесенной к краевой собственности, а также инвестирование развития физической культуры и спорта, строительства и реконструкции спортивных сооружений и объектов краевого значения.
6.30. Принимает меры по недопущению сокращения программ физического воспитания молодежи и населения, развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва.
6.31. Совместно с администрациями городов и районов края принимает меры по недопущению разгосударствления и приватизации, изъятия материально-технической базы организаций сферы образования, здравоохранения и культуры.
7. Обеспечение трудовых прав граждан
Стороны:
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 7.1. настоящего соглашения принят в новой редакции
7.1. Стороны ведут разъяснительную работу по применению норм Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатели:
7.2. По требованиям профсоюзов принимают оперативные меры по устранению нарушений законодательства о труде.
7.3. В целях обеспечения социально-правовых интересов работников предприятий, признанных по решению арбитражного суда банкротами, передают документы по личному составу на хранение учредителю (учредителям) ликвидируемого юридического лица, либо иному лицу, к которому перешло право собственности на имущество ликвидированного юридического лица в соответствии с договором.
Профсоюзы:
7.4. Рассматривают заявления и обращения членов профсоюза, трудовых коллективов по вопросам нарушений законодательства о труде, направляют работодателям требования об их устранении. Вносят предложения в компетентные государственные органы о привлечении к административной ответственности представителей работодателей, не обеспечивающих соблюдение трудовых прав работников, уклоняющихся от заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений.
7.5. Руководствуясь правом законодательной инициативы в краевом Совете народных депутатов, участвуют в рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Используют все имеющиеся законные права для блокирования принятых законов, ущемляющих интересы работников.
7.6. В случае необходимости организуют и проводят в трудовых коллективах, районах, городах края собрания профсоюзного актива и профсоюзные собрания по вопросам реализации требований трудящихся, высказанных в период проведения акций протеста профсоюзов, дальнейших действиях профсоюзов по защите законных прав и социальных интересов трудящихся с приглашением на данные мероприятия работодателей и представителей органов власти.
7.7. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам охраны труда, гражданского, трудового, жилищного законодательства, а также по проблемам занятости, социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров, имущественных прав профсоюзов.
7.8. Взаимодействуют с государственными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования, осуществляя правовые возможности контроля за рациональным использованием средств этих фондов в интересах работников.
Администрация края:
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 7.9. настоящего соглашения принят в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
7.9. Администрация края обеспечивает контроль за соблюдением норм трудового законодательства, в том числе в части своевременной оплаты труда в организациях всех форм собственности.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. настоящее Соглашение дополнено пунктом 7.10.
7.10. Профсоюзы и работодатели обеспечивают выполнение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, уплату страховых взносов в ПФР своевременно и в полном объеме, формирование и предоставление в органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета о стаже, заработке и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в целях накопления полной и достоверной информации на индивидуальных лицевых счетах работников (застрахованных лиц) для дальнейшего использования этих сведений при назначения трудовых пенсий.
8. Развитие системы социального партнерства
8.1. При проведении политики в социально-трудовой сфере края стороны руководствуются принципами социального партнерства, при этом признают необходимым:
- информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам;
- извещать друг друга о проведении заседаний своих руководящих органов по рассмотрению вопросов, связанных с выполнением Соглашения, и обеспечивать возможность присутствия на этих заседаниях представителей сторон;
- соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзных органов в организациях независимо от форм собственности;
- обеспечивать бесплатно взимание членских взносов по личным письменным заявлениям членов профсоюза путем удержания их из заработной платы и перечисления на счета профсоюзов одновременно с получением средств на заработную плату.
Стороны:
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 8.2. настоящего соглашения принят в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
8.2. Стороны принимают меры по реализации Программы развития системы социального партнерства в Алтайском крае на 2003 - 2004 годы.
8.3. Способствуют функционированию территориальных и отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе комиссий на уровне сельсоветов.
8.4. Инициируют заключение краевых отраслевых соглашений в строительстве, агропромышленном комплексе и других отраслях внебюджетного сектора экономики и бюджетной сферы. Оказывают методическое содействие заключению городских и районных (территориальных и отраслевых) соглашений и соглашений на уровне сельсоветов.
8.5. Организуют заключение коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности независимо от численности работников, а также между индивидуальными предпринимателями и наемными работниками, состоящими с ними в трудовых отношениях, обеспечивают уведомительную регистрацию коллективных договоров в органах по труду по месту нахождения работодателя и контроль за их выполнением с подведением итогов на общих собраниях (конференциях) работников организаций не реже двух раз в год.
Соглашением от 31 декабря 2003 г. пункт 8.6. настоящего соглашения принят в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
8.6. Стороны оказывают методическую помощь организациям по созданию комиссий по трудовым спорам и комитетов (комиссий) по охране труда.
8.7. Продолжают создание единых городских и районных объединений работодателей и территориальных советов председателей профсоюзных организаций.
8.8. Осуществляют обучение представителей работодателей, профактива, органов местного самоуправления основам регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства.
8.9. Содействуют предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии с действующим законодательством.
9. Заключительные положения
9.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2002 года и действует в течение трех лет.
9.2. Соглашение является основой для заключения территориальных и отраслевых соглашений и коллективных договоров и не ограничивает права сторон в расширении социальных льгот и гарантий при наличии собственных средств для их обеспечения.
9.3. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников организаций края, изъявивших свое согласие на присоединение к Соглашению. Неприсоединение к Соглашению не является препятствием для его выполнения.
9.4. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
9.5. Внесение изменений и дополнений в Соглашение осуществляется по предложениям сторон на основании решения краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
9.6. Стороны по итогам года готовят письменную информацию о выполнении Соглашения в части принятых на себя обязательств и представляют ее сторонам Соглашения в месячный срок, следующий за отчетным периодом.
Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
9.7. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
9.8. Стороны несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, нарушение и невыполнение обязательств, входящих в данное Соглашение, в соответствии с действующим законодательством.
9.9. В двухнедельный срок после подписания Соглашения его текст без сокращения подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда".
От администрации края:
Глава администрации
Алтайского края |
А.А.Суриков |
От профсоюзов:
Председатель Алтайского краевого
Совета профсоюзов |
В.Д.Аргучинский |
От работодателей:
Председатель исполнительного
комитета Союза промышленников Алтайского края |
Е.К.Ганеман |
Председатель Алтайагропромсоюза |
С.Н.Серов |
Председатель правления Алтайского
Союза предпринимателей |
В.С.Кондратюк |
Исполнительный директор ассоциации
"Автоперевозчики Алтая" |
В.Е.Фарашян |
Заместитель председателя
Совета директоров предприятий
жилищно-коммунального хозяйства
Алтайского края |
В.И.Брайко |
Председатель правления Союза
строителей Алтайского края |
В.П.Хорошилов |
Президент Союза
зернопереработчиков Алтая |
В.А.Фоминых |
Президент Алтайской
торгово-промышленной палаты |
Н.Л.Евтушенко |
Председатель Совета ректоров
вузов Алтайского края |
В.М.Брюханов |
Председатель Союза крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных
формирований Алтайского края |
Н.П.Ульянов |
Председатель Совета директоров
средних специальных учебных
заведений Алтайского края |
Н.И.Шипулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение от 21 декабря 2001 г. между краевыми объединениями работодателей, краевым Советом профсоюзов и Администрацией Алтайского края на 2002 - 2004 годы
Настоящее соглашение зарегистрировано в комитете Администрации Алтайского края по труду 21 декабря 2001 года, регистрационный номер 056
Текст соглашения опубликован в газете "Алтайская правда" от 27 декабря 2001 г. N 335
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Соглашение от 31 декабря 2003 г. "Об изменениях и дополнениях в Соглашение между краевыми объединениями работодателей, краевым советом профсоюзов и Администрацией Алтайского края на 2002-2004 годы"