Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Алтайского края от 6 мая 2006 г. N 39-ЗС в приложение 2 к настоящему Закону внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Приложение 2
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевых
целевых программ
в области здравоохранения"
Краевая целевая программа
"Важнейшие направления развития
специализированной и квалифицированной медицинской помощи
на 2002 - 2006 годы"
6 мая 2006 г.
Паспорт
краевой целевой программы
"Важнейшие направления развития специализированной и
квалифицированной медицинской помощи на 2002 - 2006 годы"
Наименование Программы - краевая целевая программа "Важнейшие
направления развития специализированной и
квалифицированной медицинской помощи на
2002 - 2006 годы"
Основание для разработки - постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 25 ноября 1998 года N 1391"О
федеральной целевой программе "Медицина
высоких технологий"
Государственный заказчик
Программы - администрация Алтайского края
Разработчики и исполнители - краевой Совет народных депутатов
Программы - администрация Алтайского края
Перечень подпрограмм - Профилактика и лечение артериальной
гипертонии
- Кардиохирургия
- Пульмонология (Бронхиальная астма,
хроническая обструктивная болезнь легких,
дыхательная недостаточность)
- Кровь
- Гемодиализ и трансплантация почки
- Высокотехнологичные операции в травматологии,
ортопедии и эндопротезировании
- Совершенствование системы оказания
стационарной помощи в лечебно-профилактических
учреждениях
Цели и задачи Программы - Развитие высокоспециализированных видов
медицинской помощи, в том числе и
трансплантологии, способствующих снижению
преждевременной смертности населения края,
улучшению качества жизни
- Повышение продолжительности и улучшение
качества жизни больных, страдающих наиболее
распространенными заболеваниями
(сердечно-сосудистые заболевания, заболевания
органов дыхания, заболевания позвоночника и
опорно-двигательного аппарата)
- обеспечение разработки и внедрения в
медицинскую практику современных достижений в
области медицины высоких технологий
- внедрение в практику специализированных
центров высокотехнологичных методов лечения с
использованием последних достижений
медицинской науки и техники
- увеличение объема и эффективности методов
оперативного и неоперативного лечения больных
с использованием искусственных систем
жизнеобеспечения, экстракорпоральных,
эндоскопических и малоинвазивных методов
лечения
Сроки и этапы реализации 2002 - 2006 годы
Программы I этап - 2002 - 2003 годы
- дооснащение специализированных центров
оборудованием, реализация цели и задач
II этап - 2004 - 2006 годы
- реализация основных мероприятий по развитию
и внедрению специализированных медицинских
технологий в практическое здравоохранение
- программные мероприятия включают в себя
следующие направления: материально-техническое
обеспечение деятельности медицины высоких
технологий; подготовка кадров для обеспечения
деятельности медицины высоких технологий
внедрение новых высоких медицинских технологий
в практическое здравоохранение
Источники финансирования - федеральный бюджет
Программы - краевой бюджет
- территориальный Фонд обязательного
медицинского страхования
Ожидаемые конечные - внедрение высоких медицинских технологий в
результаты реализации практическое здравоохранение
Программы - улучшение качества жизни и увеличение ее
продолжительности у жителей Алтайского края
Система организации контроля - краевой Совет народных депутатов,
за исполнением Программы администрация края осуществляют контроль за
реализацией Программы в соответствии с
существующим порядком.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Краевая целевая программа "Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи на 2002 - 2006 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации:
- от 15.01.98 года N 53 "О разработке федеральной целевой программы "Медицина высоких технологий";
- от 25.11.98 года N 1391 "О федеральной целевой программе "Медицина высоких технологий";
- от 17.07.01 года N 540 "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".
Общеизвестно, что здоровье населения является зримым показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.
Наибольшие потери наше общество несет в результате распространения болезней сердечно - сосудистой системы, новообразований, травматизма и отравлений, детской патологии, болезней дыхательной системы, инфекционных заболеваний. Распространенность сердечно - сосудистых заболеваний за последние 4 года увеличилась на 13 процентов (из расчета на 100 тыс. населения всех возрастов). Выросло число больных с врожденными аномалиями сердца и сосудов, особенно среди детей и подростков.
Сложившаяся в Алтайском крае, как и в Российской Федерации, эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно - сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения и приводит к значительному экономическому ущербу. Болезни системы кровообращения лидируют в структуре причин общей смертности населения края, составляя 48%. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней (основных осложнений артериальной гипертонии) приходится 71,4%.
Несмотря на проводимые мероприятия по повышению качества оказания медицинской помощи больным кардиологического профиля, растет смертность от сердечно - сосудистых заболеваний - 562,0 на 100000 населения в 1998 году, 679,7 - 1999 год, 697,3 - в 2000 году. В структуре смертности трудоспособного населения болезни системы кровообращения занимают второе место (162,4 на 100000 населения или 26,4 % от всех причин). Сердечно - сосудистые заболевания являются основной причиной первичного выхода на инвалидность (42,7 % от всех причин), причем в 2000 году в сравнении с 1999 годом отмечается рост этого показателя на 26,5 %.
Мировой опыт показывает, что снижение смертности от сердечно - сосудистых заболеваний возможно и происходит не столько за счет улучшения качества лечения, сколько за счет уменьшения возникновения новых случаев заболевания в результате активизации профилактических мероприятий по снижению частоты возникновения артериальной гипертонии и других факторов риска развития болезней системы кровообращения.
Сердечно - сосудистой хирургии отводится важная роль в борьбе с болезнями сердца и сосудов. Однако количество операций при патологии сердца и сосудов в общем объеме хирургической помощи в крае составляет около 1 процента.
Потери от травматизма и ортопедических заболеваний еще более значительны. В общей структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности травматизм и заболевания опорно - двигательного аппарата занимают соответственно второе - третье места.
В настоящее время развитие медицины высоких технологий тесно связано с деятельностью краевых специализированных научно - практических центров, которыми помимо сердечно - сосудистой хирургии, трансплантологии, травматологии, ортопедии и нейрохирургии разрабатываются и внедряются новые методы диагностики и лечения в других областях медицины.
Кровь и ее препараты являются жизненно важным стратегическим материалом. Для обеспечения хирургических операций, родовспоможения и неотложной лечебной помощи необходимо заготовить крови 3-я станциями не менее 30 тонн крови в год (6]5000 кроводач). Для этого в условиях дефицита бюджетного финансирования медицинских расходов на производство препаратов крови необходим соответствующий государственный заказ, согласованный с органами управления здравоохранения края и городов. Вместе с тем программа "Кровь" не может подменять бюджетное финансирование, а рассчитана на развитие службы крови.
В условиях крайне неблагополучной эпидситуации в крае по ВИЧ - инфекции (в г. Бийске обнаружены инфицированные кадровые доноры), для сохранения вирусной безопасности донорской крови необходимо введение жесткой системы ее карантинизации и дополнительной лабораторной проверки. Трехмесячный карантин гемопрепаратов в ультраморозильниках позволяет сохранить лечебные свойства красной крови и плазмы до повторного исследования доноров, когда в случае заражения уже можно выявить антитела к ВИЧ и отбраковать кровь. Гемотрансфузии некарантинизированной крови требуют применения особой технологии раннего выявления вирусов (ПЦР - реакция). Для введения системы дополнительной вирус - безопасности крови необходимо дальнейшее увеличение производственной мощности "Банка крови" на краевой станции переливания крови, открытие соответствующих "Банков" на Бийской и Рубцовской станциях переливания крови, дополнительное оснащение лабораторий и выдерживание графика поквартальных заборов донорской крови в районах края.
Бронхиальная астма является одним из распространенных заболеваний в мире и представляет серьезную медицинскую, социальную и экономическую проблему для общества. Эпидемиологические исследования, проведенные в различных странах за последние годы, свидетельствуют, что астма достигла уровня 5% среди взрослого населения и 10% среди детей. Эти данные свидетельствуют об общей тенденции неблагополучной эпидемиологической динамики астмы.
В Алтайском крае зарегистрировано 10925 больных среди взрослого населения и 2403 - среди детей. Опыт работы краевого пульмонологического центра позволяет сделать вывод о существующей гиподиагностике астмы. Легкие формы астмы часто не диагностируются врачами общей практики а ряд манифестных форм ошибочно относятся в рубрику "Хронический бронхит". Распространенность астмы среди взрослого населения Алтайского края возросла с 0,44% в 1994 году до 0,54% в 1996 году, что в 10 раз меньше данных международной статистики, а выявляемость соответственно с 0,04% до 0,05%. Ежегодно число больных возрастает примерно на 1000 человек.
Несмотря на наличие на фармацевтическом рынке края новых генераций антиастматических и антиаллергических препаратов, наблюдается увеличение числа больных с тяжелым течением болезни. Для большинства больных современные высокоэффективные препараты недоступны из-за их высокой цены. В то же время, больные тяжелой и среднетяжелой астмой нуждаются в проведении длительной, а порой пожизненной противовоспалительной терапии. Неадекватное лечение приводит к увеличению инвалидности и смертности. Неконтролируемая астма нередко требует госпитализации в стационар на длительные сроки (ежегодно около 50% больных), что связано со значительными финансовыми затратами на лечение.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Конечными целями Программы является:
- развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи, направленной на улучшение основных показателей здоровья населения, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями;
- обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач:
- разработка и внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий;
- внедрение в повседневную практику лечебно - профилактических учреждений региона высокотехнологичных методов диагностики и лечения;
- увеличение объема и повышение эффективности применения методов оперативного и неоперативного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов лечения.
При этом осуществляются:
- разработка и внедрение высоких медицинских технологий в практическое здравоохранение;
- создание и сохранение материальной, научной, лечебно - профилактической базы вновь создаваемых и функционирующих учреждений и организаций;
- подготовка высококвалифицированных кадров по основным клиническим специальностям, предусмотренным Программой;
- внедрение современных нормативов и стандартов специализированной медицинской помощи;
- обеспечение потребности населения в специализированной медицинской помощи;
Реализация Программы будет осуществляться в 2002 - 2006 годах в два этапа.
На первом этапе - 2002 - 2003 годы предусматривается развитие и укрепление материально - технической базы специализированных научно - практических центров здравоохранения, подготовка медицинского и технического персонала, участвующего в реализации Программы.
На втором этапе - 2004 - 2006 годы продолжается реализация мероприятий по внедрению высоких медицинских технологий в лечебно - профилактических учреждениях, дооснащение современным медицинским оборудованием, в том числе телекоммуникационными системами.
3. Программные мероприятия
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций развития здравоохранения, требований нормативных документов, реальной экономической ситуации в стране и состояния здоровья населения.
Программа предполагает поэтапное решение проблемы внедрения высоких медицинских технологий в лечебно - профилактических учреждениях края, при этом имеется в виду создание организационной структуры, совершенствование материально - технической базы, научное и кадровое обеспечение.
В целях обеспечения комплексного подхода к решению целей и задач, определенных Программой, а также для концентрации ресурсов здравоохранения на приоритетных направлениях развития здравоохранения в Программу включены следующие подпрограммы:
- Профилактика и лечение артериальной гипертонии;
- Кардиохирургия;
- Пульмонология (Бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, дыхательная недостаточность);
- Кровь;
- Гемодиализ и трансплантация почки;
- Высокотехнологичные операции в травматологии, ортопедии и эндопротезировании;
- Совершенствование системы оказания стационарной помощи в лечебно - профилактических учреждениях;
Характеристика подпрограмм
3.1 "Профилактика и лечение артериальной гипертонии"
Целью подпрограммы является: снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений через комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонией и реабилитацию больных с ее осложнениями. Для ее реализации предусматривается:
- расширение деятельности по первичной профилактике артериальной гипертонией и формированию здорового образа жизни у населения;
- повышение выявляемости артериальной гипертонии и факторов риска развития сердечно - сосудистых осложнений;
- создание системы краевого регистра артериальной гипертонией и мозгового инсульта и обеспечение его работы;
- совершенствование системы диспансеризации больных артериальной гипертонией;
- повышение эффективности лечения больных, имеющих артериальную гипертонию, и ее осложнения;
- повышение оснащенности лечебно - профилактических учреждений края современным медицинским и диагностическим оборудованием.
3.2 "Кардиохирургия"
Целью подпрограммы является обеспечение выполнения государственного заказа на кардиохирургические операции. Для ее реализации планируется выполнение следующего объема кардиохирургических операций:
- на работающем сердце - 100 операций;
- на "сухом" сердце - 200 операций;
- ангиопластик и стентирований - 200 операций;
- ангиографий - 400 операций.
3.3 "Пульмонология (Бронхиальная астма, хронический
обструктивная болезнь легких. Дыхательная недостаточность)"
Целью подпрограммы является улучшение качества медицинской помощи больным бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких, острой и хронической дыхательной недостаточностью на основе раннего выявления, обучения, адекватного лечения, наблюдения, обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и оборудованием. Для ее реализации предусматривается:
- внедрение в практику здравоохранения современных технологий диагностики, контроля и лечения названной категории больных;
- обучение и просвещение врачей, медицинских сестер и пациентов новым технологиям в пульмонологии;
- развитие и совершенствование амбулаторной помощи больным названной категории;
- развитие и совершенствование госпитальной помощи названной категории больных;
- развитие и совершенствование скорой медицинской помощи больным названной категории;
- развитие и совершенствование домашней помощи (стационар на дому) для названной категории больных.
3.4 "Кровь"
Целью подпрограммы является обеспечение заготовки необходимого объема вирус - безопасной крови и гемопрепаратов для трансфузионной поддержки неотложной помощи хирургических операций и родовспоможения в ЛПУ края. Для ее реализации предусматривается обеспечение вирус - безопасности крови через:
- расширение мощности краевого "Банка крови" и соответствующих "банков" в городах Бийске, Рубцовске для карантинизации гемопрепаратов и создания аварийного запаса редких групп крови;
- дополнительное оснащение лабораторий станций переливания крови оборудованием для раннего выявления ВИЧ - инфекции, гепатитов В и С;
- развитие аутодонорства в крае.
3.5 "Гемодиализ и трансплантация почки"
Целью подпрограммы является обеспечение проведения 24 тысяч гемодиализов и 20 трансплантаций почки в год. Для ее реализации предусматривается:
1. Приобретение расходных диализных материалов;
2. Приобретение разовых фистульных игл;
3. Закупка диализных реактивов;
4. Сервисное обслуживание диализного оборудования;
5. Закупка реактивов и препаратов для обеспечения технологии трансплантации почек;
6. Закупка солей для гемодиализа.
3.6. "Высокотехнологичные операции в травматологии, ортопедии и эндопротезировании"
Целью подпрограммы является внедрение в крае высокотехнологичных операций в травматологии, ортопедии и эндопротезировании, решение социальных проблем, улучшение качества жизни населения края, снижение инвалидизации и временной нетрудоспособности населения края при травмах, последствиях травм и ортопедических заболеваниях путем внедрения и дальнейшего совершенствования операций в Алтайском крае на основе приобретения высокотехнологичного оборудования, инструментария, металлоконструкций для остеосинтеза, эндопротезирования, микрохирургических вмешательств и обучения специалистов.
Для ее реализации предусматривается:
- развить в крае направление деятельности по эндопротезированию суставов;
- внедрить в крае проведение операций на позвоночнике с применением новых технологий;
- обеспечить проведение высокотехнологичных операций, в том числе операций по реплантации конечностей.
3.7 "Совершенствование системы оказания стационарной
помощи в лечебно - профилактических учреждениях"
Целью подпрограммы является повышение эффективности оказания стационарной медицинской помощи, обеспечивающее рациональное использование имеющихся ресурсов государственной, муниципальной и ведомственной сети здравоохранения края. Для ее реализации предусматривается:
- перераспределение ресурсов стационарной помощи в пользу высокоинтенсивных медицинских технологий;
- повышение эффективности стационарной медицинской помощи путем внедрения и развития четырехуровневой системы оказания помощи (создание стационаров: интенсивного лечения, долечивания, реабилитации, для хронических больных);
- внедрение в практическую деятельность ЛПУ высокотехнологичных методов оказания стационарной помощи;
- коррекция коечного фонда ЛПУ края путем закрытия или перепрофилирования неэффективно действующих стационаров с учетом доступности медицинской помощи населению края.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов и средств внебюджетных источников.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта краевого бюджета на соответствующий год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета согласовываются государственным заказчиком Программы с Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежат ежегодному уточнению.
5. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы - Администрация Алтайского края в лице комитета по здравоохранению заключают договоры на закупку и поставку продукции для краевых государственных нужд на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных нужд".
В ходе реализации Программы администрация Алтайского края совместно с краевым Советом народных депутатов обеспечивают координацию деятельности основных исполнителей, осуществляют контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств.
Государственный заказчики Программы:
- ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей;
- ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из краевого бюджета для финансирования программных мероприятий и в установленном порядке представляет их в краевой комитет по финансам, налоговой и кредитной политике.
6. Организация управления Программой, контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке.
Исполнители программных мероприятий два раза в год отчитываются на заседаниях комитета по социальной политике Краевого Совета народных депутатов по рациональному планированию и расходованию средств, выделяемых на целевые подпрограммы, о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств в соответствии с программно - целевыми показателями, утвержденными краевым комитетом по здравоохранению.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Ожидается, что современная диагностика, профилактика и лечение основных хирургических и нехирургических болезней, указанных в Программе, сократят потери от временной утраты трудоспособности, снизят показатели по первичной инвалидности и смертности населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения, в том числе:
- увеличить продолжительность жизни больных, страдающих особо сложными и сочетанными заболеваниями, за счет радикального расширения и применения медицины высоких технологий в крае;
- улучшить основные показатели здоровья населения жителей края;
- снизить количество случаев инвалидности, полученной в результате осложнений сердечно - сосудистых заболеваний, сочетанных поражений различных органов, политравмы;
- ликвидировать острую нехватку высококвалифицированных специалистов международного уровня, одновременно устранив потерю специалистов, невостребованных вследствие крайне низкой эффективности работы ряда специализированных учреждений здравоохранения края;
- определить потребность в производстве оборудования, инструментов, необходимых для современного обеспечения лечебного процесса;
- довести объем кардиохирургической и нейрохирургической помощи, а также оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях опорно - двигательного аппарата до уровня российских, а затем и современных европейских стандартов.
Экономическая эффективность программы заключается в оптимизации расходов бюджета края на профилактику, диагностику, лечение заболеваний, требующих применения дорогостоящих медицинских технологий (в федеральных центрах, за пределами края), реабилитацию больных, а также на выплату единовременных пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, компенсации по социальным льготам (в том числе по оплате лекарственных средств).
<< Приложение Приложение |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Закон Алтайского края от 12 февраля 2002 г. N 8-ЗС "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.