Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к
администрации г. Барнаула
от 14 ноября 2001 г. N 2869
Концепция
снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
в городе Барнауле до 2005 года
1. Паспорт
концепции снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
в городе Барнауле до 2005 года
1.1. Наименование концепции
Концепция снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Барнауле до 2005 года (далее Концепция).
1.2. Основание для разработки
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.99 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
1.3. Заказчик
Администрация города Барнаула.
1.4. Основной разработчик Концепции
Управление по делам ГОЧС города Барнаула.
1.5. Цель Концепции
Целью Концепции являются снижение рисков и смягчение последствий аварий и стихийных бедствий в городе Барнауле для повышения уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного к техногенного характера.
1.6. Основные задачи Концепции
создание и развитие научно - методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование нормативно - правовой и методической базы для обеспечения контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
совершенствование материально - технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
разработав и внедрение передовых технологий инженерно - технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС).
1.7. Сроки и этапы реализации Концепции
Концепция выполняется в 2002 - 2005 годах. Выполнение Концепции разделено на два связанных между собой этапа: результат работы на первом этапе Концепции (2002 год) становится основой для реализации второго этапа (2003 - 2005 годы).
1.8. Перечень основных мероприятий Концепции
разработка нормативно - правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС;
разработка и реализация систем мер по выявлению опасности и комплексному анализу рисков возникновения ЧС;
разработка и реализация систем мер по мониторингу и прогнозированию риска ЧС;
развитие системы информационного обеспечения управления риском ЧС, систем связи и обеспечения при ЧС;
разработка и реализация систем мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС и защите населения и территории;
разработка и реализация систем мер по подготовке населения и специалистов РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
совершенствование системы страховой защиты населения и территорий города от ЧС.
1.9. Основные исполнители Концепции
Управление по делам ГОЧС города, управление администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, комитет по образованию города.
1.10. Объемы и источники финансирования Концепции
Общий объем финансирования Концепции составляет 14956,0 тыс. руб. Источником финансирования Концепции является городской бюджет.
1.11. Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции
преодоление неблагоприятных тенденций роста в городе количества чрезвычайных ситуаций;
снижение на 30 - 40 % рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера;
сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, уменьшение потерь населения при чрезвычайных ситуациях.
1.12. Контроль за исполнением Концепции
Контроль за исполнением Концепции возлагается на управление по делам ГОЧС города.
Ежеквартальные доклады о ходе выполнения Концепции и об использовании средств городского бюджета представляются исполнителями Концепции в управление по делам ГОЧС города.
2. Обоснование проблемы снижения рисков
и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в городе Барнауле и система
основных мероприятий Концепции
2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения Концепция снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в г. Барнауле до 2005 года разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.09.99 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". Как показывает анализ, чрезвычайные ситуации (далее ЧС) оказывают большое влияние на социально - экономическое развитие города.
Динамика чрезвычайных ситуаций на территории г. Барнаула в 1996 - 2000 гг.
N пп | Содержание | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
1 2 3 4 5 6 7 |
Всего ЧС: в т.ч. Техногенных ЧС Природных ЧС Биосоциальных ЧС Погибло человек Пострадало человек Материальный ущерб |
4 1 3 - - 28 4,5 млрд. (неденом) руб. |
9 3 6 - - 3 10,25 млрд. (неденом) руб. |
12 5 6 1 - 188 7,973 млн.руб. |
17 7 9 1 7 300 6,52 млн.руб. |
11 7 3 1 3 162 5,43 млн.руб. |
Общий итог за 1996 - 2000 гг.: всего произошло ЧС -53, в которых погибло 10 человек, пострадало - 681 человек.
Общий материальный ущерб составил:
за 1996 - 1997 гг. - 14 млрд. 75 млн. (неденоминированных) рублей
за 1998 - 2000 гг. - 19 млн. 923 тыс. рублей.
Всего для ликвидации ЧС в г. Барнауле за 1996 - 2000 гг. привлекалось около 4000 человек, 600 ед. техники.
Анализ данных показывает, что на территории города за последние годы произошел рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера в основном возникают из-за деятельности и по вине человека. Однако не последнюю роль в увеличении их числа играет износ технологического и промышленного оборудования.
Чрезвычайные ситуации природного характера происходят за счет следующих опасных явлений природы: подтоплений в весенне - летний период, оползневых процессов, сильного ветра, дождя, града, которые связаны с сезонными природно - климатическими условиями.
В чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера наметилась устойчивая тенденция по заболеваемости остро - желудочной кишечной инфекцией, что обусловлено несоблюдением санитарных норм и правил.
В настоящее время техногенные и природные ЧС являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения города. Ежегодно в городе происходит около 1500 пожаров и 500 дорожно-транспортных происшествий, на объектах жизнеобеспечения города возникает более 1500 аварийных ситуаций. На территории города высока вероятность схода оползней, ежегодно происходит подтопление низменных участков города, прежде всего п. Затон и п. Ильича.
Тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций и масштабов их последствий заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения. Несмотря на сложности социально - экономического развития, в последнее время в городе уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территории от ЧС. Завершен первый этап создания городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городское звено ТП РСЧС). На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Однако современное состояние городского звена ТП РСЧС и уровень ее развития таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей второго этапа развития городского звена ТП РСЧС является заблаговременное осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде.
Основной целью на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска.
Проблема носит межведомственный характер и требует комплексного подхода на городском уровне, повышения ответственности органов исполнительной власти, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организацию ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций.
Достижение главной цели Концепции позволит осуществлять на территории города постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовать систему мер по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2. Сроки и основные этапы выполнения Концепции
Концепция рассчитана на 5 лет и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (до конца 2002 г.) предусматривается определить пути и меры преодоления неблагоприятной тенденции роста в городе количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка нормативно - методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации основных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе (2003 - 2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Концепции. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Концепции, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
2.3. Система основных мероприятий и ресурсное обеспечение Концепции
В рамках Концепции предполагается осуществлять комплекс взаимосвязанных и скоординированных во времени мероприятий.
Финансирование мероприятий Концепции осуществляется за счет средств городского бюджета. Конкретные мероприятия Концепции, исполнители и объем финансирования представлены в Перечне основных мероприятий Концепции, финансируемых из средств городского бюджета (приложение).
2.4. Механизм реализации Концепции
Заказчиком Концепции является администрация г. Барнаула.
Координатор Концепции - управление по делам ГОЧС г. Барнаула - организует работу исполнителей.
Заказы на выполнение основных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях - поставщиках посредством заключения муниципальных заказов.
2.5. Оценка социально - экономических последствий реализации Концепции
Расчетный срок окупаемости затрат на основные мероприятия составляет 3,5 - 4 года.
Реализация основных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций по сравнению с величиной предотвращенного ущерба, уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях - полностью избежать их, а также снизить на 30-40 % риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
Секретарь администрации |
Л.Л.Тимченко |
Секретарь администрации |
Л.Л.Тимченко |
Начальник управления администрации города
по финансам, налоговой и кредитной политике |
А.А.Калинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.