Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Коми
от 27 ноября 2019 г. N 569
(приложение)
Региональная программа
Республики Коми "Старшее поколение (2020 - 2024 годы)"
Паспорт
региональной программы Республики Коми "Старшее поколение (2020 - 2024 годы)"
Наименование Программы |
региональная программа Республики Коми "Старшее поколение (2020 - 2024 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
План мероприятий по реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" (Протокол совещания от 24.12.2018 N 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам); Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Республики Коми; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми; Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми; Министерство экономики Республики Коми Министерство национальной политики Республики Коми Министерство физической культуры и спорта Республики Коми |
Участники Программы |
Коми республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Вуктыл" (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Ухта" (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Инта" (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Сосногорск" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Прилузский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Койгородский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Сысольский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Печора" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Ижемский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Троицко-Печорский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Удорский" (по согласованию) (далее - органы местного самоуправления) |
Цель Программы |
улучшение положения и качества жизни граждан старшего поколения, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия граждан старшего поколения в жизни общества, обеспечение их социальной защищенности |
Задачи Программы |
1) организационно-правовое, информационное и кадровое обеспечение социальной защищенности граждан старшего поколения; 2) совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения; 3) организация досуга граждан старшего поколения, активизация их участия в жизни общества и обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам; 4) развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг, финансовое обеспечение граждан старшего поколения и стимулирование их занятости |
Сроки реализации Программы |
2020 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в рамках Государственной программы Республики Коми "Социальная защита населения" составляет 365773,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 125136,7 тыс. рублей; 2021 год - 129008,5 тыс. рублей; 2022 год - 111628,7 тыс. рублей; 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
1) доля действующих попечительских советов в государственных организациях социального обслуживания Республики Коми от численности государственных организаций социального обслуживания Республики Коми; 2) охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию; 3) доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, состоящих под диспансерным наблюдением; 4) охват граждан старше трудоспособного возраста из групп риска вакцинацией против пневмококковой инфекции; 5) доля граждан старшего поколения, занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности данной категории населения; 6) доля муниципальных образований, реализующих мероприятия в рамках "Клубов активного долголетия"; 7) доля муниципальных образований, в которых реализуются курсы компьютерной грамотности для граждан пожилого возраста; 8) доля действующих при государственных учреждениях - центрах по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения мобильных бригад для социального и социально-медицинского обслуживания граждан старшего поколения к общему числу государственных учреждений - центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения; 9) доля граждан старшего поколения, обеспеченных социальным обслуживанием на дому, к общему числу обратившихся за таким обслуживанием; 10) уровень удовлетворенности получателей социальных услуг качеством социального обслуживания от общей численности получателей социальных услуг; 11) доля граждан, получивших социальные услуги в стационарных организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в стационарные организации социального обслуживания |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) увеличение количества граждан старшего поколения, охваченных профилактическими осмотрами; 2) увеличение охвата диспансерным наблюдением лиц старшего поколения, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями; 3) увеличение охвата граждан старшего поколения вакцинацией против пневмококковой инфекции; 4) увеличение доли граждан старшего поколения, занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности данной категории населения; 5) обеспечение охвата всех муниципальных образований деятельностью "Клубов активного долголетия"; 6) обеспечение охвата всех муниципальных образований деятельностью по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста; 7) увеличение уровня удовлетворенности получателей социальных услуг качеством социального обслуживания |
Управление Программой |
координацию деятельности участников Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми |
I. Общая
характеристика сферы реализации Программы в Республике Коми
Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе, что предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения, в том числе и граждан старшего поколения.
В целях реализации государственной политики распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, разработанная в рамках Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии системы социальной защиты граждан старшего поколения" от 5 августа 2014 г. Пр-2159.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
В Республике Коми сформирована многоуровневая система социальной защиты граждан старшего поколения, финансируемая из средств федерального, республиканского бюджета, а также бюджетов муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
Современная демографическая ситуация в Республике Коми характеризуется динамичным увеличением доли граждан старшего поколения в общей численности населения республики. По данным статистики, численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в республике, по состоянию на 1 января 2018 года составила 182,2 тыс. человек, что составляет 21,6% от общего числа жителей республики. По прогнозным расчетам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми доля граждан старшего поколения в общей численности населения будет возрастать. При этом, соответственно, будет увеличиваться потребность граждан старшего поколения в социальном обслуживании, постоянном уходе, поддержании их социального, психологического и физического благополучия.
Учитывая современные тенденции необходимости вовлечения общества в разрешение социальных проблем, требуется развивать направления благотворительной деятельности: привлечение населения, индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций городов республики для участия в благотворительных акциях, приуроченных к социально значимым датам для оказания адресной помощи пожилым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Данная ситуация в обществе предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях, межведомственного взаимодействия, мероприятий, направленных на защиту прав и интересов граждан старшего поколения, охрану и укрепление здоровья, организацию обучения, предоставление гражданам старшего поколения широкого спектра социальных услуг и социальной помощи, способствующих их нормальной жизнедеятельности, развитие системы социального обслуживания и ухода.
Удовлетворенность получателей социальных услуг социальными услугами с 2017 года стабильно сохраняет высокие показатели. Так, в 2017 и 2018 гг. 99% получателей социальных услуг были удовлетворены качеством их оказания.
С учетом демографической ситуации в республике на 1 января 2019 года функционирует 49 государственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам старшего поколения.
Существующая сеть организаций социального обслуживания удовлетворяет потребность граждан старшего поколения и инвалидов в социальном обслуживании, что подтверждается отсутствием очередности во всех формах социального обслуживания (на дому, полустационарной и стационарной формах). В рамках реализации "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, составила 100% (2017 г. - 100%, 2018 г. - 100%).
С 2017 года в республике социальное обслуживание предоставляется помимо государственных организаций и негосударственным сектором. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности составил: 2017 г. - 15%, 2018 г. - 15%. Негосударственными организациями постоянно расширяется перечень оказываемых услуг, повышается их качество путем привлечения внебюджетных средств (грантов) на реализацию социально значимых проектов. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности, растет и составляет: в 2017 г. - 19,5%, в 2018 г. - 20,7%.
В целях приближенности социального обслуживания к месту постоянного проживания граждан во всех организациях социального обслуживания реализуются стационарозамещающие технологии. Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий, составило: в 2017 г. - 1850 чел., в 2018 г. - 2600 чел.
Альтернативной формой стационарному социальному обслуживанию в республике остается уход и помощь нетрудоспособным гражданам, организованные в рамках Закона Республики Коми от 6 июля 2009 г. N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам старшего поколения и инвалидам на территории Республики Коми" (далее - Закон). Данный Закон направлен на повышение качества жизни граждан старшего поколения и инвалидов, укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества, а также снижения очередности для устройства в дома-интернаты в Республике Коми.
По состоянию на 1 января 2019 года в рамках реализации вышеуказанного Закона уход и помощь получали 228 нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, при этом 223 гражданина, осуществляющие данный уход, получали ежемесячное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Мониторинг реализации Закона показал востребованность данного вида помощи пожилым гражданам, а также эффективность реализуемых мероприятий. Ежегодно более 300 нетрудоспособных граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, получали уход и помощь в рамках Закона: 2017 г. - 330 чел., 2018 г. - 303 чел.
В целях повышения доступности социальных услуг для жителей сельской местности в регионе организована деятельность мобильных бригад социального обслуживания. Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, составил: 2017 г. - 30,8%, 2018 г. - 22,7%.
В целях продления активного долголетия граждан в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в 2019 году за счет средств федерального бюджета приобретено 8 единиц автотранспортных средств для осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации. Межведомственным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Министерства здравоохранения Республики Коми от 30 сентября 2019 г. N 1444/9/422 утвержден Порядок доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, подлежащих доставке в медицинские организации, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний. Реализация приказа начнется в I квартале 2020 года.
Активное включение пожилых людей в жизнь социума является приоритетной задачей государства. На территории Республики Коми в рамках "Школ безопасности" организована и регулярно проводится работа факультета финансовой грамотности, которая позволяет гражданам старшего поколения получать дополнительные знания в области управления личными финансами.
Одной из самых распространенных форм организации досуговой деятельности граждан старшего поколения является работа клубных объединений, которые в большей части организуются на базе культурно-досуговых учреждений культуры в регионе, а также широко практикуются библиотечными и музейными учреждениями. Работа данных объединений способствует поддержанию жизнеспособности и активности граждан старшего поколения. Формы проведенных мероприятий самые разнообразные: вечера отдыха, встречи с творческими людьми, экскурсии, конкурсно-развлекательные программы и другие. Организациями социального обслуживания данное направление реализуется в рамках "Университетов третьего возраста".
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации в 2011 году проведена работа по формированию и утверждению программ, направленных на улучшение качества жизни граждан старшего поколения.
В рамках данного поручения в Республике Коми реализованы: программа "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)", программа Республики Коми "Старшее поколение (2014 - 2016 годы)", программа Республики Коми "Старшее поколение (2016 - 2018 годы)". Результатом реализации программ "Старшее поколение" стало создание клубов "Активное долголетие" на всей территории Республики Коми. Работа клубов "Активное долголетие" ведется с 2018 года. Инициатором данного направления выступил Республиканский совет ветеранов, координатором данной деятельности является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Клубы "Активное долголетие" осуществляют работу по таким направлениям как обучение основам компьютерной грамотности, школы безопасности, школы по уходу на дому, "серебряное волонтерство", досуг и организация деятельности клубов по интересам. В работе по этим направлениям помимо организаций социального обслуживания участвуют учреждения и организации культуры, здравоохранения, образования, спорта, администрации городов и районов, советы ветеранов. Курируют "Активное долголетие" созданные при органах местного самоуправления межведомственные координационные советы по вопросам "старшего поколения".
Целью настоящей Программы является улучшение положения и качества жизни граждан старшего поколения, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия граждан старшего поколения в жизни общества.
В каждом муниципальном образовании в государственных учреждениях - центрах по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения созданы и успешно работают "мобильные бригады по оказанию социальной помощи пожилым людям, проживающим в труднодоступной местности", "школы по уходу за гражданами старшего поколения", "школы безопасности". Реализация данной Программы позволит продолжить реализацию вышеуказанных мероприятий во всех муниципальных образованиях, расширить круг участников мероприятий.
В рамках Программы планируется совершенствование различных форм социального обслуживания. Распоряжением Правительства Республики Коми от 12 августа 2019 г. N 289-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими на территории Республики Коми, на 2020 - 2021 годы, реализации которого начнется в 2020 году. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") направлена на развитие и поддержание функциональных способностей граждан и предусматривает сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.
Увеличение численности граждан пожилого возраста объективно приводит к повышению числа лиц, нуждающихся в медицинской помощи.
Медицинскую помощь гражданам старше 60 лет оказывает 71 медицинская организация Республики Коми. В амбулаторной сети функционируют 392 терапевтических участка (346 терапевтических и 46 участков врачей общей практики), 192 терапевтических кабинета. В сельских районах функционируют 295 фельдшерско-акушерских пунктов. Стационарную помощь пациенты старшего возраста получают на 634 койках терапевтического профиля, 312 койках кардиологического профиля, на 50 койках геронтологического профиля.
Учитывая актуальность проблемы заболеваемости пневмонией и смертности от нее, для лиц пожилого возраста с хроническими заболеваниями за счет наличия у них дополнительных фоновых факторов риска, повышающих восприимчивость к инфекции и ухудшающих прогноз, важнейшим элементом профилактических мероприятий является вакцинация против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.
В проект по укреплению здоровья, увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни заложены наиболее эффективные популяционные методы профилактики, которые необходимы для сохранения здоровья людей старшего поколения. К таким методам относится привлечение целевой категории граждан к участию в диспансеризации, профилактических и диспансерных медицинских осмотрах, школах здоровья, иммунопрофилактике инфекционных заболеваний.
В республике сформирована организационная структура службы, соответствующая Порядку оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. N 187н. Паллиативная помощь взрослому населению в Республике Коми оказывается в соответствии с программой Республики Коми "Развитие системы оказания паллиативной помощи на 2019 - 2024 годы", утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 28 августа 2019 г. N 325-р, и представлена: тремя отделениями паллиативной помощи (суммарно на 43 койки) в городах Сыктывкар, Воркута и Печора и 134 койками в структуре многопрофильных стационаров, всего - 177 паллиативных коек; 208 койками сестринского ухода в составе 9 отделений сестринского ухода для взрослого населения, 22 кабинетами паллиативной помощи в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; 9 патронажными службами; 10 выездными патронажными бригадами в городских поликлиниках. Обеспеченность паллиативными койками для взрослых увеличилась с 0,58 на 10 тыс. взрослого населения в 2014 г. до 2,1 - в 2018 г. В республике по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи подготовлено 102 врача.
Проект "Старшее поколение" носит межведомственный характер и направлен на создание к концу 2024 года условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.
II. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является улучшение положения и качества жизни граждан старшего поколения, повышение степени их социальной защищенности, активизация участия граждан старшего поколения в жизни общества, обеспечение их социальной защищенности.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) организационно-правовое, информационное и кадровое обеспечение социальной защищенности граждан старшего поколения;
2) совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения;
3) организация досуга граждан старшего поколения, активизация их участия в жизни общества и обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам;
4) развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг, финансовое обеспечение граждан старшего поколения и стимулирование их занятости.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2020 года по 2024 год включительно.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в рамках Государственной программы Республики Коми "Социальная защита населения" составляет 365773,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 125136,7 тыс. рублей;
2021 год - 129008,5 тыс. рублей;
2022 год - 111628,7 тыс. рублей;
2023 год - 0 тыс. рублей;
2024 год - 0 тыс. рублей.
V. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их исполнения, объема финансирования, ожидаемых результатов и ответственных исполнителей представлен в приложении 1 к Программе.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
1) увеличение количества граждан старшего поколения, охваченных профилактическими осмотрами;
2) увеличение охвата диспансерным наблюдением лиц старшего поколения, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями;
3) увеличение охвата граждан старшего поколения вакцинацией против пневмококковой инфекции;
4) увеличение доли граждан старшего поколения, занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности данной категории населения;
5) обеспечение охвата всех муниципальных образований деятельностью "Клубов активного долголетия";
6) обеспечение охвата всех муниципальных образований деятельностью по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста;
7) увеличение уровня удовлетворенности получателей социальных услуг качеством социального обслуживания.
Целевые показатели (индикаторы) Программы представлены в приложении 2 к Программе.
VII. Система управления и контроля
1. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми является ответственным исполнителем Программы (далее - Ответственный исполнитель Программы).
Соисполнителями Программы являются Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерство экономики Республики Коми, Министерство физической культуры и спорта Республики Коми, Министерство национальной политики Республики Коми (далее - Соисполнители Программы).
Участниками Программы являются органы местного самоуправления в Республике Коми (по согласованию); Коми республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию).
2. Соисполнители Программы:
1) осуществляют необходимую работу по выполнению мероприятий Программы;
2) представляют Ответственному исполнителю Программы информацию о выполнении мероприятий Программы ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом;
3) при возникновении необходимости в корректировке мероприятий Программы представляют Ответственному исполнителю предложения о внесении изменений в Программу с указанием положений, требующих изменений, в форме проектов постановлений с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений.
3. Ответственный исполнитель Программы:
1) осуществляет координацию работы по реализации Программы;
2) ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, представляет Правительству Республики Коми отчет о ходе реализации Программы;
3) на основе представленных Соисполнителями Программы предложений о внесении изменений в Программу готовит в установленном порядке проект постановления Правительства Республики Коми о внесении изменений в Программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.