Решение Барнаульской городской Думы от 6 июня 2002 г. N 243
"Об утверждении городской целевой межведомственной Программы
"Пожилой человек" на 2002 - 2006 гг."
Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой составной частью социальной политики государства и включает в себя совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно - пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
В городе Барнауле в последние годы сложился регрессивный тип возрастной структуры населения с непрерывным увеличением числа пожилых людей. На 01.01.2002 г. в городе проживало 168 554 пенсионера, среди них лиц старше 80 лет - 9912 человек, одиноких - 5613 человек, одиноко проживающих - 13683 человека, одиноких супружеских пар - 9454.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. Население старших возрастных групп страдает множественными тяжелыми и хроническими заболеваниями, протекающими на фоне снижения компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых людей (60 - 74 года) в два раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) в 6 раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Потребность в амбулаторно - поликлинической помощи в 2 - 4 раза превышает сложившуюся, а необходимость в госпитализации - в 1,5 - 3 раза. Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, тем не менее, их потребность в получении квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарных этапах удовлетворяется не в полной мере.
Результаты медико - социологических исследований среди лиц старших возрастов указывают на то, что большинство респондентов (84,6%) предпочли бы получать медико - социальную помощь на дому.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
В связи с этим особую актуальность приобретают поиск, развитие и совершенствование новых форм организации оказания комплексной медико - социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, дальнейшая координация систем здравоохранения, социальной защиты и других служб города в решении данной проблемы.
Предложенная Программа призвана скоординировать и консолидировать деятельность органов местного самоуправления, учреждений социальной защиты и здравоохранения, общественных организаций и объединений, направленную на реализацию социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
На основании вышеизложенного городская Дума решила:
1. Городскую целевую межведомственную Программу "Пожилой человек" на 2002 - 2006 гг. утвердить (приложение).
2. Комитетам, отделам, управлениям городской администрации, городским службам, районным, поселковым и сельским администрациям обеспечить выполнение и реализацию мероприятий городской целевой межведомственной Программы "Пожилой человек" на 2002 - 2006 годы в установленные сроки.
3. Управлению администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике (Бебекин А.И.) обеспечить выделение финансовых ресурсов в объемах, предусмотренных бюджетом города.
4. Рекомендовать заместителю главы администрации города Черепанову Н.П. совместно с комитетами и отделами администрации города взять под контроль ход выполнения данной Программы. Информировать о ходе ее выполнения комитет по социальной политике городской Думы ежегодно до 10 декабря.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Пресс - службе администрации города (Нестеров И.Л.) опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по социальной политике (Брюханов В.М.)
Глава городского самоуправления |
В.Н Баварин |
Приложение
к решению
городской Думы
от 6 июня 2002 г. N 243
Городская целевая межведомственная Программа
"Пожилой человек" на 2002 - 2006 годы
Паспорт Программы
1. Наименование Программы
Городская целевая межведомственная Программа "Пожилой человек" 2002 - 2006 годы (далее Программа)
2. Цель Программы
улучшение качества жизни пожилых людей в г. Барнауле через обеспечение доступности медицинской и медико - социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста и профилактика преждевременного старения
3. Задачи Программы:
- межведомственная координация по направлениям медико - социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста;
- повышение доступности и качества оказания медицинской и медико - социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста;
- совершенствование системы ухода на дому за пожилыми людьми;
- внедрение стационарозамещающих технологий: создание медико - социальных отделений при амбулаторно - поликлинических учреждениях, дневных гериатрических стационаров, стационаров на дому;
- организация работы геронтологических школ по профилактике и реабилитации хронических заболеваний;
- разработка программ по оказанию консультативной, лечебно - диагностической и реабилитационной помощи населению старших возрастных групп, а также обучающих программ для населения по оказанию медико - социальной помощи;
- совместная работа с общественными организациями, религиозными конфессиями в деле помощи пожилым людям;
- утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям, как уважаемым и активным членам общества, повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.
4.Сроки реализации Программы:
2002 - 2006 годы
5. Исполнители Программы:
администрации города и районов, комитет по социальной защите населения администрации города, комитеты по социальной защите населения районных администраций, комитет по делам здравоохранения администрации города, краевой гериатрический центр, краевой центр медицинской профилактики. Центры социального обслуживания семьи и детей, Центры социальной помощи, Центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, комитет по торговле и бытовому обслуживанию администрации города, управление администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, комитет муниципального жилищного хозяйства администрации города, комитет по строительству и учету жилья администрации города, комитет по управлению имуществом администрации города, отдел культуры администрации города, комитет по физической культуре и спорту администрации города, пресс - служба администрации города, Координационный совет предпринимателей при главе администрации города, администрации транспортных предприятий города, Барнаульская ГТС, Барнаульский ЭТУС, ОАО "Алтайгриф", ЗАО "Алтел", Дочернее ФГУП "Барнаульский Центр технической инвентаризации и учета объектов недвижимости", УМП по благоустройству города, МП наружного освещения "Горсвет", администрации кинотеатров, библиотека - филиал N 7 ЦБС.
6. Источники финансирования:
- городской бюджет;
- внебюджетные средства;
- за счет финансирования отраслей;
- привлеченные средства.
Объем финансирования мероприятий Программы на планируемый период составит 1 млрд. 200 млн. руб. Мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета города, подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета города на соответствующий год.
7. Ожидаемые результаты:
реализация Программы обеспечит:
- повышение уровня и качества жизни пожилых людей;
- улучшение демографической ситуации за счет снижения смертности;
- увеличение средней продолжительности жизни;
- снижение прогрессирования хронических заболеваний и преждевременного старения населения.
8. Система организации контроля за исполнением Программы:
- контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города и комитет по социальной политике городской Думы;
- исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение, рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств;
- ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются не реже одного раза в год на заседании коллегии городской администрации и городской Думы.
Нормативно - правовое обеспечение целевой межведомственной Программы
"Пожилой человек" на 2002 - 2006 годы
1. Федеральная целевая программа "Старшее поколение", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.97 г. N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы"
2. Закон Алтайского края от 12.02.2002 г. N 8-ЗС "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения. Краевая целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае на 2002 - 2006 годы". Подпрограмма "Пожилой человек"
3. Закон РФ от 02.08.95 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
4. Закон РФ от 10.12.95 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
5. Закон РФ от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
6. Закон РФ от 11.08.95 г. "О благотворительной деятельности, и благотворительных организациях"
7. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 02.07.85 г. N 875
8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 01.02.91 г. N 19
9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16.02.95 г. N 33
10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.07.99 г. N 297
11. Приказ комитета по здравоохранению администрации Алтайского края от 18.10.99 г. N 285
12. Решение коллегии комитета по здравоохранению администрации Алтайского края от 27.04.2000 г. N 3
13. Решение Барнаульской городской Думы от 16.06.99 г. N 401 "Об утверждении городской комплексной Программы "Здоровье Барнаула"
14. Постановление администрации города от 08.02.2002 г. N 224 "О мерах по социальной поддержке населения г. Барнаула на 2002 год"
15. Постановление администрации города от 19.03.2002 г. N 445 "Об изменении тарифов на услуги городского и пригородного пассажирского транспорта"
Обоснование принятия Программы
Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно - пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
В городе Барнауле в последние годы сложился регрессивный тип возрастной структуры населения с непрерывным увеличением числа пожилых людей. На 01.01.2002 г. в городе проживало 168554 пенсионера, среди них лиц старше 80 лет - 9912 человек, одиноких - 5613 человек, одиноко проживающих- 13683 человека, одиноких супружеских пар - 9454.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. Население старших возрастных групп страдает множественными, тяжелыми, хроническими заболеваниями, протекающими на фоне снижения компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых людей (60 - 74 года) в два раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) в 6 раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Потребность в амбулаторно - поликлинической помощи у пожилых людей в 2 - 4 раза превышает сложившуюся, а необходимость в госпитализации - в 1,5 - 3 раза. Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, тем не менее, их потребность в получении квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарных этапах удовлетворяется не в полной мере.
Результаты медико - социологических исследований среди лиц старших возрастов указывают на то, что большинство респондентов (84,6%) предпочли бы получать медико - социальную помощь на дому.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
В связи с этим особую актуальность приобретают поиск, развитие и совершенствование новых форм организации оказания комплексной медико - социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, дальнейшая координация систем здравоохранения, социальной защиты и других служб города в решении данной проблемы.
Раздел I. Организационно - методические мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 |
Осуществлять контроль за исполнением федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления в части предоставления льгот и медико-социального обслуживания ветеранов войны и труда Провести социологическое исследование и обследование условий проживания пожилых людей с целью: - оценки качества жизни; - определения нуждаемости в оказании медикосоциальной помощи; - выявления целевых групп социального риска; - пополнения банка данных Оказывать всемерную поддержку и помощь ветеранским общественным организациям города, органам территориального общественного самоуправления населения Привлекать к совместной работе и сотрудничеству некоммерческие общественные организации, поддерживать волонтерское движение с целью оказания помощи пожилым людям Привлекать к совместной работе и сотрудничеству в области геронтологии православную церковь и другие религиозные конфессии Продолжить работу в области привлечения дополнительных спонсорских средств по укреплению связей с предпринимателями, предприятиями и организациями различных форм собственности с целью привлечения спонсорских средств и более эффективного оказания социальной помощи пожилым людям Открыть в отдаленных микрорайонах города: - филиалы центров социального обслуживания; - социальные столовые; - пункты горячего питания; - геронтологические отделения Сохранить существующие и развивать новые формы шефской работы с привлечением к ней предприятий всех форм собственности над стационарными учреждениями проживания и лечения пожилых людей: - госпиталь ветеранов войны; - Барнаульский дом-интерн. для инвалидов Великой Отечественной войны и членов их семей; - Центральный дом-интернат для инвалидов и пенсионеров; - отделение сестринского ухода и социальной помощи Муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ) "Горбольница N 2"; - Гериатрическое отделение МУЗ "Горбольница N 9" Осуществлять через средства массовой информации просветительскую деятельность, пропагандирующую здоровый образ жизни, профилактику заболеваний среди населения города Разработать методические рекомендации по уходу за тяжелобольными пожилыми людьми, нуждающимися в постороннем уходе, и организовать обучающие занятия с населением через: - средства массовой информации; - групповые занятия; - индивидуальные занятия Организовать и провести семинарские занятия по теме "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи" для социальных работников, обслуживающих лиц пожилого и старческого возраста на дому, с целью повышения квалификации Ежегодно проводить месячник оказания социальной помощи людям пожилого и старческого возраста, посвященный Международному Дню пожилого человека (по отдельному плану) |
Администрация города, районные администрации, комитеты по социальной защите населения, комитет по делам здравоохранения Краевой гериатрический центр, комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи, кафедра социальной работы АГУ Администрация города, районные администрации, комитеты по социальной защите населения Комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи Комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи Администрации районов, комитеты по социальной защите населения, Координационный совет предпринимателей при главе администрации города Комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи Городская и районные администрации, комитеты по социальной защите населения, комитет по торговле и бытовому обслуживанию, Координационный совет предпринимателей при главе администрации города Пресс - служба администрации города, комитет по делам здраво - охранения, коми- тет по социальной защите населения Краевой гериатрический центр, Центр медицинской профилактики, комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи, пресс-служба администрации города Краевой гериатрический центр, Центр медицинской профилактики Городская и районные администрации, комитеты по социальной защите населения центры социального обслуживания и социальной помощи |
Постоянно 2002 г. Весь период Весь период Весь период Постоянно Весь период Весь период Весь период Весь период 2002 г., в дальнейшем - по мере необходимо- сти Ежегодно в октябре |
За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль, привлеченные средства - - - За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль, привлеченные средства За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль, привлеченные средства |
Раздел II. Медико - социальные мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
Произвести реструктуризацию терапевтического отделения МУЗ "Горбольница N 9" и открыть на его базе специализированное гериатрическое отделение для лиц пожилого и старческого возраста Осуществлять контроль за работой и внедрять современные формы и методы ухода за больными в отделении сестринского ухода и социальной помощи МУЗ "Горбольница N 2" Изучить потребность в госпитализации по социальным показаниям лиц пожилого и старческого возраста, имеющих финансовую возможность лечения на хозрасчетной основе, и развернуть необходимое количество хозрасчетных коек в стационарах города для обслуживания данной целевой группы Шире использовать возможности дневных стационаров амбулаторно - поликлинического звена лечебно-профилактических учреждений города для лечения лиц пожилого и старческого возраста Обеспечить оказание гериатрической помощи лицам пожилого и старческого возраста в центральных районных поликлиниках: - прием врача - гериатра; - работа стационара на дому, как основной формы работы медико - социальных отделений поликлиник Совершенствовать и развивать систему медико - социальной реабилитации пожилых людей при центрах социального обслуживания и социальной помощи: - прием врача - гериатра; - консультации "узких" специалистов; - работа школы "Здоровье"; - работа групп дневного пребывания; - работа групп ЛФК; - психологические тренинги; - услуги массажиста и т.д. |
Комитет по делам здравоохранения, краевой гериатрический центр, комитет по социальной защите населения Комитет по делам здравоохранения, администрация МУЗ "Горбольница N 2" Комитет по делам здравоохранения, комитеты по социальной защите населения Комитет по делам здравоохранения, комитеты по социальной защите населения Комитет по делам здравоохранения, комитеты по социальной защите населения Краевой гериатрический центр, комитет по делам здравоохранения, центры социального обслуживания и социальной помощи |
2002- 2003 гг. Весь период 2002- 2003 гг. Весь период Весь период Весь период |
За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль |
Раздел III. Социально - экономические мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 |
Совершенствовать и развивать систему оказания адресной социальной помощи остро нуждающимся пожилым людям по мере обращения, по результатам обследования социальными работниками: - оказание единовременной материальной помощи; - организация горячего питания; - оказание натуральной помощи; - оказание социально-бытовых услуг Создать отделения социальной помощи на дому для одиноких пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе Развивать систему службы срочной социальной помощи Сохранить систему специализированных магазинов "Ветеран" для обслуживания участников войны, тружеников тыла, ветеранов труда и других граждан пожилого возраста Осуществлять ремонт жилых помещений остро нуждающимся, одиноким ветеранам войны и труда Производить внеочередную телефонизацию квартир ветеранов Великой Отечественной войны Улучшать жилищные условия ветеранов Великой Отечественной войны путем первоочередного обеспечения жильем ветеранов, состоящих на учете Оказывать содействие в приватизации служебного жилья, принадлежащего пенсионерам Сохранить льготы в размере 100% по аренде помещений общественным ветеранским организациям города Сохранить право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (в т. ч. на коммерческих и частных автобусах) всем пенсионерам по достижению возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) Направить усилия служб коммунального хозяйства города на улучшение среды обитания пожилых людей. Осуществлять установку и своевременный ремонт малых архитектурных форм во дворах жилых домов, ремонт подъездов, скамеек, дверей, светильников наружного освеще- ния улиц в вечернее время |
Комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи Центры социального обслуживания и социальной помощи, комитеты по социальной защите населения Комитет по торговле и бытовому обслуживанию Комитет муниципального жилищного хозяйства, центры социального обслуживания и социальной помощи Барнаульская ГТС, Барнаульский ЭТУС, ОАО "Алтайгриф", ЗАО "Алтел" Комитет по строительству и учету жилья, администрации районов Комитет по строительству и учету жилья, администрации районов, Дочернее ФГУП "Барнаульский центр технической инвентаризации и учета объектов недвижимости" Комитет по управлению имуществом, комитет по социальной защите населения Администрация города, управление по финансам, налоговой и кредитной политике, транспортный отдел, администрации транспортных предприятий Комитет муниципального жилищного хозяйства, УМП по благоустройству города, МП наружного освещения "Горсвет" |
По мере обращения нуждающихся Весь период Весь период По мере обращения По мере обращения Весь период По мере обращения Весь период Весь период Весь период |
За счет общих ассигнований на отрасль, привлеченные средства За счет общих ассигнований на отрасль Сохранение льгот по арендной плате За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль Бюджет города За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль |
Раздел IV. Культурно - массовые мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.1 4.2 4.3 4.4 |
Совершенствовать организацию и проведение городских культурно-массовых, спортивных мероприятий с учетом участия в них лиц пожилого возраста Совершенствовать работу клубов общения для пожилых людей, кружков художественного творчества, художественной самодеятельности Продолжить практику проведения - благотворительных киносеансов в кинотеатрах города для пожилых людей; - выставок творческих работ пожилых людей; - фестивалей художественной самодеятельности пожилых людей Обеспечить пополнение книжного фонда и постоянную работу библиотечного пункта для обслуживания лиц, проживающих в доме - интернате для инвалидов ВОВ и семей погибших |
Городская и районные администрации, комитеты по социальной защите населения, отдел культуры, комитет физической культуре и спорту Центры социального обслуживания и социальной помощи, комитеты по социальной защите населения, отдел культуры Отдел культуры, комитеты по социальной защите населения, центры социального обслуживания и социальной помощи, администрации кинотеатров Отдел культуры, библиотека-филиал N 7 ЦБС |
Весь период Весь период Весь период Весь период |
За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль За счет общих ассигнований на отрасль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Барнаульской городской Думы от 6 июня 2002 г. N 243 "Об утверждении городской целевой межведомственной Программы "Пожилой человек" на 2002 - 2006 гг."
Текст решения опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от 26 июня 2002 г. N 91
Решением Барнаульской городской Думы от 26 апреля 2013 г. N 106 настоящее решение признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля