Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева, И.М. Евлоева, с участием:
заместителя председателя Городского совета депутатов муниципального образования "Городской округ город Сунжа" А.Г. Белокиева,
представителя Народного Собрания Республики Ингушетия А.С. Дзахкиевой,
руководствуясь статьей 96 (пункт 1 части 2) Конституции Республики Ингушетия, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 34, 70, 80 - 83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 2 статьи 3 закона Республики Ингушетия "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Городского совета депутатов муниципального образования "Городской округ город Сунжа".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителем нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.Б. Доскиева, объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание представителя Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Ингушетия" А.М-Б. Тимерханова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия установил:
1. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 октября 2014 года N 60-РЗ "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия" глава муниципального образования избирается на срок полномочий представительного органа муниципального образования.
Городской совет депутатов муниципального образования "Городской округ город Сунжа" полагает, что оспариваемая им законодательная норма ставит в неравное положение глав муниципальных образований, избираемых представительными органами местного самоуправления из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, в зависимости от времени их избрания. В связи с этим заявитель просит признать указанное законоположение противоречащим части 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия.
Как следует из статьи 70 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" Конституционный Суд Республики Ингушетия принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых норм. При принятии решения Конституционный Суд Республики Ингушетия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Согласно статьям 80 и 81 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия по запросу органа местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Республики Ингушетия законов Республики Ингушетия.
В связи с этим, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу является положение части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия", предусматривающее, что глава муниципального образования избирается на срок полномочий представительного органа муниципального образования.
2. В соответствии с Конституцией Республики Ингушетия вся власть в Республике Ингушетия принадлежит народу, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 4); местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления (статья 102).
Эти положения Конституции Республики Ингушетия основываются на нормах Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми многонациональный российский народ, как единственный источник власти в Российской Федерации, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3); местное самоуправление осуществляется гражданами в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статьи 130, 131).
Согласуются они и со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, предусматривающей, что местное самоуправление предполагает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; оно осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, которые могут иметь подотчетные им исполнительные органы, и не исключает обращение к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.
3. Конституция Российской Федерации исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1) и прямо уполномочила федерального и регионального законодателей на установление организационно-правовых основ осуществления муниципальной власти как одного из уровней публичной власти народа.
Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, который указывал, что права и обязанности местного самоуправления закрепляются Конституцией Российской Федерации и законом; деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам (постановления от 16 октября 1997 года N 14-П и от 30 ноября 2000 года N 15-П).
Из этого следует, что гарантированные в статьях 130 - 133 Конституции Российской Федерации и статьях 102-104 Конституции Республики Ингушетия права граждан по осуществлению местного самоуправления должны реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности, к способам и процедурам формирования органов местного самоуправления, срокам их полномочий и т.п. В свою очередь, законодательное регулирование общих принципов организации местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, гарантии его осуществления, включая правовые основы формирования органов местного самоуправления и определения сроков их полномочий, закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с названным Федеральным законом порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 1 июля 2015 года N 18-П, нормативный и реальный срок полномочий выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления может не совпадать, в том числе в случае досрочного прекращения их полномочий по основаниям, указанным в законе.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Законом Республики Ингушетия "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия" установлено: глава муниципального образования городского округа и муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию (часть 1 статьи 5); срок полномочий представительного органа муниципального образования составляет четыре года (часть 1 статьи 3); глава муниципального образования избирается на срок полномочий представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 3).
Следовательно, вводя подобное правовое регулирование, Народное Собрание Республики Ингушетия действовало в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством.
Городской совет депутатов муниципального образования "Городской округ город Сунжа" считает, что оспариваемая норма республиканского закона нарушает принцип равенства всех перед законом и судом, так как в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, ранее избранного на эту должность сроком на 4 года, срок полномочий вновь избранного главы муниципального образования будет меньше указанного срока, вследствие чего граждане, претендующие на должность главы муниципального образования, ставятся в неравное положение.
Тем самым, заявитель по существу ставит перед Конституционным Судом Республики Ингушетия вопрос о восполнении правового пробела, связанного с определением срока полномочий лица, избранного на должность главы муниципального образования после досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного после формирования нового состава представительного органа муниципального образования. Однако, в силу требований статей 3 и 70 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия решает исключительно вопросы права и не вправе подменять законодателя.
Наличие подобного правового пробела в республиканском законе предполагает обязанность законодателя Республики Ингушетия в рамках предоставленной ему дискреции законодательно урегулировать вопрос о сроке полномочий главы городского округа и муниципального района, избираемого на эту должность в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного после формирования нового состава представительного органа муниципального образования с учетом требований федерального законодательства.
Таким образом, часть 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 октября 2014 года N 60-РЗ "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия", действующая во взаимосвязи с иными нормами данного закона и федерального законодательства, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 68 - 71, 75, 83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия
постановил:
1. Признать положение части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 октября 2014 года N 60-РЗ "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия" соответствующим Конституции Республики Ингушетия.
2. Народному Собранию Республики Ингушетия надлежит законодательно урегулировать вопрос о сроке полномочий главы городского округа и муниципального района, избираемого на эту должность в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного после формирования нового состава представительного органа муниципального образования с учетом требований федерального законодательства и настоящего Постановления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия. Постановление должно быть также опубликовано в Вестнике Конституционного Суда Республики Ингушетия и на официальном сайте Конституционного Суда Республики Ингушетия в сети Интернет (www.ks-ri.ru).
Конституционный Суд |
|
|
|
N 23-11 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2019 г. N 23-11 "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия "О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия" в связи с запросом Городского совета депутатов муниципального образовании "Городской округ город Сунжа"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Сердало" от 26 ноября 2019 г. N 175