Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Улучшение условий для развития малого предпринимательства
в Алтайском крае
2.1. Основные формы поддержки малого предпринимательства
Основной формой поддержки малого предпринимательства в крае является совершенствование его нормативно - правовой базы. Программа содержит меры, имеющие отношение как ко всей сфере малого предпринимательства, так и к отдельным группам субъектов малого предпринимательства.
Финансовая поддержка предусматривается Программой для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих виды деятельности, отнесенные к числу приоритетных. Финансовая поддержка инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства осуществляется в следующих формах:
непосредственная выдача займов и кредитов;
заключение договоров поручительства и выдача гарантий, обеспеченных средствами краевого бюджета, перед банками;
компенсация части банковской ставки при кредитовании субъектов малого предпринимательства банками;
поддержка кредитных кооперативов Алтайского края;
частичная компенсация затрат организациям, оказывающим различные услуги субъектам малого предпринимательства;
передача оборудования в долгосрочную аренду с правом выкупа.
В Программе отражена и такая форма поддержки малого предпринимательства, как обеспечение возможности получения информационных услуг.
2.2. Основные направления мероприятий Программы
Программные мероприятия определены на основе анализа текущего состояния и тенденций развития малого предпринимательства Алтайского края и сформированы, исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим краевым программам государственной поддержки предпринимательства. Мероприятия по реализации Программы систематизируются по следующим направлениям:
1) Совершенствование нормативно - правовой базы, регулирующей малое предпринимательство.
Задачи по этому направлению связаны с созданием благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и включают в себя совершенствование, во - первых, общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая упорядочение контроля хозяйственной деятельности, и, во - вторых, налогообложения в рамках компетенции Алтайского края.
Улучшение системы налогообложения малого бизнеса сводится к совершенствованию подходов при определении величины тех параметров специальных режимов, которые определяет субъект Российской Федерации. Сюда, прежде всего, необходимо отнести работу по совершенствованию законов края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Алтайского края".
Для развития предпринимательства необходимо улучшить общие условия ведения предпринимательской деятельности. В частности, необходимо придать реальную силу положениям федерального законодательства, касающимся государственной поддержки малого предпринимательства, создания здоровой конкурентной среды, ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля.
Причиной появления барьеров в развитии предпринимательства являются противоречия, имеющиеся в законодательстве. Избыточное администрирование и регулирование любой хозяйственной деятельности превращается в серьезную проблему именно для малых предприятий и предпринимателей. Это происходит потому, что предприниматели, как правило, не имеют возможности произвести оплату авансом за получение тех или иных разрешений, кроме того, предпринимателю без специальных знаний сложно разобраться во всех нормативных правилах, и он с самого начала своей деятельности становится нарушителем. В первую очередь должны быть устранены преграды в следующих случаях:
при оформлении права собственности на имущество;
при получении права на осуществление хозяйственной деятельности;
при осуществлении хозяйственной деятельности.
Для решения указанных задач требуется постоянный мониторинг действующего законодательства и проблем, возникающих при его применении.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе I второй части Программы.
2) Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Сегодня на территории края действует более тридцати государственных и негосударственных организаций, чья деятельность направлена на предоставление услуг в области финансов, маркетинга, консалтинга, бухгалтерского учета, юридических и других услуг. Ключевые звенья краевой системы государственной поддержки предпринимательства приведены на схеме системы государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на странице 36. За годы своей работы эти и другие организации доказали на практике способность действовать на рынке и предоставлять услуги предпринимателям. Развитие системы поддержки малого предпринимательства включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных:
на частичную оплату информационных, юридических и др. услуг субъектам малого предпринимательства;
на проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малых предприятий и предпринимателей;
на создание и поддержку центров правовой защиты предпринимателей;
на создание краевой базы данных по потребностям и ресурсам субъектов малого предпринимательства.
Решением задачи дальнейшего развития государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание на базе действующих в крае организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса, краевого Центра поддержки малого предпринимательства. Центр поддержки предпринимательства должен взять на себя весь комплекс функций, выполняемых в настоящее время краевой системой государственной поддержки. Наличие Центра позволит проводить работу по поддержке предпринимательства на базе единого подхода. В городах и районах Алтайского края с целью оказания предпринимателям консультационных услуг, касающихся ведения предпринимательской деятельности, начата работа по организации информационно - консультационных центров. Информационно - консультационные центры будут связаны посредством телекоммуникационных технологий с Алтайским Союзом предпринимателей.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе II второй части Программы.
3) Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства.
Особое место в государственной поддержке малого бизнеса занимают финансово - кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства. Коммерческим банкам невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства вследствие повышенного риска, незначительных по масштабам этих организаций запрашиваемых сумм и проблем залогового обеспечения. В связи с этим необходимо проводить с банками работу по разделению возникающих при кредитовании предпринимателей рисков, направленную на стимулирование кредитования ими сферы малого предпринимательства, и обеспечивающую доступность инвестиционных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Важнейшая роль в решении этих задач отводится Алтайскому Фонду поддержки малого предпринимательства. В связи с этим настоящей Программой планируется расширение спектра возможных схем доступа к кредитно - финансовым ресурсам субъектов малого предпринимательства.
Кроме этого в Программе заложено значительное увеличение средств на поддержку предпринимательства в 2003 и 2004 годах. При этом основная часть всех средств направляется на развитие малого предпринимательства на селе. Основными целевыми группами, кому планируются дополнительные вложения, являются личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Становится все более востребованной со стороны субъектов малого предпринимательства имущественная поддержка. В предстоящие годы в этом направлении должны быть решены следующие задачи:
создание баз данных по недвижимому имуществу, которое может быть передано в аренду, продано или передано в доверительное управление субъектам малого предпринимательства;
создание возможности зачета денежных средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых помещений, в качестве платы за аренду;
создание в городах и районах Алтайского края инкубаторов малого бизнеса на базе нежилых помещений, находящихся в краевой и муниципальной собственности.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе III второй части Программы.
4) Взаимодействие с объединениями предпринимателей и пропаганда предпринимательской деятельности.
Одной из важных задач является ведение диалога с объединениями предпринимателей. В настоящее время на краевом уровне этот диалог имеет различные формы. Это и давно работающий Общественный совет при председателе Алтайского краевого Совета народных депутатов и главе администрации Алтайского края и встречи главы администрации края с руководителями и представителями предпринимательских объединений. Это краевые предпринимательские съезды, конференции, круглые столы. Отдельно необходимо отметить диалог, который происходит в рамках межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства. Практика показывает, что сейчас это самый эффективный механизм наведения порядка в осуществлении проверок. Результативно проходят выездные заседания межведомственной комиссии по устранению административных барьеров. В планируемом периоде предусматривается продолжение и усиление этой работы.
Важным направлением является проведение всесторонней пропаганды предпринимательской деятельности. Большое значение имеет проведение конкурсов среди субъектов малого предпринимательства края, привлечение лучших из них к участию в выставках и ярмарках. Представляется также актуальным проведение среди журналистов конкурсов по результатам освещения предпринимательской тематики, а также конкурсов на получение грантов под новые проекты, направленных на всестороннюю пропаганду в средствах массовой информации предпринимательской деятельности как общественно полезной и значимой для общества.
Должно быть продолжено сотрудничество с изданиями, телерадиокомпаниями, освещающими мероприятия, проводимые органами власти и управления края совместно с предпринимательскими объединениями.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе IV второй части Программы.
2.3. Поддержка малого предпринимательства на селе
В настоящее время созрели условия для перенесения центра тяжести всей работы на развитие предпринимательства в районах и городах Алтайского края. На краевом уровне имеется достаточная инфраструктура, появились возможности финансово - кредитной поддержки в разных формах. Во второй части Программы запланирован целый ряд мероприятий по организации этой работы.
Малое предпринимательство на селе сегодня представлено тремя группами субъектов хозяйственной деятельности. Первую группу представляют зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством субъекты малого предпринимательства, работающие в сфере торговли, бытового обслуживания, строительства и по другим направлениям. Вторую группу составляют крестьянские и фермерские хозяйства, в которых на сегодня занято не менее 30 тысяч человек. Третья представлена личными подсобными хозяйствами.
Последние две группы уже сейчас дают очень весомый вклад в экономику края. В 2001 году их суммарная доля составила в общем производстве в Алтайского крае: зерновых - 13,9 процентов, молока - 53 процента, мяса - 63 процента, картофеля и овощей - более 90 процентов.
Особого внимания в настоящее время требуют личные подсобные хозяйства, так как организация их работы является явно недостаточной. Этому есть несколько причин. Прежде всего, это несовершенство законодательной базы, являющейся основой их функционирования. В настоящее время личные подсобные хозяйства обходятся без бюджетной поддержки. Значит, с экономических позиций эта форма производства эффективна. Для ее поддержки, прежде всего, необходимо пересмотреть кредитную политику. Эти средства необходимо направить на развитие процесса кооперирования, прежде всего, в сфере переработки, материально - технического обеспечения, приоритетно на лизинговой основе. Необходимо развивать формы кредитного и потребительского кооперирования, создавая тем самым финансовую базу для этого движения. В то же время организация работы этой группы субъектов помимо экономического эффекта имеет большое социальное значение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.