Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование Программы
1.1. Положение в сфере малого предпринимательства
Развитие сферы малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение. Это обусловлено тем, что развитие сферы малого предпринимательства:
является основой развития рыночных отношений;
обеспечивает создание новых рабочих мест;
повышает эффективность общественного производства;
обеспечивает пополнение бюджетов всех уровней;
повышает жизненный уровень населения;
повышает уровень обеспечения населения товарами и услугами;
способствует созданию широкого слоя собственников.
В настоящее время в Российской Федерации на малых предприятиях занято около 6 млн. человек. Если к ним добавить предпринимателей без образования юридического лица и работающих в фермерских хозяйствах, то общее число занятых превысит 13 миллионов человек, что составит около 18 процентов от числа всех занятых. Это незначительные цифры, так как доля работающих в сфере малого предпринимательства по отношению к общей численности занятых, исходя из возможностей рынка и потребностей экономики, должна быть в три - четыре раза выше, чем в настоящее время.
Сфера малого предпринимательства в нашем крае представлена во всех основных сферах хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что число малых предприятий на тысячу жителей в крае чуть ниже, чем по стране (5 против 6), число занятых в этой сфере у нас относительно больше. На сегодня с учетом работников фермерских хозяйств численность занятых в сфере малого предпринимательства составляет не менее 220 тыс. человек, что составляет более 23 процента.
Суммарная численность занятых в сфере малого бизнеса края в течение нескольких лет (1996 - 1999 гг.) оставалась стабильной, и составляла около 190 тысяч человек (без учета фермерских хозяйств). С 2000 года наметилась небольшая тенденция к ее росту, в прошедшем году указанная суммарная численность составила более 196 тысяч человек (Таблица).
Сохраняется тенденция изменения субъектами малого предпринимательства организационно - правовой формы ведения хозяйственной деятельности. При этом ликвидированные малые предприятия фактически продолжают существовать и развиваться, но в форме "предпринимателей без образования юридического лица". В связи с этим по численности и основным финансово - экономическим показателям указанная категория субъектов составляет уже более половины сферы малого бизнеса.
Вклад малого предпринимательства края в налоговые сборы по итогам 2001 года составляет 22,1 процента (в 2000 году было 20,5 процента). На протяжении последних лет этот показатель возрастает.
Органами госстатистики не ведется сбор информации о деятельности предпринимателей без образования юридического лица. Отсутствие показателей по этому сектору сферы малого предпринимательства делает анализ общей ситуации ее развития неполным. Если все - таки отдельно рассмотреть данные Госкомстата по малым предприятиям края, то можно отметить, что на 1 января 2002 года в крае было учтено 12250 малых предприятий (по сравнению с их количеством в 2000 году рост составил 1,5 процента). В 2001 году на малых предприятиях края было занято 93,2 тыс. человек, среди них 84,5 тыс. человек (90,7 процента) работники, состоящие в штате предприятия. На условиях совместительства на этих предприятиях привлекалось 6,4 тыс. человек (6,8 процента в эквиваленте полной занятости на малых предприятиях) и по договорам гражданско - правового характера 2,3 тыс. человек (2,5 процента).
На протяжении ряда последних лет происходит уменьшение численности работников, приходящихся на одно малое предприятие. В начале девяностых годов численность занятых на одном малом предприятии составляла более 20 человек, в 1996 году она составляла уже - 11, в 1997 г. - 10, а в 1998 - 2000 гг. - 9 человек. В настоящее время наибольшая средняя численность занятых наблюдается на предприятиях транспорта (18 человек) и промышленности (16 человек), наименьшая - на предприятиях торговли и общественного питания, образования, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка - по 6 человек.
Существующая дифференциация территориального размещения малых предприятий в крае остается без изменений около пяти лет. По состоянию на 1 января 2002 года каждое второе малое предприятие (55,3 процента от их общего количества) функционировало в г. Барнауле, среди других городов малые предприятия широко распространены в г. Бийске (9,1 процента), Рубцовске (4,3 процента); среди районов - в Бийском (1,4 процента), Рубцовском (1,2 процента), Первомайском (0,7 процента), Шипуновском (0,5 процента). На 1000 человек постоянного населения в среднем по краю приходится 5 малых предприятий, в том числе в городах края по 8 предприятий, в большинстве сельских районов - по одному.
Деятельность малых предприятий края сосредоточена в трех отраслях: торговле и общественном питании (каждое второе малое предприятие), промышленности (каждое шестое), строительстве (каждое девятое). Совокупная доля данных отраслей в числе малых предприятий составляет 79,9 процентов. Этими отраслями получен 91 процент выручки от реализации продукции, работ, услуг, 98 процентов балансовой прибыли и освоено 97,6 процентов капитальных вложений малых предприятий Алтайского края.
Таблица
Динамика основных показателей в сфере малого предпринимательства края
N п/п |
Наименование показателя | 1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Число малых предприятий Алтайского края, ед. Общее число занятых в сфере малого предпринимательства в Алтайском крае, чел. В том числе: - среднесписочная численность работников малых предприятий, чел. - предпринимателей без образования юридического лица, чел. Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями Алт-го края в фактических ценах, млн. руб. Отгружено (передано) малыми предприятиями края товаров в фактических ценах (без НДС и акциза), млн. руб. Розничный товарооборот по малым предприятиям Алтайского края, млн. руб. Объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями Алтайского края, млн. руб. Выручка от реализованной продукции, млн. руб. Поступление налогов и других платежей по субъектам малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, млн. руб. Доля от общего поступления налогов и других платежей по субъектам малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, проц. В том числе: - поступление налогов и других платежей от "физических лиц", млн. руб. - доля от общего поступления, проц. - поступление налогов и других платежей от малых предприятий - "юридических лиц", млн. руб. - доля от общего поступления, проц. |
10098 187572 114572 73000 7702 - - - 6382 205 5,8 34 1,0 170 4,8 |
10258 188769 103769 85000 2395 - 2528 - 3637 420 10,3 52 1,3 368 9,0 |
10827 185466 93567 91899 2351 6430 2557 125 н.д. 361 10,3 53 1,5 308 8,8 |
10635 189147 98553 90594 3867 9157 3244 186 11311 648 11,2 102 1,5 546 9,4 |
12070 192419 95082 97337 4428 11963 2351 265 12651 1546 20,4 348 4,6 1197 15,8 |
12250 196877 93213 103664 6174 32793 4813 467 31247 2007 22,1 434 4,8 1573 17,3 |
Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли. Каждое второе малое предприятие относится к этой сфере деятельности, каждый второй из общего числа занятых на малых предприятиях трудится в этой сфере (*).
* - если учесть то, что большая часть малых предприятий ведет многопрофильную деятельность и так или иначе занимаются торговлей и то, что большинство предпринимателей без образования юридического лица занято в основном торговой деятельностью, можно оценивать совокупный вес торгового вида деятельности значительно выше приведенных показателей - около 70 процентов.
В сфере промышленного производства функционируют 17,5 процентов предприятий, на них занят каждый пятый из общего числа работающих на малых предприятиях. В общем объеме промышленного производства по краю их доля составляет 5,8 процентов, в то же время в отдельных отраслях доля малых предприятий существенно выше: в стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности (29,7 процентов от производства отрасли), в полиграфической (15,9 процентов), в мукомольно - крупяной и комбикормовой (13,7 процентов).
В строительстве сосредоточено 10,7 процентов предприятий. Каждый шестой из работающих на малых предприятиях занят в данной сфере. В объеме подрядных работ по краю в целом на малые предприятия приходится 22,6 процентов.
В 2001 году общий выпуск товаров и услуг малыми предприятиями Алтайского края по всем видам деятельности составил на сумму 6174 млн. рублей. По основному виду деятельности был произведен выпуск продукции, работ, услуг на 5373 млн. рублей, 41,6 процентов этого объема приходится на объем промышленной продукции, 26,4 процента - на валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 14 процентов - на объем произведенных строительных работ. При этом в объеме промышленной продукции доля пищевой промышленности составила 28,7 процентов, мукомольно - крупяной и комбикормовой - 25,4 процента, машиностроения и металлообработки - 16,4 процента.
По сравнению с 2000 годом выпуск товаров и услуг по основному виду деятельности увеличился на 35,4 процента, в том числе в промышленности на 28,3 процента в строительстве - 12,8 процентов, в торговле и общественном питании - 53,0 процента.
За 2001 год малыми предприятиями всех отраслей экономики отгружено потребителям продукции (товаров) на сумму 32793 млн. рублей. Необходимо отметить, что только 7,9 процентов отгрузки обеспечивает собственное производство, а 92,1 процента - товары, приобретенные для перепродажи.
Инвестирование средств в основной капитал малых предприятий в 2001 году составило 468 млн. рублей, или 6,4 процента всех инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы Алтайского края. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года инвестиции малых предприятий увеличились на 88,1 процента.
Платных услуг населению в 2001 году было оказано на сумму 467 млн. рублей, или 5,9 процентов услуг, оказанных предприятиями и организациями всех отраслей экономики края.
Выручка, полученная малыми предприятиями от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2001 году, составила 31247 млн. рублей. Малые предприятия торговли и общественного питания получили 76 процентов выручки (23761 млн. рублей) всех малых предприятий, строительные организации - 4,1 процента (1282 млн. рублей) и промышленные предприятия - 10,9 процентов (3390 млн. рублей).
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства
Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить следующие:
1) Высокий уровень ставок налогов и сложность налогообложения, загроможденная отчетность. Несмотря на попытки упрощения и облегчения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, которые делались в течение 5 последних лет, приходится констатировать, что пока эта проблема не решена.
2) Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности. В законодательной базе существуют пробелы, заполненные ведомственными актами, порой меняющими в корне смысл первоначальных нормативно - правовых актов. Это, в частности, стало причиной избыточности контроля предпринимательской деятельности.
3) Проблемы финансово - кредитной поддержки малого предпринимательства. Малые предприятия и предприниматели испытывают трудности, связанные с получением кредитных ресурсов в банках. Лизинговые и страховые услуги развиты очень слабо и в связи с их высокой стоимостью для предпринимателей недоступны. Средства, выделяемые на эти цели из краевого бюджета, на два порядка ниже суммы инвестиций, вкладываемых самой сферой малого бизнеса в свое развитие, и не могут значительно повлиять на ситуацию.
4) Недостаточность развития инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, а также рынка услуг, необходимых субъектам малого предпринимательства. Особенностью этой сферы является то, что субъект малого предпринимательства не в состоянии иметь собственный штат специалистов по всем вопросам деятельности, поэтому он должен иметь возможность получить извне те специальные услуги, потребность в которых у него возникает эпизодически.
Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.
1.3. Основные цели и задачи Программы
Генеральной целью Программы является повышение эффективности и социальной направленности экономики края путем развития сферы малого предпринимательства.
Развитие этого сектора экономики призвано способствовать достижению целей, имеющих важное социально-экономическое значение. Такими целями, заложенными в Программу, являются:
расширение сферы малого предпринимательства;
повышение уровня обеспечения населения товарами и услугами;
создание дополнительных рабочих мест.
Для достижения поставленных целей предстоит решить следующие задачи:
усовершенствовать региональное законодательство, регулирующее деятельность в сфере малого предпринимательства и его государственную поддержку;
содействовать сокращению административного регулирования и контроля, повышению уровня правовой защиты субъектов малого предпринимательства;
увеличить финансово - кредитную поддержку малого предпринимательства за счет ресурсов краевого и федерального бюджетов;
наладить взаимодействие органов государственной власти края и органов местного самоуправления в конкурсном отборе инвестиционных проектов в их совместной финансовой поддержке;
повысить имущественную поддержку сферы малого бизнеса;
создать условия для оснащения субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и передовыми технологиями;
обеспечить привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению заказов для государственных нужд, расширить возможности их участия во всех государственных программах;
содействовать повышению доступности и качества услуг для субъектов малого предпринимательства;
создать региональную систему информационного обеспечения сферы малого предпринимательства;
расширить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере малого предпринимательства;
обеспечить развитие контрактных и субконтрактных отношений субъектов малого предпринимательства, средних и крупных предприятий;
содействовать решению социально-трудовых проблем в сфере малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.