Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Механизмы реализации Стратегии
Реализация Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Курган до 2030 года основана на применении организационных, правовых и финансовых механизмов.
Основным организационным механизмом реализации являются разработка, ежегодная актуализация и выполнение Комплексного плана реализации Стратегии.
Кроме того, организационные механизмы включают:
- создание Совета по мониторингу и корректировке Стратегии;
- организацию мониторинга достижения установленных целевых стратегических показателей.
Результаты мониторинга реализации Стратегии отражаются в ежегодном отчете Руководителя Администрации города Кургана о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Кургана в прошедшем году и заслушиваются один раз в год на заседании Курганской городской Думы. Результаты мониторинга содержат достигнутые за отчетный год значения показателей, включенных в Систему показателей мониторинга реализации Стратегии, и оценку степени их приближения к целевым значениям.
Общее руководство по реализации Стратегии осуществляет Глава города Кургана. Системным условием обеспечения динамичного развития города Кургана является обязательное участие органов государственной власти Курганской области в решении социальных и экономических проблем, а также поддержка развития ключевых для городской экономики отраслей, социальной среды, городской инфраструктуры. Развитие экономики и инфраструктуры предполагает вовлечение бизнеса и общественности в решение проблем города Кургана.
Совет по мониторингу и корректировке Стратегии должен быть создан для обеспечения конструктивного диалога между населением, бизнесом и представителями органов власти и местного самоуправления.
В состав Совета по мониторингу и корректировке Стратегии могут входить представители:
- Администрации города Кургана и ее структурных подразделений;
- Курганской городской Думы;
- региональных органов государственной власти;
- федеральных органов государственной власти (при необходимости);
- общественных, научных и предпринимательских организаций города Кургана (по согласованию).
Организационные механизмы реализации Стратегии предусматривают создание специального подразделения в структуре исполнительного органа местного самоуправления или создание организации при представительном органе для проведения ежегодного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнения утвержденных индикаторов и контрольных показателей. В организационной структуре необходимо отделить лиц, осуществляющих стратегическое управление, от лиц, которые заняты решением оперативных и тактических задач, обеспечивающих реализацию стратегических решений.
Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников Стратегии обеспечивается за счет Комплексного плана реализации Стратегии. Выработка плана мероприятий основывается на приоритетах Стратегии, учитывает динамику процесса ее реализации и изменение внешних факторов и условий.
Корректировка Стратегии осуществляется по результатам мониторинга ее реализации, по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Одним из важных механизмов реализации Стратегии является согласование различных стратегических направлений и инициатив (федеральные, региональные, ведомственные, межведомственные программы, проекты и т.д.), выполняемых различными участниками, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов. При реализации мероприятий Стратегии и Комплексного плана реализации Стратегии, предусматривающих участие органов региональной и федеральной власти, а также других участников, Администрация города Кургана или ее структурные подразделения, ответственные за выполнение мероприятия, осуществляют инициацию проекта, мониторинг хода реализации мероприятия, а также оказывают помощь по организационно-правовому, информационному и финансовому сопровождению (если предусмотрено финансирование из местного бюджета) в соответствии со своими полномочиями. Инициация проектов предварительно обсуждается на заседаниях Совета по мониторингу и корректировке Стратегии, периодичность проведения заседаний Совета устанавливается Администрацией муниципального образования город Курган.
Составной частью механизма реализации Стратегии являются государственные программы Курганской области, которые в прогнозный период будут осуществляться на территории города.
Устойчивое развитие города Кургана будет базироваться на организации межмуниципального взаимодействия, а также на формировании и поддержании различных форм партнерства - между региональной и муниципальной властью, предприятиями города и городскими властями, между городскими властями и общественными структурами.
К организационным механизмам, обеспечивающим реализацию Стратегии, можно отнести следующие мероприятия:
- внедрение системы индикативного управления. Инструмент предполагает закрепление индикаторов для оценки эффективности реализации Стратегии города Кургана за соответствующими подразделениями Администрации города. При необходимости создаются новые организационные структуры, необходимые для решения задач социально-экономического развития города;
- внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров;
- расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления развитием экономики и социальной сферы;
- формирование кластерной политики, обеспечивающей создание конкурентоспособных кластеров в реальном секторе экономики города. Инструмент направлен на формирование условий для продвижения инновационных технологий в традиционные отрасли. Результатом станет появление новых предприятий за счет поддержки Администрацией города инициатив, направленных на достижение результативной кооперации различных организаций: поставщиков оборудования, сырья, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций;
- расширение сотрудничества с соседними муниципальными образованиями. Основные направления взаимодействия: транспортная инфраструктура и дорожная деятельность; создание мест отдыха и рекреации, развитие туризма, прежде всего туризма выходного дня, и др.;
- совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, создание малых предприятий в новых видах экономической деятельности;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства на региональном и местном уровне, в том числе при реализации инфраструктурных проектов;
- обеспечение эффективного функционирования систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов муниципального управления и систем мониторинга реализации муниципальных программ.
Успешная реализация Стратегии зависит от эффективности системы управления ее реализацией, подразумевающей концентрацию ресурсов на основных направлениях развития города, активное взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Реализация плана мероприятий Стратегии в части создания объектов социальной, жилищно-коммунальной, инженерной, транспортной инфраструктуры целесообразно осуществлять за счет применения механизмов государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства с целью распределения между публичными и частными участниками задач, возможностей и рисков. Необходимо обеспечить построение эффективного сотрудничества и партнерских отношений власти, бизнеса и общества по всем направлениям развития города. Финансово-экономический механизм может быть задействован в сочетании бюджетных и частных инвестиций в соответствующие программно-проектные формы по различным направлениям. Используя принципы муниципально-частного партнерства, можно интенсивно привлекать ресурсы предпринимательства, создавая новые рабочие места и увеличивая долю инвестиционных средств для развития города Кургана.
Правовое регулирование развития форм ГЧП в Курганской области осуществляется на основании Закона Курганской области от 02.11.2009 N 495 (ред. от 01.04.2014) "О государственно-частном партнерстве в Курганской области" (принят Постановлением Курганской областной Думы от 27.10.2009 N 4045).
Основными формами государственно-частного партнерства, согласно Закону, являются следующие соглашения (договоры) о государственно-частном партнерстве:
- об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;
- об участии Курганской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
- концессионные.
Ключевой организационной моделью развития ГЧП в городе Кургане необходимо рассматривать заключение концессионных соглашений. Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О концессионных соглашениях" в рамках концессионного соглашения, одна сторона (концессионер) осуществляет создание и реконструкцию определенного этим соглашением имущества (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).
Реализация проектов ГЧП по моделям, основанным на лизинге и позволяющим приобретать дорогостоящее оборудование и другие объекты в целях передачи их за плату на определенный срок с возможностью последующего выкупа, регулируется Федеральным законом от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
На федеральном уровне приняты также типовые формы концессионных соглашений в рамках осуществления проектов по развитию инженерной инфраструктуры, аэропортов, объектов образования, культуры, спорта.
В условиях реформирования местного самоуправления ключевым становится консолидированное участие местного сообщества в решении вопросов развития своей территории. В этой связи в настоящее время и в будущем невозможно ограничиться лишь административными формами и механизмами реализации стратегических направлений. Преобразования в самых разных сферах жизнедеятельности должны обсуждаться и осуществляться совместными усилиями местных органов власти, бизнеса и населения. Необходимо расширять практику принятия решений путем согласования интересов всех заинтересованных в данном решении лиц.
Правовые механизмы предполагают:
- мониторинг соответствия содержания муниципальных нормативно-правовых актов установленным стратегическим приоритетам и их корректировку в соответствии с действующими процедурами.
Основным источником финансирования реализации мероприятий Комплексного плана Стратегии является бюджет города Кургана.
Основным финансовым инструментом реализации Стратегического плана является программно-целевой метод, предполагающий детализацию мероприятий и их финансового обеспечения в муниципальных программах, а также включение необходимого для реализации муниципальных программ объема финансирования в бюджет города Кургана.
Финансовые механизмы реализации Стратегии включают:
- совершенствование механизма нормативного планирования и финансирования расходов по предоставлению бюджетных услуг населению для повышения эффективности управления бюджетными учреждениями, введение системы индикаторов оценки деятельности субъектов бюджетного планирования;
- формирование механизмов участия города в проектах и программах регионального и федерального уровней;
- совершенствование механизма межбюджетного взаимодействия с вышестоящими уровнями власти;
- содействие реализации механизма государственно-частного партнерства в соответствии с действующим законодательством.
Успешность реализации принципиально нового подхода к использованию технологий стратегического управления и планирования в развитии города Кургана, так же как и внедрение отдельных институтов, во многом будет зависеть от того, насколько граждане окажутся готовыми к нововведениям, воспримут их, включатся в реализацию разрабатываемых планов. Все это предполагает не только максимальную публичность и открытость в формулировании целей и задач Стратегии и конкретизирующего ее Комплексного плана мероприятий, но и непосредственное участие граждан в процессе выработки решений, повышение эффективности работы системы местного самоуправления. Оценку эффективности реализации Стратегии планируется дополнять замерами общественного мнения.
Предложения и мероприятия, отраженные в Стратегии и Комплексном плане, являются не источником возникновения дополнительных расходных обязательств муниципального бюджета, а ориентиром для реализуемых на территории города Кургана муниципальных программ, инвестиционных проектов субъектов предпринимательства, государственных программ Курганской области.
Комплексный план разрабатывается для определения индикаторов желаемых изменений, но он не имеет директивной силы.
Для реализации отдельных мероприятий инвестиционного характера возможно формирование Бюджета развития города.
Для осуществления мониторинга за ходом реализации Стратегии и проблемно-ориентированной корректировки положений Стратегии разработана система показателей мониторинга (Приложение В).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.