Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
Методические подходы
к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации Стратегии
Разработка эффективного инструмента оценивания деятельности органов местного самоуправления является одной из важных задач, стоящих как перед федеральными и региональными органами власти, так и собственно администрациями муниципалитетов. От целенаправленной, слаженной и скоординированной деятельности различных исполнительных и законодательных органов местной власти зависит успешность реализации всего намеченного в Стратегии плана первоочередных и долгосрочных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста и повышение качества и уровня жизни населения, формирование комфортной среды проживания.
Традиционно для оценки эффективности того или иного органа местного самоуправления определяют достижение органом поставленных целей социально-экономического развития муниципального образования. Иными словами, эффективность деятельности органов местного самоуправления связана с оценкой результативности их деятельности.
На сегодняшний день сложились различные подходы к пониманию эффективности, а именно:
как одного из основных показателей совершенства управления, определяемого посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение;
как показателя, характеризующего, насколько орган местного самоуправления успешно выполняет свои функции и насколько успешно взаимодействует с другими учреждениями;
как показателя качества управленческих решений;
как результата взаимодействия политических, социально-экономических, организационных, ситуационных и др. факторов, составляющих основу управленческого процесса;
как показателя оценки и сопоставления результатов, полученных с максимальным эффектом (результатом), которые можно было получить, используя имеющиеся ресурсы и др.
Принципиальной схемой осуществления оценки эффективности деятельности того или иного органа местного самоуправления является анализ логической цепочки "цель - результат - расходы". Первый этап оценки позволяет определить, насколько полученные результаты соответствуют поставленной цели. Второй этап - соотношение полученных результатов с затраченными ресурсами.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления регулируется Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Согласно Закону, утверждены:
расширенный перечень показателей для оценки эффективности;
методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления;
типовая форма доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;
методические рекомендации о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера грантов;
правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и др.;
критерии оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений и др.
Для оценки эффективности, согласно рассматриваемым документам, применяются количественные показатели (например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", перечень основных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов состоит из 13 показателей.
Установленный Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 года N 1317 перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов включает в себя еще 27 показателей по 8 ключевым сферам жизнедеятельности общества: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления.
На основании показателей оценки осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, результаты которого позволяют определить проблемы развития муниципалитета, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.
Исходными данными для мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления являются официальные данные, представленные в докладах глав местных администраций городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Одним из механизмов содействия достижению наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления является выделение за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям. Порядок предоставления таких грантов описан в Методических рекомендациях о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 года N 1317).
Выделение грантов осуществляется на основании либо оценки значений показателей, предусмотренных Указом Президента от 28.04.2008 года N 607 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 года N 1317, либо на основе соглашений между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, заключенных в целях содействия достижению наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. При этом перечень показателей, используемых для определения размера грантов, определяется субъектом Российской Федерации, как и порядок выделения и размер гранта, утверждаемый нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
К рекомендуемым показателям для определения размера грантов относятся 11 показателей:
1. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (процентов).
2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц).
3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей).
4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).
5. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости) (процентов).
6. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет (процентов).
7. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам (процентов).
8. Общая площадь жилых помещений, введенная в действие за один год в среднем на 1 жителя (кв. метров).
9. Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (процентов).
10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет (процентов).
11. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления (процентов от числа опрошенных).
Наличие унифицированной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет проводить сравнительный анализ схожих муниципальных образований. Так, сравнительный анализ близких по численности городских округов, Кургана и Калуги, позволяет выявить проблемные моменты социально-экономического развития города Кургана, которым необходимо уделять повышенное внимание. Среди таких приоритетных направлений развития можно выделить:
- улучшение инвестиционного климата (объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в Калуге в 6 раз превосходит объемы инвестиций в Кургане);
- расширение и модернизация социальной образовательной инфраструктуры (доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет в Кургане в 12 раз превосходит аналогичный показатель в Калуге);
- повышение эффективности деятельности в сфере строительства и ЖКХ и т.п.
Для повышения объективности оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления может быть разработан перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов, а также показатели оценки эффективности деятельности структурных подразделений администрации города (KPI). Использование ключевых показателей эффективности дает структурному ведомству (подразделению) возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации Стратегии.
Также внесенные Федеральным законом от 07.05.2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" поправки в Бюджетный кодекс создали правовую базу для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа. Таким образом, оценка эффективности и результативности выполнения муниципальных программ, сформированных в соответствии с новыми принципами бюджетного планирования, может стать дополнительным информационным источником об эффективности деятельности органов местного самоуправления и эффективности реализации отдельных мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.