Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Комплексная оценка развития города Кургана: основные вызовы и возможности
1.1. Роль и место города Кургана в региональной и национальной экономике
Город Курган является административным центром Курганской области. Курганская область расположена в юго-западной части Западно-Сибирской низменности, в бассейне реки Тобол. Регион занимает удобное географическое положение, граничит со Свердловской, Челябинской и Тюменской областями, на юге и юго-востоке - с Республикой Казахстан. Курганская область является своеобразными воротами Сибири. По ее территории проходит Сибирская железнодорожная магистраль, которая связывает Курганской области с важнейшими экономическими районами Европы и Азии.
По данным Росстата, в 2013 году Курганская область занимала среди субъектов Российской Федерации:
- 5 место по индексу сельскохозяйственного производства;
- 20 место по темпам жилищного строительства;
- 35 место по индексу промышленного производства.
Основные социально-экономические показатели региона соответствуют вкладу региона в ВВП и размеру по численности населения (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Курганской области и города Кургана в 2013 году
Показатели |
Значения показателей для Курганской области |
Доля Курганской области в соответствующих показателях РФ, % |
Значения показателей для города Кургана |
Доля города Кургана в соответствующих показателях Курганской области, % |
ВРП, млрд руб. |
144,8* |
0,23 |
- |
- |
Численность населения, тыс. чел. |
885,8* |
1 |
325,7 |
36,8 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн руб.: |
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
2444 |
0,02 |
- |
- |
обрабатывающие производства |
71629 |
0,28 |
46344,2 |
64,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
18416 |
0,43 |
16156,6 |
87,7 |
Объем производства продукции сельского хозяйства, млн руб. |
38392 |
1,01 |
4113,1 |
10,7 |
Оборот розничной торговли, млн руб. |
94898,3 |
0,40 |
57362,5 |
60,4 |
Объем платных услуг населению, млн руб. |
25937,7 |
0,40 |
19667,8 |
75,8 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
29954 |
0,20 |
14328,7 |
47,8 |
* Приведены данные 2012 года.
"Рисунок 1.1 Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей"
* Отношение числа населения нетрудоспособного возраста к трудоспособному.
Сопоставление показателей социально-экономического развития города Кургана со средними значениями показателей по Курганской области, УрФО и РФ приводит к следующим выводам:
1. по показателям обеспеченности жильем и демографической нагрузки город Курган соответствует среднероссийскому уровню, а также уровню Уральского федерального округа;
2. заработная плата, среднедушевая отгрузка промышленной продукции, отгрузка пищевой промышленности, инвестиции на душу населения в среднем по России и в Уральском федеральном округе выше, чем в городе Кургане;
3. в целом показатели города Кургана превосходят или соответствуют уровню развития Курганской области (исключение составляет отгрузка пищевой промышленности).
Таким образом, город Курган является драйвером социально-экономического развития области, определяющим вектор развития для всего региона.
Отличительной особенностью Курганской области является ее аграрная специализация. Курганская область является крупным производителем сельхозпродукции - при 2% доли области в ВРП УрФО она обеспечивает 15% всей сельхозпродукции федерального округа, Курганская область является единственным "чистым экспортером" продовольственных товаров и сырья в УрФО (в 2012 году объем экспорта превысил объем импорта на 14,2 млн долл. США). В то же время доля Курганской области в пищевой промышленности УрФО составляет всего 5,4%.
"Рисунок 1.2 Относительные показатели развития сельскохозяйственной и пищевой промышленности в областях УрФО"
Увеличение объема поставок продовольственных товаров в соседние области способствовало бы усилению продовольственной безопасности регионов УрФО, реализации стратегии импортозамещения.
1.2. Текущий уровень социально-экономического развития города Кургана
Ресурсно-сырьевой потенциал города представлен общераспространенными полезными ископаемыми (глина), а также месторождениями минеральных и подземных технических вод, лесными массивами и плодородными почвами.
Промышленность. Город Курган - крупный промышленный центр, характеризующийся развитием отраслей оборонного комплекса, машиностроения и металлообработки, электроэнергетики, химической, лесной, фармацевтической и медицинской промышленности. Отраслевая структура экономики в значительной степени диверсифицирована (рис. 1.3), что положительно сказывается на устойчивости развития муниципального образования.
Курган занял 119 место в рейтинге 250 крупнейших промышленных центров России (тoп-250), составленном в 2013 году Институтом территориального планирования "Урбаника" (136 место в 2012 году, 135 место 2011 году).
"Рисунок 1.3 Распределение отгруженной продукции по основным секторам промышленности города Кургана в 2013 году"
По расчетам на основе данных Росстата, в 2012 году в городе Кургане сконцентрировано более 60% обрабатывающей промышленности региона. На долю города приходится порядка 80% областного металлургического производства и производства готовых металлических изделий, около 70% электрооборудования, электронного и оптического оборудования, 40% производимых в области машин и оборудования, более 40% транспортных средств и оборудования, половина резиновых и пластмассовых изделий, более четверти пищевых продуктов.
В рейтинг "Эксперт-Урал" - 400.1 входит 6 промышленных компаний города Кургана: ОАО "Курганский машиностроительный завод", ОАО "Корвет" - машиностроительная отрасль, АКО "Синтез" - фармацевтическая промышленность, ЗАО "Курганстальмост" - промышленность металлоконструкций, ОАО "Курганэнерго", ОАО "Курганская Генерирующая Компания" - сфера электроэнергетики. Кроме того, основу экономики города составляют также предприятия, выпускающие оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности (ООО "Курганхиммаш") и автобусы (ООО "КАвЗ").
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития города. По расчетам на основании статистических данных по итогам 2012 года в городе Кургане было зарегистрировано более 13,5 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства, что составляет около 48% от областного уровня. Малые и средние предприятия обеспечивают более 30% от численности всех занятых в экономике муниципального образования.
Основные фонды. Стоимость основных фондов по крупным и средним коммерческим предприятиям на начало 2013 года составила 207544,1 млн рублей, по сравнению с 2009 годом показатель увеличился почти в 1,7 раза. При этом степень износа основных фондов является очень высокой - 67,7%. Коэффициент обновления составил 4,6%.
Сельское хозяйство. Аграрный сектор экономики областного центра характеризуется нестабильностью развития - высокая степень зависимости от погодных условий. В 2013 году посевная площадь во всех категориях хозяйств составила 5944,5 га, что выше уровня 2012 года на 13,9%. В результате благоприятного лета 2013 года произошло повышение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур к уровню 2012 года и, соответственно, увеличение урожайности с 1 гектара убранной площади: зерна на 28,7%; картофеля - на 86%; овощей - на 15%.
В настоящее время животноводство является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства.
В 2013 году поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях по сравнению с уровнем 2012 года увеличилось на 1,7%, в том числе коров на 2,2%, овец и коз на 31,7%, поголовье лошадей на 5,0%. Среднесуточные привесы крупного рогатого скота составили 829 грамм (96,5% к уровню 2012 года), свиней 358 грамм (132,6%). В 2013 году средний надой молока на одну корову составил - 8074 кг (106,4% к соответствующему периоду 2012 года).
На территории города находится ведущее в отрасли молочного животноводства предприятие ЗАО "Глинки". Основные направления работы хозяйства - осуществление деятельности в области племенного животноводства, производство молока и мяса. В 2013 году надой молока на одну корову составил 8565 кг - самый высокий показатель в Курганской области.
В 2014 году хозяйством реконструировано помещение для содержания 150 голов крупного рогатого скота. В перспективе планируется приобретение высокопродуктивного молодняка для ремонта основного стада, что позволит повысить производственные показатели.
Рынок труда. Среднегодовая численность населения города Кургана в 2013 году составила 325,7 тыс. человек. Общая численность трудовых ресурсов - 199,1 тыс. человек (61% от общей численности населения).
Курганская область является одним из регионов, в которых за период с 2005 по 2012 год происходило наиболее сильное снижение численности трудоспособного населения в России (-15,5%). Поэтому одним из основных факторов, определяющих развитие экономики областного центра, является состояние рынка труда.
Существует 3 детерминанта состояния рынка труда: демография, миграция, смертность населения в трудоспособном возрасте.
За последние десять лет наметились положительные тенденции в снижении естественной убыли населения. За 2013 год в городе зарегистрирован естественный прирост населения в 63 человека.
"Рисунок 1.4 Динамика естественного и миграционного прироста (убыли) населения города Кургана в 2005 - 2013 годах, чел."
Негативное влияние на рынок труда оказывает миграционная убыль, которая в 2011 году достигла наибольшего показателя за последние десять лет. Миграционный отток в 2005 - 2012 годах приводил к снижению численности трудоспособного населения в среднем на 1,14% ежегодно.
Одним из источников восполнения дефицита рабочей силы является миграция из стран СНГ. В целом почти 50% иностранных мигрантов в Курганскую область остаются именно в областном центре.
Основными регионами, в которые уезжает большинство жителей города Кургана, являются области УрФО. Таким образом, для изменения миграционных потоков из города Кургана в другие регионы городу требуется конкурировать не с Москвой, Санкт-Петербургом и югом России, что является крайне сложной задачей по объективным причинам, а с соседними регионами.
Основной особенностью Курганской области является высокая доля смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин (наблюдается превышение среднероссийских показателей практически в 7 раз). Также высокая смертность населения происходит из-за болезней системы кровообращения (наблюдается превышение среднероссийских показателей в 2 раза).
Уровень жизни населения. Согласно данным Росстата, в 2013 году средний уровень заработной платы в Кургане составил 24,8 тыс. рублей (самый высокий уровень зафиксирован в Тюмени - 41,4 тыс. рублей). Это приводит к тому, что из города уезжает наиболее образованная и активная в профессиональном смысле часть жителей, что понижает качество человеческого потенциала на долгосрочную перспективу.
Однако средний размер номинальной начисленной заработной платы превысил в 2013 году среднеобластной показатель на 15,9%, что является стимулом для развития трудовой маятниковой миграции в город Курган, например, экономически активного населения Кетовского района.
Потребительский сектор. На долю города Кургана в 2013 году пришлось 60% областного оборота розничной торговли, при этом оборот розничной торговли города Кургана составил 57 млрд рублей, что на 29% больше данного показателя в 2008 году, а в товарной массе на 6% больше, чем в 2012 году. Если рассматривать уровень развития потребительского сектора города в сопоставлении с другими областными центрами УрФО, по оборотам розничной торговли на душу населения город Курган сопоставим с Челябинском.
Анализ уровня развития потребительского сектора города Кургана в сопоставлении с другими областными центрами регионов, схожих по структуре экономики и рынку труда с Курганской областью, показал недостаточный уровень развития данных сегментов. При аналогичном уровне среднемесячного дохода в других городах оборот розничной торговли и общественного питания превышает уровень города Кургана.
"Рисунок 1.5 Уровень развития торговли, общественного питания и средней заработной платы за месяц по городам (уровень города Кургана по всем показателям принят за 100%), %"
Образование. Муниципальная система образования города Кургана на начало 2014 года включала в себя 48 общеобразовательных учреждений, 69 дошкольных образовательных учреждений и 9 бюджетных учреждений дополнительного образования детей. В общеобразовательных учреждениях города Кургана обучаются 31,6 тыс. школьников.
Все дети в возрасте от 5 до 7 лет и 70% детей в возрасте 4 лет, нуждающихся в услугах дошкольных образовательных учреждений, обеспечены местами в детских садах. В целях обеспечения к 2016 году 100%-й доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет разработана муниципальная поэтапная программа ("дорожная карта") "Ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения для детей от 3 до 7 лет", согласно которой планируется создать 1260 мест.
Молодежь города Кургана учится в высших учебных заведениях - Курганском государственном университете, Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева, Курганском пограничном институте ФСБ РФ, Курганском филиале Академии труда и социальных отношений, Курганском филиале Современной гуманитарной академии, Курганском институте железнодорожного транспорта (филиале Уральского государственного университета путей сообщения), Курганском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганском филиале Уральского института экономики, управления и права. Система среднего профессионального образования города представлена 10 учебными заведениями.
Здравоохранение. На конец 2012 года в городе зарегистрировано 19 больничных учреждений. Численность врачей на 10 тыс. человек населения составила 52 врача в 2012 году (в 2008 году данный показатель составлял 53 врача). Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений в 2012 году составляло 41 единицу (в 2008 - 68 единиц). За анализируемый период произошло также увеличение числа больничный коек с 5 147 до 5 387 единиц.
Культура. В городе Кургане есть театр драмы и театр кукол "Гулливер", филармония, краеведческий и художественный музеи, музей декабристов, культурно-выставочный центр, 2 кинотеатра, торгово-развлекательные центры "ГиперСити", "Пушкинский", "Рио", парки и скверы.
В городе находятся 118 объектов культурного наследия, 24 муниципальных общедоступных библиотеки, 3 государственных библиотеки субъекта РФ и другие учреждения культуры. Реконструированы Парк Победы и Детский парк.
Физическая культура и спорт. Обеспеченность населения города Кургана спортивными сооружениями составляет (тыс. кв. м на 10 000 населения): спортивными залами - 1,59, бассейнами - 8,53, плоскостными спортивными сооружениями - 6,49. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 14,5%.
Окружающая среда. Экологическая ситуация в Кургане характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду. Согласно рейтингу устойчивого развития городов России (с населением более 100 тыс. человек), составленному Агентством "SGM", город Курган занимает 102 место из 170 городов списка, при этом по совокупности экологических показателей он находится на 97 месте. Более высокие позиции город занимает в экологическом рейтинге городов, опубликованном Министерством природных ресурсов и экологии РФ: 34 место из 85.
Для города характерна энергодефицитность, трансграничный перенос загрязнителей чистой воды по реке Тобол с территории Республики Казахстан. Большинство промышленных предприятий расположено в селитебной зоне, а самый крупный источник выбросов вредных веществ - Курганская ТЭЦ - находится со стороны преобладающих ветров, поэтому для предприятий города актуальны мероприятия по повышению экологичности деятельности, снижению выбросов. Улучшению экологической обстановки в муниципальном образовании может способствовать строительство завода по переработке ТБО (в настоящее время в городе только один полигон ТБО - Шуховский).
Транспорт. Грузовые перевозки. Автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2013 год перевезено 884,8 тыс. тонн грузов (106,8% к уровню 2012 года). Грузооборот автотранспорта в 2013 году составил 245,1 млн тонно-километров. В 2013 году грузооборот железнодорожного транспорта по сравнению с 2012 годом увеличился на 3%. Структура грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2013 году такова: хлебные грузы - 16,2%, промсырье - 12%, металлолом - 10,6%, строительные грузы - 46,2%, лесные и нефтяные грузы - 1,1 и 6,3% соответственно.
Пассажирские перевозки. В 2013 году автобусами по внутригородским, пригородным и междугородним маршрутам перевезено 45,2 млн человек, что на 1,1% больше, чем в 2012 году. Троллейбусами перевезено 3,9 млн человек или 61,9% уровня 2012 года.
Пассажирооборот по городу, выполненный автобусами на коммерческой основе, в 2013 году составил 443,0 млн пассажиро-километров и сократился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6%.
Происходит увеличение количества легковых автомобилей в личной собственности. На начало 2013 года их количество составило 84 142 ед., что на 24% больше уровня 2008 года.
Бюджет. Согласно отчетам об исполнении бюджетов, доходы бюджета города Кургана за период с 2008 по 2013 год выросли с 3540,1 до 4685,3 млн рублей, т.е. на 32,3%. При этом в 2009 и 2011 годах наблюдалось снижение общего объема доходов. Расходы бюджета города Кургана за анализируемый период увеличились на 37,0% с 3493,1 до 4785,7 млн рублей. Таким образом, динамика расходов бюджета городского округа превышала динамику доходов.
Налог на доходы физических лиц - основной доходный источник, на его долю приходится 41,1% общей суммы доходов в 2013 году. Основными расходными статьями бюджета в 2013 году стали образование (62,6%), национальная экономика (14,8), общегосударственные вопросы (транспорт, дорожное хозяйство, экология) (7%), социальная политика (6,1%).
Жилищное строительство. В 2013 году на 1 человека было введено 0,41 кв. м, что ниже, чем в других уральских столицах (в Екатеринбурге - 0,62, в Челябинске - 0,78, в Тюмени - 1,4 кв. м на человека). Актуальным для города является вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Инвестиции. Инвестиционная привлекательность города является ключевым фактором стабильного экономического развития. Доля города Кургана в областном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 72%. Непосредственно Курганская область была отнесена к группе 3В2 (незначительный потенциал - умеренный риск) в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов "Эксперт РА" в 2013 году. Таким образом, актуальной задачей представляется наращивание инвестиционного потенциала как области, так и областного центра.
Объем инвестиций в экономику города крупных и средних организаций увеличился в 1,9 раза с 5,5 млрд рублей в 2009 году до 10 млрд рублей в 2013 году. Основными источниками капиталовложений в город Курган являются различного вида привлеченные средства, доля которых в последние 5 лет составляла 60 - 70% всех инвестиций. Отраслями, наиболее активно привлекающими инвестиции в основной капитал в 2013 году, стали: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (20,3%), транспорт и связь (18,4%), строительство (8,8%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,4%), на всю обрабатывающую промышленность пришлось порядка 18% всего объема инвестиций в основной капитал. Более половины объема инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности - металлургическое производство и производство пищевых продуктов. Детальный перечень инвестиционных проектов, направленных на решение системных проблем города Кургана представлен в Комплексном инвестиционном плане (Приложение А).
1.3. Риски и ограничения развития города Кургана
Отрицательными факторами (слабыми сторонами), препятствующими устойчивому социально-экономическому развитию города, являются:
1. Негативные тенденции на рынке труда:
- сложная демографическая ситуация,
- отрицательное миграционное сальдо,
- высокая смертность населения в трудоспособном возрасте.
2. Энергодефицитность. Высокая стоимость энергетических ресурсов для развития промышленности.
Курган только на треть обеспечивает себя энергоресурсами, но с вводом 4 марта 2014 года ТЭЦ-2 энергозависимость снизилась с 70% до 30%. Однако высокие энерготарифы, в т.ч. в части стоимости передачи электроэнергии, являются ограничивающим фактором развития промышленности и понижают инвестиционную привлекательность города (рис. 1.6, 1.7).
"Рисунок 1.6 Предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию для городов УрФО за ноябрь 2014 года (уровень максимальной мощности энергопринимающих устройств до 150 кВт)"
"Рисунок 1.7 Предельный уровень нерегулируемых цен на электрическую энергию для городов УрФО за ноябрь 2014 года (уровень максимальной мощности энергопринимающих устройств от 150 до 670 кВт)"
3. Транспортные проблемы.
В городе складывается сложная транспортная ситуация. Существующая дорожная сеть не справляется с увеличившимся автопарком, что приводит к таким негативным последствиям, как регулярные пробки, рост ДТП, ухудшение экологической обстановки из-за старт-стопового режима движения.
4. Экологические проблемы.
Основными проблемами являются: отсутствие налаженной системы сбора, переработки и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов, выбросы промышленных предприятий, загрязняющие поверхностные воды, почву и атмосферу, а также загрязнение воздуха вследствие роста автопарка.
5. Отсутствие готовых крупных инвестиционно-привлекательных площадок (особые экономические зоны, индустриальные парки, инновационно-территориальные кластеры и т.п.), снижает привлекательность территории для потенциальных инвесторов.
Существует ряд внешних угроз для благоприятного социально-экономического развития муниципального образования.
1. Высокая конкуренция со стороны соседних регионов.
2. Миграционная политика РФ, усложняющая привлечение иностранной рабочей силы.
3. Консервация негативных текущих тенденций в области демографических и миграционных процессов, смертности населения в трудоспособном возрасте.
4. Вступление России в ВТО, в т.ч. угрозы для развития АПК.
5. Вытеснение малых и средних предприятий города Кургана крупными федеральными компаниями.
1.4. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования и оценка их перспектив в реализации
К положительным факторам (конкурентным преимуществам), оказывающим наибольшее влияние на формирование тенденций социально-экономического развития города, относятся:
1. Выгодное экономико-географическое положение города.
Область находится в непосредственной близости к крупным и сильным регионам. На территории УрФО проживает 8,5% всего населения России, которые производят 13,8% ВВП страны. Этот крупный рынок удален от других стран, при этом имеет значительные объемы импорта. Размещение производств на территории города позволит компаниям получить преимущество перед импортерами за счет меньшего транспортного плеча.
Курганская область также является пограничной территорией с Республикой Казахстан. В результате потенциальный инвестор имеет возможность выхода на рынок этой страны. Возможности для этого будут увеличиваться благодаря расширению сотрудничества России и Казахстана в рамках ЕврАзЭС.
"Рисунок 1.8 Сравнение Курганской области с соседними регионами"
2. Высокая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой.
Еще одной особенностью Кургана является наличие развитой транспортной инфраструктуры (рис. 1.9). В первую очередь - наличие Транссибирской магистрали, являющейся важной транзитной артерией. Во-вторых, город Курган имеет железнодорожную инфраструктуру, связывающую его с большинством соседних столиц областей: город имеет прямое сообщение с Екатеринбургом, Челябинском, с Республикой Казахстан.
"Рисунок 1.9 Основные транспортные сети Курганской области"
3. Крупный рынок труда, средняя зарплата на котором сравнительно ниже, чем в других регионах УрФО.
Данная особенность приводит к тому, что предприятия, размещаемые в Кургане, имеют доступ к сравнительно недорогой рабочей силе. Для города Кургана актуальна ориентация на Калужскую модель привлечения инвестиций на основе создания инвестиционной инфраструктуры и более дешевой рабочей силы по сравнению с регионами-соседями.
4. Структура экономики, аналогичная структуре развитых стран (доля обрабатывающей промышленности 74% в общем объеме отгруженной продукции в 2013 году, высокая степень диверсификации). Ключевыми отраслями экономики являются обрабатывающие производства, в том числе производство машин и оборудования, готовых металлических изделий, пищевых продуктов.
5. Наличие готовых производственных площадок с подведенной инфраструктурой для размещения современных производств.
На территории города имеется несколько свободных инвестиционно-привлекательных площадок, которые могут быть использованы для размещения небольших производств либо индустриальных парков как для размещения предприятий одной отрасли, так и универсальных парков, подходящих под любое производство.
1.5. Направления развития муниципального образования как конкурентоспособного, инвестиционно привлекательного и финансово самодостаточного муниципального образования Курганской области
Существует ряд возможностей, позволяющих устранить препятствия для устойчивого социально-экономического развития города.
1. Реализация потенциала развития перерабатывающих производств, особенно пищевой промышленности.
Несоответствие производства сельскохозяйственной продукции и степени ее переработки указывает на то, что перспективным направлением экономического развития как для Курганской области в целом, так и для ее областного центра является создание предприятий в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Наращивание добавленной стоимости будет способствовать обеспечению экономического роста.
2. Реализация потенциала развития предприятий в сфере логистики.
Развитая транспортная инфраструктура и транзитное положение города указывают на потенциально перспективное направление для создания предприятий - в сфере логистики. В настоящее время это направление слабо развито как в Кургане, так и в Курганской области. В частности для развития логистики критично отсутствие достаточного количества складских площадей (см. рис. 1.10).
"Рисунок 1.10 Площадь собственных и арендованных складских помещений, тыс. м2. Источник: Росстат"
Создание условий для привлечения компаний для развития логистики, строительства складов является одним из направлений развития города. Кроме того, критичным для реализации потенциала является развитие логистической инфраструктуры класса А.
3. Курганская область располагает также потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса. Река Тобол, протекающая через город с юго-запада на северо-восток, является перспективным элементом градостроительного развития и формирования новых общественных центров города. Один из приоритетов - мероприятия по созданию благоприятных условий для проживания населения, развития бизнеса и отдыха населения.
4. Развитие потребительского рынка.
Существует определенный нереализованный потенциал в потребительском секторе, развитие которого напрямую влияет на качество жизни, а значит, и повышает привлекательность муниципального образования для населения, способствует росту уровня занятости, благосостояния населения.
Поскольку в потребительском секторе работают, как правило, компании малого и среднего бизнеса, либо местные филиалы крупных сетевых структур, соответственно развитие данных сегментов может стать перспективной нишей для субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Развитие жилищного строительства. Важно стимулировать новое качество строительства, привлекать сбережения населения. Это будет способствовать также снижению уровня миграции населения, оказывать положительное влияние на качество жизни населения. Экономический эффект будет выражаться также в создании и развитии предприятий смежных отраслей. Таким образом, развитие данной отрасли будет иметь мультипликативный эффект на экономику города.
6. Создание и развитие инвестиционной инфраструктуры (индустриальных парков, особых экономических зон) за счет привлечения федеральных ресурсов по линии приоритетных для государства направлений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.