Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Состояние и основные проблемы развития жилищно-
коммунального хозяйства в Алтайском крае
В соответствии с концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 и программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае на 1997-2003 годы предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному финансированию жилищно-коммунальной сферы.
По этой причине не создавались механизмы, гарантирующие достаточность ресурсов муниципальных бюджетов по выполнению своих обязательств по дотированию предприятий жилищно-коммунального хозяйства в части, не покрываемой платежами потребителей.
Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к покрытию полной стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей.
К настоящему времени население оплачивает в среднем по краю 58 процентов от стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных ставок и тарифов.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01.01.2002 года 1160 млн. руб., в то же время объем кредиторской задолженности равен 1980 млн. рублей.
По финансовому состоянию большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства по формальным признакам можно признать банкротами.
Дотационность отрасли и отсутствие у потребителей возможности влиять на качество и количество услуг, отсутствие конкуренции являются основными причинами существующих проблем жилищно-коммунального хозяйства, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и убыточной работы предприятий. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что увеличивает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.
В жилищной сфере не удалось добиться окончания формирования служб заказчика, договорных отношений, развить конкурсный принцип отбора подрядчиков для ремонта и содержания жилых домов.
Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий, жилищно-коммунальная сфера к настоящему времени сама превращается в источник угроз для социального развития края.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, при этом значительная часть сетей и оборудования полностью отслужила свой срок и требует замены. Потери тепла и воды при эксплуатации сетей значительно превышают нормативы. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Несмотря на хроническое недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства, до настоящего времени в городах и районах края не введена в полном объеме плата за найм, капитальный ремонт жилья, сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Очень много проблем с несогласованностью и не системностью правовой основы реформирования жилищно-коммунального комплекса и в первую очередь на федеральном уровне.
Для решения указанных проблем необходима согласованность действий органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий жилищно-коммунального комплекса. В качестве средств такого согласования предлагаются основные направления по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае на 2002-2010 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.