Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 2 сентября 2002 г. N 211
"Об официальном толковании пункта 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края
о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц"
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 3 июля 2003 г. N 232 настоящее Постановление признано утратившим силу
В краевой Совет народных депутатов обратилась Избирательная комиссия Алтайского края с просьбой дать официальное толкование пункта 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, поскольку в правоприменительной практике возникла неясность:
любое ли подтвержденное должным образом нарушение законодательства является основанием для инициирования отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии с подпунктом 1 указанного пункта;
является ли неисполнение депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления своей предвыборной программы поводом для инициирования его отзыва по основанию, предусмотренному подпунктом 3 указанного пункта.
В соответствии со статьей 42 закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" краевой Совет народных депутатов постановляет:
1. Официальное толкование пункта 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц утвердить (прилагается).
2. Настоящее толкование подлежит официальному опубликованию в газете "Алтайская правда" и имеет обязательную юридическую силу в правоприменительной практике.
Председатель краевого Совета
народных депутатов |
А.Г.Назарчук |
Приложение
к постановлению краевого
Совета народных депутатов
от 2 сентября 2002 г. N 211
Официальное толкование
пункта 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме,
отзыве депутатов и выборных должностных лиц
1. Пунктом 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц в редакции от 14 июня 2002 года N 37-ЗС (далее - Кодекс) предусмотрены четыре основания для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - депутат, выборное должностное лицо):
1) нарушение законодательства Российской Федерации и (или) Алтайского края и (или) правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления;
2) невыполнение (ненадлежащее выполнение) депутатом, выборным должностным лицом своих полномочий;
3) утрата доверия избирателей;
4) совершение действий, порочащих звание депутата, выборного должностного лица.
Пунктом 9 статьи 176 Кодекса установлено, что инициирование отзыва депутата, выборного должностного лица по основаниям, не указанным в данной статье, не допускается.
Статьей 176 Кодекса установлены определенные ограничения характера нарушений, которые могут служить основанием для инициирования отзыва депутата, выборного должностного лица:
1) в пункте 2 указывается на грубый характер однократного нарушения;
2) в подпункте 3 пункта 4 необходимо установить наличие уважительных причин уклонения выборным должностным лицом от выполнения своих обязанностей;
3) пунктом 11 предусмотрено, что основанием для отзыва не могут служить обстоятельства, наступившие вне зависимости от воли депутата, выборного должностного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Кодекса под нарушением законодательства Российской Федерации и (или) Алтайского края и (или) правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления как основанием для отзыва депутата, выборного должностного лица понимается однократное грубое либо систематическое (2 и более раза) нарушение ими указанных законов и (или) правовых актов.
Нарушения депутатом, выборным должностным лицом законодательства Российской Федерации и (или) Алтайского края и (или) правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть использованы для инициирования отзыва не только по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 статьи 176 Кодекса. Соответствующие нарушения предусмотрены также пунктами 3-6 указанной статьи, в которых указано при наличии каких обстоятельств может быть инициирован отзыв по основаниям, установленным подпунктами 2 - 4 пункта 1 указанной статьи.
Так, по основанию, установленному подпунктом 2 пункта 1 статьи 176 Кодекса, может быть инициирован отзыв:
депутата в случае его систематического (2 и более раза), без уважительных причин уклонения от выполнения своих обязанностей в представительном органе: неучастие в сессиях представительного органа, работе его комитетов и комиссий, отказ от выполнения или невыполнение поручений представительного органа, его комитетов и комиссий, данных в пределах их компетенции (пункт 3 статьи 176 Кодекса);
выборного должностного лица в случае:
1) несоответствия исполнения местного бюджета за год утвержденному решению о бюджете;
2) ухудшения социально - экономической обстановки в муниципальном образовании за квартал, полугодие, 9 месяцев, год работы главы муниципального образования по отношению к соответствующему периоду предшествующего календарного года;
3) систематического (2 и более раза), без уважительных причин уклонения от выполнения своих обязанностей, предусмотренных законодательством (пункт 4 статьи 176 Кодекса).
При этом в зависимости от конкретного основания статьей 176 Кодекса определены разные органы, уполномоченные устанавливать факт совершения нарушения, определены разные признаки обстоятельств, которые могут служить основанием для отзыва, а статьей 178 Кодекса установлен разный порядок получения документов, подтверждающих факты, служащие основаниями для отзыва.
2. Отзыв это форма ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением. Формально в рамках статьи 176 Кодекса под нарушением законодательства Российской Федерации и (или) Алтайского края и (или) правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления понимается любое (за исключением ограничений, предусмотренных указанной статьей) нарушение законодательства Российской Федерации и (или) Алтайского края и (или) правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Однако, исходя из понимания отзыва как высшей формы публичной ответственности, нарушения законодательства, служащие основанием для инициирования отзыва, должны быть адекватны применяемой мере ответственности. В связи с этим основанием для отзыва не могут служить формальные либо малозначительные нарушения законодательства, которые не повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда.
Кодекс приняли в 1999 году, а в 2000 году пунктом 3 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были заново установлены требования для привлечения главы муниципального образования к ответственности перед государством. Федеральный закон предусмотрел досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования путем отрешения его от должности в случае, если им не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда. Следовательно, федеральный законодатель связывает применение ответственности с наличием нарушения (умаления) прав и свобод человека и гражданина или наступлением иного вреда.
3. Из системного анализа пунктов 1 - 6 статьи 176 Кодекса следует, что основанием для отзыва по подпункту 1 пункта 1 указанной статьи могут служить исключительно нарушения, не подпадающие под основания, установленные подпунктами 2 - 4 указанного пункта. В частности, по основанию, установленному подпунктом 1 указанного пункта не может инициироваться отзыв при обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства в связи с выполнением (уклонением от выполнения) выборным должностным лицом своих обязанностей, поскольку данное нарушение подпадает под основание, предусмотренное подпунктом 2 указанного пункта.
4. Из системного анализа подпункта 3 пункта 4 и подпункта 1 пункта 1 статьи 176 Кодекса следует, что в подпункте 3 пункта 4 указанной статьи речь идет исключительно об обязанностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) Алтайского края. Следовательно, уклонение от выполнения обязанностей, возложенных на выборное должностное лицо уставом муниципального образования, правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления, в рамках подпункта 3 пункта 4 статьи 176 Кодекса не могут использоваться в качестве основания для его отзыва.
5. Пунктом 5 статьи 176 Кодекса установлен исчерпывающий перечень нарушений, при совершении которых депутатом, выборным должностным лицом может инициироваться его отзыв по основанию "утрата доверия избирателей", предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи, а также содержится отсылка к иным обстоятельствам, которые могут быть установлены уставом муниципального образования. Среди перечисленных нарушений неисполнение предвыборной программы отсутствует. Таким образом, неисполнение предвыборной программы может быть использовано в качестве повода для инициирования отзыва депутата, выборного должностного лица по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 176 Кодекса только в том случае, если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования.
Председатель краевого Совета
народных депутатов |
А.Г.Назарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 2 сентября 2002 г. N 211 "Об официальном толковании пункта 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц"
Текст Постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 3 сентября 2002 г., N 232, Сборнике законодательства Алтайского края, сентябрь 2002 г., N 77, стр.34
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 3 июля 2003 г. N 232 настоящее Постановление признано утратившим силу