2. Комитету администрации края по жилищно - коммунальному и газовому хозяйству (С.Т.Санников), топливно - энергетическому отделу администрации края (В.Д.Ланда) по согласованию с Главным управлением внутренних дел Алтайского края (В.А.Вальков) и энергоснабжающими организациями разработать до 01.11.2002 мероприятия по предотвращению хищения топлива на всех этапах транспортировки, хранения и переработки.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края С.П.Байкалова.
Первый заместитель главы
администрации Алтайского края |
Н.А.Чертов |
Основные направления энергосбережения Алтайского края
на 2002 - 2005 годы
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 12 августа 2002 г. N 441)
Паспорт
Наименование документа - Основные направления энергосбережения Алтайского
края на 2002 - 2005 годы.
Основание для разработки - закон Алтайского края "Об энергосбережении,
повышении эффективности использования топливно -
энергетических ресурсов в Алтайском крае",
распоряжение администрации Алтайского края от
15.03.01 г. N 229-р "О разработке краевой
программы энергосбережения".
Государственный заказчик - администрация Алтайского края.
мероприятий
Головной исполнитель - топливно-энергетический отдел администрации края.
Головной разработчик - КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной
энергетики и энергосбережения".
Цели и задачи - реализация федерального законодательства по
вопросам энергосбережения, Закона Алтайского края
"Об энергосбережении, повышении эффективности
использования топливно - энергетических ресурсов
в Алтайском крае";
- создание организационных, правовых условий,
экономических и финансовых механизмов,
обеспечивающих повышение эффективности
производства и использования топливно -
энергетических ресурсов;
- сокращение финансовых затрат на энергоснабжение
организаций бюджетной сферы.
Важнейшие целевые - снизить энергоемкость внутреннего регионального
показатели продукта в 2005 году не менее чем на 10% к 2000
году;
- повысить эффективность снабжения потребителей
тепловой и электрической энергией:
"большая энергетика" - на 5%;
"малая энергетика" - на 10%;
- снизить потребление топливно - энергетических
ресурсов организациями бюджетной сферы края в 2005
году на 12% к 2000 году;
- организовать производство предприятиями края
энергосберегающей техники и материалов на 200 млн.
рублей.
Сроки и этапы реализации - первый этап - 2002 год - формирование механизма
мероприятий управления работами по энергосбережению,
формирование нормативно - правовой базы, выполнение
первоочередных мероприятий, проведение конкурсного
отбора энергосберегающих проектов;
- второй этап - 2003 - 2005 годы - реализация проектов,
обеспечивающих получение существенного экономического,
экологического и социального эффектов.
Основные мероприятия - разработка нормативно - правовых актов по
энергосбережению, создание системы тарифного
регулирования, направленной на повышение
эффективности использования топливно - энергетических
ресурсов;
- издание краевого ежеквартального статистического
сборника "Эффективность использования топливно -
энергетических ресурсов на территории Алтайского края";
- установка узлов учета и регулирования систем
теплоснабжения в краевых бюджетных организациях;
- организация лабораторного контроля качества угля,
поставляемого в край;
- проведение мероприятий по газификации Алтайского края;
- проведение энергетических обследований всех котельных,
расположенных на территории края, и принадлежащих им
тепловых сетей;
- разработка энергетических паспортов зданий,
принадлежащих краевым бюджетным организациям;
- реализация энергоэффективных пилотных проектов,
создание зоны высокой энергетической эффективности;
- организация производства энергосберегающей техники и
материалов;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров,
консультирования и информирования потребителей
энергетических ресурсов.
Исполнители - топливно - энергетический отдел администрации края,
комитет администрации края по промышленности, комитет
администрации края по жилищно - коммунальному и
газовому хозяйству. Региональная энергетическая
комиссия Алтайского края (по согласованию), КГУП
"Алтайский региональный центр нетрадиционной
энергетики и энергосбережения" (по согласованию), ГУ
"Алтайгосэнергонадзор" (по согласованию), структурные
подразделения администрации края, осуществляющие
контроль за финансированием подведомственных
хозяйствующих субъектов Алтайского края, органы
местного самоуправления (по согласованию).
Объемы и источники - средства бюджетов всех уровней
финансирования "*" - 259,0 млн. рублей;
- средства, включаемые в тарифы
- 360,0 млн. рублей;
- средства, консолидированные Региональной
энергетической комиссией Алтайского края
- 177,0 млн. рублей;
- собственные средства хозяйствующих субъектов
- 175,0 млн. рублей;
--------------------------------
"*" Средства выделяются и используются в порядке, установленном действующим законодательством.
Ожидаемые конечные результаты - создание системы управления проектами
реализации мероприятий по энергосбережению, содействующей переводу
экономики края на энергосберегающий путь
развития;
- сокращение нерационального расходования топливно
- энергетических ресурсов во всех отраслях
экономики к 2005 году на 940 тыс. тонн условного
топлива;
- прекращение безучетного потребления тепловой
энергии организациями, финансируемыми из краевого
бюджета, снижение финансовых затрат бюджетной
сферы края на потребленную тепловую и электрическую
энергию на 238,0 млн. рублей;
- создание системы инструментального контроля угля,
поступающего в край;
- создание новых рабочих мест по производству
энергосберегающей техники и материалов, оказанию
энергосервисных и консультационных услуг.
Система организации контроля - общий контроль за исполнением мероприятий
за исполнением мероприятий осуществляет администрация края.
1. Общие положения
Основные направления энергосбережения на территории Алтайского края разработаны на основании:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.95 г. N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно - энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года";
Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению";
Федерального закона от 03.04.96 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении";
Постановления Правительства РФ от 15.06.98 г. N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России";
Постановления Правительства РФ от 24.01.98 г. N 80 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 гг.";
Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" (1998 - 2005 гг.);
Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.01 г. N 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года";
Закона Алтайского края от 04.01.01 г. N 1-ЗС "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае".
В основу концепции энергосбережения были положены предложения, рассмотренные ведущими специалистами края на двух научно-практических международных семинарах:
"Энергосбережение в системах теплоснабжения", 17 - 18 октября 2000 г., г. Барнаул;
"Энергосбережение: нормативно-правовая база, образование и консультирование", 20 - 21 февраля 2001 г., г. Барнаул.
1.1. Эффективность использования топливно - энергетических ресурсов
Общий кризис экономики страны сказался на состоянии хозяйственного комплекса края в целом и привел к снижению в 1990 - 1998 годах на 59% количества потребляемых энергоресурсов, практически 100% которых поступают из-за пределов края (Рис. 1.).
рисунка 1 "Потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (тыс. т.у.т.)"
Рис. 1. Потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (тыс. т.у.т.)
Оживлению экономики края сопутствовало увеличение количества потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Средний рост потребления энергоресурсов за 1998 - 2000 гг. - 3% в год при среднегодовом росте внутреннего регионального продукта за этот же период (в сопоставимых ценах) на 13%. Удельное годовое потребление энергоресурсов составило в 2000 году 3,5 т.у.т. на человека, что значительно ниже среднероссийского (8,5 т.у.т. /чел.) показателя.
рисунка 2 "Удельное потребление первичных топливно-энергетических ресурсов в регионах России"
Рис. 2. Удельное потребление первичных топливно-энергетических ресурсов в регионах России
Низкое удельное энергопотребление связано в основном с двумя обстоятельствами: низкой долей в промышленности края энергоемких производств и существенным (на 47%) падением в 1991 - 1998 гг. объемов производства. В настоящее время большая часть потребляемых топливно-энергетических ресурсов идет на поддержание в рабочем состоянии основных фондов, функционирование систем жизнеобеспечения, содержание коммунально-бытовой и бюджетной сфер.
Топливно - энергетический комплекс края состоит из трех крупных систем:
"большая энергетика", включающая в себя восемь ТЭЦ и блок-станций с установленной мощностью 1676,7 МВт (электрическая) и 7289 Гкал/час. (тепловая);
"малая энергетика" - около 3000 муниципальных и ведомственных котельных;
система топливоснабжения, обеспечивающая всех потребителей (включая энергоснабжающие организации) топливом.
Укрупненные показатели функционирования топливно-энергетического комплекса приведены в Таблице 1.1 и Таблице 1.2.
Таблица 1.1
Полезный отпуск потребителям топливно-энергетических ресурсов
Виды топливно - энергетических ресурсов Электрическая энергия, млн. кВтч, в т.ч. собственного производства Тепловая энергия, тыс. Гкал, в том числе "большая энергетика", тыс. Гкал, в том числе "малая энергетика", тыс. Гкал Прямое использование топлива, тыс. т.у.т. |
1998 8311 1941 15720 10918 4802 1860 |
1999 8182 1955 14637 9744 4893 1774 |
2000 8500 2259 14105 9631 4474 1738 |
Таблица 1.2
Потребление первичного топлива
Виды топлива Уголь, тыс. т Мазут топочный, тыс. т Газ природный, млн. куб. м Газ сжиженный, тыс. т Дрова/отходы деревообработки, тыс. куб. м Бензин автомобильный, тыс. т Топливо дизельное, тыс. т |
1998 6753 269 126 59 300 226 405 |
1999 6689 404 157 59 300 206 349 |
2000 6882 300 319 56 300 193 347 |
Эффективность функционирования топливно - энергетического комплекса края характеризуется интегральными показателями энергоэффективности - количеством топлива, затрачиваемого системой на полезный отпуск потребителям единицы тепловой и электрической энергии.
Таблица 1.3
Удельный расход топлива
1998 | 1999 | 2000 | |
Удельный расход топлива на отпуск электроэнергии, т.у.т./тыс.кВтч то же, т.у.т/ГДж в т.ч. собственного производства то же, т.у.т./ГДж Удельный расход топлива на отпуск тепловой энергии, т.у.т./Гкал то же, т.у.т./ГДж |
0,371 0,103 0,427 0,119 0,181 0,043 |
0,383 0,106 0,463 0,129 0,193 0,046 |
0,396 0,110 0,489 0,136 0,197 0,047 |
Из анализа годовых изменений приведенных показателей энергоэффективности следует, что эффективность функционирования системы "Большая энергетика" невысока (около 50% использования первичного топлива) и продолжает снижаться. Снижение эффективности использования первичного топлива за три года (1998 - 2000 гг.) составило:
электроэнергия - 6,7%;
тепловая энергия - 8,8%.
Аномально низка эффективность системы "Малая энергетика". Отсутствие систематических данных о результатах функционирования этой системы не позволяет построить динамический ряд значений показателя энергоэффективности. Однако даже оптимистические оценки дают величину не более 0,472 т.у.т./Гкал (0,113 т.у.т./ГДж), что соответствует 30% полезного использования первичного топлива.
Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов приведена на Рис. 3.
рисунка 3 "Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов"
Рис. 3. Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов
Использование преобразованных видов энергии отраслями народного хозяйства края иллюстрируют Рис. 4, Рис. 5.
рисунка 4 "Потребление электрической энергии отраслями"
Рис. 4. Потребление электрической энергии отраслями
КБК - коммунально-бытовой комплекс
АПК - агропромышленный комплекс
ПК - промышленный комплекс
ТС - транспортный комплекс и связь
БС - бюджетная сфера
рисунка 5 "Потребление тепловой энергии отраслями"
Рис. 5. Потребление тепловой энергии отраслями
Прямое использование топливно-энергетических ресурсов определяется в основном потребностями в моторном топливе, сжиженном газе, дровах и угле для печного отопления.
рисунка 6 "Прямое использование топливно-энергетических ресурсов"
Рис. 6. Прямое использование топливно-энергетических ресурсов
Краевой потенциал энергосбережения оценивался путем сравнения удельного потребления топливно - энергетических ресурсов в крае и других регионах Российской Федерации со сходными условиями хозяйствования, анализ прямых потерь топливно - энергетических ресурсов по результатам обследования энергоснабжающих предприятий и потребителей.
Таблица 1.4
Интегральные показатели потенциала энергосбережения
Электроэнергия Тепловая энергия Топливо |
- 1700 млн. кВтч - 5500 тыс. Гкал - 980 тыс. т.у.т. |
Общий потенциал энергосбережения края оценивается на уровне 36% от общего потребления и составляет 3300 тыс. т.у.т. Существующее состояние с эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов, быстрый выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование (включая предстоящие инвестиции) производителей топлива и энергии, как это предусмотрено "Энергетической стратегией России на период до 2020 года", требует проведения самостоятельной активной региональной энергосберегающей политики.
1.2. Цели и задачи энергосбережения
Целью комплекса мероприятий является обеспечение перевода экономики Алтайского края на энергосберегающий путь развития и разработка первоочередных мер по реализации политики энергосбережения на период до 2005 года с учетом изменяющихся экономических условий в крае и в России в целом. Мероприятия будут содействовать превращению энергосбережения в значимый фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на топливно-энергетические ресурсы в условиях подъема экономики.
Основные задачи, которые должны быть решены в результате реализации мероприятий:
упорядочение учета использования топливно-энергетических ресурсов;
создание экономических условий для заинтересованности потребителей и производителей энергии в использовании энергоэффективных технологий, оборудования, материалов;
стимулирование инвестиций в работы по организации производства энергосберегающего оборудования и осуществление структурной перестройки производственной сферы края на основе энергосберегающих технологий;
развитие системы образования, переподготовки кадров, консультационных услуг, пропаганды и информирования населения.
С целью объективной оценки результативности реализации системы мероприятий устанавливаются контрольные значения ряда показателей (индикаторов):
интегральные индикаторы, достижение контрольных значений которых свидетельствует о достижении поставленных целей;
частные индикаторы для контроля эффективности реализации отдельных разделов.
Таблица 1.5
Перечень
интегральных индикаторов оценки эффективности выполнения мероприятий
N п/п |
Наименование индикаторов |
Единицы измерения |
Значения индикаторов | |||
1998 | 1999 | 2000 | 2005"*" | |||
1. 2. |
Удельное потребление энергоресурсов на единицу ВВП Удельное потребление энергоресурсов на душу населения |
т.у.т./тыс. руб. т.у.т./чел. |
0,223 3,37 |
0,219 3,42 |
0,184 3,54 |
0,167 3,28 |
--------------------------------
"*" С учетом энергосбережения.
1.3. Направления и этапы реализации мероприятий
Основные направления энергосбережения Алтайского края:
совершенствование механизмов и структуры управления энергосбережением, проведение организационных мероприятий;
создание нормативно-правовой базы энергосбережения по вопросам, отнесенным законодательством России к компетенции края. Создание экономических и финансовых механизмов энергосбережения, в том числе механизмов поддержки и стимулирования работ по энергосбережению за счет средств, учитываемых в тарифах на электрическую и тепловую энергии;
поэтапное планирование и осуществление мероприятий по энергосбережению в организациях, финансируемых из краевого бюджета;
организация производства энергосберегающего оборудования и материалов, развитие системы энергосервисных услуг;
подготовка и переподготовка кадров, информационное обеспечение энергосбережения и формирование общественного сознания.
Предусматривается два этапа реализации мероприятий:
1-й этап (2002 год) - разрабатывается механизм и формируется структура управления процессом энергосбережения в Алтайском крае, выполняются первоочередные мероприятия, включенные в Приложение, с использованием различных экономических и финансовых механизмов энергосбережения, организуется информационное обеспечение энергосбережения с привлечением средств массовой информации, проводится конкурсный отбор энергосберегающих проектов.
2-й этап (2003 - 2005 годы) - продолжается реализация первоочередных мероприятий, начинается выполнение проектов, прошедших конкурсный отбор и обеспечивающих получение существенного экономического, экологического и социального эффектов.
2. Основные направления реализации мероприятий
2.1. Структура управления энергосбережением, проведение
организационных мероприятий
Администрация края осуществляет управление реализацией "Основных направлений энергосбережения". С целью выработки научно обоснованной региональной политики в области энергосбережения, координации деятельности по энергосбережению на территории края Постановлением администрации края от 19.11.2001 г. N 717 "О краевом экспертном Совете по энергосбережению" создан краевой экспертный Совет по энергосбережению.
Реализация иерархического принципа управления энергосбережением осуществляется путем объединения работ в блоки (разделы), в соответствии с таблицей 2.1.
Таблица 2.1
Перечень
разделов работ по энергосбережению на период до 2005 года
Шифр | Наименование | Функциональный заказчик |
Разра- ботка |
Реализация |
2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. |
Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике Повышение эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в жилищно - коммунальном хозяйстве Энергосбережение в организациях, финансируемых из краевого бюджета Производство энергоэффективного оборудования и материалов |
Региональная энергетическая комиссия Алтайского края комитет администрации края по жилищно - коммунальному и газовому хозяйству топливно - энергетический отдел администрации края комитет администрации края по промышленности |
2002 2002 2002 2002 |
2002 - 2005 2002 - 2005 2002 - 2005 2002 - 2005 |
После проведения конкурсного отбора в разделы наряду с инвестиционными проектами могут быть включены отдельные части отраслевых программ повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в целом, разработанные по заданиям крупных производственных холдингов и ассоциаций.
Управление разделами осуществляется функциональными заказчиками, указанными в таблице 2.1. Функциональный заказчик организует предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с основными направлениями энергосбережения, разрабатывает годовые планы и представляет отчеты об их исполнении.
Ежегодный доклад о ходе реализации комплексных мероприятий формирует краевой экспертный Совет по энергосбережению на основании ежегодных отчетов функциональных заказчиков, документов госстатотчетности и ведомственной отчетности ГУ "Алтайгосэнергонадзор".
2.2. Перечень первоочередных организационных мероприятий
Шифр | Наименование мероприятия | Исполнители | Сроки испол- нения |
2.2.1. 2.2.2. 2.2.3. 2.2.4. 2.2.5. 2.2.6. |
Разработка положения о конкурсном отборе проектов, включаемых в программы энергосбережения Разработка положения о порядке финансирования мероприятий по энергосбережению в соответствии со статьями 14, 15, 16 Закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Алтайском крае" Разработка положения о порядке энергетических обследований организаций, реализующих энергосберегающие проекты, включенные в программы энергосбережения Разработка положения о порядке контроля за соблюдением лимитов потребления топливно - энергетических ресурсов организациями, финансируемыми из краевого бюджета Разработка положения об энергетических контрактах Подготовка Постановления администрации края об издании краевого журнала "Эффективность использования топливно - энергетических ресурсов на территории Алтайского края" |
КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию) Региональная энергетическая комиссия Алтайского края (по согласованию) ГУ "Алтай- госэнергонадзор" (по согласованию) топливно - энергетический отдел администра- ции края, ГУ "Алтайгосэнерго- надзор" (по согласованию) топливно - энергетический отдел администрации края, КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию) КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию) |
август 2002 сентябрь 2002 сентябрь 2002 октябрь 2002 ноябрь 2002 декабрь 2002 |
2.3. Создание нормативно-правовой базы, экономических и
финансовых механизмов энергосбережения
Перевод экономики Алтайского края на энергосберегающий путь развития связан не только с выполнением конкретных энергосберегающих мероприятий и проектов, но и с созданием соответствующих социально-экономических условий, стимулирующих движение в этом направлении.
Основные задачи, которые будут решаться при реализации мероприятий, содержащихся в настоящем разделе:
создание механизма управления на краевом уровне процессами формирования и выполнения энергосберегающих мероприятий и проектов;
отработка организационно-экономических механизмов, обеспечивающих финансовую поддержку работ по энергосбережению, в том числе и для установки приборов учета потребления тепловой энергии и воды;
усиление государственного контроля и надзора за эффективностью потребления топливно - энергетических ресурсов;
формирование системы, стимулирующей строительство зданий со сниженным теплопотреблением и проведение энергоэффективной реконструкции существующего фонда зданий.
Для осуществления мероприятий предусмотрено использование собственной системы финансирования работ со стабильно функционирующими источниками, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
Российский и мировой опыт реализации энергосберегающих программ свидетельствует о необходимости активного участия государственных органов и органов местного самоуправления, особенно в стартовый период формирования нормативно - правовой, технологической, экономической и финансовой базы энергосбережения. Функционирование региональной и муниципальной систем финансирования может развиваться параллельно, дополняя друг друга, обеспечивая решение своих, только им присущих задач, используя свои механизмы ресурсного обеспечения собственных программ энергосбережения.
Указанная поддержка в настоящее время формируется за счет бюджетного финансирования энергосбережения у потребителей - бюджетополучателей всех уровней управления. Действующим законодательством предусматривается финансовая поддержка энергосберегающих программ субъектами Российской Федерации за счет формирования финансовых источников энергосбережения согласно ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении". Федеральное и краевое законодательство не препятствуют созданию систем управления энергопотреблением и энергосбережением на уровне местного самоуправления и прежде всего в бюджетной сфере, потребляющей до половины всех используемых энергетических ресурсов. Экономия средств, полученная от проведения мероприятий по энергосбережению, не должна уменьшать размер финансовой помощи органам местного самоуправления из краевого бюджета.
Основными источниками системы финансирования являются:
1. Средства краевого бюджета.
2. Внебюджетные средства энергосбережения.
3. Средства бюджетов органов местного самоуправления.
4. Средства хозяйствующих субъектов.
5. Заемные средства.
1. Средства краевого бюджета
Источник финансирования основан на Законе Алтайского края от 4 января 2001 года N 1-ЗС "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Алтайском крае" и объективной заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в поэтапном снижении затрат на пользование энергоресурсами. Финансирование энергосберегающих мероприятий производится из экономии, полученной за счет снижения потребления топливно - энергетических ресурсов.
Объем финансовых ресурсов, направляемых бюджетополучателями уполномоченной организации, определяется исходя из планируемого потенциального показателя расчетного обоснованного размера и периода экономии энергоресурсов на предстоящий год в результате осуществления мероприятий энергосбережения, предусмотренных Основными направлениями энергосбережения.
2. Внебюджетные средства энергосбережения
На первоначальном этапе средства энергосбережения формируются за счет средств, консолидированных Региональной энергетической комиссией Алтайского края путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, фондов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ) и иных средств в соответствии с действующим законодательством.
3. Средства бюджетов органов местного самоуправления
Размер и порядок отвлечения средств бюджетов органов местного самоуправления на мероприятия по энергосбережению определяется им самостоятельно.
4. Средства хозяйствующих субъектов
Мероприятия по энергосбережению хозяйствующих субъектов могут осуществляться за счет средств этих субъектов, при этом в договоре на реализацию мероприятий по энергосбережению предусматривается определение экономии на основании результатов энергетических обследований.
5. Заемные средства
Для реализации мероприятий по энергосбережению уполномоченная организация может привлекать дополнительные заемные средства, в том числе и с участием краевого бюджета в рамках инвестиционной программы.
Средства, полученные из всех источников и предназначенные на проведение энергосберегающих мероприятий, а также средства, полученные в результате осуществления этих мероприятий, аккумулируются на счете организации, уполномоченной администрацией края на внедрение энергосберегающих технологий на территории края.
В целях осуществления комплексного подхода к внедрению энергосберегающих технологий на территории края уполномоченная организация должна представлять в топливно-энергетический отдел администрации края сводный план мероприятий и смету расходования средств на предстоящий год в разрезе источников финансирования.
2.4. Поэтапное планирование и осуществление мероприятий по энергосбережению
2.4.1. Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике
Цели и задачи:
Повышение эффективности системы снабжения тепловой и электрической энергией за счет повышения тепловых КПД станций, снижения доли собственного и производственного потребления, потерь в сетях, повышения надежности и управляемости системы. Основные задачи, решаемые в 2002 - 2005 годах в рамках раздела:
проведение обязательных энергетических обследований, подготовка энергетических паспортов и мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов на всех тепловых станциях и сетевых предприятиях;
применение эффективных технологий, в том числе:
внедрение усовершенствованных горелочных устройств;
утилизация низкопотенциальных энергоресуров ТЭС с использованием тепловых насосов;
внедрение энергосберегающей техники и процессов повышения тепловой экономичности оборудования и использования тепловой мощности турбин;
использование "Фисоник-технологий";
модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций, проведением режимных эксплуатационно-наладочных мероприятий;
внедрение автоматизированной системы контроля и управления энергией на объектах;
комплексная оптимизация режимов работы всех действующих на территории края теплоэлектрических станций;
использование организационных и технических средств управления электрическими и тепловыми нагрузками (режимами) потребителей для оптимизации загрузки энергетического оборудования, в том числе:
оснащение потребителей приборами учета расхода электрической и тепловой энергии для снижения коммерческих потерь энергии;
строительство независимых источников энергии для улучшения режимов работы основного и энергетического оборудования системы;
установка энергосберегающего оборудования у потребителей для разгрузки перегруженного энергетического оборудования и сетей.
Перечень индикаторов
N п/п |
Наименование индикаторов | Единицы измерения |
2000 (база) |
2005 |
1. 2. 3. 4. 5. |
Экономия топливно-энергетических ресурсов Стоимость сэкономленных топливно - энергетических ресурсов Удельный расход топлива на полезный отпуск электроэнергии собственного производства Удельный расход топлива на полезный отпуск тепловой энергии Доля полезного отпуска при передаче электроэнергии с ФОРЭМ |
тыс. т.у.т. млн. руб. т.у.т./ тыс. кВтч т.у.т./Гкал % |
0,489 0,197 91,0 |
240 288 0,430 0,180 92,3 |
Перечень основных мероприятий (проектов)
Шифр | Номер меро- приятия (проекта) |
Наименование мероприятия | Экономия топливно - энергети- ческих ресурсов, тыс. т.у.т. |
Ориентиро- вочная стоимость работ (млн. руб.) |
2.1. 2.1. 2.1. 2.1. 2.1. 2.1. |
1 2 3 4 5 |
Малозатратные организационные мероприятия, в том числе проведение энергетических обследований объектов Повышение энергоэффективности источников тепловой и электрической энергии Снижение расхода топливно - энергетических ресурсов на технологические нужды и при транспортировке электрической и тепловой энергии Повышение эффективности коммунальной электроэнергетики Мероприятия по управлению спросом и энергосбережением у потребителей Всего |
8 130 20 60 22 240 |
0,6 240 40 120 40 440 |
Потребность в средствах, необходимых для реализации мероприятий (проектов)
млн. руб.
/----------------------------------------------------------------\
| N | Наименование |Всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
|п/п| |2002 -| | | | |
| | |2005 | | | | |
|---+---------------------+------+-------+-------+-------+-------|
|1. |Часть инвестиционной| | | | | |
| |составляющей тарифов,| | | | | |
| |направленная на цели| | | | | |
| |энергосбережения | 80 | 20 | 20 | 20 | 20 |
|2. |Часть амортизационных| | | | | |
| |отчислений | 280 | 70 | 70 | 70 | 70 |
|3. |Средства, | | | | | |
| |консолидированные | | | | | |
| |Региональной | | | | | |
| |энергетической | | | | | |
| |комиссией Алтайского| | | | | |
| |края на мероприятия| | | | | |
| |по энергосбережению | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 |
|4. |Собственные средства| | | | | |
| |потребителей | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| |Финансовые средства| 440 | 110 | 110 | 110 | 110 |
| |на мероприятия, всего| | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Управление реализацией раздела
Функциональный заказчик раздела - Региональная энергетическая комиссия Алтайского края - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с направлениями 1 - 5, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием направлений и источников финансирования. При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и первоочередных мероприятий, представленных в Приложении 1. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно - правового и методического обеспечения энергосбережения.
2.4.2. Повышение эффективности использования топливно-энергетических
ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве
Цели и задачи:
Снижение расходов организаций ЖКХ на топливо, тепловую, электрическую энергию и воду при повышении надежности и качества услуг, введение дифференцированной системы оплаты за нормативное потребление энергоресурсов и воды. Основные задачи, решаемые в 2002 - 2005 годах в рамках раздела:
проведение энергетических обследований, оформление энергетических паспортов на котельные;
создание системы инструментального контроля качества угля, потребляемого котельными и продаваемого населению;
применение эффективных технологий, в том числе:
перевод угольных котельных на природный газ;
использование частотных преобразователей для регулирования производительности насосов в котельных, центральных тепловых пунктах, насосных станциях;
внедрение газотурбинных установок в котельных, работающих на природном газе, паровых турбин для выработки электроэнергии, в том числе на собственные нужды, с целью создания демонополизированного рынка электрической энергии;
устройство водоподготовки в котельных с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды, использование современных биоразлагаемых моющих средств для промывки котельного оборудования с целью продления его срока службы. Работа с общественностью по прекращению разбора сетевой воды из системы отопления потребителями;
упорядочение режимов работы котельных установок в соответствии с расчетными нагрузками с целью повышения их КПД;
модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций на основе пенополиуретановых покрытий и базальтовых волокон;
регулирование расхода теплоносителя за счет использования систем автоматического регулирования;
снижение теплопотребления строящихся и эксплуатируемых зданий за счет повышения термического сопротивления ограждающих конструкций, исключения "мостиков холода", применения стеклопакетов с теплоотражающими покрытиями, приведение показателей воздухообмена в соответствие со строительными нормами;
экономически обоснованный перевод потребителей на автономные системы отопления и горячего водоснабжения с использованием современных энергоэффективных систем на основе природного газа, электрических водогрейных систем с накоплением тепла и систем, использующих возобновляемые источники энергии.
Перечень индикаторов
N п/п |
Наименование индикаторов | Единицы измерения |
2000 (база) |
2005 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Экономия топливно - энергетических ресурсов Стоимость сэкономленных топливно - энергетических ресурсов Удельный расход топлива на полезный отпуск тепловой энергии котельными Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета тепловой энергии Доля водопроводных систем, оснащенных приборами учета воды Количество котельных, переведенных на природный газ Газификация квартир природным газом Полезная площадь зданий, введенных в эксплуатацию в соответствии с территориальными строительными нормами Алтайского края "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий" |
тыс. т.у.т. млн. руб. т.у.т./Гкал % % шт. тыс. шт. тыс. кв. м |
0,472 2 |
405,0 587,0 0,387 более 30 более 45 120 62 1500 |
Перечень основных мероприятий (проектов)
Шифр | Номер мероприятия (проекта) |
Наименование мероприятия | Экономия топливно - энергети- ческих ресурсов, тыс. т.у.т |
Ориенти- ровочная стоимость работ (млн. руб.) |
2.2. 2.2. 2.2. 2.2. 2.2. 2.2. 2.2. |
1 2 3 4 5 6 |
Малозатратные организационные мероприятия Оснащение приборами учета энергоносителей жилых и общественных зданий Восстановление пропускной способности, модернизация внутридомовых тепловых сетей с установкой приборов регулирования теплоносителя Модернизация тепловых и водопроводных сетей, автоматизация центральных тепловых пунктов Перевод котельных в режим комбинированной выработки тепла и энергии за счет их надстройки газотурбинными и парогазовыми установками Создание демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности на базе системы пилотных проектов по комплексному использованию технологий энергосбережения и возобновляемых энергоресурсов, доступных сельским потребителям Всего |
20,3 13,1 13,4 19,6 36,6 Пилотный проект 441,6 |
0,6 21,2 14,0 38,4 109,0 7,8 191,0 |
Потребность в средствах, необходимых для реализации мероприятий (проектов)
млн. руб.
N п/п |
Наименование | Всего 2002 - 2005 |
2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
1. 2. |
Средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края на энергосбережение Собственные средства потребителей Финансовые средства на мероприятия, всего |
56,0 135,0 191,0 |
12,0 34,6 46,6 |
13,6 62,7 76,3 |
14,9 18,8 33,7 |
15,5 18,9 4,4 |
Управление реализацией раздела.
Функциональный заказчик раздела - комитет администрации края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с направлениями 1 - 7, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием направлений и источников финансирования. При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и первоочередных мероприятий, представленных в Приложении 1. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.
2.4.3. Энергосбережение в организациях, финансируемых из краевого бюджета
Цели и задачи:
Целью данного раздела является реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности использования топливно - энергетических ресурсов, потребляемых организациями краевой бюджетной сферы, и сокращение на этой основе их затрат на энергообеспечение.
В период до 2005 года в рамках раздела необходимо решить три основные задачи:
переход от лимитирования энергопотребления от достигнутого уровня к лимитированию по удельным нормам потребления;
оснащение приборами учета всех потребителей энергоресурсов и воды;
формирование комплекса перспективных энергосберегающих мероприятий по каждому объекту на основе энергоаудита, энергообеспечение которого частично или полностью финансируется из краевого бюджета.
Перечень индикаторов
N п/п |
Наименование индикаторов | Единицы измерения |
2000 (база) |
2005 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Экономия топливно - энергетических ресурсов Стоимость сэкономленных топливно - энергетических ресурсов Удельный годовой расход тепла на отопление зданий Доля отопительных систем, оснащенных приборами регулирования теплоносителя Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета тепловой энергии Доля водопроводных систем, оснащенных приборами учета воды |
тыс. т.у.т. млн. руб. кВт/кв. м % % % |
760 4,5 |
170 238 650 20 100 100 |
Перечень основных мероприятий (проектов)
Шифр | Номер мероприятия (проекта) |
Наименование мероприятия | Экономия топливно - энергети- ческих ресурсов, тыс. т.у.т. |
Ориенти- ровочная стоимость работ (млн. руб.) |
2.3. 2.3. 2.3. 2.3. 2.3. 2.3. 2.3. 2.3. |
1 2 3 4 5 6 7 |
Малозатратные организационные мероприятия Малозатратные энергосберегающие мероприятия (утепление неплотностей оконных, дверных и других проемов и щелей, увеличение теплоотдачи нагревательных приборов за счет установки теплоотражателей и т.п.) Оснащение приборами учета энергоносителей зданий Восстановление пропускной способности, модернизация внутренних тепловых сетей с установкой приборов регулирования теплоносителя Модернизация тепловых и водопроводных сетей Проведение частичной или полной реконструкции зданий с целью снижения теплопотребления Использование энергоэкономичных источников света, автоматических систем регулирования освещения Всего |
19 36 18 54 21 8 14 170 |
0,5 80 41 121 48 19 31 340 |
Потребность в средствах, необходимых для реализации мероприятий (проектов)
млн. руб.
N п/п |
Наименование | Всего 2002 - 2005 |
2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
1. 1.1. 1.2. 2. |
Бюджетные средства В том числе: Средства краевого бюджета"*" Средства местных бюджетов"*" Средства, консолидированные Региональной энергетической комиссией Алтайского края на мероприятия по энергосбережению Финансовые средства на мероприятия, всего |
259,0 242,9 16,2 81,0 340,0 |
53,1 49,8 3,3 16,5 69,7 |
61,9 58,0 3,9 19,3 81,2 |
69,5 65,2 4,3 21,8 91,3 |
74,5 69,9 4,7 23,4 97,9 |
--------------------------------
"*" Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов устанавливаются при утверждении бюджетов на соответствующий год.
Управление реализацией
Функциональный заказчик раздела - топливно-энергетический отдел администрации края - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с направлениями 1 - 7, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием направлений и источников финансирования. При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и первоочередных мероприятий, представленных в Приложении 1. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно - правового и методического обеспечения энергосбережения.
2.4.4. Производство энергоэффективного оборудования и материалов
Цели и задачи:
Организация производства энергоэффективного оборудования и материалов на предприятиях Алтайского края с целью снижения общих затрат на реализацию мероприятий по энергосбережению, увеличения загрузки производственных мощностей, создания дополнительных рабочих мест на промышленных предприятиях, в научных, конструкторских и проектных организациях.
В период до 2005 года в рамках раздела необходимо решить следующие основные задачи:
изучение возможностей перепрофилирования или расширения производств на предприятиях Алтайского края для обеспечения приборами, оборудованием и материалами проектов, включенных в разделы;
разработка экономических механизмов стимулирования расширения производства энергоэффективного оборудования и материалов на предприятиях края;
организация производства опытных образцов и промышленных партий.
Перечень индикаторов:
количество видов энергосберегающих изделий, подготовленных к промышленному производству;
объем выпуска (млн. руб.), в том числе в рамках краевого государственного заказа;
количество дополнительных рабочих мест.
Приоритетные направления подготовки производства оборудования и материалов:
энергоэффективные котлы и комплекты вспомогательного оборудования;
изоляционные материалы для тепловой изоляции теплопроводов, утеплители и крепежные изделия для внешней изоляции фасадов зданий;
стеклопакеты с теплоотражающими покрытиями стекол;
элементы теплоавтоматики для внутридомового регулирования теплоносителя;
предварительно изолированные трубы, запорно-регулирующая арматура;
аппаратура для регулирования освещения в зданиях;
энергоэкономичные лампы;
элементы автономных систем отопления и горячего водоснабжения, в том числе тепловые насосы, инфракрасные обогреватели, солнечные коллекторы, тепловые накопители;
индивидуальные биогазовые установки, ветроагрегаты малой мощности (до 30 кВт).
Управление реализацией раздела
Функциональный заказчик раздела - комитет администрации края по промышленности - осуществляет предварительный отбор и представление в краевой экспертный Совет по энергосбережению энергосберегающих проектов в соответствии с Приоритетными направлениями, разрабатывает годовые инвестиционные планы. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект финансового плана с указанием объема краевого государственного заказа для производства энергоэффективного оборудования и материалов для обеспечения работ по разделу "Энергосбережение на предприятиях и организациях, финансируемых из краевого бюджета". При формировании годового плана принимает во внимание результаты выполнения инвестиционных проектов и реализации мероприятий по освоению производства энергоэффективного оборудования (Приложение 2). Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложений по совершенствованию нормативно - правового и методического обеспечения энергосбережения.
2.5. Образовательная деятельность по вопросам энергосбережения
Образовательная деятельность по вопросам энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, "Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. N 610, а также требованиями к содержанию дополнительного профессионального образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.06.97 г. N 1221 "Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"). Для реализации Федерального закона "Об энергосбережении", Закона Алтайского края "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Алтайском крае" учреждения образования должны обеспечить обновление теоретических и практических знаний в сфере энергосбережения. Реализация энергосберегающей политики в Алтайском крае предусматривает подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами. Мероприятия по данному разделу группируются по двум направлениям.
Профессиональная специализация по вопросам энергосбережения в высших учебных заведениях края:
включить в учебные планы программы обучения основам энергосбережения;
разработать и утвердить специальные учебные и методические пособия;
организовать переподготовку преподавателей в высших учебных заведениях Российской Федерации и за рубежом.
Организация изучения основ энергосбережения в средних профессиональных учебных заведениях и школах:
обеспечить подготовку преподавателей для инженерно-педагогических специальностей по энергосбережению;
организовать повышение квалификации преподавателей средних школ в области энергосбережения;
разработать учебные программы и методические учебные материалы в области энергосбережения.
Координатор работ по разделу - комитет администрации края по образованию, который при содействии Совета ректоров Алтайского края осуществляет руководство планированием мероприятий и контроль за их выполнением. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года координатор представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект плана с указанием направлений и источников финансирования. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно - правового и методического обеспечения энергосбережения.
2.6. Информационное обеспечение процесса энергосбережения и формирования
общественного сознания
Практическая реализация "Основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы" требует разработки информационной базы данных с целью накопления, систематизации, актуализации широкого круга вопросов по проектам, научно - техническим разработкам, производству, внедрению энергоресурсосберегающих технологий, оборудования, материалов в различных сферах. Для решения задач рационального использования топливно-энергетических ресурсов необходимо сформировать у населения знание основных принципов экономии топлива и энергии.
В проведении активной пропаганды и рекламы энергосбережения возможны как традиционные методы (выступления и публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров, конференций, выставок, использование наглядной стендовой рекламы), так и нетрадиционные методы (индивидуальные консультации, специальные обзоры по вопросам энергоресурсосбережения по радио и телевидению, создание учебно - демонстрационных объектов для показа примеров эффективного использования тепловой, электрической энергии, воды).
Основная цель мероприятий, осуществляемых в 2002 - 2005 годах, - создание региональной системы информационных и консультационных услуг по энергосбережению:
издание краевого журнала "Эффективность использования топливно - энергетических ресурсов в Алтайском крае";
создание информационно-консультационного пункта по вопросам энергосбережения;
содействие пропаганде положительного опыта по энергосбережению в средствах массовой информации, включению показателей энергоэффективности изделий в рекламные материалы;
содействие организации выставок, семинаров и конференций по вопросам энергосбережения;
разработка и реализация демонстрационных проектов и зон высокой энергетической эффективности.
Координатор работ по разделу - КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения" (по согласованию), которое осуществляет руководство планированием мероприятий и контроль за их выполнением. Не позднее трех месяцев до начала планируемого года координатор представляет в экспертный Совет по энергосбережению проект плана с указанием направлений и источников финансирования. Не позднее месяца после окончания календарного года представляет отчет о ходе реализации мероприятий раздела и предложения по совершенствованию нормативно-правового и методического обеспечения энергосбережения.
Приложение N 1
энергосбережения Алтайского края
на 2002 - 2005 годы"
Предложения
органов государственной власти края, органов местного самоуправления,
энергоснабжающих и иных коммерческих организаций по первоочередным
мероприятиям энергосбережения на 2002 - 2005 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Заказчик | Исполнитель | Источник финансир. |
Объем финансирования, млн. | Ожидаемый результат |
||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Повышение эффективности использования топлива (энергии) в электроэнергетике Малозатратные мероприятия Энергетические обследования Филиал "Барнаульская ТЭЦ-1" ОАО Филиал "Барнаульская ТЭЦ-2" Филиал "Барнаульская ТЭЦ-3" ОАО "Алтайэнерго" Филиал "Барнаульская теплоцентраль" "Алтайэнерго" Филиал "Сетевые предприятия" ОАО "Алтайэнерго" Повышение эффективности источников энергии Восстановление оросителей градирен (БТЭЦ-2) Перевод ПТВМ - 100 на ОАО сжигание газа (БТЭЦ-З) Реконструкция главного корпуса (БТЭЦ-3) Реконструкция системы химической водоочистки (БТЭЦ-З) Повышение эффективности коммунальной энергетики Реконструкция электрических сетей Перераспределение нагрузки по фидерам, отключение трансформаторов в период минимальных нагрузок Замена незагруженных трансформаторов на трансформаторных подстанциях на трансформаторы меньшей мощности Внедрение электронных схем ЛЭП-0,4-10 кВА, модернизация защиты трансформатора на головной понизительной подстанции "Сорокино" Замена счетчиков с классом точности 2.5 на 2.0 Мероприятия по управлению спросом и энергосбережению у потребителей Внедрение частотных преобразователей на насосных станциях Внедрение автоматизирован- ной системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ) Внедрение приборов раздельного учета объектов агропромышлен- ного комплекса Комплексные мероприятия Алтайского отделения Зап. - Сиб. ж.д. по повышению эффективности использования электроэнергии Повышение эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в жилищно - коммунальном хозяйстве Малозатратные организационные мероприятия Разработка территориальных строительных норм Алтайского края "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий" Корректировка схем и проектов инженерной инфраструктуры на основе обновленных генеральных планов по г. Барнаулу, г. Бийску, г. Рубцовску Разработка проекта реконструкции квартала жилых домов первых массовых серий в г. Барнауле Оснащение приборами учета энергоносителей жилых и общественных зданий Установки теплосчетчиков: Муниципалитеты и предприятия жилищно - коммунального хозяйства Предприятия сектора транспортного комплекса и связи Установка водосчетчиков Установка газовых счетчиков Восстановление пропускной способности, модернизация внутридомовых тепловых сетей с установкой приборов регулирования теплоносителя Промывка внутридомовых систем отопления Монтаж индивидуального теплового пункта Комплексные мероприятия сектора транспортного комплекса и связи Создание демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности на базе пилотных проектов Строительство энергоавтономного дома в г. Барнауле Надстройка котельной ГУП "Алтайавтодор" газопоршневой миниТЭЦ суммарной мощностью 0,95 МВт Надстройка котельной газопоршневой миниТЭЦ суммарной мощностью 1,26 МВт поселка Южный Надстройка котельной ОАО "Алтайкровля" газотурбинной ТЭЦ Надстройка котельной ОАО "Алтайвагон" газотурбинной ТЭЦ суммарной мощностью 6 МВт Надстройка котельной ОАО ХК "Барнаултрансмаш" газопоршневой миниТЭЦ суммарной мощностью 1 МВт Энергосбережение на предприятиях и организациях, финансируемых из краевого бюджета Первоочередные мероприятия по программе "Энерго- сбережение" Министерства образования РФ Комплексные мероприятия по энергосбережению отрасли "Образование" Комплексные мероприятия по энергосбережению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю Мероприятия по энергосбережению управления делами администрации края Мероприятия по энергосбережению комитета администрации края по печати и информации Пилотный проект "Насос - теплогенератор Петракова" Итого |
ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" Межрайонные электрические сети Межрайонные электрические сети Межрайонные электрические сети Бийские межрайонные электрические сети Межрайонные электрические сети ЗАО "Водоканал Барнаула" ЗАО "Водоканал Барнаула" главное управление сельского хозяйства администрации края Алтайское отделение Зап. - Сиб. ж.д. ОАО "Алтайграж- данпроект" Органы местного самоуправления ГУП "Алтай- стройзаказчик" Органы местного самоуправления и предприятия жилищно - коммунального хозяйства ОАО "Алтай - телеком", районные управления почтовой связи Органы местного самоуправления и предприятия жилищно - коммунального хозяйства Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления и предприятия жилищно - коммунального хозяйства Барнаульское муниципальное трамвайно - троллейбусное предприятие Предприятия сектора транспортного комплекса и связи Администрация Алтайского края КГУП "Алтай- автодор" Муниципаль- ное предприятие "Барнаульские тепловые сети" ОАО "Алтайкровля" ОАО "Алтайвагон" ОАО ХК "Барнаул- трансмаш" Администрация Алтайского края Краевые учреждения образования, администрации районов, городов Подведом- ственные организации Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю Управление делами администрации края Типографии Комитет администрации края по жилищно - коммунальному и газовому хозяйству |
ОАО "Энергосеть- проект", г. Новосибирск ОАО "Энергосеть- проект", г. Новосибирск ОАО "Энергосеть- проект", г. Новосибирск ОАО "Энергосеть- проект", г. Новосибирск ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" ОАО "Алтайэнерго" Трест "Алтайсеть- электросеть строй" Межрайонные электрические сети Межрайонные электрические сети Бийские межрайонные электрические сети Межрайонные электрические сети ЗАО "Элтехникс" ЗАО "Элтехникс" ОАО "Алтайсель- хозэнерго" Предприятия и подразделения Алтайского отделения Зап. - Сиб. ж.д. НИИ строительной физики, г. Москва Проектные организации Творческая мастерская "Тектоника" Специализи- рованные организации ОАО "Алтай - телеком", районные управления почтовой связи Специализи- рованные организации Специализи- рованные организации Специализи- рованные организации ООО "Тепло- водприбор" Предприятия сектора транспортного комплекса и связи КГУП "Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбереже- ния" Специализиро- ванные организации Специализиро- ванные организации Специализиро- ванные организации Специализиро- ванные организации Специализиро- ванные организации Алтайский региональный научно - учебный инновационный центр энергосбере- жения АлтГГУ Специализиро- ванные организации Подведом- ственные организации Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю Специализиро- ванные организации Специализиро- ванные организации АГТУ ООО "Радекс", "ИВЭП" СО РАН, "Росзолото- проект" |
амортизац. отчисления амортизац. отчисления амортизац. отчисления амортизац. отчисления амортизац. отчисления, собственные средства собственные средства собственные средства собственные средства собственные средства собственные средства собственные средства собственные средства долевое участие предприятий и организаций строительного комплекса местный бюджет"*" местный бюджет"*" местный бюджет"*" собственные средства местный бюджет"*" местный бюджет"*" местный бюджет"*" собственные средства собственные средства средства, консолидиро- ванные Региональной энергети- ческой комиссией Алтайского края собственные средства, финансовый лизинг собственные средства, финансовый лизинг, привлечение инвестиций собственные средства собственные средства, привлечение инвестиций собственные средства, привлечение инвестиций собственные средства, краевой бюджет"*" краевой бюджет"*" собственные средства федеральный бюджет, собственные средства краевой бюджет"*" местный бюджет"*", собственные средства краевой бюджет"*" |
- 971 |
х 1,4 0,36 14,2 39 20,0 0,3 0,15 0,3 0,04 79,8 6,3 8,5 7,5 - - - 6 8,97 11,2 9,66 0,3 0,1 214 |
х 1,4 3,5 0,36 14,2 39,3 20,0 0,45 0,2 0,11 0,04 99,4 - - 43,5 43,5 6,0 6 8,32 6,0 10,3 0,1 1,6 304 |
х х х 1,4 0,36 14,2 39,6 20,0 0,45 0,2 0,15 0,04 101,4 - - - - - 6 8,42 10,2 10,2 1,3 214 |
х 1,4 0,36 14,2 39,6 20,0 0,3 0,06 0,04 138,37 - - - - - 4 8,42 2,15 9,35 1,0 239 |
экономия 3 - 6% потребляемых энергоресурсов экономия 3 - 6% потребляемых энергоресурсов экономия 3 - 6% потребляемых энергоресурсов экономия 3 - 6% потребляемых энергоресурсов экономия 3 - 6% потребляемых энергоресурсов экономия 5,0 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года экономия 32,1 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 1 год экономия 0,71 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 3 года экономия 105,74 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 3 года экономия 400 тыс. кВтч, 0,17 - млн. руб. в год экономия 284 тыс. кВтч, 0,122 - млн. руб. в год экономия 30 тыс. кВтч, 0,013 - млн. руб. в год экономия 35 тыс. кВтч, 0,014 - млн. руб. в год 5 тыс. счетчиков экономия 0,81 млн. руб. в год экономия 1,53 млн. руб. в год 1700 щитов учета экономия 2,9 млн. кВтч применение эффективных схем теплоснабжения, определение объемов реконструкции сокращение потребления тепла на объекте не менее чем на 30% в 2001 - 2005 годах установить 5170 счетчиков экономия 3,0 млн. руб. в год в 2001 - 2005 годах установить 5610 счетчиков в 2001 - 2005 годах установить 530 счетчиков в 2001 - 2005 годах 9200 систем экономия 3,0 млн. руб. за 2001 - 2005 годы экономия 13,1 млн. руб. за 2001 - 2005 годы отработка современных технологий энергосбере- жения и использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии для поддержания в зданиях нормативных параметров микроклимата экономия 1,4 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года экономия 1,4 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года экономия 16 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года экономия 16 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2 года экономия 1,8 тыс. т.у.т., срок окупаемости - 2,5 года экономия - 1,35 млн. руб. в год экономия тепловой энергии - 20%, снижение теплопотерь на 12 - 20%, экономия угля - 20% экономия 8,4 тыс. т.у.т., 45,8 млн. руб. за 2001 - 2005 годы учет тепловой и электрической энергии, экономия тепловой энергии учет тепловой энергии, экономия электрической энергии получение тепловой энергии без сгорания органического топлива К>1 |
--------------------------------
"*" Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов устанавливаются при утверждении бюджетов на соответствующий год.
Приложение N 2
энергосбережения Алтайского края
на 2002 - 2005 годы"
Предложения хозяйствующих субъектов Алтайского края по производству
энергоэффективного оборудования (2002 - 2005 годы)
Производство энергоэффективного оборудования на 2002 - 2005 годы
по предприятию по "Бийскэнергомаш"
Наименование оборудования, марка |
Единичная мощность, МВт, т/ч |
Количество, штук | Показатели энергетической эффективности |
Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования) |
|||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | КПД, % |
Расход топлива на ед. мощности |
По КПД | По расходу топлива на ед. мощности |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Котел паровой ДЕ-25-14(24)ГМ Котел паровой ДЕ-16-14(24)ГМ Котел паровой ДЕ-10-14(24)ГМ Котел паровой ДЕ-6,5-14(24)ГМ Котел паровой ДЕ-4-14(24)ГМ Котел паровой для сжигания древесных отходов на турбину КЕ-20-39-370Д (заменяет два котла ДКВр 10-39-440ПМ) Котел пароводогрейный УСШВ-1-14ГМДВ для сжигания лузги Котел паровой для сжигания древесных отходов КЕ-6,5-14МТО Котел паровой для сжигания древесных отходов КЕ-10-14МТО Примечание: 1. 2. 3. Котел паровой Е-1,0-0,9Г (КП-1,0-9Г) Котел паровой Е-1,0-0,9ГМ (КП-1,0-9ГМ) Котел паровой Е-1,0-0,9М (КП-1,0-9М) Котел паровой Е-1,0-0,9Р Котел паровой КПа-0,55Гн (КПС-0,75- 0,7Гн) Котел паровой КПа-0,55Лж (КПС-0,75- 0,7Лж) Котел водогрейный КВа-0,55Гн (КВС-0,55-95Гн) Котел водогрейный КВа-0,55Лж (КВС-0,55-95Лж) Котел паровой Е-1,0-1,4ГМ (ДЕ-1,0-14ГМ) Котел паровой Е-2,5-1,4ГМ (ДСЕ-2,5-14ГМ) Котел паровой Е-2,5-1,4Р (ДСЕ-2,5-14Шп) Котел водогрейный КВ-0,6КБ (ДСЕВ-2,0-95Р) Котел водогрейный КВ-Р-2,0-95 (ДСЕВ-2,0-95Шп) Котел водогрейный КВ-1,6Гн/М (ДЕВ-1,4-95 Гн/М) Примечание: Топливо: уголь КВ-0,63-95Шп КВ-1,86-95Шп КВ-2,5-115Шп Топливо: древесные отходы (влажность 50%) КВ-1,86-95ВД Топливо: газ, мазут КВ-0,63-95ГМ КВ-0,8-95ГМ КВ-1,86-95ГМ КВ-1,86-115ГМ КВ-4,65-115ГМ КВ-11,63-150ГМ КВ-35-150ГМ |
25 т/ч 16 т/ч 10 т/ч 6,5 т/ч 4,0 т/ч 20,0 т/ч 1,0 т/ч Сравнител ДЕ - по о Сравнител КЕ-МТО - Сравнител КЕ-20 - п Померанце 1,0 т/ч 1,0 т/ч 1,0 т/ч 1,0 т/ч 0,75 т/ч 0,75 т/ч 550 кВт/ч 550 кВт/ч 1,0 т/ч 2,5 т/ч 600 кВт/ч 2000 кВт/ч 1600 кВт/ч Характери сравнению Монастыри завода, к сравнению "Черепано 0,63 1,87 2,5 1,86 0,63 0,8 1,86 1,86 4,65 11,63 35 |
30 13 18 22 15 3 1 ная ноше ная о от ная отн а тики с ко енск тлов с ко ферм |
35 15 20 25 18 5 5 ффек ию к ффек ошен ффек шени котл лами го к типа лами ш" |
35 15 25 30 20 5 5 ивно ДКВр ивно ю к ивно к Д в ти Е-1/ тель Ква- КВ-3 |
40 20 25 30 25 5 5 ть к ГМ ть к КВр- ть к Вр-1 а Е- про ого ,55; 0 пр |
93,90 93,00 93,20 92,20 92,10 79,30 84,3 тлов тлов М тлов -39-4 90% 90% 88% 88% 81% 92% 91% 92% 91% 93%/ 88,6% 90%/ 88% 83% 85% 83% 91%/ 86% ,0-0, зводс Кпа-0 извод 83,8 85,0 80,4 79,2 94,2 91,0 94,1 93,8 94,2 92,8 93,6 |
70,0 куб.м/т 71,3 куб.м/т 71,0 куб.м/т 71,7 куб.м/т 71,8 куб.м/т 564 кг/т.ч. 200 кг/т пара/ч ерии ерии ерии 0 с топк 82 куб.м /т пара 82 куб.м /81 кг/т пара 81 кг/т пара 150 кг/т пара 80 куб.м /т пара 69 кг/т пара 0,11 кг/кВт 0,09 кг/кВт 81 куб.м /80кг/ т пара 82 куб.м /81 кг/т пара 130 кг/ т пара 0,18 кг/кВт 0,19 кг/кВт 0,14/ 0,15 кг/кВт даны по ва 55 по тва заво 187,3 185,5 206,8 600 105,6 188,8 113,4 122,6 113,6 115,3 113,9 |
увел. 1,8% увел. 0,9% увел. 0,7% увел. 1,0% увел. 1,5% увел. 3,0% аналога нет й +4% +4% +4% +5% +12% +55% +12% +11% а +8,8% +3% +0,4% +4,2% +2,2% +2,0% +2,1% +1,8% +2,2% +0,8% +1,6% |
сниж. 4,4% сниж. 3,3% сниж. 3,7% сниж. 3,0% сниж. 3,4% сниж. 3,0% -4,6% -4,6% -3,5% -13% -11,1% -10,3% -35% -34% -8% -3% -0,4% -4,2% -2,2% -2,0% -2,1% -1,8% -2,2% -0,8% -1,6% |
* Поставка блочная в обшивке изолятора
** Котлы автоматизированные отечественной микропроцессорной техникой
Производство энергетического оборудования на 2002 - 2005 годы на ОАО "Сибэнергомаш"
Наименование оборудования, марка |
Единичная мощность, тонн пара в час, МВт |
Количество, штук | Показатели энергетической эффективности |
Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования) |
|||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | КПД, % |
Расход топлива на ед. мощности, т/т x ч-1 |
По КПД | По расходу топлива на ед. мощности |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Котел паровой БКЗ 360-13,8 Котел паровой БКЗ 420-13,7 Котел паровой БКЗ 500-13,8 Котел паровой БКЗ 210-140 Г Котел паровой БКЗ 210-140 Котел паровой БКЗ 220-100 Котел паровой БКЗ 220-100 ГМ Котел паровой БКЗ 100-3,9КС Котел утилизатор водогрейный КУВ18,6(16)-170 |
360 420 500 240 270 240 220 53 18,6 МВт |
1 1 30 |
1 1 1 1 100 |
1 1 1 200 |
1 1 1 200 |
90,44 92,08 91,5 94,5 89,7 89,5 94,0 84,3 76,5 |
0,094 0,092 0,093 0,079 0,096 0,096 0,092 0,11 - |
100,3 100,45 100,5 100,8 100,2 100,3 100,2 Сжиган древес Утилиз газов газово |
100,3 100,45 100,5 100,8 100,2 100,3 100,2 е коры и ых отходов ция тепла, осле турбины |
Производство теплообменного оборудования и сосудов на 2002 - 2005 годы
на ОАО "Сибэнергомаш"
Наименование оборудования |
Единичная мощность |
Количество, штук |
Показатели энергетической эффективности |
Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования) |
Деаэраторы повышенного давления до 1,2 МПа, производитель- ностью от 225 до 3500 т/ч для ТЭС Деаэраторы для парогазовых установок Деаэраторы атмосферного давления производи- тельностью 5.15, 25, 50, 100 т/ч Деаэраторы повышенного давления до 1,4 МПа, производи- тельностью до 6500 т/ч для АЭС Деаэраторы для поставки на экспорт Сосуды различного назначения |
Энергоблоки ТЭС мощностью 200 - 800 МВт, неблочные электро- станции Строящиеся ПГУ Реконструи- руемые и вновь строящиеся станции и котельные Строящиеся АЭС нового поколения с реакторами типа ВВЭР, в т.ч. и на экспорт Реконструи- руемые и вновь строящиеся объекты за рубежом Реконструи- руемые и вновь строящиеся объекты |
до 10 до 10 до 25 2 до 10 до 50 |
Повышенная экономичность блока при работе на скользящем давлении. Пониженные массогабаритные показатели. Повышенная надежность Простота конструкции и технического обслуживания. Пониженная металлоемкость. Обеспечение необходимого диапазона допустимых тепловых и гидравлических нагрузок. Повышенная надежность в различных эксплуатационных условиях. Повышенная надежность и гидродинамическая устойчивость при работе на скользящем давлении, в пусковых, переходных и аварийных режимах Выполнение условий контракта Выполнение условий заказа |
Производство энергоэффективного оборудования на 2002 - 2005 годы
по предприятию ОАО "Сибэнергомаш"
Наименование оборудования, марка |
Единичная мощность, МВт, т/ч |
Количество, штук | Показатели энергетической эффективности |
Сравнительная энергетическая эффективность, % (по сравнению со средними значениями аналогичного оборудования) |
|||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | КПД, % |
Расход топлива на ед. мощности |
По КПД |
По расходу топлива на ед. мощности |
||
Дымосос ДН22х2С для котлов 320-410 тп/ч Вентилятор ВВГД-14 для котлов ЦКС Дымосос ДН-31х2С для котла 960 тп/ч с регулируемым приводом |
1 |
2 |
2 |
2 | 84 85 86 |
- - - |
14 13 11 |
- - - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 12 августа 2002 г. N 441 "Об утверждении основных направлений энергосбережения Алтайского края на 2002 - 2005 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 23 августа 2002 г. N 221 - 223, Сборнике законодательства Алтайского края, август 2002 г. N 76, с.71