Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Барнаульской
городской Думы
от 27 апреля 2001 г. N 115
Программа содействия занятости населения
г. Барнаула на 2001-2003 годы
Паспорт
программы содействия занятости населения
г. Барнаула на 2001 - 2003 годы
Наименование, но- - Закон Российской Федерации "О занятости
мер и дата принятия населения в Российской Федерации" (ст. ст.
решения о разработке 14, 15), распоряжение
Программы администрации Алтайского края от 25.08.2000 г. N 857-р
О разработке краевой, городских и районных
программ содействия занятости населения
на 2001-2003 годы, распоряжение Департамента
ФГСЗН по Алтайскому краю от 30.08.2000 года
N 01-14/04-01-1107
Разработчик - Барнаульский городской центр занятости на-
Программы селения с участием отделов, комитетов и
служб администрации города
Цель и задачи Про- - Принятие оперативных и перспективных мер
граммы, важнейшие содействия занятости населения по следую-
целевые показатели щим направлениям:
- обеспечение предприятий рабочей силой в
соответствии с запросами работодателей;
- повышение качества и конкурентоспособно-
сти рабочей силы посредством развития системы
обучения, переобучения, переподготовки и
повышения квалификации незанятого и ра-
ботающего населения;
- сдерживание роста численности безработных
за счет организации и проведения опережаю-
щего переобучения и переподготовки персо-
нала, социальной защиты работников органи-
заций, находящихся на грани банкротства,
финансовой поддержки работодателей, осу-
ществляющих профессиональную подготовку
персонала;
- содействие трудоустройству граждан, особо
нуждающихся в социальной защите (молодежи,
женщин, инвалидов, граждан, уволенных с
военной службы, освобожденных из учреждений
уголовно - исполнительной системы);
- развитие общественных и временных работ для
гарантированного трудоустройства безработных
граждан, эффективной целевой поддержки лиц,
потерявших работу, смягчения последствий
долговременной безработицы;
- содействие малому и среднему бизнесу, част-
ному предпринимательству, самозанятости;
- оказание социальной поддержки безработным в
период поиска работы;
- информационное обеспечение политики за -
нятости в городе
Ответственные за ис- - Барнаульский городской центр занятости
полнение программ- населения;
ных мероприятий - Комитет администрации города по финан -
(головные исполни- сам, налоговой и кредитной политике;
тели) - Комитет администрации города по образо -
ванию;
- Комитет администрации города экономике;
- Отдел администрации города по промыш -
ленности и вопросам труда;
- Исполнительные органы МСУ районов города
Сроки и этапы реа- - 2001 - 2003 годы
лизации Программы
Источники финанси- - Средства федерального, краевого и местного
рования бюджетов, работодателей.
Программы
Ожидаемые конеч- - Реализация мероприятий Программы позволит:
ные результаты реа- - удержать уровень регистрируемой безрабо -
лизации Программы тицы к трудоспособному населению в 2001-2003
годах в пределах 0,8% (к экономически
активному населению - в пределах 1,1 про -
цента);
- оказать посредничество в трудоустройстве
(с учетом подростков, трудоустроенных в
период летних каникул) в 2001-2003 годах -
около 60 тыс. человек;
- обеспечить временное трудоустройство еже -
годно за счет организации общественных работ
4,0 тыс. человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу
ежегодно 50 чел. безработных;
- предоставить возможность получения необ -
ходимых для последующего трудоустройства
профессиональных навыков и знаний в 2001-
2003 гг.-2,9 тыс. безработным; в т.ч. в 2001 г.-
1,1 тыс. чел.
Контроль за испол- - Контроль за исполнением Программы осуще -
нением Программы ствляет администрация города, Барнаульский
городской центр занятости населения.
Введение
Программа содействия занятости населения г. Барнаула на 2001 - 2003 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", распоряжением администрации края от 25.08.2000 года N 857-р о разработке краевой, городских и районных программ содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы, распоряжением Департамента ФГСЗН по Алтайскому краю N 01-14/04-01-1107 от 30.08.2000 года.
Основой для разработки Программы послужили План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, План социально-экономического развития Алтайского края, Программа социально - экономического развития города и другие целевые программы, направленные на структурную перестройку экономики Барнаула, социальную защиту групп населения, особо нуждающихся в социальной поддержке.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения г. Барнаула на 1998 - 2000 годы в части важнейших целевых показателей и главных направлений политики занятости.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г. Барнаула на 2001 год, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда города с учетом предложений отделов администрации города.
Программа определяет основные направления государственной политики занятости населения на 2001 - 2003 годы и предусматривает реализацию конкретных направлений содействия трудоустройству граждан.
I. Занятость и рынок труда
Изменения в сфере занятости в 1998 - 2000 годах
Начиная с 1999 года, в экономике города зафиксирован рост производства, который происходит во всех отраслях промышленности. Индекс физического объема промышленного производства по состоянию на 01.01.2001 г. составил 112,8%, что на 20,3% выше уровня 1998 года.
Значительного изменения в общей численности занятых в экономике не произошло, и по предварительным данным к концу 2000 года этот показатель составил 285984 человека. Значительного перераспределения работающих по формам собственности в 1998 - 2000 гг. не было.
Потребность экономики в квалифицированных кадрах в 1998 - 2000 гг. характеризовалась устойчивым спросом на рабочие специальности (80-86% от общего числа вакансий), а вакансии для ИТР и служащих составили не более 20%.
Отмечается, что наибольшее число свободных рабочих мест сосредоточено в негосударственном секторе экономики, а по отраслям: в промышленности и строительстве.
В 1998 году отмечался резкий спад числа вакансий. Коэффициент напряженности на рынке труда города на конец 1998 года составлял 12,3 человека на одно вакантное место. С 1999 года в результате оживления производства наблюдается рост потребности в рабочих кадрах и соответственно снижение коэффициента напряженности, который по состоянию на 01.01.2001 г. составил 1,3 человека.
Наибольшее количество новых рабочих мест сосредоточено в торговле и сфере бытовых услуг.
В 2000 г. за счет средств работодателей создано 8544 рабочих места (в 1999 г. - 8503 раб. места).
На предприятиях города, по-прежнему, имеет место вынужденная неполная занятость, однако ее масштабы в 1999 - 2000 гг. по сравнению с 1998 годом снизились.
Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998 - 2000 годах
В последние два года на рынке труда города произошло уменьшение общей численности неработающих граждан, активно ищущих работу, которые классифицируются в соответствии с методологией МОТ как безработные. Если в 1998 г. их численность составляла 43978 человек, то в 1999 г. она снизилась до 37118 человек. К концу 2000 г. общая численность безработных по г. Барнаулу по оценочным данным уменьшилась до 36263 человека. Уровень общей безработицы к экономически активному населению снизился с 15,5% в 1998 г. до 11,5 в 1999 г.. На конец 2000 г. уровень общей безработицы по оценочным данным составил 11,2%.
Ежегодно в службе занятости регистрируется около 36 тыс. человек и каждый второй трудоустраивается.
С 1999 года наметились ощутимые сдвиги в масштабах и уровне регистрируемой безработицы. Число безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости г. Барнаула, начиная с начала 1999 года, уменьшилось почти в 2,1 раза и по состоянию на 01.01.2001 г. составило 3078 человек, при этом уровень регистрируемой безработицы в расчете на одного человека в трудоспособном возрасте снизился с - 1,6% по состоянию на 01.01.99 г. до 0,7% - на 01.01.2001 г.
Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001 - 2003 годы
Численность населения города на 1 января 2001 года составила 645,2 тыс. человек (уменьшилась на 3 тыс. человек). И хотя естественная убыль населения сохраняется, ее темпы замедляются (-2529 чел. в 1999 году, - 2467 чел. в 2000 году). Из общей численности населения число граждан в возрасте моложе трудоспособного составляет 17,4%, в трудоспособном возрасте - 64,1 %, старше трудоспособного - 18,5%. Наибольшую долю населения составляют женщины - 53,8% (346,9 тыс. чел.), соответственно мужское население составляет 46,2% (298,2 чел.).
На 01.01.2001 г. по оценочным данным трудовые ресурсы г. Барнаула составили 413,8 тыс. чел. (64,1% от численности населения).
По прогнозным расчетам рынок труда города в 2001-2003 годах может составить 277,7 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 90,9 тыс. чел.
К концу прогнозируемого периода уровень общей безработицы в расчете к экономически активному населению составит 11,5%, а уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению - 0,8%.
Наименее конкурентоспособной по-прежнему остается молодежь, не имеющая профессиональных навыков. Ее численность на рынке труда составит около 12 тыс. чел. ежегодно, а к 2003 году может достигнуть 12,3 тыс. человек. Намечается увеличение числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений города в связи с увеличением приема в эти учебные заведения в 1996 - 98 годах.
Будет продолжаться процесс высвобождения работников с предприятий и учреждений города. Ожидается, что по этой причине на рынке труда в прогнозируемом периоде окажутся около 12 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 3,6 тыс. чел.
Будут испытывать затруднения с работой демобилизованные из рядов Вооруженных Сил, на рынке труда их может оказаться более 1,2 тыс. чел. в год, а также освобожденные из мест лишения свободы - около 1,7 тыс. чел. соответственно.
II. Политика на рынке труда
Повышение уровня занятости
В условиях напряженной ситуации на рынке труда в целях повышения уровня занятости Программой предусматриваются активные методы регулирования рынка, к которым относятся:
- трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы, относящиеся к числу приоритетных направлений содействия занятости населения;
- содействие занятости слабозащищенных групп населения;
- оказание содействия выпускникам учебных заведений в разрезе программы "Молодежная практика";
- временное трудоустройство несовершеннолетних граждан;
- содействие в организации предпринимательской деятельности.
Взаимодействие с работодателями, негосударственными организациями
как с партнерами в решении проблем занятости
В прогнозируемом периоде служба занятости продолжит свою работу по взаимодействию с работодателями по основным направлениям:
- формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест;
- посещение предприятий работниками службы занятости с целью оказание информационно-консультационных услуг работодателям, предувольнительных консультаций высвобождаемым работникам;
- проведение ярмарок вакансий рабочих мест для работодателей;
- совместная работа с работодателями по организации общественных работ, "Молодежной практики", временной занятости;
- проведение совещаний с руководителями и специалистами предприятий;
- взаимодействие с негосударственными кадровыми агентствами, биржами труда.
Помимо этого служба занятости будет изыскивать новые формы работы с работодателями.
III. Содействие занятости населения
Предполагается, что в период 2001 - 2003 гг. обратится в службу занятости за содействием в трудоустройстве (с учетом школьников) более 100 тыс. чел., в том числе в 2001 г. - 42,9 тыс. человек. При этом ежегодно более 20 тыс. человек будут трудоустроены.
Служба занятости направляет свои усилия на сокращение периода поиска безработными нового рабочего места; адаптацию человека к новым жизненным реалиям, организацию трудоустройства безработных граждан.
Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения
В целях профилактики безработицы необходимо повысить уровень информированности граждан, ищущих работу и работодателей о возможностях трудоустройства, о положении на рынке труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы через средства массовой информации, информационные стенды, буклеты службы занятости; обеспечить население знаниями и навыками самостоятельного трудоустройства и эффективного использования возможностей службы занятости.
Для проведения профориентационной работы и оказания психологической поддержки высвобождаемым работникам и незанятому населению необходимо:
- оказывать предувольнительные консультационные услуги;
- обеспечить обращающихся граждан психологической помощью и услугами по профориентации, профдиагностике, консультированию по выбору профессии, подбору и определению учебного заведения для профессионального обучения;
- по желанию обратившихся проводить в службе занятости анкетирование, тестирование с использованием экспресс-системы диагностики для определения профпригодности граждан к различным профессиям.
За 2001 - 2003 гг. будут оказаны профориентационные услуги 61000 чел., в т.ч. в 2001 г. - 28000.
Профессиональное обучение безработных граждан
За 2001 - 2003 гг. предполагается предоставить услуги по профессиональному обучению - 2,9 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 1,1 тыс. чел.. Финансирование данного мероприятия будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели в 2001 г. составят 2586,25 тыс. рублей.
Для реализации профессионального обучения будет использована база Учебно - методического центра Департамента ФГСЗН и сеть учебных заведений города всех уровней.
Подготовку и переподготовку безработных граждан намечается осуществить по следующим направлениям:
- обучение граждан под гарантированные рабочие места для предприятий, организаций;
- подготовка по профессиям, имеющим спрос на рынке труда;
- обучение профессиям, ориентированным на самозанятость, индивидуальную трудовую деятельность;
- предупреждающее переобучение высвобождаемых работников.
Для этого необходимо:
1. Изучение конъюнктуры
рынка труда, определение В течение Барнаульский го-
перечня конъюнктурно- 2001 - 2003 гг. родской центр
способных профессий для занятости насе-
определения профилей обу- ления
чения и переподготовки без-
работных и незанятого насе-
ления.
2. Проведение совещаний ру- В течение Барнаульский го-
ководителей учебных заве- 2001 - 2003 гг. родской центр
дений, на базе которых занятости насе-
осуществляется обучение ления
безработных граждан.
3. Проведение предувольни-
тельных консультаций на В течение Барнаульский го-
предприятиях для высвобо- 2001 - 2003 гг. родской центр
ждаемых работников. занятости насе-
ления
4. Организация системы пре- В течение Барнаульский го-
дупреждающего переобуче- 2001 - 2003 гг. родской центр
кия высвобождаемых ра- занятости насе-
ботников на базе сущест- ления
вующих учебных заведений
с последующим трудоуст-
ройством.
5. Организация системы ин- В течение Пресс - служба
формации населения о воз- 2001 - 2003 гг. городской адми-
можностях и условиях под- нистрации,
готовки, повышения квали- Барнаульский го-
фикации и переподготовки, родской центр,
а также профессиональной занятости насе-
ориентации и социально- ления
-трудовой реабилитации вы-
свобождаемых и незанятых
Граждан по приобретению
профессий, необходимых го-
роду.
Правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку будут пользоваться безработные, особо нуждающиеся в социальной защите.
Общественные работы
Общественные работы являются приоритетным направлением содействия занятости населения.
По программе к общественным работам будет привлечено 4000 чел. ежегодно.
В 2001 году расходы на организацию общественных работ составят 10021,87 тыс. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 5019,31 тыс. руб.;
- средства краевого бюджета - 2502,56 тыс. руб;
- средства местного бюджета - 2000,00 тыс. руб.;
- средства предприятий - 500 тыс. рублей.
Для решения этой задачи необходимо:
1. Определить перечень наибо- Ежегодно Комитет
лее значимых видов общест- I квартал по экономике ад-
венных работ для города и министрации города,
рекомендовать их реализа- Барнаульский го-
цию. родской центр
занятости населения,
юридический от-
дел администрации
города
2. Организовать разъяснитель- В течение Барнаульский го-
ную и рекламную работу через 2001 - 2003 гг. родской центр
средства массовой информации занятости населения,
об организации и проведении работодатели
общественных работ.
3. Организовать работу по за- В течение Барнаульский го-
ключению договоров с 2001 - 2003 гг. родской центр
предприятиями, учрежде- занятости населения
ниями, организациями, на
базе которых будут прово-
диться общественные работы.
4. Оказать организационно- В течение Барнаульский го-
методическую помощь пред- 2001 - 2003 гг. родской центр
приятиям в решении вопро- занятости населения
сов, связанных с проведе-
нием общественных работ.
5. Осуществлять контроль за В течение Барнаульский го-
соблюдением договорных 2001 - 2003 гг. родской центр
обязательств между службой занятости населения
занятости населения и рабо-
тодателями в части органи-
зации и проведения общест-
венных работ.
6. Предусмотреть льготы по Ежегодно Комитет
налогу на прибыль на пери- по экономике,
од проведения общественных Управление по
работ для предприятий, финансам, нало-
активно содействующих ор- говой и кредитной
ганизации и проведению политике
общественных работ, в пре- администрации
делах сумм налоговых пла- города,
тежей, направляемых в го- Барнаульский го-
родской бюджет. родской центр
занятости насе-
ления
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской
инициативы безработных граждан
В прогнозируемом периоде одним из направлений работы службы занятости останется стимулирование индивидуальной предпринимательской деятельности незанятого населения.
Для реализации этого направления в работе по содействию в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы у безработных, а также их адаптации к условиям рынка труда службой занятости города планируется оказание помощи лицам, изъявившим желание организовать собственное дело.
Предусматривается, что за период 2001 - 2003 годов 150 безработным гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 2001 г. - 50 чел. Расходы службы занятости (из средств федерального бюджета) на эти цели в 2001 году составят 273,4 тыс. рублей.
Дня этого необходимо:
1. Консультирование и про- В течение Комитет
фессиональная ориентация 2001 - 2003 гг. по экономике ад-
незанятых граждан, опреде- министрации го-
ление перспективных видов рода, Барнауль-
малого предпринимательства ский городской
в целях привлечения к его центр занятости
развитию безработных. населения
2. Организация консультаций В течение Барнаульский
по открытию собственного 2001 - 2003 гг. городской центр
дела, составлению устава, занятости насе-
бизнес-плана. ления
3. Обучение профессиям, ори- В течение Барнаульский го-
ентированным на самозаня- 2001 - 2003 гг. родской центр
тость, индивидуальную тру- занятости насе-
довую деятельность. ления.
4. Финансовая поддержка на В течение Барнаульский го-
стадии становления собст- 2001 - 2003 гг. родской центр
венного дела: занятости насе-
- оплата расходов, свя- ления
занных с регистрацией
предпринимательской
деятельности;
- выдача безвозмездных
субсидий.
Поддержка и содействие занятости граждан с ограниченной трудоспособностью
К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их численности составляет около 12 процентов.
Основной целью государственной политики в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью.
Предусматривается, что в 2001 - 2003 гг. будет трудоустроено в счет субсидии 400 инвалидов, в том числе в 2001 году - 200 человек. Затраты на эти цели в 2001 году составят 480,24 тыс. рублей.
Для этого необходимо:
1. Определить приоритетные 1 полугодие- Барнаульский го-
профессии и специальности, ежегодно родской центр
овладение которыми дает занятости насе-
инвалидам наибольшую ления
возможность быть конку-
рентоспособными.
2. Определить предприятия, Ежегодно Барнаульский го-
организации для создания родской центр
субсидируемых рабочих занятости насе-
мест. ления
3. Заключить договоры с пред- Ежегодно Барнаульский го-
приятиями и организациями родской центр
на создание дополнительных занятости насе-
рабочих мест. ления
4. Осуществлять контроль за Ежегодно Барнаульский го-
целенаправленным исполь- родской центр
зованием дополнительных занятости насе-
рабочих мест. ления
5. Способствовать сохране- В течение Барнаульский го-
нию и созданию дополни- 2000 - 2003 гг. родской центр
тельных рабочих мест на занятости насе-
имеющихся специализиро- ления
ванных предприятиях (це-
хах, участках), в т.ч.
субсидируемых рабочих
мест для трудоустройства
инвалидов; оказание
необходимой финансовой
поддержки.
Для трудоустройства данной категории граждан и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, службе занятости, руководствуясь Законом Алтайского края "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и испытывающих трудности в поиске работы" N 60-ЗС от 09.12.98 г., необходимо:
Продолжить работу с пред- Комитет
приятиями по трудоустрой- В течение по экономике
ству инвалидов в счет уста- 2001 - 2003 гг. администрации города,
новленной квоты Барнаульский
городской центр
занятости населения
Поддержка и содействие занятости военнослужащих,
уволенных с военной службы, и членов их семей
По прогнозам к 2004 году из армии будут уволены и прибудут в город порядка 4859 человек. Как правило, все офицеры имеют высшее или среднее специальное образование. Высококвалифицированные, работоспособные, социально активные - эти люди далеко не всегда и не в полной мере находят свое место в гражданской жизни.
Необходимо обеспечить социальную защиту военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность, а также более эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности.
Для обеспечения занятости данной категории граждан необходимо:
1. Обеспечить качественный Постоянно Барнаульский
уровень проведения проф- городской центр
ориентационной работы занятости насе-
среди бывших военнослу- ления
жащих.
2. В соответствии с потребно- Постоянно Барнаульский
стями рынка труда прово- городской центр
дить переподготовку воен- занятости насе-
нослужащих и лиц, уволен- ления
ных с военной службы, с
учетом их профессиональ-
ных знаний и навыков.
3. Проводить мероприятия по В течение Барнаульский го-
социальной адаптации на 2001 - 2003 гг. родской центр
рынке труда посредством занятости насе-
участия в программах "Но- ления
вый старт" и "Клуб ищущих
работу"
Поддержка и содействие занятости длительно безработных граждан
Как показывает анализ, безработица продолжает носить длительный, застойный характер. Так, число безработных, состоящих на учете в службе занятости более 6 месяцев, составляет около 43%.
В целях приобретения навыков и сокращения срока поиска работы, смягчения последствий длительной безработицы центр занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу", "Новый старт". На 2001 - 2003 гг. планируется участие в рамках данных программ 200 чел. ежегодно.
Для данной категории безработных Программой предусмотрено:
1. Организовать обязательную В течение Барнаульский
консультацию психолога и, в 2001 - 2003 гг. городской центр
случае необходимости, пси- занятости насе-
хологическую поддержку ления
длительно безработным
гражданам.
2. Проводить тестирование с В течение Барнаульский
целью определения профес- 2001 - 2003 гг. городской центр
сиональной пригодности занятости насе-
консультируемого. ления
3. Привлекать длительно без- В течение Барнаульский
работных граждан в перво- 2001 - 2003 гг. городской центр
очередном порядке к уча- занятости насе-
стию в оплачиваемых обще- ления
ственных работах.
Поддержка и содействие занятости молодежи, в том числе
временная занятость несовершеннолетних граждан
Молодежный рынок труда формируется из выпускников учебных заведений и общеобразовательных школ, неработающих или потерявших работу молодых людей до 29 лет, а также несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет, желающих работать в период летних каникул и в свободное от учебы время.
Первоочередными задачами в области содействия занятости молодежи в 2001 - 2003 годах будут создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, а также сокращение периода поиска работы для остальной ее части.
За 2001 - 2003 годы программой "Молодежная практика" предусмотрено трудоустроить 395 молодых специалистов на временные рабочие места (в том числе в 2001 году - 195 чел.); затраты на эти цели в 2001 году составят 869,76 тыс. рублей.
В целях приобщения подростков к труду, получения ими профессиональных навыков будет продолжена практика организации временных дополнительных рабочих мест.
На 2001 - 2003 гг. планируется в рамках данной Программы трудоустроить 12000 человек ежегодно. Затраты на эти цели в 2001 году составят 3948,43 тыс. рублей.
Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из семей безработных граждан, многодетных семей, неполных семей.
Для реализации данных программ необходимо:
1. Совершенствование системы В течение Барнаульский го-
профессиональной ориента- 2001 - 2003 гг. родской центр
ции молодежи, оказание занятости насе-
квалифицированной помо- ления, админи-
щи в выборе профессий. страции города и
районов
2. Расширение договорных
форм подготовки рабочих и В течение Барнаульский го-
специалистов между пред- 2001 - 2003 гг. родской центр
приятиями, учебными заве- занятости насе-
дениями и обучающимися. ления, админи-
страции города и
районов
3. Проведение ярмарок рабо- В течение Барнаульский го-
чих и учебных мест для мо- 2001 - 2003 гг. родской центр
лодежи, аукционов моло- занятости насе-
дых специалистов ления
4. С целью адаптации на рын- В течение Барнаульский го-
ке труда для учащихся и 2001 - 2003 гг. родскайцеюпр
выпускников общеобразо- занятости насе-
вательных школ проведение ления
дней открытых дверей.
5. Введение субсидированной В течение Барнаульский го-
занятости для отдельных ка- 2001 - 2003 гг. родской центр
тегорий молодежи: занятости насе-
- выпускников спец. школ, ления, админи-
- детских домов; страции города и
- инвалидов; районов
- детей из многодетных се-
мей.
6. Продолжение работы по В течение Барнаульский го-
программе "Молодежная 2001 - 2003 гг. родской центр
практика" в целях повыше- занятости насе-
ния конкурентоспособности ления, предпри-
молодых специалистов на ятия и организа-
рынке труда и приобретения ции города
ими практических навыков
работы по полученным про-
фессиям.
7. Организация временного В течение Барнаульский го-
трудоустройства несовер- 2001 - 2003 гг. родской центр
шеннолетних граждан на пе- занятости насе-
риод летних каникул и в ления,
свободное от учебы время. администрации
города и районов
Содействие занятости женщин
Положение женщин на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется, в конечном счете, потребностью в работе, спросом на работников данной социально - демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем ее квалификации, способностью к перемене места работы, профессии, режима труда, а также системой социальной защиты населения в трудовой сфере.
Анализ показывает, что доля женщин в общей численности безработных составляет около 83%.
В 2001 - 2003 годах удельный вес женщин, обратившихся в службу занятости, по-прежнему будет превалировать.
Основными направлениями деятельности по организации занятости женщин в предстоящем периоде будут:
1. Обучение профессиям, поль- В течение Барнаульский го-
зующимся спросом на рынке 2001 - 2003 гг. родской центр
труда, с последующим тру- занятости насе-
доустройством. дения,
администрации
города и районов
2. Привлечение к участию в В течение Барнаульский го-
общественных работах. 2001 - 2003 гг. родской центр
занятости населения,
администрации
города и районов
3. Содействие в организации В течение Барнаульский го-
предпринимательской дея- 2001 - 2003 гг. родской центр
тельности. занятости насе-
ления,
администрации
города и районов
4. Обучение профессиям, обес- В течение Барнаульский го-
печивающим самозанятость 2001 - 2003 гг. родской центр
женщин. занятости насе-
ления,
Комитет по
экономике адми-
нистрации горо-
да
5. Психологическая поддержка В течение Барнаульский го-
в Клубе ищущих работу. 2001 - 2003 гг. родской центр
занятости насе-
ления
Содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Предположительно в 2001 - 2003 годах в службу занятости обратятся порядка 470 человек, прибывших из мест заключения, в том числе в 2001 году - 150 человек.
Сложность работы с этой категорией граждан заключается в том, что большинство из них ни психологически, ни профессионально не готовы к новым условиям рынка труда, так как не имеют профессиональных навыков или утратили их, не имеют жилья и прописки.
Для решения проблем занятости данной категории граждан необходимо:
1. Обеспечить гражданам, ос- В течение Барнаульский го-
вобожденным из мест лише- 2001 - 2003 гг. родской центр
ния свободы, подбор вари- занятости насе-
антов работы с учетом спе- ления
циальности и состояния здо-
ровья, участие в обществен-
ных работах, а также про-
фессиональную подготовку,
переподготовку профессиям,
востребованным на рынке
труда.
2. Проводить мероприятия по В течение Барнаульский го-
социальной адаптации на 2001 - 2003 гг. родской центр
рынке труда через "Клуб занятости насе-
ишущих работу" ления
3. Осуществлять в рамках дей- В течение Барнаульский го-
ствующего Соглашения со- 2001 - 2003 гг. родской центр
трудничество Центра и занятости насе-
ГУИН по вопросам занято- ления, Главное
сти. управление испол-
нения наказаний
4. Содействовать в трудоуст- В течение Барнаульский го-
ройстве на квотируемые ра- 2001 - 2003 гг. родской центр
бочие места. занятости насе-
ления, предпри-
ятия города,
Комитет по эко-
номике, отдел по
промышленности
и вопросам труда
администрации
города
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
В целях расширения возможностей трудоустройства граждан и подбора работников для организаций центр занятости организует ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Этими мероприятиями планируется в 2001 - 2003 гг. охватить 1500 чел., в т.ч. в 2001 г.- 500 человек. Затраты на организацию данных мероприятий в 2001 г. составят 44,00 тыс. рублей.
Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев
В прогнозируемом периоде предполагается прибытие в город более 2 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев.
Решение острых проблем, связанных с содействием занятости беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется в соответствии с мероприятиями по содействию занятости населения.
IV. Поддержка доходов безработных
В течение 2001 - 2003 годов в части поддержки безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры:
- выплата пособий по безработице: 20,8 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 7,0 тыс. человек. Затраты на эти цели в 2001 году составят 19559,84 тыс. рублей.
- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей, (в т.ч. гражданам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, а также одиноким и многодетным родителям): данная помощь будет оказана 1336 чел., в том числе в 2001 году - 336 безработным. Общие расходы за 2001 год составят 261,34 тыс. рублей;
- досрочный выход на пенсию безработных граждан: такая возможность при наличии средств будет предоставлена 104 безработным, в том числе в 2001 г. - 34 чел.
V. Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение Программы
Основным источником финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы в 2001 году составит 39103,43 тыс. рублей, в т.ч.:
- средства федерального бюджета - 32162,87 тыс. рублей;
- средства краевого бюджета - 2502,56 тыс. руб.;
- средства местного бюджета - 3738,00 тыс. рублей;
- средства работодателей - 700 тыс. рублей.
Объемы финансовых затрат на 2002 - 2003 годы будут ежегодно уточняться.
Информационное обеспечение Программы
Совершенствование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения и оперативного реагирования на развитие городского рынка труда будет организовано, по следующим направлениям:
использование возможностей электронных и печатных средств массовой информации города для информирования всех категорий населения, работодателей, общественности:
- о состоянии и перспективах развития социально - трудовой сферы, тенденциях в изменении спроса и предложения рабочей силы, возможностях трудоустройства и обучения;
- о социальном партнерстве и действиях органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов и службы занятости в снижении социальной напряженности и реализации городской Программы содействия занятости населения;
- расширение потока внешней информации, ориентирующей население на осознание необходимости как самостоятельного поиска работы, так и при посредничестве службы занятости, а также повышающей возможности различных категорий населения, в том числе после переобучения, занятий в "Клубе ищущих работу", на курсах "Новый старт", реализовать себя на рынке труда;
- повышение эффективности справочно - информационного обслуживания населения, обращающегося в службу занятости, и работодателей за счет расширения маркетинга предоставляемых им услуг, совершенствования сбора и анализа информации о состоянии рынка труда, улучшения содержания и качества наглядно - справочных и раздаточных материалов, применяемых в информационной деятельности центра занятости населения.
- освещение в средствах массовой информации положительных примеров развития различных форм взаимодействия службы занятости с работодателями, в том числе по проведению ярмарок, миниярмарок и конкурсов вакансий рабочих и учебных мест, семинаров для работодателей по вопросам занятости населения.
- продолжение работы по внедрению автоматизированной системы управления занятостью со следующими функциями:
- учет незанятого населения;
- учет и подбор вакантных мест для работы;
- учет и подбор вакансий для переобучения;
- расчет и выплата пособия по безработице;
- подбор кадров по заявкам предприятий;
- свод статистической отчетности города;
- совершенствование системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости.
VI. Организационное и кадровое обеспечение программы
В целях эффективной реализации Программы будет продолжена работа по совершенствованию организации работы Центра занятости населения, при этом необходимо уделить особое внимание технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, с использованием автоматизированных систем, обеспечивающих стандартизацию базовых процедур работы с клиентами, повышающих оперативность регистрации и учета безработных граждан.
При этом необходимо повышать квалификацию работников службы занятости на федеральном, региональном и местном уровнях.
VII. Действия в условиях наступления кризисной ситуации на рынке труда
При угрозе наступления кризисной ситуации на рынке труда городским центром занятости населения совместно с администрацией города будет принят ряд мер упреждающего характера:
1. Комплексная социально-экономическая оценка народного хозяйства с выявлением сильных и слабых сторон экономических и ключевых проблем, с которыми сталкиваются предприятия города.
Комитет по экономике
2. Анализ рынка труда с поквартальной корректировкой, выявление степени остроты складывающейся ситуации.
Барнаульский городской
центр занятости населения
3. Приостановка массового высвобождения работников или его поэтапное проведение.
Администрация города
4. Введение особых режимов работы производств.
Администрация города
5. Определение численности групп населения, которым в период массового высвобождения необходимо предоставление дополнительной социальной помощи.
Комитет социальной защиты,
комитет по экономике,
Барнаульский городской
центр занятости населения
6. Поддержка доходов безработных в период активного поиска работы и членов их семей.
Барнаульский городской
центр занятости населения
7. Создание временных рабочих мест для трудоустройства молодежи.
Администрации районов
и города, Барнаульский
городской центр занятости
населения
8. Развертывание программ профессионального обучения незанятых граждан.
Барнаульский городской
центр занятости населения,
комитет по экономике
9. Введение системы прямых административных мер в управлении и, в первую очередь, запреты на прием и увольнение работающих, недопущение приостановки работы учреждений образования, социального обслуживания и здравоохранения.
Администрация города
10. Создание временных рабочих групп (наблюдательных советов) для проведения согласованной кадровой политики на предприятиях города.
Администрация предприятий,
администрация районов,
комиссия по предотвращению
критических ситуаций
11. Регулярное информирование администрации города по рынку труда и мерах по предотвращению критической ситуации.
Комиссия по предотвращению
критических ситуаций,
Барнаульский городской
центр занятости населения
12. Введение оперативной еженедельной отчетности о регистрации безработных, трудоустройстве и подготовка предложений о дальнейших действиях.
Барнаульский городской
центр занятости населения
VIII. Эффективность реализации программы
Реализация Программы содействия занятости населения на 2001 - 2003 годы позволит:
- сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 0,8% к трудоспособному населению;
- оказать услуги в подборе подходящей работы 128,2 тыс. чел.;
- обеспечить трудоустройство (с учетом несовершеннолетних граждан в период летних каникул) около 60 тыс. чел., из них:
- трудоустроить в рамках реализации программы "Молодежная практика" - 395 чел.,
- трудоустроить на общественные работы - 12 тыс. чел.,
- поддержать предпринимательскую инициативу 150 безработных граждан;
оказать услуги по профессиональному обучению и переподготовке 2,9 тыс. гражданам;
поддержать доходы более 20 тыс. человек.
IX. Контроль за реализацией программы
О ходе выполнения Программы содействия занятости населения на 2001 - 2003 гг. информируются:
- глава городского самоуправления;
- городская Дума;
- администрация города.
Кроме того, ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях городского координационного совета содействия занятости населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.