Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2019 г. N 51-КГ19-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2019 г. кассационную жалобу законного представителя Жуйкова Андрея Александровича Кочетковой Оксаны Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 ноября 2018 г. по делу N 2-1956/2018 Новоалтайского городского суда Алтайского края по иску прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова Андрея Александровича к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности обеспечить Жуйкова А.А. лекарственным препаратом, о взыскании затрат на проведение генетического обследования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя Министерства здравоохранения Алтайского края по доверенности Еремеева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей кассационную жалобу обоснованной, обжалуемое судебное постановление незаконным и подлежащим отмене в части отмены дополнительного решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., _ года рождения, обратился 10 апреля 2018 г. в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности обеспечить Жуйкова А.А. лекарственным препаратом "..." ("...") в объёме в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности за счёт средств бюджета Алтайского края, а также о взыскании в пользу матери ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. Кочетковой О.А. в счёт возмещения затрат на проведение генетического обследования 35 000 руб.
В обоснование предъявленных требований прокурор г. Новоалтайска Алтайского края ссылался на то, что по обращению Кочетковой О.А. была проведена проверка по факту необеспечения её несовершеннолетнего сына Жуйкова А.А. лекарственным препаратом и отказа в возмещении затраченных денежных средств на проведение генетического обследования.
В ходе проверки прокуратурой г. Новоалтайска Алтайского края было установлено, что Жуйков А.А. является ребёнком-инвалидом, включён в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с июня 2015 года он наблюдается в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская детская клиническая больница" (далее также - ФГБУ "Российская детская клиническая больница") с диагнозом "...".
24 января 2017 г. врачом-генетиком федерального государственного бюджетного научного учреждения "Медико-генетический научный центр" (далее - ФГБНУ "Медико-генетический научный центр") Жуйкову А.А. рекомендовано проведение генетического обследования - 13 апреля 2017 г. врачом-генетиком краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края" (далее - КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края") для исключения у Жуйкова А.А. наследственной ... рекомендовано провести его генетическое обследование по панели "..." в лаборатории общества с ограниченной ответственностью "Геномед" (далее - ООО "Геномед") с разъяснением, что данное обследование не относится к государственным гарантиям и подлежит оплате пациентом.
25 мая 2017 г. в ООО "Геномед" было проведено генетическое обследование Жуйкова А.А. по панели "...". Стоимость данного обследования составила 35 000 руб. и была оплачена Кочетковой О.А. (мать Жуйкова А.А.).
25 мая 2017 г. консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" принято решение рекомендовать Жуйкову А.А. ввиду неэффективности стандартных методик лечения его заболевания, а также наличия данных об эффективном применении препарата "..." ("...") у детей с аналогичным заболеванием применение не менее 4-5 месяцев по жизненным показаниям не зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата "..." ("...").
В связи с этим Кочеткова О.А. (мать Жуйкова А.А.) неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Алтайского края с заявлениями по вопросу обеспечения её сына лекарственным препаратом "..." ("...")
В ответ на эти обращения письмами заместителя министра здравоохранения Алтайского края от 31 августа, 9 октября и 1 ноября 2017 г. Кочетковой О.А. сообщено о невозможности обеспечения её сына лекарственным препаратом "..." ("..."), так как данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, не включён в Государственный реестр лекарственных средств и в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 2885-р, и не входит в стандарты лечения.
24 октября 2017 г. Кочеткова О.А. обратилась к руководителю Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Алтайскому краю) с заявлением об устранении нарушения прав ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., указав на то, что 18 августа 2017 г. Министерством здравоохранения Алтайского края ей было неправомерно со ссылкой на отсутствие финансовой возможности отказано в возмещении понесённых ею 25 мая 2017 г. расходов в размере 35 000 руб. на генетическое обследование по панели "..." её сына Жуйкова А.А.
В письме от 17 ноября 2017 г. руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю Кочетковой О.В. сообщено о невозможности возмещения понесённых ею расходов на оплату генетического обследования по панели "...", так как данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи при, и не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403, в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
28 ноября 2017 г. врачом-генетиком ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" Жуйкову А.А. на основании представленного результата его генетического обследования по панели "..." от 25 мая 2017 г. установлен заключительный диагноз - "...
6 декабря 2017 г. врачебной комиссией и консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Жуйкову А.А. по жизненным показаниям с учётом того, что возможности предшествующей стандартной терапии исчерпаны, рекомендовано продолжение терапии лекарственным препаратом _" ("_") не менее 1 года.
Прокурор г. Новоалтайска Алтайского края полагал, что необеспечение Жуйкова А.А. лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям врачебной комиссией и консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница", нарушает его права как ребёнка-инвалида, а отказ Министерства здравоохранения Алтайского края в возмещении Кочетковой О.А. понесённых ею 25 мая 2017 г. расходов на генетическое обследование её сына Жуйкова А.А. по панели "..." является необоснованным.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 сентября 2018 г. иск прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворён. На Министерство здравоохранения Алтайского края возложена обязанность обеспечить Жуйкова А.А., _ года рождения, лекарственным препаратом "..." ("...") в объёме в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности за счёт средств бюджета Алтайского края. Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обращено к немедленному исполнению.
Дополнительным решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г. удовлетворено исковое требование прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. о взыскании с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Кочетковой О.А. в возмещение затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А. 35 000 руб. за счёт средств бюджета Алтайского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 ноября 2018 г. дополнительное решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г. отменено, в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. о взыскании затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А. отказано. Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 сентября 2018 г. оставлено без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Кочетковой О.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для изменения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 ноября 2018 г. в части выводов о необходимости отмены дополнительного решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г., как незаконного, и об оставлении в силе дополнительного решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 5 июня 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 30 августа 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились прокурор г. Новоалтайска Алтайского края, представители третьих лиц Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю и краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница им. Л.Я. Литвиненко г. Новоалтайска", сведений о причинах неявки не представили. 7 октября 2019 г. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации поступил отзыв на кассационную жалобу и.о. прокурора г. Новоалтайска Алтайского края Якубова А.И., в котором он поддержал кассационную жалобу законного представителя Жуйкова А.А. Кочетковой О.А. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм права были допущены судом апелляционной инстанции при разрешении исковых требований прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. к Министерству здравоохранения Алтайского края о возмещении затрат на проведение генетического обследования в размере 35 000 руб.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Жуйков А.А., 6 июня 2007 года рождения, имеет статус ребёнка-инвалида, он включён в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. С июня 2015 года Жуйков А.А. наблюдается в ФГБУ "Российская детская клиническая больница" (г. Москва) с диагнозом "...", периодически проходит обследования в этом учреждении в связи с необходимостью корректировки лечения.
24 января 2017 г. врачом-генетиком ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" (г. Москва) Жуйкову А.А. рекомендовано проведение генетического обследования - "...".
13 апреля 2017 г. врачом-генетиком КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" (г. Барнаул Алтайского края) для исключения у Жуйкова А.А. наследственной рекомендовано провести его генетическое обследование по панели "..." в лаборатории ООО "Геномед" (г. Москва). При этом указано, что данное обследование не относится к государственным гарантиям и подлежит оплате пациентом.
25 мая 2017 г. в ООО "Геномед" было проведено генетическое обследование Жуйкова А.А. по панели "...", стоимость которого составила 35 000 руб., оплата этого обследования была произведена Кочетковой О.А. - матерью Жуйкова А.А.
25 мая 2017 г. состоялся консилиум врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" по вопросу назначения Жуйкову А.А. по жизненным показаниям не зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата. Консилиумом врачей было принято решение рекомендовать Жуйкову А.А. применение не менее 4-5 месяцев по жизненным показаниям не зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата "..." ("...") ввиду того, что прогрессирование заболевания Жуйкова А.А. может способствовать регрессу приобретённых ребёнком навыков в психоречевой сфере, а также из-за неэффективности стандартных методик лечения его заболевания и наличия данных об эффективном применении препарата "..." ("...") у детей с аналогичным заболеванием.
Мать Жуйкова А.А. Кочеткова О.А. неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Алтайского края с заявлениями по вопросу обеспечения её сына лекарственным препаратом "..." ("...").
В ответ на эти обращения письмами заместителя министра здравоохранения Алтайского края от 31 августа, 9 октября и 1 ноября 2017 г. Кочетковой О.А. сообщено о невозможности обеспечения её сына лекарственным препаратом "_" ("_"), так как данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, не включён в Государственный реестр лекарственных средств и в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 2885-р, и не входит в стандарты лечения.
24 октября 2017 г. Кочеткова О.А. обратилась к руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю с заявлением об устранении нарушения прав ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., указав на то, что 18 августа 2017 г. Министерством здравоохранения Алтайского края ей было неправомерно отказано в возмещении понесённых 25 мая 2017 г. расходов в размере 35 000 руб. на генетическое обследование по панели "..." её сына Жуйкова А.А. со ссылкой на отсутствие у Министерства здравоохранения Алтайского края возможности возместить такие расходы.
В письме от 17 ноября 2017 г. руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю Кочетковой О.В. сообщено о невозможности возместить понесённые ею расходы на оплату проведённого в ООО "Геномед" генетического обследования по панели ...", так как данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи при, и не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403, и в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
28 ноября 2017 г. врачом-генетиком ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" Жуйкову А.А. с учётом представленного результата его генетического обследования по панели "..." от 25 мая 2017 г. был установлен заключительный диагноз заболевания - "...".
6 декабря 2017 г. врачебной комиссией и консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" был рассмотрен вопрос о необходимости назначения Жуйкову А.А. не зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата "..." ("..."). Ввиду неэффективности (отсутствие эффекта от стандартного лечения) предшествующей терапии и наличия данных об эффективности применения препарата "..." ("...") у детей с аналогичным диагнозом заболевания, в том числе у самого Жуйкова А.А., который с мая 2017 года принимает данный препарат и хорошо его переносит, врачебной комиссией и консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" с учётом состояния пациента рекомендовано Жуйкову А.А. по жизненным показаниям продолжение терапии названным лекарственным препаратом длительно - не менее 1 года.
Поскольку Министерством здравоохранения Алтайского края было отказано в обеспечении Жуйкова А.А. лекарственным препаратом "..." ("..."), а также в возмещении расходов в размере 35 000 руб., понесённых на его генетическое обследование, мать Жуйкова А.А. Кочеткова О.В. обратилась к прокурору г. Новоалтайска Алтайского края, который в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и принимая решение (3 сентября 2018 г.) об удовлетворении исковых требований прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. о возложении на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанности обеспечить Жуйкова А.А. лекарственным препаратом "..." ("...") в объёме в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности за счёт средств бюджета Алтайского края, суд первой инстанции исходил из того, что с учётом решений врачебной комиссии и консилиума врачей соответствующих медицинских организаций о рекомендации к индивидуальному применению Жуйкову А.А. в связи с нуждаемостью по жизненным показаниям лекарственного препарата "..." ("..."), не зарегистрированного на территории Российской Федерации, у него возникло право на получение данного препарата, однако он таким препаратом ответчиком не был обеспечен.
Удовлетворив в указанной части исковые требования прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, действующего в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., суд первой инстанции обратил решение к немедленному исполнению.
Суд первой инстанции также принял дополнительное решение (10 сентября 2018 г.) об удовлетворении иска прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, действующего в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., в части требований о возмещении затрат на проведение генетического обследования за счёт средств бюджета Алтайского края, указав на то, что ребёнок имеет право на бесплатную медицинскую помощь в связи с имеющимся у него заболеванием. Поскольку Жуйкову А.А. генетическое обследование как часть медицинской помощи было рекомендовано по жизненным показаниям 24 января 2017 г. врачом-генетиком ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" и 13 апреля 2017 г. врачом-генетиком КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края", данное обследование проводится только платно, результаты этого обследования в ООО "Геномед" позволили врачебной комиссии и консилиуму врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" назначить ребёнку лечение, оказавшее положительный эффект на его здоровье, суд первой инстанции счёл, что Жуйкову А.А. не может быть отказано в бесплатной медицинской помощи, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу Кочетковой О.А. (матери Жуйкова А.А.) в счёт возмещения затрат на проведение генетического обследования 35 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 сентября 2018 г. и дополнительное решение того же суда от 10 сентября 2018 г., согласился с выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в части возложения на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанности обеспечить Жуйкова А.А. лекарственным препаратом "..." ("...") в объёме в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности за счёт средств бюджета Алтайского края.
В указанной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 ноября 2018 г. заявителем Кочетковой О.А. не обжалуется.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, сославшись на положения раздела II ("Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно") Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457, и Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 930н, сделал вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Кочетковой О.В. затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А. в ООО "Геномед".
В обоснование такого вывода суд апелляционной инстанции указал, что проведённое Жуйкову А.А. генетическое обследование по панели "..." не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403, и в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
По мнению суда апелляционной инстанции, финансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи, к которой относится проведённое Жуйкову А.А. 25 мая 2017 г. генетическое обследование, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, за получением квоты на оказание этой помощи Кочеткова О.А. как законный представитель Жуйкова А.А. в соответствии с Порядком организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 930н, в соответствующий орган не обращалась, возможность возмещения гражданам понесённых ими затрат на платное оказание высокотехнологичной медицинской помощи действующим законодательством не предусмотрена. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил дополнительное решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г. и принял в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. о взыскании в пользу Кочетковой О.А. затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Кочетковой О.В. затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А. в ООО "Геномед" и о принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделан с существенным нарушением требований процессуального закона.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребёнка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребёнка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").
Из приведённых норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребёнка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (пункт 7 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включённой в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включённых в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457, действовавшим в период возникновения спорных отношений, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее также - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Постановление Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Алтайского края от 26 декабря 2017 г. N 480, вступившего в силу с 1 января 2018 г.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает, в частности, перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел I "Общие положения").
Раздел II названной программы содержит перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно. В частности, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами- специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (раздел II Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоёмких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники (раздел II Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Согласно разделу III Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно") гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям её оказания в соответствии с разделом II данной программы, в том числе при болезнях нервной системы.
Международная классификация болезней (...) относит к болезням нервной системы ... (код заболевания ...).
За счёт бюджетных ассигнований бюджета Алтайского края осуществляется финансовое обеспечение, в частности: скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включённой в территориальную программу обязательного медицинского страхования; первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования; высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы").
Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Алтайского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счёт бюджета субъекта Российской Федерации - Алтайского края) оказания гражданам, в частности при болезнях нервной системы, медицинской помощи в соответствии с перечнем видов такой помощи.
Суд первой инстанции, разрешая спор в части требований прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, действующего в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., о возмещении Кочетковой О.А. за счёт средств бюджета Алтайского края понесённых затрат на проведение генетического обследования её ребенка в ООО "Геномед", установил совокупность юридически значимых обстоятельств, дающих основание для удовлетворения этого требования прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм права, а именно: наличие у Жуйкова А.А. заболевания нервной системы (...), при котором он имеет право на бесплатное получение медицинской помощи; наличие необходимости проведения Жуйкову А.А. по рекомендациям врача-генетика ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" и врача-генетика КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" с учётом отсутствия улучшений в состоянии его здоровья генетического обследования по панели "..." в ООО "Геномед" (г. Москва) для уточнения диагноза имеющегося у него заболевания; установление Жуйкову А.А. по результатам названного обследования в ООО "Геномед" диагноза заболевания и назначение ему лечения, оказавшего положительный эффект на его здоровье. В связи с этим суд первой инстанции взыскал с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Кочетковой О.А. в возмещение затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А. 35 000 руб. за счёт средств бюджета Алтайского края.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы этого суда не опровергнуты ответчиком Министерством здравоохранения Алтайского края в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Не установив каких-либо новых обстоятельств и не применив изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, действующего в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., в части требований о возмещении Кочетковой О.А. понесённых затрат на проведение генетического обследования её ребенка в ООО "Геномед", указав, что проведённое Жуйкову А.А. генетическое обследование по панели "..." не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403, и в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённую постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
Между тем суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что имеющееся у Жуйкова А.А.заболевание (...) согласно Международной классификации болезней (...) относится к болезням нервной системы. Раздел III Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи при болезнях нервной системы. Проведение генетического обследования по панели "..." в ООО "Геномед" (г. Москва) было рекомендовано Жуйкову А.А. врачом-генетиком ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" и врачом-генетиком КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" для установления ему заключительного диагноза. Отсутствие в этой программе названного обследования в числе видов помощи, оказываемой гражданам бесплатно, не может умалять прав ребёнка-инвалида, страдающего тяжёлым заболеванием нервной системы, на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь (медицинская помощь в силу пунктов 3 и 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" включает в себя в том числе и диагностику заболеваний).
Суд апелляционной инстанции, процитировав положения статьи 41 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, не применил их во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребёнка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами-участниками конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка-инвалида.
Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 816-О-О).
С учётом того, что проведение генетического обследования по панели "наследственная "..." в ООО "Геномед" (г. Москва) было рекомендовано Жуйкову А.А. врачом-генетиком ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" и врачом-генетиком КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" для установления ему заключительного диагноза заболевания ввиду отсутствия улучшения в состоянии его здоровья на фоне использования стандартных методик лечения его заболевания и результаты этого обследования позволили назначить лечение, принёсшее положительный эффект, отказ в возмещении его законному представителю Кочетковой О.А. расходов на проведение указанного генетического обследования нарушает право ребёнка, имеющего тяжёлое заболевание нервной системы, на бесплатное оказание медицинской помощи, гарантированное государством, на что правильно указал суд первой инстанции, удовлетворяя иск прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, действующего в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., в части требований о возмещении Кочетковой О.А. понесённых затрат на проведение генетического обследования её ребёнка.
Ввиду изложенного нельзя признать правомерным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для возмещения Кочетковой О.А. Министерством здравоохранения Алтайского края за счёт средств бюджета Алтайского края затрат на проведение генетического обследования.
Исходя из приведённого выше у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ оснований для отмены дополнительного решения суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора г. Новоалтайска Алтайского края, действующего в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А., в части требований о возмещении Кочетковой О.А. затрат, понесённых на проведение генетического обследования, и для отказа в удовлетворении этого искового требования.
При таких обстоятельствах апелляционное определение в части отмены дополнительного решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г. и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. о взыскании затрат на проведение генетического обследования Жуйкова А.А. нельзя признать законным. Оно принято в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены указанного судебного постановления в этой части и оставления в силе дополнительного решения суда первой инстанции, которым разрешены названные исковые требования прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах ребёнка-инвалида Жуйкова А.А. в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 390.14-390.16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 ноября 2018 г. по делу N 2-1956/2018 Новоалтайского городского суда Алтайского края в части отмены дополнительного решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г.
Дополнительное решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 сентября 2018 г. по названному делу оставить в силе.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2019 г. N 51-КГ19-7
Текст определения опубликован не был