Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 июня 1995 г. N 125
"О правилах депутатской этики для депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания"
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 декабря 2002 г. N 386 настоящее постановление признано утратившим силу
Краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Правила депутатской этики для депутатов краевого Законодательного Собрания утвердить (прилагаются).
2. Возложить на постоянную мандатную комиссию краевого Законодательного Собрания рассмотрение вопросов, связанных с нарушением норм депутатской этики.
Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания |
А.А.Суриков |
Правила
депутатской этики для депутатов Алтайского
краевого Законодательного Собрания
(утв. постановлением краевого Законодательного Собрания от 5 июня 1995 г. N 125)
В соответствии с Законом Алтайского края "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания" депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее - депутат) должен соблюдать нормы депутатской этики (далее - Правила). Настоящие Правила определяют нормы этики депутатов, требования к их поведению внутри и вне краевого Законодательного Собрания, порядок рассмотрения и решения в краевом Законодательном Собрании (далее - Законодательное Собрание) вопросов, связанных с депутатской этикой.
I. Общие положения
1. Основами деятельности депутатов Законодательного Собрания являются: сочетание интересов государства и интересов населения края; соблюдение законов; следование моральным критериям, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
2. Депутат не вправе использовать преимущества своего положения для создания каких-либо льготных условий для своих избирателей по сравнению с другими гражданами, проживающими на территории края.
3. Депутат обязан соблюдать законы. Пренебрежение к требованиям законов не может оправдываться какими бы то ни было местными условиями и особенностями.
4. Депутат должен в равной мере беречь собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, работников аппарата Законодательного Собрания и администрации края, других должностных лиц и граждан, независимо от повода, по которому он вступает в отношения с ними.
5. В личном поведении и быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.
6. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, Законодательное Собрание и его органы.
II. Правила депутатской этики, относящиеся к
деятельности депутата в Законодательном Собрании
и его органах
1. Каждый депутат содействует созданию в Законодательном Собрании и его органах доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества.
2. Депутат участвует совместно с другими депутатами в осуществлении полномочий Законодательного Собрания, преодолевает трудности, возникающие в депутатской деятельности.
3. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать командно - приказного стиля по отношению к депутатам и между депутатами, всесторонне учитывать позиции различных групп и других объединений депутатов перед принятием решений.
Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.
4. Депутат обязан активно и конструктивно участвовать в работе Законодательного Собрания и его органов, добросовестно выполнять поручения, данные ему Законодательным Собранием, его председателем, органами Законодательного Собрания, в которых состоит депутат.
Законодательное Собрание и его органы заслушивают сообщение депутата о выполнении данных ему поручений.
В случае систематического уклонения от участия в работе Законодательного Собрания и его органов, невыполнения, недобросовестного выполнения или отказа без уважительных причин от их поручений соответствующая информация председателем Законодательного Собрания или его органом доводится до сведения всех депутатов. По решению Законодательного Собрания такая информация может быть опубликована в средствах массовой информации или передана избирателям для оценки деятельности депутата. По существу предъявляемых ему претензий депутат имеет право на выступление перед принятием данного решения Законодательного Собрания.
5. В случае выдвижения депутата на выборную (освобожденную или не освобожденную) должность в Законодательном Собрании и заявления им самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуждать депутата к исполнению такой должности.
6. После избрания на должность в Законодательном Собрании депутат вправе требовать от других депутатов отношения к себе соответственно занимаемой должности. Его отношение к депутатам должно быть ровным, без выражения открытых симпатий или антипатий к кому-либо. Депутаты обязаны считаться с должностным положением данного депутата и не могут требовать к себе особого отношения, в том числе по таким мотивам, как содействие его избранию на должность, вхождение в одно депутатское объединение, одинаковые позиции или голосование, личная активность и т.п.
7. Депутат, избранный на должность в Законодательное Собрание, имеет право подать в отставку с этой должности, с указанием мотивов отставки. Законодательное Собрание удовлетворяет заявление об отставке, если депутат настаивает на нем. До принятия решения Законодательным Собранием депутат продолжает выполнение обязанностей по соответствующей должности. Самовольное прекращение выполнения обязанностей до принятия решения Законодательным Собранием может быть основанием для освобождения от должности с иной формулировкой решения Законодательного Собрания.
8. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях сессий Законодательного Собрания и его органов, членом которых он состоит.
В случае невозможности прибыть на сессию, заседание постоянного комитета депутат заблаговременно информирует соответственно председателя краевого Законодательного Собрания, его заместителя, председателя постоянного комитета, а в их отсутствие - руководителя аппарата Законодательного Собрания. Отсутствие на заседаниях допускается только по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и тому подобные обстоятельства).
9. Участвуя в сессиях Законодательного Собрания и заседаниях его органов, депутат обязан соблюдать регламент их проведения, соблюдать дисциплину в зале заседаний.
Депутаты должны следовать принятому ими порядку работы, уважать председательствующего на сессии, подчиняться его указаниям, данных в пределах его полномочий.
Не допускаются самовольные действия по прекращению заседания; коллективный уход из зала в знак протеста, для срыва заседания и по другим мотивам, не признанным Законодательным Собранием уважительными; выступление без предоставления слова председательствующим; выступление не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня; выкрики, прерывание выступающих и т.п.
10. Депутаты на сессиях Законодательного Собрания и на заседаниях его органов должны обращаться официально (на "Вы") друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Используются формы обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель", "уважаемый эксперт" и т.п. с прибавлением фамилии или без нее.
Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Не допустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.
11. В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания на заседаниях сессий Законодательного Собрания и его органов депутаты и другие присутствующие лица не должны использовать в своей речи грубых и некорректных выражений, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц.
Председательствующий на заседании обязан в таком случае сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и выражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова.
12. При проведении голосования в Законодательном Собрании или его органах каждый депутат голосует лично. Не допускается перепоручение голосования другому депутату или иному лицу. Голосование осуществляется в момент, когда оно проводится председательствующим на заседании; предварительное либо последующее голосование не допускаются и являются недействительными.
13. Депутат не может разглашать сведений, которые стали ему известны благодаря осуществлению деятельности в Законодательном Собрании, если эти сведения:
касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях сессий Законодательного Собрания и его органа, если Законодательным Собранием или его органом принято решение о неразглашении сведений вообще или на определенный срок;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в Законодательном Собрании вопроса о депутатской неприкосновенности или о нарушении депутатом норм депутатской этики;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, по которой избрание или утверждение относятся к компетенции Законодательного Собрания, либо в связи с освобождением от такой должности;
относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни работника аппарата Законодательного Собрания и администрации края и органов местного самоуправления, независимо от должностного положения работника.
14. Депутат вправе использовать помощь работников аппарата Законодательного Собрания только в связи с выполнением депутатских обязанностей в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и государственной службе.
15. Депутат не вправе выступать от имени Законодательного Собрания как его официальный представитель в отношениях с другими представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, иными государственными, а также общественными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, не являясь председателем Законодательного Собрания или не имея на то специальных полномочий Законодательного Собрания.
III. Правила депутатской этики, относящиеся к
взаимоотношениям депутата с государственными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, общественными
объединениями, средствами массовой информации,
должностными лицами и гражданами
1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами.
2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую государственную, служебную или военную тайну, ставшую ему известной благодаря депутатскому статусу, только в целях, связанных с осуществлением депутатских полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Депутат не вправе использовать бланки Законодательного Собрания и его органов при осуществлении полномочий индивидуально, а также для получения информации, интересующей его лично.
Депутат обязан использовать бланки "Депутат краевого Законодательного Собрания" только для официальных обращений и составленных им документов. Тексты таких обращений и документов должны быть подписаны самим депутатом. Запрещается передача депутатских бланков другим лицам для использования от имени депутата.
4. Депутат не может позволять использовать его имя и статус для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности виновных лиц.
5. Депутат может привлекаться с его личного согласия и в официальном качестве депутата Законодательного Собрания к проверкам, проводимым государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, в рамках полномочий последних и с ведома председателя Законодательного Собрания. Участие депутата в таких проверках не дает каких-либо преимуществ соответствующим комиссиям и не является само по себе критерием достоверности их выводов.
6. Депутат не имеет права уклоняться от дачи свидетельских показаний по уголовным или гражданским делам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Депутат воздерживается от участия в уголовном процессе в качестве общественного обвинителя или защитника.
7. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, обязан использовать только достоверные факты. Выступления должны быть корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих руководителей и других должностных лиц.
В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства указанных лиц, депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь и достоинство были затронуты.
8. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой продукции.
9. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного характера, касающиеся избирателей и других граждан, ставшие ему известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с осуществлением депутатских полномочий.
При получении информации о совершенном или готовящемся преступлении депутат предлагает источнику информации передать соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы, а при отказе поступает согласно законодательству Российской Федерации.
В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений личного характера, касающихся граждан, депутат обязан публично принести извинения. Если гражданин считает, что его честь и достоинство задеты настолько, что извинения недостаточно, его дальнейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского законодательства.
IV. Правила депутатской этики, касающиеся защиты
личного достоинства депутата и членов его семьи
1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается принесение извинения депутату лично в присутствии третьих лиц, или на сессии Законодательного Собрания, или на заседании его органа либо в письменной форме в виде обращения к депутату непосредственно или в адрес Законодательного Собрания, его органа, либо через средства массовой информации. Извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование.
При отказе принести публичное извинение депутат вправе обратиться в мандатную комиссию. Комиссия обязана принять заявление к рассмотрению.
2. Депутат, считающий себя оскорбленным словами или действиями должностного лица аппарата Законодательного Собрания или администрации края, другого депутата, должностного лица или гражданина, также вправе требовать публичных извинений с их стороны и получать извинения в порядке, указанном в ч. 1 раздела IV настоящих Правил.
3. Публичные извинения, принесенные депутату за его личное оскорбление при исполнении депутатской деятельности, равно как и клевету в отношении депутата, не лишает его права обратиться в установленном законами Российской Федерации порядке в суд для принятия к виновным лицам мер административной и уголовной ответственности.
4. Если слова и действия других депутатов, должностных лиц и граждан оскорбляют членов семьи, родственников и иных близких депутату лиц, но направлены на то, чтобы тем самым унизить достоинство данного депутата, он вправе требовать публичных извинений оскорбителя как указанным лицам, так и себе в порядке, указанном в части первой настоящей главы.
При отказе принести публичное извинение депутат вправе обратиться в постоянную мандатную комиссию Законодательного Собрания. Комиссия обязана принять заявление к рассмотрению.
5. Депутат вправе для защиты чести и достоинства прибегать к средствам, предусмотренным гражданским законодательством.
V. Финансовые и имущественные требования к депутатам
1. Депутат Законодательного Собрания не может использовать полномочия, вытекающие из его депутатского статуса, а также предоставляемую ему государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно - правовых форм, их должностными лицами официальную и неофициальную информацию для получения материально - финансовой и иной личной выгоды, обеспечения ее членам своей семьи, родственникам и другим близким лицам.
2. Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, депутаты могут использовать только средства, официально выделенные на эти цели согласно законодательству.
Не рекомендуется депутатам использовать в депутатской деятельности финансовые средства и материальные услуги посторонних лиц, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций всех организационно - правовых форм, где работают депутаты, или которые поддерживают данного депутата.
Исключение составляют допускаемые законодательством возможности выделения помещений для депутатов и приема ими граждан, использования множительной техники, получения депутатом организационно - технической и научно - консультационной юридической помощи, установления для депутата по месту основной работы и не в ущерб ей режима, позволяющего эффективно сочетать служебные обязанности с осуществлением депутатских полномочий.
3. Депутат не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех организационно - правовых форм, физических лиц, материального вознаграждения за содействие решению в их интересах вопросов в Законодательном Собрании или его органах. Не допускается оформление этого вознаграждения трудовым соглашением на фактически не выполненную или частично выполненную депутатом работу для соответствующей организации.
Депутат также не может получать в виде благодарности за оказанное содействие от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций всех организационно - правовых форм бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории, дома отдыха и т.п. для себя и своих родственников.
4. Депутату запрещается принимать подарки от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц, в связи с осуществлением им депутатской деятельности.
Членам семьи депутата также рекомендуется воздержаться от получения подарков из тех же источников. Однако депутат не несет ответственности за нарушение норм депутатской этики, если установлено, что членам семьи вручались подарки с расчетом повлиять на позицию депутата, но делалось это без его ведома.
VI. Рассмотрение вопросов депутатской этики в
Законодательном Собрании и его органах
1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением норм депутатской этики, возлагается на постоянную мандатную комиссию Законодательного Собрания (далее - мандатная комиссия).
2. Мандатная комиссия:
систематически проводит обобщение, а также представляет Законодательному Собранию доклады и рекомендации по вопросам соблюдения депутатами норм депутатской этики;
рассматривает случаи нарушения депутатами этических правил, норм законодательства о статусе депутата и Регламента Законодательного Собрания, касающихся поведения депутата;
предварительно, до обсуждения на сессиях Законодательного Собрания, рассматривает представление прокурора края по вопросам, связанным с депутатской неприкосновенностью, и дает по ним свои заключения;
предварительно рассматривает все официальные обращения, адресованные Законодательному Собранию и его органам, и содержащие обвинения в нарушении депутатами норм депутатской этики;
дает свои рекомендации Законодательному Собранию по применению к депутату мер воздействия в связи с нарушением норм депутатской этики, самостоятельно применяет меры воздействия, предусмотренные настоящими Правилами;
дает свои заключения Законодательному Собранию по случаям неэтичного поведения лиц, избираемых или утверждаемых на должность Законодательным Собранием.
3. Мандатная комиссия рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики:
по письменному заявлению депутата или группы депутатов Законодательного Собрания;
по письменному обращению председателей Законодательного Собрания или постоянных комитетов Законодательного Собрания;
по письменным обращениям: должностных лиц, избираемых или утверждаемых на должность Законодательным Собранием государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, администрации и трудовых коллективов (органов трудовых коллективов) предприятий, учреждений и организаций; органов территориального общественного самоуправления; граждан; по собственной инициативе, если решение об этом принято большинством членов комиссии на ее заседании.
4. Мандатная комиссия рассматривает все вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики, на заседаниях. Обсуждение вопросов руководством комиссии или узким составом ее членов запрещается.
5. Заседания комиссии при рассмотрении таких вопросов правомочны при наличии не менее двух третей ее членов. Комиссия проводит открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается большинством голосов присутствующих членов комиссии.
По требованию депутата, обвиняемого в нарушении правил депутатской этики и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной жизни и жизни других лиц, комиссия проводит закрытое заседание.
На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются заявители, заинтересованные депутаты, иные лица, присутствие и объяснения которых на заседании целесообразно.
На открытых заседаниях комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.
6. На своем заседании комиссия:
заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;
заслушивает депутата, обвиняемого в нарушении правил депутатской этики, других лиц, в том числе экспертов;
знакомится с документами, справками и другой необходимой официальной информацией.
7. Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции избирательных комиссий, суда и прокуратуры.
Комиссия рассматривает вопросы, касающиеся поведения депутата в трудовом коллективе, семье и быту, лишь в той части, в которой это может быть оценено как нарушение правил депутатской этики.
8. Постоянная комиссия может принять по отношению к депутату одну из следующих мер воздействия:
обязать депутата принести публичные извинения;
объявить депутату публичное порицание;
огласить на сессии Законодательного Собрания факты, связанные с нарушением депутатом правил депутатской этики.
Постоянная комиссия вправе передать решение вопроса о нарушении правил депутатской этики и принятии мер воздействия Законодательному Собранию.
9. Постоянная комиссия принимает постановления, если констатирует отсутствие фактов нарушения правил депутатской этики либо наличие таких фактов - со своими оценками и мерами воздействия по отношению к депутату, или заключения, если решение вопроса передается комиссией в Законодательное Собрание.
10. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов в комиссии или обвиняющиеся в нарушении правил депутатской этики, вправе обжаловать решение комиссии в Законодательное Собрание.
11. Депутат, являющийся членом комиссии, не участвует в проверках и в голосовании на заседании комиссии по заявлению о нарушении им правил депутатской этики.
12. Законодательное Собрание вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики. Вместе с тем Законодательное Собрание, как правило, принимает такие вопросы к обсуждению после их рассмотрения мандатной комиссией и при наличии ее заключения. Законодательное Собрание может по своей инициативе незамедлительно рассматривать вопросы нарушения правил депутатской этики, возникающие в ходе сессий и связанные с установленным порядком работы Законодательного Собрания, если эти вопросы не требуют специальной проверки.
13. Законодательное Собрание рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики, в открытых и закрытых заседаниях. По просьбе депутата, обвиняющегося в нарушении правил депутатской этики и полагающего, что обстоятельства связаны с охраняемой Конституцией Российской Федерации тайной его личной или жизни других лиц, Законодательное Собрание проводит закрытое заседание.
На заседания могут быть приглашены и заслушаны заявители и другие лица, информация которых помогает выяснить обстоятельства и принять объективное решение.
14. Законодательное Собрание может принять к депутату одну из следующих мер воздействия:
обязать депутата принести публичные извинения;
объявить депутату публичное порицание;
лишить депутата возможности выступать в ходе данной сессии;
передать информацию о фактах нарушения правил депутатской этики в средства массовой информации;
сообщить о фактах нарушения правил депутатской этики общественным объединениям и трудовым коллективам на территории избирательного округа депутата.
15. Решение Законодательного Собрания по вопросам нарушения правил депутатской этики может быть обжаловано в суд депутатом, в отношении которого оно вынесено. Для остальных лиц, а также организаций решение Законодательного Собрания является окончательным.
Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания |
А.А.Суриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 июня 1995 г. N 125 "О правилах депутатской этики для депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 декабря 2002 г. N 386 настоящее постановление признано утратившим силу