Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Производство по делам, связанным с предоставлением социального налогового вычета
2.1 Налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме уплаченных им страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному в свою пользу на срок не менее пяти лет, независимо от того, что в таком договоре выгодоприобретателем по риску смерти поименовано лицо, не указанное в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации
01 июля 2007 года между административным истцом и ООО "ВСК Линия жизни" заключен договор страхования жизни сроком на 10 лет с 10 июля 2007 года по 09 июля 2017 года. Страхователем и застрахованным лицом по договору является административный истец. Договор заключен на условиях, утверждённых Правилами страхования жизни, по варианту - страхование выплаты к сроку. Страховыми случаями при выборе данного варианта страхования, согласно Правил, являются смерть застрахованного лица в течение срока страхования; дожитие до истечения срока страхования.
В октябре 2017 года истцу выплачено страховое возмещение в связи с наступлением страхового случая "дожитие".
17 июля 2018 года истец представила в ИФНС России по г. Архангельску декларации по форме 3-НДФЛ за 2015, 2016, 2017 г.г. Одновременно ею заявлено право на предоставление социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни.
По результатам камеральной налоговой проверки деклараций по форме 3-НДФЛ за периоды 2015, 2016, 2017 годы налоговым органом приняты решения, которыми отказано в привлечении к налоговой ответственности и отказано в предоставлении социального налогового вычета, а также в возврате налога на доходы физических лиц.
Истец, считая незаконными решения налогового органа в части отказа в предоставлении ей социального налогового вычета, обратилась с настоящим иском в суд, просила признать указанные акты налогового органа незаконными, возложить обязанность на ИФНС России по г. Архангельску предоставить ей социальный налоговый вычет за 2015, 2016, 2017 годы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом заключен договор добровольного страхования жизни не только в свою пользу, но и в пользу племянницы, то есть лица, не указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу об обоснованности отказа в предоставлении социального налогового вычета ввиду несоблюдения условий его получения.
Между тем судом не учтено следующее.
В ст. 32.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела Российской Федерации" поименованы виды страхования, в числе которых указаны страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона, объектами страхования жизни могут быть имущественные интересы, связанные с дожитием граждан до определенных возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью (страхование жизни).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в том числе в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по добровольному страхованию жизни.
Таким образом, действие вышеназванной нормы распространяется на суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком (страхователем) по договорам добровольного страхования жизни в свою пользу, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, и связаны с дожитием гражданина до определенного возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью.
Также в целях предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц застрахованными лицами по договорам добровольного страхования жизни должны выступать сами налогоплательщики либо члены их семьи и близкие родственники, поименованные в подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть возможность получения, предусмотренного указанной нормой налогового вычета также обусловлена необходимостью заключения договора в пользу поименованных данной нормой лиц. Иных условий для получения социального налогового вычета не установлено.
Как указывалось выше, застрахованным лицом и страхователем по договору добровольного страхования жизни, заключенному между истцом и страховой компании, является административный истец, именно в её пользу выплачено страховое возмещение при наступлении страхового случая - дожитие.
Учитывая, что установление законодателем социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при осуществлении расходов на добровольное страхование жизни, является мерой гарантийного характера, то налогоплательщик при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе получить социальный налоговый вычет по суммам уплаченных им страховых взносов по договору страхования жизни в свою пользу, независимо от того, что в таком договоре выгодоприобретателем по риску смерти поименована племянница страхователя.
Поскольку иных препятствий в предоставлении налогового вычета по делу не установлено, то решения ИФНС по г. Архангельску в части отказа в предоставлении истцу социального налогового вычета являются незаконными.
Апелляционное определение
судебной коллегии по административным делам
от 22 июля 2019 года по делу N 33а-4344/2019
2.2 Необоснованный перерасчет налога в последующем налоговом периоде не влечет изменения сроков, предусмотренных для обращения налогового органа в суд за взысканием налога
Налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Б. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы.
Удовлетворяя административные исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом правомерно в 2017 году произведен перерасчет налога за 2015 год, исходил из обоснованности направления повторного уведомления.
Судебная коллегия отменила решение суда в части взыскания налога на имущество за 2015 год на основании следующего.
Как усматривается из заявлений налогового органа, представленных в материалы дела, в 2016 году гражданину было направлено налоговое уведомление об уплате в срок до 1 октября 2016 года налога на имущество за 2015 год. В 2017 году в связи с уточнением инвентаризационной стоимости квартиры первоначальный расчет по сроку уплаты сторнирован и создан уточненный расчет с новым сроком уплаты, сумма налога в связи с перерасчетом уменьшена на 1 рубль, установлен новый срок уплаты 1 декабря 2017 года.
Согласно пункту 5 Приказа ФНС России от 7 сентября 2016 года N ММВ-7-11/477@ "Об утверждении формы налогового уведомления", в редакции, действующей на момент направления налогового уведомления, при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налогоплательщику налоговом уведомлении, следует формировать раздел "Перерасчет налога" по соответствующему налогу, по которому произошли изменения, то есть необходимо указывать суммы к доплате или уменьшению.
Вместе с тем первоначальное налоговое уведомление в материалы дела не представлено, а в уведомлении от 20 сентября 2017 года отсутствует указание на произведенный перерасчет налога за 2015 год, в связи с чем, не представляется возможным установить основания для перерасчета суммы налога.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что налоговое уведомление за 2015 год, направленное в 2017 году, является повторным, в то время как повторное направление уведомлений и требований за один и тот же период налоговым законодательством не допускается.
Учитывая положения статей 48, 52, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срок обращения налогового органа в суд о взыскании налога на имущество за 2015 год следует исчислять не с момента просрочки исполнения направленного в 2018 году требования, а исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца) после истечения срока уплаты по уведомлению, направленному в 2016 году, минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, предельный срок для обращения в суд по взысканию суммы налога за 2015 год на момент обращения в суд с настоящим иском истек.
Исходя из отсутствия оснований для перерасчета налога на имущество за 2015 год, судебная коллегия рассматривает направление повторного налогового уведомления в адрес налогоплательщика как преодоление налоговым органом пропуска срока для взыскания налога в судебном порядке, в связи с чем, исковые требования о взыскании налога за 2015 год удовлетворению не подлежат.
Апелляционное определение
судебной коллегии по административным делам
от 25 сентября 2019 года по делу N 33а-5485/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.