Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению краевого Совета
народных депутатов
от 7 февраля 2003 г. N 41
Отчет
комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике
и местному самоуправлению о своей работе за 2002 год
В состав комитета краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению входят шесть депутатов: Волдачинский И.Л., Землюков С.В., Кичмаренко И.С., Красилов В.М., Кропов А.Г., Чикалов Д.С. Деятельность Комитета обеспечивают 3 работника аппарата.
Деятельность Комитета осуществлялась по следующим направлениям:
1. Законопроектная деятельность в области государственного устройства Алтайского края, местного самоуправления, правоохранительной деятельности, судебной системы, непосредственного волеизъявления граждан, охраны прав и законных интересов граждан.
2. Подготовка законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также заключений и предложений по проектам федеральных законов.
3. Участие в осуществлении основных направлений государственной политики в области развития местного самоуправления.
4. Взаимодействие с правоохранительными и судебными органами.
5. Контроль за исполнением законов края и постановлений краевого Совета народных депутатов.
6. Работа с письмами и обращениями граждан.
Основной формой работы являются заседания Комитета. В течение 2002 года проведено 11 заседаний комитета, на которых было рассмотрено 185 вопросов (в 2001 году - 180).
По указанным выше направлениям деятельность Комитета осуществлялась в соответствии с полугодовыми планами правотворческой, организационной и контрольной деятельности краевого Совета народных депутатов, годовым планом работы Комитета.
Для рассмотрения на сессии краевого Совета народных депутатов было подготовлено всего 73 вопроса, в том числе:
1) 9 новых законов края;
2) 27 законов края о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы;
3) 8 постановлений нормативного характера;
4) 29 постановлений ненормативного характера.
Деятельность Комитета осуществлялась на основе плодотворного сотрудничества с комитетами краевого Совета народных депутатов, комитетами администрации края, органами местного самоуправления, учеными высших учебных заведений, прежде всего Алтайского государственного университета, Барнаульского юридического института МВД России, а также практическими работниками Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по краю, Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в крае, прокуратуры края, Главного управления внутренних дел края, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по краю. Помимо законопроектной деятельности помощь ученых и специалистов-практиков использовалась также при подготовке заключений по проектам федеральных законов, поступивших в краевой Совет народных депутатов из Государственной Думы, в отстаивании интересов краевого Совета народных депутатов при рассмотрении соответствующих дел в кассационной судебной инстанции.
1. Законопроектная деятельность
Приоритетным направлением деятельности Комитета по-прежнему являлись дальнейшее формирование и совершенствование правовой системы края.
В течение 2002 года Комитет разработал и внес на рассмотрение краевого Совета народных депутатов проекты 28 законов края и 8 постановлений краевого Совета народных депутатов нормативного характера.
Достаточно широкий общественный резонанс имело принятие закона края "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае". Подобные законы приняты в относительно небольшом количестве субъектов Федерации.
Учреждение должности Уполномоченного, бесспорно, положительно скажется на дополнительном обеспечении гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории края, их соблюдения и уважения органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами. В некоторой степени закон края выгодно отличается от соответствующего Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", согласно которому федеральный Уполномоченный не вправе контролировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина в коммерческих организациях. Между тем общеизвестно, что в организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве своей основной цели, права наемных работников нарушаются наиболее часто.
Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" вступает в силу с 1 января 2003 года. В соответствии с указанным Законом Уполномоченный назначается на должность краевым Советом народных депутатов тайным голосованием. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий высшее образование, обладающий познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и имеющий опыт их защиты. Правом вносить предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного обладают глава администрации края, депутаты, постоянные комитеты, фракции и иные постоянные депутатские объединения краевого Совета народных депутатов, представительные органы местного самоуправления городов краевого значения и сельских районов, а также общественные организации, зарегистрированные в установленном порядке.
Предложения вносятся в течение тридцати дней (следовательно, до 30 января включительно, в дальнейшем - не позднее тридцати дней до окончания срока полномочий прежнего Уполномоченного). Информация о кандидатурах для назначения на должность Уполномоченного и биографические данные о них подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Краевой Совет народных депутатов рассматривает вопрос о назначении на должность Уполномоченного не позднее тридцати дней со дня истечения срока, установленного для внесения предложений о соответствующих кандидатурах. Тем самым на февральской сессии 2003 года вопрос о назначении Уполномоченного может быть решен, если за соответствующего кандидата проголосуют не менее 26 депутатов краевого Совета народных депутатов.
Продолжилось совершенствование законодательства по местному самоуправлению. Внесены изменения в закон края "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае". Сокращен перечень оснований, по которым могут быть досрочно прекращены полномочия представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований: исключены такие основания как выражение недоверия населением в результате проведения консультативного местного референдума; и вступление в силу закона края, принятого в случае установленного решением суда неправомерного прекращения их деятельности (бездействия более шести месяцев). Для глав муниципальных образований кроме того исключили такие основания, как отставка в связи с выражением недоверия представительным органом местного самоуправления и неявка на работу в течение более шести месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, если законодательством не установлен более длительный срок для излечения определенных заболеваний.
Статус депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в части их неприкосновенности приведен в соответствие с новым Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Существенным изменениям подвергся закон "О муниципальной службе в Алтайском крае". В новой редакции утвержден Реестр муниципальных должностей в Алтайском крае. В отличие от ранее действовавшего Реестра в него введены три новых раздела: "Выборные муниципальные должности", "Муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность", "Муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения деятельности органа муниципального финансового контроля". Кроме того, в Реестр включены служащие администраций сельсоветов и иных поселений, не являющихся муниципальными образованиями, а также системные администраторы избирательных комиссий муниципальных образований.
Изменен порядок выплаты материальной помощи главам муниципальных образований, депутатам представительных органов местного самоуправления, работающим на постоянной основе, и муниципальным служащим. Теперь выплата материальной помощи не увязана с предоставлением ежегодного отпуска.
Уточнены основания и порядок установления муниципальным служащим доплаты к государственной пенсии. Доплата производится за счет средств соответствующих местных бюджетов и иных источников финансирования, определенных законом края. При этом введение доплаты не является обязательным, а решается муниципальными образованиями самостоятельно.
Был Изменен порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Теперь этой работой занимается государственно-правовой комитет администрации края. Установлено два дополнительных документа, которые необходимо представлять в регистрирующий орган: копию решения краевого Совета народных депутатов об образовании вновь созданного или преобразованного муниципального образования и справку о численности населения в муниципальном образовании, устав которого в соответствии с законодательством предусматривает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан.
В крае принято 5 законов, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В то же время на октябрьской сессии краевого Совета народных депутатов был признан утратившим силу закон края "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния", признанный ранее недействующим решением Алтайского краевого суда.
В июне 1999 года был принят Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", наиболее полно отвечающий на вопросы, связанные с деятельностью органов по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Однако необходимость в принятии регионального нормативного правового акта в данной области сохранилась. В связи с этим распоряжением главы администрации края была создана рабочая группа по разработке законопроекта, в которую вошли представители администрации края, краевого Совета народных депутатов, ГУВД, органов местного самоуправления.
В результате был принят закон края "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае". Он определяет основные задачи и принципы деятельности учреждений и организаций, признанных заниматься профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает основы правового регулирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет формы участия негосударственных учреждений и организаций в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В связи с принятием указанного Закона Комитетом совместно с администрацией края и субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних поставлена задача в 2003 году в рамках комплексной программы "Дети Алтая" разработать и внести на рассмотрение краевого Совета народных депутатов программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае на 2003 - 2006 годы".
Большое значение имело принятие закона края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края". До его принятия в правовую систему края входило 13 законов, устанавливающих административную ответственность. Между тем практика свидетельствовала о том, что значительное количество нормативных правовых актов в области административных правонарушений создавало значительные трудности в их применении. Помимо того, многие из этих 13 законов стали противоречить Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в силу с 1 июля 2002 года. В этой связи представлялось целесообразным принять закон края на принципах реальной кодификации, то есть единого закона края, устанавливающего административную ответственность за совершение правонарушений на территории края. Такой закон был разработан и принят в июне 2002 года. Соответственно все ранее принятые законы (нормы) законов, предусматривающие административную ответственность были признаны утратившими силу.
Закон устанавливает ответственность за совершение 69 составов правонарушений. В их числе - за нарушения правил содержания собак, продажу или приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, потраву посевов, безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, обман потребителей на рынках, невыполнение законных требований депутата краевого Совета народных депутатов или представительного органа местного самоуправления и т.д.
Принят закон края "О порядке избрания представителей Алтайского краевого Совета народных депутатов в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Алтайского края", который установил порядок избрания указанных представителей, требования, предъявляемые к кандидатам, а также порядок и основания досрочного прекращения их полномочий.
В порядке подготовки к введению в крае смешанной избирательной системы изучается мнение депутатов о количественном составе краевого Совета народных депутатов следующего созыва, а также о доле депутатских мандатов, которые будут распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями и избирательными блоками. Необходимые изменения, связанные с введением смешанной избирательной системы, планируется внести в Устав (Основной Закон) Алтайского края в I квартале 2003 года.
Принят закон "О порядке исчисления сроков избрания главы администрации Алтайского края", который в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установил, что срок, на который глава администрации края был избран 26 марта 2000 года, является первым сроком его избрания на эту должность.
Членом комитета В.М.Красиловым был внесен проект закона края "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Алтайского края".
Комитетом проведена значительная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными законами. Здесь, в частности, следует упомянуть изменения, внесенные в Устав (Основной Закон) Алтайского края, в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, в законы края "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края", "Об административной ответственности за нарушения правопорядка на территории Алтайского края", "О пожарной безопасности в Алтайском крае", "О статусе депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов".
Законом Алтайского края от 29 декабря 2005 г. N 131-ЗС Закон Алтайского края от 5 марта 1999 года N 8-ЗС "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
Законом Алтайского края от 10 февраля 2005 г. N 4-ЗС Закон Алтайского края от 8 декабря 1997 г. N 70-ЗС признан утратившим силу
В ходе реализации этой работы совместно с государственно-правовым отделом председатель и консультанты Комитета представляли краевой Совет народных депутатов при рассмотрении в судах заявлений прокурора края о признании недействующими отдельных норм Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов края "О статусе депутата Алтайского краевого Совета народных депутатов", "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Алтайском крае".
Ряд законов края принят при активном участии Комитета, где он выступал в качестве головного либо вносил предложения по внесению поправок в соответствующие законопроекты и эти предложения были приняты. В их числе законы "Об администрации Алтайского края", "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий", "О порядке оформления, выдачи и замены удостоверений мировых судей Алтайского края" и другие законы. В частности, законом "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий" были переданы полномочия администрации края удостоверять доверенности, свидетельствовать подлинность подписи на документах и свидетельствовать верность копий документов и выписок из них.
По предложению Комитета приняты разработанные им постановления краевого Совета народных депутатов:
О порядке подготовки предложений краевого Совета народных депутатов по внесению изменений и дополнений в проекты федеральных законов;
Об утверждении Положения о порядке назначения Алтайским краевым Советом народных депутатов представителей общественности в квалификационной коллегии судей Алтайского края;
О внесении изменений в постановление краевого Законодательного Собрания от 25 апреля 1995 года N 84 "О Правилах благоустройства городов и других населенных пунктов края и мерах ответственности за их нарушения";
О внесении изменений и дополнений в Регламент Алтайского краевого Совета народных депутатов;
Об официальном толковании пункта 1 статьи 176 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц;
О правилах депутатской этики для депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов.
Приняты 5 постановлений краевого Совета народных депутатов, связанные с изменением административно-территориального устройства края, преобразованием муниципальных образований. В том числе образовано внутрирайонное муниципальное образование "Михайловский сельсовет" в Третьяковском районе.
2. Участие в подготовке федеральных законов
В течение года Комитет подготовил два проекта федеральных законов, которые были направлены в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы:
о внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (установление ответственности за нарушение законодательства о профессиональных союзах, предоставление должностным лицам региональных и муниципальных контрольных органов права составлять протоколы об административных правонарушениях);
о внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (расширяется перечень оснований, по которым гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на ней).
Изучены 79 проектов федеральных законов, поступивших из Государственной Думы в краевой Совет народных депутатов на заключение. По всем подготовлены замечания и предложения.
В связи с тем, что решением Алтайского краевого суда был признан недействующим закон края "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния", Комитет активно поддержал решающий эту проблему проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В поддержку указанного проекта федерального закона краевым Советом народных депутатов было принято обращение к Президенту, Правительству, Совету Федерации, Государственной Думе, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Федерации. К законопроекту направлены предложения, учитывающие двухуровневую систему организации местного самоуправления в крае. Ход работ над этим законопроектом держится под контролем.
По некоторым законопроектам были даны отрицательные заключения в частности из-за того, что они продолжали процесс ограничения прав субъектов Федерации под предлогом укрепления федерализма и государственности. Примечателен в этом отношении проект федерального закона о внесении поправок в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно законопроекту соответствующие органы государственной власти субъектов Федерации не вправе давать своим представителям - членам Совета Федерации поручения о голосовании по вопросам, отнесенным статьей 102 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации, и по проектам законов о поправках к Конституции Российской Федерации. Вместе с тем законопроект прямо предписывал членам Совета Федерации при голосовании опираться на мнение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Совершенно неприемлемыми представлялись нормы о наделении Совета Федерации по существу правом отлагательного вето в отношении решений органов государственной власти субъектов Федерации о досрочном прекращении полномочий своих представителей в Совете Федерации.
Негативная оценка была также дана проекту закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку он еще более сужал правовое пространство, в пределах которого субъекты Федерации вправе самостоятельно принимать решения, связанные с образованием и функционированием региональных органов государственной власти. Более того, проект закона представлял собой попытку федерального центра отнести предметы совместного ведения, предусмотренные статьей 72 Конституции Российской Федерации, к исключительному ведению Российской Федерации. Статус нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации значительно понижался: в нарушение Конституции они не должны были противоречить не только федеральным законам, но и правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Аналогичный подход содержался и в проекте новой редакции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предлагалось установить не только общие принципы, но и, в значительной степени, организацию местного самоуправления в целом. которая, исходя из статьи 76 Конституции Российской Федерации, должна регулироваться субъектами Федерации. В данном проекте реализуется идея радикального ограничения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по правовому регулированию вопросов организации местного самоуправления. Правовое регулирование практически всех вопросов, начиная с порядка вступления в силу муниципальных правовых актов и кончая порядком отзыва выборных лиц местного самоуправления, муниципальные образования всех типов будут реализовывать в своих уставах самостоятельно в соответствии только с федеральными законами. Реализация такого подхода приведет к ликвидации практически всего массива востребованного жизнью и работающего сегодня регионального законодательства по местному самоуправлению. Как показывает практика, подавляющему большинству муниципальных образований (особенно сельсоветам) будет крайне сложно, а в ряде случаев просто невозможно самостоятельно осуществлять первичное правовое регулирование, опираясь только на установленные федеральным законодателем общие принципы организации местного самоуправления. В связи с изложенным многие нормы законопроекта были признаны концептуально не приемлемыми.
3. Участие в осуществлении основных направлений
государственной политики в области развития местного самоуправления
Большое внимание Комитет уделял дальнейшему развитию местного самоуправления в крае.
Члены Комитета участвовали в обеспечении подготовки и сопровождения законопроектов, вносимых органами местного самоуправления. Так, Думой города Бийска был внесен проект закона "О внесении дополнений в закон края "О муниципальной службе в Алтайском крае", которым предусматривалось введение муниципальных должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения деятельности органа муниципального финансового контроля.
По обращению и.о. главы администрации Волчихинского района было внесено изменение в закон края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий", которым в случае отсутствия муниципальных служащих требуемой квалификации право совершать нотариальные действия было предоставлено главам сельсоветов и поссоветов.
Оказана помощь муниципальному образованию "Первомайский район" в разработке изменений к их уставу, а внутрирайонному муниципальному образованию "Новоозерский сельсовет" Тальменского района - в разработке новой редакции устава. Эти уставы используются в качестве примерных при проведении работы над уставами в других муниципальных образованиях. В помощь органам местного самоуправления подготовлены подробные комментарии к уставам с вариантами изложения некоторых из их норм с учетом специфики организации местного самоуправления в иных муниципальных образованиях, даны разъяснения их отдельных положений, приведены ссылки на правовые акты, на которых основываются статьи комментируемых уставов. Рассмотрение изменений к уставу на сессии Первомайского районного Собрания депутатов и новой редакции устава на сессии Совета депутатов Новоозерского сельсовета были совмещены с выездными заседаниями Комитета. По мере изменения законодательства работу над этими уставами планируется продолжить.
Члены и консультанты Комитета принимали участие в проведении сессий представительных органов местного самоуправления в городах Барнауле, Бийске, Новоалтайске, Рубцовске, Славгороде, Ельцовском, Кытмановском, Петропавловском, Тальменском, Целинном и других районах.
Органам местного самоуправления оказывалась методическая помощь по подготовке принимаемых ими правовых актов. В связи с активизацией прокурорского надзора за соблюдением законности при принятии муниципальных правовых актов, в спорных ситуациях органам местного самоуправления оказывалась необходимая юридическая помощь. Так, по проблеме опубликования (обнародования) правовых актов сельсоветов были выработаны и разосланы необходимые рекомендации, приняли участие в качестве представителей сельсоветов Бийского и Советского районов при рассмотрении дел в краевом суде, подтвердившим обоснованность позиции, которую отстаивал Комитет. Также была оказана юридическая помощь органам местного самоуправления Петропавловского, Поспелихинского, Тальменского, Солтонского районов.
Рассматривались письменные и устные обращения органов местного самоуправления, по которым были даны ответы и разъяснения в соответствии с законодательством. Так, было дано разъяснение о порядке предоставления льгот по коммунальным услугам работникам санитарно-эпидемиологической службы.
В течение года члены и специалисты Комитета принимали участие в проведении совещаний - семинаров с руководителями и иными должностными лицами органов местного самоуправления с обсуждением вопросов применения федерального и регионального законодательства в Егорьевском, Красногорском, Топчихинском, Чарышском районах, обучали должностных лиц местного самоуправления в учебно-консультационном центре.
С участием Комитета проведено обучение второго за последние два года потока депутатов представительных органов районов (городов) края - председателей комитетов (комиссий) по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления.
4. Взаимодействие с правоохранительными и судебными органами
Деятельность Комитета строится в тесном взаимодействии с правоохранительными и судебными органами края. Конкретное выражение это находило в поддержке и отстаивании предложений по улучшению финансирования правоохранительной деятельности за счет краевого бюджета при подготовке проекта бюджета на 2003 год.
Был подготовлен и рассмотрен на сессии краевого Совета народных депутатов вопрос с информацией начальника Главного управления внутренних дел края о состоянии преступности в крае.
По результатам рассмотрения информации было отмечено, что криминогенная обстановка на территории края остается сложной несмотря на то, что на протяжении последних трех лет было отмечено снижение количества зарегистрированных преступлений. По сравнению с 1999 годом снижение составило 10,6%, при этом число тяжких и особо тяжких преступлений сократилось на 11,1%. В структуре преступности произошло снижение разбоев на 3,5%, краж на 11,8%. Сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на 28,8%, лицами в нетрезвом состоянии на 27,5%, рецидив снизился на 22,1%. Несмотря на снижение рецидива, каждое третье преступление было совершено лицами, ранее совершавшими преступления, а каждое двенадцатое преступление совершалось несовершеннолетними.
В то же время за 1999 - 2001 годы количество умышленных убийств и покушений на них возросло на 5,4%, случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 13,8%, изнасилований на 14,5%. Практически на прежнем уровне осталось количество грабежей. Среди зарегистрированных преступлений более половины составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. И хотя количество преступлений, совершенных на улицах, сократилось на 28,3%, охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан обеспечиваются не в полной мере.
Учитывая напряженную криминогенную обстановку, которая сложилась в крае, принято решение вопрос "О состоянии преступности в Алтайском крае и мерах, принимаемых правоохранительными органами по профилактике и раскрытию преступлений" рассмотреть в порядке контроля на сессии краевого Совета народных депутатов в феврале 2003 года.
Деятельность Комитета в 2002 году была направлена на увеличение финансирования программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае, что позволило увеличить финансирование настоящих программ с 1,564 тысяч рублей в 2000 году до 10,000 тысяч рублей в 2003 году.
Продолжалась работа, связанная с совершенствованием судебной системы и становлением в крае института мировых судей.
В соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" к органам судейского сообщества отнесены квалификационные коллегии судей субъектов Федерации, в состав которых входят семь представителей общественности, назначаемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации.
В настоящее время квалификационная коллегия судей края сформирована. Представителями общественности были назначены известные в крае юристы - научные и практические работники: Зайцева С.Г. - заведующая отделом правовой работы Алтайского краевого Совета профсоюзов, Казанцева А.Е. - профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Алтайской академии экономики и права, кандидат юридических наук, Комаров И.М. - заместитель декана юридического факультета АГУ, доцент, кандидат юридических наук, Лихторович С.И. - доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета АГУ, кандидат юридических наук, Овчинникова Л.М. - главный юрисконсульт Союза агропромышленных формирований края, Филиппова Т.А. - заведующая кафедрой гражданского права юридического факультета АГУ, доцент, кандидат юридических наук, Экснер Т.М. - юрисконсульт ЗАО "Алтайский Дом моделей".
Можно ожидать, что с назначением в квалификационную коллегию судей края представителей общественности, приговоров и решений суда, вызывающих недоумение граждан, станет меньше, поскольку права этого органа достаточно широкие - это и вынесение дисциплинарных взысканий, и даже снятие судьи с должности.
Согласовано 37 кандидатов для назначения на должности председателей, заместителей председателей и судей федеральных судов. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации", мнение законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Федерации при назначении судебных кадров федеральных судов более не учитывается. Поэтому с сентября 2002 года вместо краевого Совета народных депутатов этой работой занимается квалификационная коллегия судей края.
В крае завершено формирование корпуса мировых судей, в том числе в 2002 году краевым Советом народных депутатов было назначено 9 мировых судей.
По мере необходимости вносятся изменения в ранее утвержденные списки народных заседателей районных судов. Всего в 2002 году Комитетом было подготовлено 5 постановлений краевого Совета народных депутатов на эту тему.
В соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" одним из органов Адвокатской палаты края является квалификационная комиссия, создаваемая для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.
В соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона в состав членов квалификационной комиссии Адвокатской палаты края должны быть включены два представителя законодательного (представительного) органа государственной власти края.
К настоящему времени избраны оба представителя краевого Совета народных депутатов в квалификационной комиссии Адвокатской палаты края. Это Мартыняхин Л.Ф.- доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Алтайской академии экономики и права, кандидат юридических наук и Музюкин В.Я. - декан юридического факультета АГУ, кандидат юридических наук, профессор.
С участием комитета в 2002 году были проведены научно-практические семинары "Мировая юстиция: становление, проблемы и перспективы развития" (об опыте становления института мировых судей в Алтайском крае) и "Актуальные вопросы применения нового законодательства: уголовно-процессуального, об административных правонарушениях, трудового в судах общей юрисдикции, мировыми судьями".
5. Контроль за исполнением принятых законов края и
постановлений краевого Совета народных депутатов
Определенное внимание в пределах компетенции Комитета уделяется исполнению законов края и иных правовых актов, принятых краевым Советом народных депутатов. В этой связи в порядке контроля Комитет рассмотрел ход выполнения трех законов края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, по государственному регулированию цен, по совершению нотариальных действий.
Комитет отметил, что:
1) с принятием трех рассмотренных законов Алтайского края органы местного самоуправления были наделены отдельными государственными полномочиями, которые они фактически выполняли и ранее, в результате чего под их деятельность была подведена правовая основа;
2) в основном, на должном уровне организовано выполнение законов края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен и лицензированию розничной продажи алкогольной продукции;
3) не в полной мере выполняется закон края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий.
Администрации края было, в частности, предложено:
1) определить потребность в финансовых средствах для реализации органами местного самоуправления каждого из переданных им полномочий администрации края;
2) оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления в реализации переданных им государственных полномочий, включая осуществление мер по подготовке кадров и повышению их квалификации;
3) при осуществлении контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий шире применять формы контроля, предусмотренные законом края "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Алтайского края".
Комитет рассмотрел также ход выполнения закона края "Об участии Алтайского края в реализации Государственной программы "Жилище", Федеральной программы "Свой дом", а также других жилищных программ".
На заседаниях Комитета рассмотрен ход выполнения постановлений краевого Совета народных депутатов:
от 8 мая 2001 года N 121 "О систематизации и кодификации нормативных правовых актов Алтайского края". Определены практические меры устранения недостатков в этой работе;
от 1 ноября 2000 года N 329 "О целевой комплексной программе по профилактике ВИЧ-инфекции (СПИДа) среди населения Алтайского края на 2001 - 2004 годы";
связанных с изменениями в административно-территориальном устройстве Алтайского края.
6. Работа с письмами и обращениями граждан
Важное значение Комитет придает работе с письмами граждан, обращениями юридических лиц, где требуется вмешательство краевого Совета народных депутатов либо Комитета. Всего в течение года исполнено более 100 таких писем и обращений, в том числе по направлениям:
1) правоохранительная и судебная деятельность - 43%;
2) социальные проблемы - 23%;
3) разъяснение законодательства - 23%;
4) получение гражданства - 7%.
Все они внимательно изучались и по ним своевременно направлялись надлежащие ответы, давались разъяснения и рекомендации. Часть жалоб направлялась уполномоченным органам для принятия мер по существу, в прокуратуру края для принятия мер прокурорского реагирования.
По одной из проблем по предложению члена Комитета Чикалова Д.С. краевым Советом народных депутатов был направлен депутатский запрос начальнику государственного унитарного предприятия "Алтайавтодор" "О строительстве съезда с автомобильной дороги Новосибирск - Камень-на-Оби - Барнаул в садоводства "Березка" и "Простор".
Члены Комитета проводят большую работу на своих избирательных округах: Волдачинский И.Л., Землюков С.В. и Чикалов Д.С. в городе Барнауле, Кичмаренко И.С. в городе Бийске, Красилов В.М. в Ельцовском, Кытмановском и Целинном районах, Кропов А.Г. в городах Славгороде и Яровое. Депутаты регулярно ведут прием граждан, проводят встречи с населением, отчеты перед трудовыми коллективами, участвуют в сессиях представительных органов местного самоуправления. Председатель Комитета ежемесячно ведет прием через приемную администрации края.
Председатель комитета по правовой
политике и местному самоуправлению |
С.В.Землюков |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 7 февраля 2003 г. N 41 "Об отчeте комитета краевого Совета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.