Письмо Минфина России от 12 октября 2018 г. N 02-07-10/73624
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел письмо (далее - письмо) по вопросу отражения государственными бюджетными учреждениями бухгалтерского учета основных средств - особо ценного движимого имущества, и считает необходимым отметить следующее.
1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднительно, при этом, порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 11 статьи 9.2"
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 (далее - Постановление N 538).
Пунктом 3 Постановления N 538 установлено, что определение перечня особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений является исключительным полномочием органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Пунктом 4 Постановления N 538 установлены критерии включения имущества в состав ОЦДИ при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений:
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 Постановления N 538;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Согласно части первой статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни в бухгалтерском учете подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее - СГС Основные средства) материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
Кроме того, согласно абзацу первому пункта 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями СГС Основные средства используется счет 10100 "Основные средства".
Учитывая изложенное положения СГС Основные средства и Инструкции N 157н не содержат ограничений при принятии к бухгалтерскому учету в составе основных средств объектов особо ценного движимого имущества до выхода приказа органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
2. Вместе с этим особо ценное движимое имущество, которое не соответствует критериям признания актива, определенным пунктом 47 приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", относится на забалансовый счет 02 "Материальные ценности на хранении".
При этом, по счету 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" показатели в части особо ценного движимого имущества, учтенного на забалансовых счетах, не формируются.
3. В соответствии с пунктом 6 Инструкции 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры.
Согласно абзацу второму пункта 335 Инструкции N 157н материальные ценности, полученные (принятые) учреждением, учитываются на забалансовом счете на основании первичного документа, подтверждающего получение (принятие на хранение (в переработку) учреждением материальных ценностей, по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке: один объект, один рубль.
Учитывая изложенное, для учета объектов основных средств (особо ценного движимого имущества), отнесенного в связи с их несоответствием критериям актива на забалансовые счета, учреждение может в рамках формирования учетной политики предусмотреть отражение объектов имущества, в том числе особо ценного движимого имущества по балансовой стоимости.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 12 октября 2018 г. N 02-07-10/73624
Текст письма опубликован не был