Постановление Администрации Алтайского края от 16 октября 2003 г. N 523
"О краевой целевой программе "Развитие личных подсобных хозяйств
Алтайского края на 2004-2008 годы"
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с принятием Закона Алтайского края от 10 февраля 2005 г. N 7-ЗС
В целях обеспечения устойчивого развития личных подсобных хозяйств, повышения их доходности и улучшения жизненного уровня сельского населения постановляю:
1. Одобрить прилагаемую краевую целевую программу "Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края на 2004-2008 годы" (далее именуется - Программа).
2. Внести указанную Программу для рассмотрения и принятия в установленном порядке в Алтайский краевой Совет народных депутатов.
3. Главному управлению сельского хозяйства администрации края (А.А.Куфаев), департаменту пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края (Н.П.Кустов), Главному управлению экономики и инвестиций администрации края (В.И.Псарев), комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (В.Г.Притупов) при формировании проектов краевого бюджета на соответствующие годы включать данную Программу в число краевых целевых программ, подлежащих финансированию за счет краевого бюджета, и ежегодно определять объемы ассигнований на ее реализацию.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края, начальника главного управления сельского хозяйства администрации края А.А.Куфаева.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Краевая целевая программа
"Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края
на 2004-2008 годы"
(одобрена постановлением администрации Алтайского края от 16 октября 2003 г. N 523)
1. Паспорт краевой целевой программы
"Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края на 2004 - 2008 годы"
Наименование "Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского
Программы: края на 2004 - 2008 годы"
Заказчик: Администрация Алтайского края.
Основные Главное управление сельского хозяйства
разработчики: администрации края, крайпотребсоюз.
Цель Обеспечение устойчивого функционирования личных
Программы: подсобных хозяйств (ЛПХ) и повышение их
доходности, повышение жизненного уровня сельского
населения в условиях рыночной экономики и
многообразия форм собственности, защита
экономических интересов владельцев личных
подсобных хозяйств.
Задачи Создание и совершенствование нормативно-правовой
Программы: базы, экономических и организационных условий,
способствующих эффективному развитию личных
подсобных хозяйств края.
Увеличение самозанятости экономически активного
сельского населения путем создания благоприятных
условий для развития личных подсобных хозяйств,
расширения сферы приложения труда сельского
населения, повышения его доходов и уровня.
Создание механизма финансово-кредитной поддержки
личных подсобных хозяйств.
Формирование на селе эффективной
производственной, торгово-закупочной,
агросервисной и прочей деятельности
(кооперативной и муниципальной инфраструктуры
производственно-технического обеспечения и
технологического обслуживания личных подсобных
хозяйств, закупки, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции, кредитования и
страхования).
Развитие системы научного и информационно -
консультационного обеспечения личных подсобных
хозяйств.
Основные Главное управление сельского хозяйства
исполнители администрации края, департамент пищевой и
мероприятий перерабатывающей промышленности администрации
Программы: края, крайпотребсоюз.
Сроки 2004 - 2008 годы.
реализации
Программы:
Объем и Общий объем финансирования из бюджета края -
источники 139,7 млн. рублей, в том числе на возвратной
финансирования: основе - 9,5 млн. рублей, из федерального бюджета
- 54 млн. рублей, в том числе на возвратной основе
- 19 млн. рублей.
Ожидаемые Довести в личных подсобных хозяйствах поголовье
результаты: крупного рогатого скота (КРС) до 480 тыс. голов,
в том числе коров - до 240 тыс. голов, свиней -
до 540 тыс. голов, овец - до 200 тыс. голов,
птицы - до 4800 тыс. голов; произвести 720 тыс.
тонн молока, 150 тыс. тонн мяса скота и птицы (в
живом весе). Довести закупки в частном секторе:
молока - до 180,0 тыс. тонн, мяса - до 100 тыс.
тонн, картофеля - до 10,0 тыс. тонн.
Система Главное управление сельского хозяйства
контроля администрации края, департамент пищевой и
мероприятий перерабатывающей промышленности администрации
Программы: края, крайпотребсоюз.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В современных условиях роль и функции личных подсобных хозяйств в социальном и экономическом развитии села существенно изменились.
В настоящее время личное подсобное хозяйство является одним из главных источников дохода для населения, самообеспечения продуктами питания и одной из сфер приложения труда.
Развитию личного подсобного хозяйства способствует и чрезвычайно благоприятный налоговый климат - отсутствие налогов, отмена ограничений на владение сельскохозяйственной техникой и грузовыми автотранспортными средствами.
По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления, в сельском хозяйстве качественные показатели использования земли, надои, привесы скота в личных подсобных хозяйствах остаются высокими. Также возрастает удельный вес потребленной продукции, полученной в личном подсобном хозяйстве, в общей стоимости питания. Владельцы личных подсобных хозяйств испытывают трудности в сбыте сельскохозяйственной продукции. В основном людей не устраивают либо низкие закупочные и договорные цены, либо плохая организация предприятиями закупок продуктов сельского хозяйства, либо несвоевременный расчет за сданную продукцию.
Таблица 1
Некоторые показатели развития личных подсобных хозяйств
населения Алтайского края в 2002 году
Показатели | Все категории хозяйств |
В том числе хозяйства населения | |
удельный вес в объеме всех категорий хозяйств |
|||
Количество личных подсобных хозяйств (тыс. дворов) - Посевная площадь (тыс. га) в т. числе: картофель овощи Производство мясо (в живом весе), тыс. тонн молоко (тыс. тонн) яйцо (млн. шт.) картофель (тыс. тонн) овощи (тыс. тонн) Наличие скота на 1 января 200 КРС в т.ч. коровы свиньи овцы и козы |
5443,3 86,7 11,8 210,6 1355,2 881,0 1058,3 210,8 года (тыс. 1102,5 470,5 649,1 280,8 |
459 100,1 85,2 10,4 138,6 675,2 425,8 1043,9 191,9 олов) 442,9 223,9 495,4 181,5 |
100 1,8 98,3 88,1 65,8 49,8 48,3 98,6 91,0 40,2 47,6 76,3 64,6 |
На начало 2003 года в крае числилось 459 тысяч личных подсобных хозяйств. Посевная площадь в хозяйствах населения составила около 100 тыс. гектар. Практически всю посевную площадь в хозяйствах населения занимают картофель и овощи. На их долю пришлось 85,1 и 10,4% от всей посевной площади соответственно. Населением выращено 98,6% всего картофеля и 91% овощей.
В распоряжении граждан находится 173,8 тыс. га сельхозугодий. Земельная площадь личных подсобных хозяйств увеличилась за последние 5 лет на 29 процентов, средний размер участка возрос с 20 до 40 соток. Наряду с увеличением приусадебных площадей в последние годы личное землепользование расширяется и за счет земель, предоставляемых за пределами жилой застройки.
Таблица 2
Динамика развития личных подсобных хозяйств Алтайского края
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Количество личных подсобных хозяйств (тыс. ед.) Общая земельная площадь без садов, (тыс. га) Посевные площади (тыс. га) в том числе: картофель овощи Производство мясо в живом весе (тыс. тонн) молоко (тыс. тонн) яйцо (млн. шт.) картофель (тыс. тонн) овощи (тыс. тонн) Наличие скота (тыс. голов) КРС в т.ч. коровы свиньи овцы и козы птица |
456,8 121,6 113,2 97,3 11,0 109,4 595,1 397,2 746,5 167,0 416,2 230,7 372,0 206,0 4960 |
451,2 176,2 119,5 103,0 11,3 113,8 607,1 401,8 785,5 189,9 425,4 236,6 489,0 206,7 4960 |
444,8 156,6 110,6 95,0 10,7 128,1 625,0 411,7 821,8 182,5 431,5 234,5 425,4 198,6 4500 |
459,5 165,0 99,9 85,1 10,4 129,5 653,7 422,8 1037,0 174,7 430,4 226,2 450,4 189,3 4621 |
459 165 100,1 85,2 10,4 138,6 675,2 425,8 1043,9 191,9 442,9 223,9 495,4 181,5 4500 |
В 2002 году в личных подсобных хозяйствах края было 442,9 тыс. голов КРС, или 40,2 процента от общего поголовья, 223,9 тыс. голов коров, или 47,6 процента от общего поголовья, 76,3 процента поголовья свиней, 64,6 процента овец и коз. За 2002 год в личных подсобных хозяйствах края произведено 49,8 процента молока, 65,8 процента мяса, 98,6 процента картофеля и 91 процент овощей от общего производства.
Данные показывают, что по сравнению с 1990 годом в последующие годы в личных подсобных хозяйствах населения наблюдалось увеличение численности скота, кроме овец и коз, поголовье которых за 10 лет сократилось и составило 41% уровня 1990 г.
Таблица 3
Трудовые ресурсы Алтайского края.
Сельское население (тыс. чел.)
Показатели | 1990 г. | 1992 г. | 1994 г. | 1996 г. | 1998 г. | 2000 г. | 2000 в % к 1990 г. |
Население в трудоспособном возрасте |
611,1 | 618,4 | 676,5 | 685 | 691,7 | 716,6 | 117,3 |
Численность трудовых ресурсов сельской местности Алтайского края за период 1990 - 2000 гг. увеличилась на 17,3% (табл.3).
В целом, за период с 1990 по 2000 годы, на сельскохозяйственных предприятиях края произошло сокращение рабочих мест на 40%, повлекшее за собой высвобождение более 122 тысяч человек. В связи с этим можно было бы ожидать увеличение занятости сельского населения в личном подсобном хозяйстве и расширение его размеров. Однако, как показал анализ, личные подсобные хозяйства не развиваются такими темпами, на которые можно было бы рассчитывать, носят преимущественно потребительский характер с невысоким уровнем товарности.
Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие:
- организация закупок сельскохозяйственной продукции. Так, в 2003 году планируется в личных подсобных хозяйствах закупить 100 тыс. тонн молока, 50,0 тыс. тонн мяса, что соответственно составляет 15 и 38 процентов от производимой продукции;
- владельцы личных подсобных хозяйств практически лишены возможности приобретения средств производства, особенно средств малой механизации;
- существенной причиной, сдерживающей рост численности поголовья скота у населения, является недостаточное обеспечение кормами. Подавляющее большинство сельскохозяйственных коллективных предприятий, находясь в сложнейшей экономической ситуации, сегодня не могут как ранее оказывать гражданам помощь в необходимых объемах в заготовке кормов из-за отсутствия достаточного количества горюче-смазочных материалов, свободных единиц кормозаготовительной техники, финансовых ресурсов.
Принятие Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" стимулировало развитие кооперативного сектора. Однако его доля, особенно в части обслуживания личных подсобных хозяйств, переработки и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, остается весьма незначительной.
3. Основные цели и задачи Программы
Современная роль личных подсобных хозяйств и растущий удельный вес их в производстве продовольствия заставляют обратить на них самое серьезное внимание и обеспечить всевозможную поддержку.
В связи с этим главными целями Программы являются:
- обеспечение устойчивого функционирования личных подсобных хозяйств, повышение их эффективности и доходности;
- улучшение социальных условий и повышение жизненного уровня сельского населения в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;
- защита экономических интересов владельцев личных подсобных хозяйств;
- создание организационных, экономических и социальных условий для развития частного семейного сектора землевладельцев;
- совершенствование механизма поддержки частного сектора землевладельцев;
- развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение частных землевладений;
- формирование рыночной, кредитно-финансовой, производственной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции, интенсификации производства;
- развитие самоуправления частного семейного сектора землевладельцев.
Данная цель должна быть достигнута путем реализации следующих задач:
- создание правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности личных подсобных хозяйств и их организаций;
- увеличение занятости экономически активного населения на селе путем создания благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы приложения труда сельского населения, повышения его доходов, уровня жизни и материального состояния;
- создание механизма кредитования личных подсобных хозяйств;
- формирование на селе эффективной производственной, торгово-закупочной, агросервисной и прочей деятельности (кооперативной и муниципальной инфраструктуры производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания личных подсобных хозяйств, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, кредитования и страхования);
- развитие системы научного и информационно-консультационного обеспечения владельцев личных подсобных хозяйств.
Основные мероприятия, проводимые в рамках Программы, направлены на:
- повышение эффективности производства в личных подсобных хозяйствах за счет внедрения НТП, новых технологий;
- укрепление и развитие взаимовыгодных связей между коллективными хозяйствами и личными подсобными хозяйствами;
- устранение негативных явлений, мешающих увеличению объемов закупок продукции у населения;
- оказание организационной и правовой помощи в создании производственных кооперативов или муниципальных унитарных предприятий по закупке и реализации излишков сельскохозяйственной продукции у населения.
Работу с личными подсобными хозяйствами предстоит строить не на регламентации и администрировании, а на основе существующих рыночных отношений, экономических методов, материальном стимулировании и активной поддержке кооперативных форм организации труда и обслуживания.
4. Правовые основы организации и функционирования
личных подсобных хозяйств
Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с перечисленными правовыми актами личные подсобные хозяйства являются формой ведения сельского хозяйства гражданами Российской Федерации на участках земли, предоставленных, приобретенных или полученных ими в собственность с целью удовлетворения собственных потребностей и производства товарной продукции.
Законодательством Российской Федерации и Алтайского края определены следующие этапы развития личных подсобных хозяйств:
1. Личное подсобное хозяйство как вспомогательное хозяйство, имеющее основной целью удовлетворение личных потребностей в продуктах питания.
2. Определение направленности в сельскохозяйственном производстве, поиск оптимального варианта взаимодействия с государственными и коммерческими структурами по развитию хозяйства и реализации излишков продукции.
3. Накопление личного капитала за счет активной продажи собственной сельскохозяйственной продукции, повышение рентабельности ее производства, вложение капитала в первичную переработку продукции, внедрение механизации и передовых приемов производства, активное использование наемного труда.
4. Вступление в члены кооператива, активное использование договорных отношений, разделение труда, тесная кооперация с организованными хозяйствами.
5. Переход в число фермеров - сельских предпринимателей, производителей товарной сельскохозяйственной продукции.
На каждом из этапов реализуются свои цели, каждому этапу оказывается поддержка.
Личное подсобное хозяйство - самостоятельная форма организации сельскохозяйственного производства без образования юридического лица, осуществляемая личным трудом гражданина, членов его семьи, а также иных лиц с использованием находящейся в их собственности или арендованной ими земли, другого движимого и недвижимого имущества как в целях удовлетворения собственных потребностей в произведенной продукции, так и для реализации ее другим потребителям на принципах личной экономической выгоды. Занятие личным подсобным хозяйством может быть как дополнительным к основному, так и единственным видом деятельности граждан и основным источником их дохода. Ведение личного подсобного хозяйства могут осуществлять гражданин, члены его семьи (супруг, дети, родители, другие совместно проживающие родственники), а также иные граждане, принявшие решение о совместном ведении хозяйства.
Личное подсобное хозяйство является равноправным звеном многоукладной экономики наряду с государственными, кооперативными и другими предприятиями и организациями различных форм собственности.
Основной целью и задачей личного подсобного хозяйства являются производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей членов личных подсобных хозяйств. Членами личных подсобных хозяйств могут реализовываться излишки произведенной продукции на рынке, а также торговым, перерабатывающим предприятиям и другим юридическим или физическим лицам.
Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность личных подсобных хозяйств со стороны государственных, общественных и кооперативных организаций не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Убытки, а также упущенная выгода, причиненные личным подсобным хозяйствам в результате действия (бездействия) государственных органов или иных органов, а также предприятий, учреждений, организаций или должностных лиц, подлежат возмещению в установленном законом порядке.
Споры о возмещении убытков решаются судом.
Отношения личных подсобных хозяйств с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с предприятиями, учреждениями, организациями строятся на основе договоров, соглашений и обязательств.
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, могут вступать в договорные отношения в области производства, контрактации или поставок сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг с сельскохозяйственными и другими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими гражданами как непосредственно, так и через представляющие их интересы потребительские кооперативы, потребительские общества и иные юридические лица.
Сельскохозяйственные, перерабатывающие организации и иные хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, могут заключать с лицами, уполномоченными на совершение сделок от имени участников личных хозяйств, взаимовыгодные договоры на откорм скота, производство и реализацию сельскохозяйственной продукции с оказанием услуг по обеспечению личных хозяйств молодняком скота, кормами и т.д.
В целях осуществления совместной деятельности по производству, переработке, хранению сельскохозяйственной продукции и ее реализации, а также по страхованию, кредитованию, материально-техническому и сервисному обслуживанию лица, осуществляющие ведение личных хозяйств, могут объединяться в хозяйственные общества и товарищества, сельскохозяйственные кооперативы, иные юридические лица, создавать ассоциации (союзы) личных хозяйств. При этом за лицами, ведущими личные хозяйства, сохраняются обязательственные права на имущество и иные объекты гражданских прав, внесенные ими в качестве доли (вклада, пая) в имущество указанных юридических лиц.
Граждане, для которых ведение личного подсобного хозяйства является основным или единственным видом деятельности, имеют право по желанию произвести государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Граждане могут свободно, по своему усмотрению, реализовать произведенную сельскохозяйственную продукцию на муниципальных и иных рынках, перерабатывающим и заготовительным предприятиям, организациям, через производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы и коллективные хозяйства.
Имущество граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может состоять из земельного участка, предоставленного, полученного или приобретенного ими для этих целей, скота, птицы, пчел, многолетних насаждений (кустарников, деревьев), жилых зданий, хозяйственных и иных строений и сооружений, сельскохозяйственной техники, оборудования, инвентаря, транспортных средств и иных материальных ресурсов, произведенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Источниками формирования имущества личных подсобных хозяйств могут являться:
- денежные и материальные средства членов;
- доходы, полученные от реализации произведенной продукции;
- доходы от деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, работающих в производственных и потребительских кооперативах, в других предприятиях и объединениях;
- доходы от ценных бумаг;
- дотации из бюджета и другие виды государственной поддержки;
- кредиты банков и других финансовых учреждений;
- благотворительные или безвозмездные взносы, пожертвования граждан и юридических лиц, в том числе имущество, полученное в порядке наследования, дарения либо на ином законном основании;
- скот и другие материальные средства, полученные от коллективных сельскохозяйственных предприятий в порядке натуральной оплаты или взятых в аренду;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Совершенствование законодательной базы личных подсобных хозяйств должно быть направлено на формирование правовых условий для эффективной деятельности личных подсобных хозяйств.
5. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом Алтайского края. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Земельные участки для ведения личного хозяйства могут находиться у граждан на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды.
Права на земельные участки для ведения личного хозяйства возникают на основании:
- решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и договоров с ними;
- договоров купли-продажи, мены, дарения и иных сделок с землей в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством;
- иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством.
Право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, собственности на земельные участки для ведения личного хозяйства подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
С целью поощрения развития личных подсобных хозяйств и перерастания их в крестьянские хозяйства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок может выделяться дополнительным наделом без учета земель личного подсобного хозяйства.
Граждане, осуществляющие ведение личного хозяйства, могут получать землю также в коллективное пользование для выпаса скота, сенокошения и для иного использования.
Собственник или владелец земельного участка, предоставленного для ведения личного хозяйства, вправе прекратить доступ посторонних лиц на земельный участок, огородив его или обозначив иным способом. Вход на указанный участок без его разрешения запрещается, за исключением случая обременения земельного участка сервитутом в порядке, предусмотренном ЗК РФ.
Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
6. Направления развития личных подсобных хозяйств
В предстоящий период производство товарной сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах будет увеличиваться.
На базе личных подсобных хозяйств продолжится создание сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, иных организационно-правовых форм, позволяющих защитить интересы сельскохозяйственного производителя. Наряду с установлением горизонтальных кооперационных связей будут возрастать связи интеграционные - в области переработки, реализации продукции и агросервиса.
Основой стартового капитала кооперации станет материально-техническая база производственной инфраструктуры реформируемых экономически несостоятельных сельскохозяйственных организаций. Именно потребительские кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия должны стать основными поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам.
Необходимо особое внимание уделить формированию и развитию сельской кредитной и страховой кооперации.
Основным направлением развития личных подсобных хозяйств является развитие отраслей животноводства и растениеводства.
6.1. Развитие животноводства в личных подсобных хозяйствах
Развитие животноводства в личных подсобных хозяйствах является резервом увеличения объемов производства и реализации молока, мяса, шерсти, яиц и другой животноводческой продукции в крае.
Однако рост производства продуктов животноводства в личных подсобных хозяйствах населения сдерживают:
- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, комбикорма;
- низкая покупательная способность населения;
- крайне низкая цена реализации животноводческой продукции;
- несвоевременность расчетов за реализованную продукцию;
- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у населения.
В целях наращивания производства продуктов животноводства необходимо осуществить ряд мер, которые обеспечат увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных.
Эту задачу планируется решить путем:
- увеличения продажи населению породистого молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями;
- увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через птицеводческие предприятия;
- широкого внедрения натуральной формы премирования (телятами, поросятами, кормами) работников за получение и сохранность молодняка крупного рогатого скота и свиней, увеличение за счет этого объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Для повышения племенной ценности молодняка крупного рогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- обеспечить организацию и работу в населенных пунктах, имеющих достаточно большое поголовье коров, пунктов по искусственному осеменению. А при их наличии в коллективных предприятиях обеспечить свободный доступ к осеменению коров личных подсобных хозяйств;
- организовать выездное осеменение скота в деревнях и селах, имеющих небольшое поголовье;
- обеспечить ветеринарное обслуживание скота в личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Развитие растениеводства
Главным товарным продуктом из растениеводческой продукции у населения является картофель и овощи. Удовлетворение потребности населения края в картофеле решается, прежде всего, за счет производства его на приусадебных участках.
Следует отметить, что посадка картофеля населением проводится рядовыми семенами, а это ведет к снижению урожайности и валовых сборов.
Для улучшения сортового состава семян картофеля предлагается возобновление семеноводства картофеля по следующей схеме, основанной на договорных отношениях:
- на базе опытных станций выращивать семена класса "супер" и "супер - элита" картофеля для элитных хозяйств;
- элитные хозяйства, в свою очередь, выращивают семена класса "элита" картофеля для сельскохозяйственных предприятий, населения, фермерских хозяйств.
Обеспечение населения семенами овощных и кормовых культур должно осуществляться через специализированные отделы магазинов в районных центрах края.
Оказание практической помощи в приобретении минеральных удобрений, химических мелиорантов, средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней предполагается проводить по заявкам кооперативов и сельских администраций в районные службы защиты растений, краевую станцию защиты растений.
7. Организация закупок сельскохозяйственной продукции у населения
Проблему закупок необходимо решать в двух аспектах:
- организация закупок сельскохозяйственной продукции у населения ("Схема реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами");
- изыскание финансовых средств для кредитования и авансирования закупок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.
Закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах планируется осуществлять следующим образом:
- через коллективные сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на территории данной сельской администрации;
- через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные владельцами личных подсобных хозяйств;
- через муниципальные предприятия по обслуживанию личных подсобных хозяйств;
- через индивидуальных предпринимателей;
- непосредственно через предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции;
- через систему потребительской кооперации;
- на основе договора между владельцами личных подсобных хозяйств о совместной деятельности.
Схема 1. Схема реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами
/--------------------------\
/----------|Личные подсобные хозяйства|--------\
| \--------------------------/ |
/----------------\ | | | /--------\
| Система | | | | |Молоко- |---------\
|потребительской | | | | |сборщик | |
| кооперации | | | | \--------/ |
\----------------/ | | | |
/--------------\ | | | /---------------\ |
|Муниципальные |--------/ | \----------|Молочный завод,|--|
| рынки | | |мясокомбинат | |
\--------------/ | \---------------/ |
/----------------------------\ /---------\ |
| Коллективные хозяйства, | |Молочный | |
|потребительские кооперативы,| | завод |--------/
|муниципальные предприятия, | \---------/
| государственные |
|унитарные предприятия |
\----------------------------/
|
/---------------\
|Молочный завод,|
| мясокомбинат, |
|оптовые рынки |
\---------------/
8. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Алтайского края рассматривают развитие личных подсобных хозяйств граждан как неотъемлемую составную часть сельскохозяйственного производства, важнейшее направление реализации социальных программ, оказывают им поддержку путем создания и совершенствования правовой основы их деятельности.
Государственная поддержка личных подсобных хозяйств края направлена на создание благоприятных условий для их эффективной деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции в целях самообеспечения и продажи излишков в продовольственный фонд края.
В отношении личных подсобных хозяйств применяются все формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственная поддержка личным подсобным хозяйствам прежде всего оказывается на развитие сельскохозяйственного производства, кооперации по агросервисному обслуживанию, переработке и реализации продукции.
Органы исполнительной власти края для развития личных подсобных хозяйств организуют работу по следующим направлениям:
- расширение услуг, предоставляемых государственными предприятиями и организациями по племенному, ветеринарному, агрозоотехническому, информационно-консультативному обслуживанию, включая продажу молодняка скота и птицы, семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур, кормов, удобрений и средств защиты растений;
- обеспечение теплом и электроэнергией, водой и горюче-смазочными материалами;
- субсидирование за счет средств краевого бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, привлеченным личными подсобными хозяйствами в коммерческих банках на приобретение сельхозтехники и скота для откорма;
- выделение пастбищных и сенокосных угодий;
- оказание зооветеринарных, агрономических, инженерно-технических и информационно-консультационных услуг;
- организация сельскохозяйственных кооперативов и других хозяйствующих субъектов по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, агросервисному обслуживанию хозяйств;
- содействие в сбыте произведенной продукции;
- внедрение высокоэффективных, экологически безопасных технологий производства продукции;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение сельскохозяйственной техники, инвентаря, оборудования, а также племенного скота;
- организация системы обучения, повышения квалификации, выпуска учебной, справочной и просветительской литературы для лиц, осуществляющих ведение личного хозяйства.
Органы местного самоуправления вправе за счет местных бюджетов осуществлять поддержку личных хозяйств, включая обеспечение хозяйств молодняком скота и птицы, кормами и транспортом по их доставке.
Гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, могут выделяться во временное пользование земельные участки для сенокошения и пастьбы скота из земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Органы местного самоуправления с учетом мнения населения вправе организовать на имеющихся сенокосных и пастбищных угодьях сенокошение, пастьбу скота населения без закрепления их за конкретной семьей (гражданином).
Предприятия, организации и учреждения вправе предоставлять в аренду или продавать гражданам имеющиеся пустующие производственные помещения, сельскохозяйственную технику и оборудование.
При недостатке земель для удовлетворения заявлений граждан, изъявивших желание вести личное хозяйство, органы местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти с обоснованными заявками (ходатайствами) о выделении дополнительных земельных участков.
Земельные участки для указанных целей выделяются из земель запаса.
Дополнительно к бюджетным ресурсам предусматривается привлекать другие средства на развитие личных подсобных хозяйств, изысканные администрацией края, включая средства иностранной технической и гуманитарной помощи.
Одним из путей решения проблемы занятости населения может быть создание государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий и потребительских кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств.
Для создания устойчивой тенденции роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах необходима соответствующая инфраструктура.
Одним из самых реальных и эффективных способов обеспечения развития личных подсобных хозяйств является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Образование потребительских кооперативов по обслуживанию сельского населения может происходить по самым разнообразным схемам. Выбор зависит от учредителей. Это могут быть чисто закупочные или многопрофильные кооперативы. Учредителями могут быть:
- владельцы личных подсобных хозяйств;
- владельцы личных подсобных хозяйств совместно с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственными предприятиями и другими юридическими лицами.
9. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения частного семейного сектора землевладельцев и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.
В отношении частного семейного сектора землевладельцев и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным производителям.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
- финансирование государственных мероприятий по ветеринарному обслуживанию;
- предоставление субсидий на приобретение элитных семян сельскохозяйственных растений для размножения и сортосмены;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территорий;
- финансовое обеспечение информационно-консультативного обслуживания, прикладных научных разработок, подготовки кадров и издание специальной литературы;
- развитие кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым личными подсобными хозяйствами в коммерческих банках.
Возможными источниками финансирования Программы могут являться собственные средства, средства федерального бюджета, бюджета края и бюджетов муниципальных образований.
10. Научное и информационно-консультационное обеспечение
владельцев личных подсобных хозяйств
Обеспечение потребности владельцев личных подсобных хозяйств в информационных и консультационных услугах будет осуществляться в рамках создаваемой единой краевой информационно-консультационной службы.
Привлечение лучших достижений владельцев личных подсобных хозяйств к участию в ежегодной краевой и районных выставках - ярмарках.
Освещение в средствах массовой информации проблем личных подсобных хозяйств их практического опыта и достижений.
11. Развитие самоуправления
Развитие частного семейного сектора землевладельцев будет проходить путем их объединения в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления по согласованию с органами самоуправления личных подсобных хозяйств привлекают к разработке и реализации федеральной, краевой и местных программ социально-экономического развития, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультативного обслуживания данного сектора.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с частным семейным сектором землевладельцев на основе соглашений и договоров по совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации и социального развития.
12. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения
Срок реализации Программы рассчитан на 2004 - 2008 годы.
Программа будет реализовываться в тесной связи с государственной политикой в области реформирования агропромышленного комплекса и развития экономики Алтайского края.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров, интеграции интересов владельцев личных подсобных хозяйств с интересами предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и розничной торговли.
Программой предусматривается создание и соединение имеющихся отдельных элементов инфраструктуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств в единую систему, позволяющую решать задачи поддержки личных подсобных хозяйств наиболее оптимальным способом.
Программа развития личных подсобных хозяйств края на 2004 - 2008 гг. предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий.
- осуществление мер государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств;
- оказание содействия в создании кредитных, страховых и других потребительских кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств;
- выработку экономического механизма деятельности личных подсобных хозяйств с учетом местных условий;
- привлечение сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов, научных организаций и учреждений, высших и средних специальных образовательных учреждений к научному, информационно-консультационному и кадровому обеспечению;
- освещение положительного опыта развития наиболее эффективных и передовых личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов и унитарных муниципальных предприятий через средства массовой информации, телевидение и радиовещание;
- разработку и реализацию программ развития личных подсобных хозяйств муниципальных образований;
- оказание содействия и поддержки в создании, развитии и деятельности личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов и унитарных муниципальных предприятий по обслуживанию;
- анализ итогов работы личных подсобных хозяйств, определение перспективы их развития с учетом местных условий и состояния производства сельскохозяйственной продукции;
- оказание содействия в приобретении техники, минеральных удобрений, оборудования, племенного скота, семян, в т.ч. на лизинговой основе.
Координацию деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, других организаций по выполнению мероприятий Программы осуществляет главное управление сельского хозяйства администрации края, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Администрация края контролирует ход выполнения Программы.
Контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых и кредитных ресурсов на реализацию программы осуществляется главным управлением сельского хозяйства администрации края, департаментом пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края.
Главное управление сельского хозяйства ежегодно представляет администрации края информацию о ходе выполнения Программы, состоянии и развитии личных подсобных хозяйств граждан.
13. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы "Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края на 2004 - 2008 гг." должна повысить роль личных подсобных хозяйств в обеспечении продовольственной безопасности края, в увеличении объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции, позволит владельцам личных подсобных хозяйств внести соответствующий вклад в стабилизацию сельскохозяйственного производства на территории Алтайского края.
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предприятий по обслуживанию личных подсобных хозяйств, организация их эффективной работы, рост объемов и видов оказываемых услуг позволят увеличить и стабилизировать долю личных подсобных хозяйств в производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции. Кроме того, это закладывает основы сельской кооперации, включая кредитную и страховую.
Расширение сельскохозяйственной кооперации позволит:
- защитить и реализовать экономические и социальные интересы сельских товаропроизводителей посредством их самоорганизации и самодеятельности, т.е. за счет их собственных средств;
- осуществить мобилизацию и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы, особенно в первичных хозяйственных звеньях;
- организовать эффективные кооперативные формы инфраструктуры, обслуживающие сельское хозяйство, объединяющие различные стороны деятельности сельских товаропроизводителей, соединяющие интересы всех участников агропромышленного процесса;
- увязать дифференциацию доходов людей с результатами их деятельности, т.е. осуществить меры социальной справедливости, способствующие улучшению социального положения населения и ослаблению возросшей социальной напряженности;
- увеличить обеспеченность занятости сельского населения. Реализация комплексных и целенаправленных мер позволит:
- в личных подсобных хозяйствах края к 2008 году довести поголовье КРС - до 480 тыс. голов, коров - до 240 тыс. голов, свиней - до 540 тыс. голов, овец - до 200 тыс. голов; птицы - до 4800 тыс. голов;
- произвести 720 тыс. тонн молока, 150 тыс. тонн мяса скота и птицы в живом весе;
- довести закупки в личных подробных хозяйствах в 2008 году: молока - до 180 тыс. тонн, мяса - до 100 тыс. тонн, картофеля - до 10 тыс. тонн.
За счет развития личных подсобных хозяйств достичь прироста товарной сельскохозяйственной продукции края.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить развитие личных подсобных хозяйств и создать условия для нормальной жизнедеятельности сельских жителей.
Приложение 1
Основные мероприятия целевой программы
"Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края на 2004 - 2008 годы"
План организационных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
При утверждении финансовой поддержки отрасли сельского хозяйства предусматривать квоты для ЛПХ и потребкооперации Определение порядка выделения денежных средств по лизингу на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники, инвентаря, оборудования для строительства и реконструкции перерабатывающих предприятий в сельской местности Оказание услуг по прокату техники для обработки земельных участков, проведения известкования, фосфоритования, химической защиты растений от вредителей и болезней сельскохозяйственных культур Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и муниципальных унитарных предприятий по закупкам и обслуживанию личных подсобных хозяйств Организация работы по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, находящихся в личных подсобных хозяйствах граждан Улучшение ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных животных, находящихся в личных подсобных хозяйствах Дополнительное наделение землей желающих заниматься ЛПХ, садоводством, огородничеством Организация пропаганды и рекламирования наиболее продуктивных пород скота, сортовых семян овощей и картофеля, высокоэффективных минеральных удобрений, расширение выпуска учебной литературы, ориентированной на владельцев личных подсобных хозяйств, садоводов и огородников Определение потребности населения в приобретении молодняка крупного рогатого скота, свиней, птицы, кормов, семян овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур и принятие мер по их полному удовлетворению Рекомендовать сельскохозяйственным предприятиям края: - расширять оказание населению услуг по реализации сельскохозяйственной продукции, вспашке приусадебных участков, заготовке и доставке кормов, передаче в аренду незанятых животноводческих помещений на договорной основе; - закреплять в долгосрочное пользование за владельцами личных подсобных хозяйств угодья для выпаса скота с учетом оптимальных норм и договоров на поставку продукции; - в т.ч. организациям потребительской кооперации расширять оказание услуг владельцам личных подсобных хозяйств по прокату техники, сбыту и доставке произведенной продукции, развить сеть малой переработки Закрепление в структуре районных управлений сельского хозяйства ответственных специалистов за проведение работы по развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан Для совершенствования организации закупок продукции в ЛПХ, повышения ее качества организовать работу 320 сельских магазинов по схеме магазин - заготпункт и 55 пунктов по приему молока и сепарированию. Способствовать заключению договоров на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья предприятиям перерабатывающей промышленности Обеспечить забой скота, выращенного в ЛПХ, только на аттестованных скотоубойных пунктах, для последующей реализации Обеспечить эффективность использования имеющейся в кооперативных организациях объектов материально-технической базы для полного освоения товарных ресурсов в ЛПХ, переработки и оказания услуг населению (скотоубойные и колбасные цехи, овощекартофелехранилища, предприятия хлебопечения, сырьевые склады) Организовать торговлю сельхозпродуктами, закупаемыми в ЛПХ, через оптовые рынки г. Алейска, Рубцовска, Камня-на- Оби, потребительские общества "Кооператор" г. Барнаула и с. Корчино Упростить процедуру получения инвестиций для реконструкции и развития производства организаций потребкооперации и увеличить до 3-х лет срок погашения инвестиционного кредита Разработать единую проектно- сметную документацию на строительство убойных пунктов, соответствующую требованиям ветеринарных и санитарных служб Создание стационарных закупочных пунктов в сельской местности с соответствующим техническим оснащением Обеспечение доступности рыночных площадок и торговой сети для владельцев личных подсобных хозяйств путем закрепления необходимого числа торговых мест за производителями продукции |
Главное управление сельского хозяйства администрации края, Главное управление экономики и инвестиций администрации края Главное управление сельского хозяйства, администрации края Главное управление сельского хозяйства администрации края совместно с ЗАО "Агрохимия", ОАО "Агропромснаб", органы местного самоуправления по согласованию Главное управление сельского хозяйства администрации края совместно с крайпотребсоюзом, органы местного самоуправления - по согласованию Департамент племенного животноводства администрации края совместно с органами местного самоуправления - по согласованию Управление ветеринарии администрации края совместно с органами местного самоуправления - по согласованию Администрации районов и сельских советов - по согласованию АНИИЗиС, АНИПТИЖ, НИИ им. М.А.Лисавенко, АГАУ - по согласованию Районные управления сельского хозяйства, органы местного самоуправления - по согласованию Сельскохозяйственные предприятия края, органы местного самоуправления - по согласованию, крайпотребсоюз Органы местного самоуправления - по согласованию Крайпотребсоюз, райпо, РПС, горпо, ПО - по согласованию Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края, крайпотребсоюз, райпо, РПС, ПО - по согласо- ванию Управление ветеринарии администрации края совместно с органами местного самоуправления, крайпотребсоюзом - по согласованию Крайпотребсоюз, органы местного самоуправления - по согласованию Крайпотребсоюз, ПО, райпо - по согласованию Главное управление экономики и инвестиций администрации края, комитет администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Управление ветеринарии администрации края, Центр Госсанэпиднадзора в Алтайском крае - по согласованию Органы местного самоуправления с крайпотребсоюзом - по согласованию Отдел потребительского рынка и регионального заказа администрации края |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Постоянно Постоянно Ежегодно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно С 2004 г. Постоянно С 2004 г. С 2004 г. С 2004 г. С 2004 г. |
План мероприятий по повышению уровня квалификации
владельцев личных подсобных хозяйств
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. 2. 3. 4. 5. |
Пропаганда и распространение передового опыта через СМИ Информационно-консультационное обслуживание владельцев личных подсобных хозяйств Выпуск специализированной информации для владельцев личных подсобных хозяйств: - меры по карантину растений; - меры борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйствен- ных культур, борьба с сорной растительностью; - профилактика и мероприятия по предупреждению заразных заболеваний домашнего скота птицы Проведение выставок, ярмарок Определить перечень профессий и видов деятельности, актуальный для организации профессионального обучения сельских безработных граждан |
Постоянно Постоянно Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Отдел по связям с общественностью администрации края, главное управление сельского хозяйства администрации края по согласованию с крайпотребсоюзом, органами местного самоуправления Главное управление сельского хозяйства администрации края, крайпотребсоюз, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю, органы местного самоуправления - по согласованию Государственная инспекция по карантину растений по Алтайскому краю (по согласованию), Федеральное государственное учреждение "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Алтайском крае" (по согласованию), управление ветеринарии администрации края Администрация края, крайпотребсоюз, органы местного самоуправления - по согласованию Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю |
План финансирования программы
млн. руб.
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
1. | Возмещение 2/3 части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым перерабатывающими заготовительными предприятиями для закупа сельскохозяйственной продукции у населения, строительство убойных пунктов, |
20 |
20 |
краевой бюджет 20 | 20 | | | | | | | | | |
20 |
|
в т.ч. возмещение 2/3 части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым ЛПХ в коммерческих банках, для строительства и реконструкции производственных помещений, приобретения кормов, горюче- смазочных материалов, удобрений, ядохимикатов, приобретения молодняка скота и птицы |
2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |
2. | Возмещение 2/3 части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым ЛПХ, в коммерческих банках, для строительства и реконструкции производственных помещений, приобретения кормов, горюче-смазочных материалов, удобрений, ядохимикатов, приобретения молодняка скота и птицы |
2,5 |
2,5 |
федеральный бюджет 2,5 | 2,5 | | | | | | | | | | | |
2,5 |
|
3. | Выделение субсидий на приобретение элитных семян сельскохозяйственных растений |
0,3 |
краевой бюджет за счет средств фонда финансовой поддержки | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | | | |
|||
4 | Финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территорий |
краевой бюджет за счет средств на создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | | | | | | | | | | | | |
||||
5. | Выделение субсидий по искусственному осеменению коров и телок в личном подсобном хозяйстве |
краевой бюджет за счет средств дотации на поддержку племенного животноводства 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | | | | | |федеральный бюджет | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 |
||||
6. | Финансирование государственных мероприятий по ветеринарному обслуживанию в личном подсобном хозяйстве |
1,6 2,6 |
краевой бюджет за счет средств на противоэпизоотические мероприятия 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 |федеральный бюджет | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 |
|||
7. | Выделение средств из лизингового фонда на приобретение личными подсобными хозяйствами и организациями потребительской кооперации сельскохозяйственной техники, инвентаря, оборудования и племенного скота |
1,5 3 |
2 4 |
краевой бюджет 2 | 2 федеральный бюджет 4 | 4 | | | | | | |
2 4 |
|
8. | Финансовое обеспечение организационно- консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости, оказание им финансовой помощи на компенсацию регистрационных расходов, подготовка и издание справочно- информационных материалов для информирования о возможностях организации самозанятости |
Ежегод лимито |
федеральный бюджет | | о в пределах выделенных бюджетных обязательств | | | | | | | | | |
|||
9. | Проведение выставок-ярмарок сельхозпродукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах |
краевой бюджет за счет средств фонда финансовой | | поддержки | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | | местные бюджеты | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
||||
10. | Премирование по условиям краевого трудового соревнования по организации закупа сельскохозяйственной продукции у населения Итого: |
краевой бюджет за счет средств фонда финансовой | | поддержки| | 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,5 | | | | | | | | | | | | |
||||
1. | Краевой бюджет в т.ч. на возвратной основе |
26,35 1,5 |
27,5 2 |
28,05 2 |
28,6 2 |
29,2 2 |
2. | Федеральный бюджет в т.ч. на возвратной основе |
9,6 3 |
10,8 4 |
11 4 |
11,2 4 |
11,4 4 |
3. | Местные бюджеты | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
4. | Федеральный бюджет (Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю) |
Ежегодно в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 16 октября 2003 г. N 523 "О краевой целевой программе "Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края на 2004-2008 годы"
Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по АК 24 октября 2003 г.
Регистрационный N 801
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, октябрь 2003 г. N 90, ч.1, с.61
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с принятием закона Алтайского края от 10 февраля 2005 г. N 7-ЗС