В соответствии с Законом Хабаровского края от 05 декабря 2018 г. N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края в соответствие с законодательством Правительство края постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2015 г. N 462-пр, следующие изменения:
1) в паспорте:
а) в позиции "Ответственный исполнитель Программы" слова "инвестиционного развития и предпринимательства" заменить словами "экономического развития";
б) позицию "Соисполнители, участники Программы" изложить в следующей редакции:
в) позицию "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:
"Задачи Программы |
- |
развитие экспортного потенциала края; |
вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность; | ||
создание благоприятной деловой среды для осуществления экспортной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства; | ||
развитие внешнеэкономической деятельности края; | ||
содействие привлечению иностранного капитала в край; | ||
развитие приграничного торгово-экономического сотрудничества приграничных муниципальных районов с приграничными территориями Китая; | ||
задействование потенциала межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации в социально-экономическом развитии края; | ||
развитие международного культурного и гуманитарного сотрудничества края; | ||
активизация работы с соотечественниками, проживающими за рубежом; | ||
продвижение положительного образа края как надежного партнера за рубежом"; |
г) позицию "Основные мероприятия Программы" изложить в следующей редакции:
"Основные мероприятия Программы |
- |
диверсификация товарной структуры краевого экспорта; региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства"; региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в крае"; активизация внешнеторгового сотрудничества края; активизация притока прямых иностранных инвестиций в край; развитие приграничного сотрудничества края; развитие и укрепление межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации; развитие культурно-гуманитарных связей края с иностранными партнерами; создание условий для активизации и повышения эффективности работы с соотечественниками, проживающими за рубежом; развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности"; |
д) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств |
- |
общий объем финансирования - 690,24 млн. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 8,21 млн. рублей, 2017 год - 17,86 млн. рублей, 2018 год - 89,47 млн. рублей, 2019 год - 107,86 млн. рублей, 2020 год - 86,15 млн. рублей, 2021 год - 91,33 млн. рублей, 2022 год - 94,88 млн. рублей, 2023 год - 97,24 млн. рублей, 2024 год - 97,24 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 68,47 млн. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 21,25 млн. рублей, 2023 год - 23,61 млн. рублей, 2024 год - 23,61 млн. рублей; из краевого бюджета - 621,77 млн. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 8,21 млн. рублей, 2017 год - 17,86 млн. рублей, 2018 год - 89,47 млн. рублей, 2019 год - 107,86 млн. рублей, 2020 год - 86,15 млн. рублей, 2021 год - 91,33 млн. рублей, 2022 год - 73,63 млн. рублей, 2023 год - 73,63 млн. рублей, 2024 год - 73,63 млн. рублей, в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, по годам: 2019 год - 42,07 млн. рублей, 2020 год - 11,21 млн. рублей, 2021 год - 17,71 млн. рублей"; |
е) в наименовании позиции "Конечный результат реализации Программы" слова "Конечный результат" заменить словами "Ожидаемые результаты";
2) разделы 1, 2 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края"
Программа учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп, распоряжения Правительства Хабаровского края от 25 марта 2019 г. N 250-рп "Об итогах работы за 2018 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2019 году".
1.1. Состояние внешнеэкономических связей Хабаровского края
Процессы глобализации и регионализации мировой экономики привели к тому, что сегодня не только страны, но и отдельно взятые регионы не могут эффективно развиваться в отрыве от включения в процессы международного разделения труда и товарообмена. По этой причине весь внешнеэкономический комплекс края подвержен доминирующему воздействию колебаний мировой конъюнктуры и геополитической обстановки.
В 2014 - 2018 гг. внешняя торговля продолжала оставаться одним из основных драйверов экономического роста Хабаровского края, обеспечивая рынки сбыта для продукции краевых предприятий, пополнение доходной части краевого бюджета, занятость населения, обновление основных фондов предприятий, а также ввоз необходимых товаров народного потребления. При этом влияние внешней торговли на краевую экономику в рассматриваемый период заметно возросло. В частности, внешнеторговая квота Хабаровского края выросла на 12,5 процентного пункта (с 15,9% в 2014 году до 28,4% в 2018 году), экспортная квота*(1) - на 13,3 процентного пункта (с 10,2 до 23,5% соответственно).
Для ряда отраслей промышленности края внешняя торговля и, в частности, экспорт были одним из определяющих факторов развития. Прежде всего, это лесная отрасль, в значительной степени также авиастроение, нефтепереработка, черная металлургия, рыбная отрасль, отчасти горнодобывающая промышленность.
Количество участников внешнеэкономической деятельности Хабаровского края за период 2014 - 2018 гг. сократилось. Если в 2014 году внешнеэкономическую деятельность в крае осуществляли 799 участников, то в 2018 году - уже 687 (снижение к уровню 2014 года на 14%).
Количество стран-контрагентов во внешней торговле Хабаровского края за период 2014 - 2018 гг. осталось без изменений. Внешнеторговые операции осуществлялись с 95 странами мира.
Географическая структура внешней торговли Хабаровского края в 2014 - 2018 гг. принципиально не изменилась. Основными внешнеторговыми партнерами края были страны Северо-Восточной Азии (далее - СВА): Китайская Народная Республика (далее также - КНР), Республика Корея и Япония. При этом доля КНР в общем внешнеторговом обороте края заметно возросла (с 40,9% в 2014 году до 59,6% в 2018 году). Также в перечне крупнейших внешнеторговых партнеров края в 2014 - 2018 гг. были страны Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Филиппины, Индонезию, Малайзию, а также США, Германия и Тайвань.
По итогам 2018 года внешнеторговый оборот Хабаровского края составил 3,1 млрд. долларов США*(2) (рост к уровню 2014 года на 39,4%), экспорт - 2,5 млрд. долларов США (рост на 79,23%), импорт - 0,5 млрд. долларов США (снижение на 32,5%).
Сложная ситуация наблюдается в сфере привлечения иностранных инвестиций. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций (далее также - ПИИ) в экономике Хабаровского края по состоянию на 01 января 2019 г. составил 737 млн. долларов США.
Наиболее привлекательными секторами экономики Хабаровского края для иностранных инвесторов являются геологоразведка и добыча полезных ископаемых, деревопереработка, оптово-розничная торговля, строительство, оказание транспортно-логистических и финансовых услуг, недвижимость, сельское хозяйство, рыбопереработка, общественное питание.
По состоянию на 01 января 2019 г. в Хабаровском крае было зарегистрировано 159 действующих предприятий с ПИИ (рост к уровню аналогичного периода 2014 года в 2,3 раза). По количеству предприятий с ПИИ в крае по состоянию на 01 января 2019 г. лидировали Кипр (45 предприятий), КНР (41), Белиз (10), Республика Корея (9), Киргизия (7), Республика Сейшелы (7), Япония (6), Виргинские острова (6), Сингапур (5), Великобритания (4), Корейская Народно-Демократическая Республика (далее также - КНДР) (3).
В современных условиях складывается ситуация, когда под воздействием геополитических факторов и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры могут существенно замедлиться темпы внешнеэкономического сотрудничества Хабаровского края. В среднесрочной перспективе это может оказать негативное воздействие на объемы внешнеторговых операций, привлечение зарубежных инвестиций и технологий, что в целом повлияет на замедление темпов социально-экономического развития региона, ухудшение его бюджетных позиций.
1.1.1. Анализ внешней торговли Хабаровского края
Внешняя торговля края в 2014 - 2018 гг. имела ярко выраженную экспортную направленность. Удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте вырос на 18,4 процентного пункта (с 64,4% в 2014 году до 82,8% в 2018 году), импорта - снизился на 18,4 процентного пункта (с 35,6 до 17,2% соответственно). Сальдо внешнеторгового баланса положительное, по итогам 2018 года составило 2 млрд. долларов США (рост к уровню 2014 года в 3,2 раза).
Таблица 1
Динамика внешней торговли Хабаровского края*(3)
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Экспорт товаров (млн. долларов США) |
1 435,8 |
1 143,9 |
1 545,7 |
2 138,6 |
2 573,4 |
Темп роста (процентов) |
- |
79,7 |
135,1 |
138,4 |
120,3 |
Импорт товаров (млн. долларов США) |
793,3 |
471,3 |
413,6 |
525,6 |
534,9 |
Темп роста (процентов) |
- |
59,4 |
87,8 |
127,1 |
101,8 |
Внешнеторговый оборот (млн. долларов США) |
2 229,1 |
1 615,2 |
1 959,3 |
2 664,2 |
3 108,3 |
Темп роста (процентов) |
- |
72,5 |
121,3 |
136,0 |
116,7 |
Товарная структура экспорта края в 2014 - 2018 гг. претерпела значительные изменения, которые главным образом коснулись перераспределения долей основных экспортных позиций. Если в 2014 году основными позициями краевого экспорта были круглый лес (40,9% от общей стоимости экспорта), нефтепродукты (18,9%), стальные полуфабрикаты (12,6%), рыба и морепродукты (12,0%), каменный уголь (9,9%), пиломатериалы (9,3%), то в 2018 году - продукция машиностроения*(4) (29,6%), в том числе авиационная техника (29,1%), круглый лес (15,1%), каменный уголь (11,4%), нефтепродукты (11,4%), рыба и морепродукты (10,8%), пиломатериалы (7,2%), стальные полуфабрикаты (6,9%).
По итогам 2018 года экспорт продукции машиностроения вырос к уровню 2014 года в 48,5 раза, каменного угля - в 2 раза, нефтепродуктов - на 8,1 процента, рыбы и морепродуктов - на 60,3 процента, пиломатериалов - на 38,3 процента. Экспорт круглого леса снизился на 7,7 процента, стальных полуфабрикатов - на 2,4 процента.
Общий рост экспорта, а также изменения в его товарной структуре обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
- рост экспорта продукции машиностроения в связи с началом реализации с 2016 года крупных экспортных контрактов на поставку авиационной техники;
- рост физических и стоимостных объемов экспорта топливно-энергетических товаров в связи с благоприятной конъюнктурой внешних рынков и ростом мировых цен*(5) на уголь (начиная с 2015 года), нефть и нефтепродукты (начиная с 2016 года), а также в связи с развитием нефтеперерабатывающих и угледобывающих мощностей и транспортно-логистической инфраструктуры;
- рост экспорта рыбы и морепродуктов, обусловленный благоприятной конъюнктурой и стабильно высоким спросом в основных странах-импортерах, включая Республику Корея, КНР и Японию, а также благоприятной промысловой обстановкой по основным видам промысла;
- рост экспорта пиломатериалов, обусловленный вводом в эксплуатацию крупных экспортно ориентированных деревоперерабатывающих мощностей, в том числе с использованием преференциального режима территорий опережающего социально-экономического развития, а также реализацией на федеральном уровне комплекса мер тарифного и нетарифного регулирования, направленных на ограничение экспорта круглого леса и стимулирование развития отечественной деревоперерабатывающей промышленности;
- снижение экспорта круглого леса в связи с резким ухудшением конъюнктуры китайского рынка, обусловленным замедлением темпов роста китайской экономики (в первую очередь снижением объемов жилищного строительства и производства мебели), а также избыточным предложением со стороны основных экспортеров, включая Россию, Новую Зеландию, Канаду и США; также на общее снижение объемов экспорта повлиял ввод с 2018 года квотирования экспорта круглого леса из дальневосточных пород древесины, включая ель аянскую, пихту белокорую и лиственницу даурскую;
- снижение экспорта стальных полуфабрикатов в связи реорганизацией основных предприятий отрасли и падением объемов производства.
Положительная динамика краевого экспорта продукции машиностроения в 2014 - 2018 гг. была обеспечена исключительно поставками авиационной техники в рамках реализации крупных экспортных контрактов. Без учета авиационной техники экспорт продукции машиностроения имел отрицательную динамику (в 2018 году экспорт снизился к уровню 2014 года почти в 2 раза). Доля продукции машиностроения в общей стоимости краевого экспорта сократилась с 1,1 процента в 2014 году до 0,3 процента в 2018 году.
Доля неэнергетического несырьевого экспорта*(6) в общем объеме краевого экспорта выросла с 38,7 процента в 2014 году до 59,4 процента в 2018 году (на 20,7 процентного пункта). В стоимостном выражении объем неэнергетического несырьевого экспорта края в 2018 году составил 1,53 млрд. долларов США (рост к уровню 2014 года в 2,7 раза).
Основными позициями неэнергетического несырьевого экспорта края в 2014 - 2018 гг. были продукция машиностроения*(7), включая авиационную технику, пиломатериалы, шпон, мороженая рыба, ракообразные. Основной прирост неэнергетического несырьевого экспорта обеспечивался поставками авиационной техники. Без учета экспорта авиационной техники объем неэнергетического несырьевого экспорта края в 2018 году составил 781 млн. долларов США (рост к уровню 2014 года на 39,5%).
Основу импорта Хабаровского края в 2014 - 2018 гг. составлял так называемый инвестиционный импорт, то есть товары, ввозимые не для потребления, а для обновления основных фондов предприятий и создания новых производств в добывающей и перерабатывающей промышленности. Главным образом это машины и оборудование, не имеющие российских аналогов, изделия из металлов, отчасти также промежуточные товары, используемые в качестве сырья (продукция химической промышленности, минеральные продукты и т.п.).
Доля машин и оборудования в краевом импорте по итогам 2018 года составила 49,9 процента (снижение к уровню 2014 года на 15 процентных пунктов). В стоимостном выражении импорт снизился к уровню 2014 года в 2 раза.
Доля продукции химической составила 10,5 процента (рост к уровню 2014 года на 4,1 процентного пункта). В стоимостном выражении импорт вырос к уровню 2014 года на 6,5 процента.
Доля минеральных продуктов составила 9,7 процента (рост к уровню 2014 года на 8,2 процентного пункта). В стоимостном выражении импорт вырос к уровню 2014 года в 4,3 раза.
Доля металлов и изделий из них составила 9,5 процента (рост к уровню 2014 года на 1,9 процентного пункта). В стоимостном выражении импорт снизился к уровню 2014 года на 18,1 процента.
В числе основных позиций импорта края в 2018 году были также продовольственные товары (5,8% от общей стоимости импорта в 2018 году, снижение к уровню 2014 года на 31%), текстиль, одежда и обувь (9,1%; рост в 2,4 раза соответственно).
Основными причинами общего снижения импорта Хабаровского края в 2014 - 2018 гг. были:
- замедление темпов экономического развития Хабаровского края и, как следствие, снижение темпов обновления основных фондов предприятий;
- почти двукратная девальвация рубля, приведшая к значительному удорожанию импорта;
- ввод в 2014 году странами Запада антироссийских санкций, одним из основных последствий которых стало ухудшение доступа краевых предприятий к кредитным ресурсам российских и зарубежных кредитно-финансовых институтов;
- замещение импорта из развитых стран, включая страны ЕС, США, Японию, более дешевыми аналогами из КНР (доля КНР в краевом импорте выросла на 17,5 процентного пункта, с 29,6% в 2014 году до 47,1% в 2018 году).
1.1.2. Поддержка экспорта в Хабаровском крае
В целях формирования благоприятных условий экспортной деятельности, увеличения доли несырьевого неэнергетического экспорта и доли продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность в крае (далее - СМСП-экспортеры), в общем объеме краевого экспорта в крае в рамках национального проекта по направлению "Международная кооперация и экспорт" реализуется федеральный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".
Для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в части мероприятий, реализуемых в Хабаровском крае, 11 февраля 2019 г. в ГИИС "Электронный бюджет" заключено Соглашение о реализации регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта (Хабаровский край)" на территории Хабаровского края N 2019-Т60029-1 (далее - Соглашение).
Соглашением предусмотрено внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0 в Хабаровском крае в 2020 году, а также обеспечение прироста количества зарегистрированных СМСП-экспортеров по итогам внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 к 2018 году в следующем объеме:
Показатель |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прирост количества компаний-экспортеров из числа малого и среднего предпринимательства по итогам внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 к 2018 году (процентов) |
20 |
30 |
50 |
75 |
100 |
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации в 2018 году количество СМСП-экспортеров края составило 171 предприятие, объем несырьевого экспорта СМСП-экспортеров составил 280 млн. долларов США (10,9% от экспорта края). В 2024 году количество СМСП-экспортеров края составит 342 предприятия, объем несырьевого экспорта СМСП-экспортеров - 420 млн. долларов США.
В 2017 году впервые среди субъектов Дальневосточного федерального округа в Хабаровском крае в "пилотном" режиме внедрен Региональный экспортный стандарт 1.0.
Региональный экспортный стандарт представляет собой комплекс мер, которые региональные органы власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять в целях обеспечения в регионах благоприятных условий для развития экспортной деятельности, в том числе:
- разработка экспортного компонента в стратегии социально-экономического развития региона;
- ежегодное формирование плана развития экспортного потенциала региона;
- создание экспортного совета при высшем должностном лице региона и проведение заседаний совета на ежеквартальной основе;
- наличие центра поддержки экспорта в регионе;
- участие экспортеров в составе официальных делегаций регионов, выезжающих за рубеж;
- организация Дней международного бизнеса в регионе в целях продвижения экспортного потенциала субъекта Российской Федерации;
- создание и продвижение на внешних рынках регионального бренда;
- обучение начинающих экспортеров.
По результатам внедрения Регионального экспортного стандарта 1.0 в 2017 году в Хабаровском крае создан экспортный совет при Губернаторе Хабаровского края, в Стратегию социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года включен экспортный компонент, ежегодно составляются и реализуются планы развития экспортного потенциала Хабаровского края, в июне 2018 г. проведены Дни международного бизнеса в Хабаровском крае, в которых приняли участие свыше 450 делегатов, в том числе 230 участников из 10 стран мира, по итогам которых подписано 17 соглашений и протоколов о намерениях в области экспорта и инвестиций.
В 2011 году в Хабаровском крае - одном из первых субъектов Дальневосточного федерального округа - создан Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства края (далее также - Центр поддержки экспорта), основной целью деятельности которого является продвижение на экспорт продукции и услуг экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
По итогам 2018 года 236 субъектов малого и среднего предпринимательства получили услуги по линии Центра поддержки экспорта, заключили экспортные контракты 20 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 5 ранее не осуществляли поставки на внешний рынок. Всего при содействии Центра поддержки экспорта в 2018 году заключено 43 экспортных контракта с партнерами из 7 зарубежных стран (справочно: КНР, Республика Корея, Япония, Филиппины, Республика Казахстан, Новая Зеландия, Чехия) на сумму 1 116,7 тыс. долларов США.
1.1.3. Анализ поступления и эффективности использования иностранных инвестиций в экономике Хабаровского края
В 2018 году в экономику Хабаровского края поступило ПИИ на общую сумму 200 млн. долларов США (рост к уровню 2014 года на 85,2%). Изъятие составило 553 млн. долларов США (рост к уровню 2014 года в 7 раз), сальдо отрицательное - 353 млн. долларов США (увеличение к уровню 2017 года в 18,6 раза), то есть отток ПИИ превысил их поступление.
Динамика поступления, изъятия и сальдо ПИИ в экономике Хабаровского края в 2014 - 2018 гг. была крайне нестабильной, что во многом обусловлено географической спецификой. Основной страной-инвестором в экономику Хабаровского края был Кипр. Доля Кипра в общем объеме накопленных ПИИ в 2014 - 2018 гг. составляла около 90 процентов. Кипр также лидировал по объемам поступления и изъятия ПИИ.
Динамика привлечения ПИИ в Хабаровский край в 2014 - 2018 гг.
(млн. долларов США)
Таблица 2
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края*(8)
(тыс. долларов США)
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прямые иностранные инвестиции |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
поступление |
107 919 |
65 249 |
544 111 |
283 126 |
199 997 |
изъятие |
79 420 |
294 678 |
233 627 |
302 180 |
552 693 |
сальдо |
28 499 |
-239 429 |
310 483 |
-19 054 |
-352 696 |
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций на конец года |
739 050 |
551 680 |
1 000 640 |
1 097 110 |
737 540 |
Доминирование ПИИ из Кипра в экономике Хабаровского края большинство экспертов связывает с использованием этой страны российским бизнесом в качестве "налоговой гавани" ввиду наличия на Кипре значительных льгот, преференций и благоприятной институциональной среды для инвесторов. При этом значительные флуктуации поступления и изъятия кипрских инвестиций в 2014 - 2018 гг. нельзя объяснить влиянием только экономических факторов. Скорее за этим стоят институциональные причины, главной из которых является стремление российских предпринимателей оптимизировать свой бизнес, используя преимущества офшорной юрисдикции. По крайней мере на основании статистических данных не представляется возможным выявить реальные причины нестабильной динамики кипрских инвестиций.
Помимо Кипра крупнейшими инвесторами в экономику Хабаровского края по итогам 2018 года были Республика Корея (4,6% от общего объема накопленных ПИИ в Хабаровском крае), КНР (2,1%), США (1,4%). По сравнению с 2014 годом кардинальных изменений в географической структуре привлечения ПИИ не произошло.
1.1.4. Характеристика состояния приграничного сотрудничества Хабаровского края
Приграничное сотрудничество является одной из наиболее эффективных форм интеграции региональной экономики с приграничными территориями зарубежных государств.
Наличие участка государственной границы Российской Федерации с КНР, проходящей по территории края, является преимуществом, обеспечивающим масштабный рынок сбыта, значительный потенциал для экономического и гуманитарного сотрудничества сопредельных территорий.
Несмотря на это, приграничное сотрудничество с КНР пока остается малоэффективной формой отношений, развивающейся в основном в сфере торговли, дающей гораздо больший экономический эффект для экономики КНР в силу несовершенной структуры краевого экспорта и чрезмерной зависимости рынка края от китайского импорта сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления.
Данное обстоятельство вызвано, прежде всего, неурегулированностью вопросов приграничного сотрудничества на государственном уровне, отсутствием в России унифицированного специального законодательства и, в силу этого, наличием комплекса нерешенных проблем в сфере развития приграничной инфраструктуры, земельных вопросов, проблем, связанных с привлечением иностранной рабочей силы; статистического учета объемов приграничной торговли и т.д., препятствующих развитию новых эффективных форм кооперации и, как следствие, ускорению интеграционных процессов.
На межгосударственном уровне создана основа для создания прочных российско-китайских индустриальных альянсов. В мае 2015 г. в Совместном заявлении России и Китая об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества дан старт новому совместному проекту по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Сегодня в Китае реализуется политика по развитию "международного сотрудничества в сфере оборудования и производственных мощностей", нацеленная на вынос производственных предприятий в зарубежные страны. Правительством Российской Федерации реализуется новая экономическая политика на Дальнем Востоке России. Таким образом, на современном этапе можно выделить следующие акценты для края в развитии приграничных отношений с Китаем:
1) в основе долгосрочного торгово-экономического сотрудничества с КНР будет лежать, прежде всего, освоение ресурсов, дефицит которых представляет угрозу экономической безопасности КНР. Механизм реализации данного направления связан с инвестированием средств в разработку и производство ресурсной продукции на территории края.
В перспективе фактор дефицита ресурсов для возрождаемой промышленной базы северо-восточных провинций КНР позволит осуществить в крае политику активизации китайских вложений в создание перерабатывающих производств на территории края. Опорными точками роста российско-китайской производственной кооперации должны стать территории опережающего социально-экономического развития. В крае созданы все условия для развития сотрудничества в области авиа- и судостроения, инжиниринга, металлургии, промышленности строительных материалов;
2) КНР по-прежнему будет активно искать пути расширения притока китайских товаров на российский рынок, в том числе в рамках реализации концепции "один пояс - один путь", что позволит задействовать транзитный потенциал морских портов края. В этом направлении перспективным является активизация привлечения китайского капитала к развитию перегрузочных мощностей портов Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла;
3) развитие двустороннего сотрудничества в сфере инноваций и привлечения китайских технологий к созданию новых производств на территории края. Создание в крае китайского индустриального парка;
4) развитие приграничного туризма, в том числе за счет ускоренной реализации проекта совместного освоения трансграничного острова Большой Уссурийский.
1.1.5. Состояние международных гуманитарных связей
Международные гуманитарные связи края развиваются активно и динамично. Ведущими партнерами края по реализации программ гуманитарных обменов являются страны СВА: КНР, Республика Корея, Япония. С данной группой стран взаимодействие осуществляется на основе заключенных соглашений об экономическом и гуманитарном сотрудничестве с регионами стран СВА. Ежегодно подписываются планы по реализации указанных соглашений.
Ведущим партнером края на протяжении многих лет продолжает оставаться Китайская Народная Республика. Международные связи края с КНР охватывают широкий круг вопросов экономической и гуманитарной направленности.
Таблица 3
Список соглашений и совместных заявлений, подписанных между Хабаровским краем и регионами зарубежных государств
N |
Наименование документа |
Дата подписания |
1 |
2 |
3 |
1. |
Совместное заявление Хабаровского края и префектуры Хего |
18.04.1969 |
2. |
Соглашение о долгосрочном дружественном и торгово-экономическом сотрудничестве между Хабаровским краем, Российская Федерация, и провинцией Хэйлунцзян, КНР |
10.01.1992 |
3. |
Соглашение между Хабаровским краем (Россия) и префектурой Аомори (Япония) о дружественном сотрудничестве |
27.08.1992 |
4. |
Соглашение об установлении побратимских связей между Хабаровским краем РФ и провинцией Хэйлунцзян, КНР |
19.05.1995 |
5. |
Соглашение между администрацией Хабаровского края Российской Федерации и администрацией провинции Южный Кенсан Республики Корея об установлении побратимских связей |
14.09.1996 |
6. |
Совместное заявление Хабаровского края и префектуры Хего |
13.07.1999 |
7. |
Соглашение между Правительством Хабаровского края и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве |
28.03.2003 |
8. |
Соглашение об укреплении связей в области экономики, науки и технологий между Хабаровским краем Российской Федерации и провинцией Кенсаннам - до Республики Корея |
22.06.2005 |
9. |
Совместное заявление Хабаровского края и префектуры Хего |
18.09.2009 |
10. |
Совместное заявление о дружеских отношениях между Хабаровским краем (Российская Федерация) и префектурой Тоттори (Япония) |
17.11.2010 |
11. |
Соглашение об установлении дружественных связей между Правительством Хабаровского края и Народным Правительством провинции Гуандун |
27.11.2012 |
12. |
Совместное заявление правительств Хабаровского края и префектуры Хего |
20.08.2014 |
13. |
Соглашение между Правительством Хабаровского края Российской Федерации и Министерством внешних экономических дел Корейской Народно-Демократической Республики о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве |
24.12.2015 |
14. |
Соглашение между Правительством Хабаровского края (Российская Федерация) и Народным Правительством провинции Цзилинь (Китайская Народная Республика) о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве |
07.06.2016 |
15. |
Совместное заявление правительств Хабаровского края и префектуры Хего по случаю 50-летия дружественного сотрудничества |
20.08.2019 |
Поддержанию высокой интенсивности двусторонних связей с КНР во многом способствует подписываемый ежегодно план проведения мероприятий между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян.
Провинция Хэйлунцзян является ведущим партнером края в КНР как по торгово-экономическому сотрудничеству (на данную провинцию приходится около половины внешнеторгового оборота края с КНР), так и по количеству проводимых двусторонних мероприятий (в среднем 15 ежегодно).
Сотрудничество края с провинцией Хэйлунцзян включает вопросы развития трансграничных автомобильных перевозок, совместного освоения острова Большой Уссурийский, участие в выставках и ярмарках, сотрудничество в области спорта, экологии, культуры и туризма, архивного и библиотечного дела.
Важным мероприятием для развития отношений не только между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, но и между Российской Федерацией и КНР в целом является Российско-Китайское ЭКСПО.
В конце 2012 года Правительством Хабаровского края и Народным Правительством провинции Гуандун заключено Соглашение об установлении дружественных связей. В рамках реализации указанного соглашения ведется обмен информацией и проводятся презентационные мероприятия в сфере экономики и туризма. Провинция Гуандун является одним из наиболее экономически развитых регионов КНР. Необходима активизация деятельности по организации взаимодействия края с провинцией Гуандун.
В 2016 году заключено Соглашение между Правительством Хабаровского края (Российская Федерация) и Народным Правительством провинции Цзилинь (Китайская Народная Республика) о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве, охватывающее широкий круг вопросов по развитию взаимодействия в различных областях. В рамках Соглашения ежегодно подписывается План проведения мероприятий между Хабаровским краем и провинцией Цзилинь.
Республика Корея традиционно входит в число основных международных партнеров края. Международные обмены между Хабаровским краем и Республикой Корея имеют высокую интенсивность и охватывают различные сферы, включая экономику, торговлю, здравоохранение, спорт, культуру, туризм, молодежные обмены.
Прослеживается тенденция укрепления взаимодействия в сфере здравоохранения.
В рамках реализации Плана проведения мероприятий международного обмена между Хабаровским краем и провинцией Кенсаннам - до ежегодно проводится 3 - 4 двусторонних мероприятия в области спорта, туризма и молодежных обменов.
Развивается сотрудничество с отдельными префектурами Японии. В рамках реализации Плана проведения мероприятий по международному обмену между Хабаровским краем и префектурой Ниигата осуществляются гуманитарные обмены в сфере образования и развития деловых связей.
В рамках развития дружественных связей между Хабаровским краем и префектурой Хего осуществляются мероприятия по молодежным экологическим и спортивным обменам.
В рамках Плана мероприятий по международному обмену между Хабаровским краем и префектурой Аомори осуществляется сотрудничество по линии музейных обменов.
В рамках реализации Совместного заявления о дружеских отношениях с префектурой Тоттори японская делегация ежегодно принимает участие в Межрегиональной Приамурской торгово-промышленной ярмарке. На регулярной основе проводятся Дни культуры префектуры Тоттори в Хабаровском крае.
В связи с принятием международных санкций в отношении КНДР интенсивность двустороннего сотрудничества края с этой страной снизилась.
Вопросы развития сотрудничества между Хабаровским краем и КНДР охватывали сферы сельского хозяйства, строительства, привлечения корейской рабочей силы, организации общественного питания, развития туристических и культурных связей, информационных технологий.
Несмотря на возникшие сложности в развитии сотрудничества, продолжают проводиться двусторонние обмены в области спорта, на регулярной основе в Хабаровском крае проводятся выставки, посвященные истории, культуре, социально-экономическому развитию КНДР.
Хабаровский край продолжает развивать двусторонние связи с Республикой Беларусь на основе заключенного в 2003 году Соглашения между Правительством Хабаровского края и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Международные связи края продолжают активно развиваться как в количественном, так и в качественном плане. Ежегодно растет количество проводимых мероприятий в рамках развития гуманитарных обменов с зарубежными партнерами. Мероприятия гуманитарных обменов проводятся по следующим направлениям:
- мероприятия по сотрудничеству в сфере экологии, спорта, образования и культуры;
- мероприятия детских и молодежных обменов.
Изменение геополитической ситуации в мире, включая предпринимаемые рядом стран меры по международной изоляции России и введению против нее различного рода санкций и ограничений, не оказало негативного влияния на развитие международных гуманитарных связей края.
Международные связи являются эффективным инструментом регионального развития. Они направлены на формирование и укрепление положительного образа края в зарубежных странах посредством планомерного и целенаправленного развития культурно-гуманитарных связей с иностранными партнерами, более полное раскрытие экономического и гуманитарного потенциала края за рубежом.
1.1.6. Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом
На сегодняшний день существует ряд действенных инструментов по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, как на федеральном, так и краевом уровнях. На федеральном уровне это, прежде всего, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637; Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622; Концепция программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. N 1394. На краевом уровне - государственная программа Хабаровского края "Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25 октября 2013 г. N 355-пр, настоящая Программа.
Ключевую роль в реализации государственной политики по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, играют Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Россотрудничество).
В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ) отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации; защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами; соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности.
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ.
Среди целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников - оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
Обострение политической ситуации в мире еще раз подтвердило необходимость усиления связей и взаимодействия с объединениями соотечественников, проживающих за рубежом, консолидации позитивно настроенных к России иностранных граждан, "всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории" - как подчеркнул Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем выступлении на VI Всемирном конгрессе соотечественников 31 октября 2018 г., в целях формирования в мире положительного образа Российской Федерации.
1.2. Состояние межрегиональных связей Хабаровского края
Основным форматом развития межрегиональных связей Хабаровского края является реализация соглашений о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации. Правительством Хабаровского края заключено 46 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с российскими регионами, в том числе с 7 субъектами Дальневосточного федерального округа (Республикой Саха (Якутия), Приморским и Камчатским краями, Амурской, Магаданской, Сахалинской областями, Еврейской автономной областью).
При реализации соглашений особое внимание уделяется вопросам увеличения товарооборота и расширения кооперационных связей между предприятиями регионов.
Наиболее активно Хабаровский край осуществляет торгово-экономическое сотрудничество с регионами Дальневосточного федерального округа (свыше 70% от общего товарооборота с субъектами Российской Федерации). Далее по рейтингу идут Сибирский федеральный округ (около 10%) и Центральный федеральный округ (около 7%).
Основным макрорегионом вывоза производимой в крае продукции является Дальневосточный федеральный округ. Наибольшая доля поставок краевой продукции приходится на Приморский край и Амурскую область (около 10%).
В структуре вывоза краевой продукции преобладают товары производственно-технического назначения, включая нефтепродукты и прокат черных металлов, и продовольственные товары, включая пиво, рыбу и продукцию рыбопереработки.
По ввозу товаров в Хабаровский край лидируют Сахалинская область, Приморский край, Иркутская область, г. Москва, Кемеровская область, г. Санкт-Петербург, Амурская область, Челябинская область.
В структуре ввозимой в край продукции преобладают товары производственно-технического назначения и продовольственные товары.
1.3. Формирование положительного образа Хабаровского края
За период с 01 января 2014 г. по 01 октября 2019 г. Хабаровский край принимал активное участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных российских и зарубежных мероприятиях. Краевые выставочные экспозиции о торгово-экономическом, инвестиционном, промышленном и туристическом потенциале края сформированы в рамках 46 выставок-ярмарок, в том числе: в Российской Федерации - 35, в КНР - 5, в Республике Корея - 2, в Японии - 1, в Республике Казахстан - 1, в Республике Узбекистан - 1, во Франции - 1. Состоялись презентации торгово-экономического и инвестиционного потенциала края в провинции Ляонин, КНР (2014 год), г. Санкт-Петербурге (2014 год), г. Токио, Япония (2016 год), в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, г. Москва (2017 год), организованы Дни Хабаровского края в провинции Хэйлунцзян, КНР (2015 год), Дни международного бизнеса, г. Хабаровск (2018 год), а также Хабаровский край является постоянным участником Российско-Китайского ЭКСПО, Восточного экономического форума в г. Владивостоке и Дней Дальнего Востока в Москве.
Кроме того, в целях создания и продвижения имиджа края как благоприятного региона для внешнеэкономического сотрудничества осуществлялись:
- подготовка и размещение в отечественных и зарубежных средствах массовой информации материалов о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края. Общее количество выпущенных статей составило 47 единиц;
- изготовление мультимедийной презентационной продукции: видеоролик о торгово-экономическом, промышленном и инвестиционном потенциале Хабаровского края на русском, английском, китайском и японском языках, видеоролики в режиме 360 градусов о Хабаровском крае на русском и английском языках, разработка интерактивных приложений о Хабаровском крае, flash-накопители и DVD-CD диски о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края;
- изготовление печатных информационно-справочных и презентационных материалов о торгово-экономическом, инвестиционном и экспортном потенциале края на русском, английском, китайском и японском языках: "Сборник инвестиционных предложений", буклет "Хабаровский край - территория развития. Первое знакомство", атлас инвестора "Хабаровский край - стратегия партнерства", "Хабаровский край - открытый регион. Экспортный потенциал", брошюра "Хабаровский край - край высоких технологий". Выпуск сувенирной продукции с символикой края;
- изготовление мобильных выставочных стендов о торгово-экономическом и инвестиционном потенциале края.
Проведение мероприятий способствовало продвижению продукции и услуг краевых товаропроизводителей на российский и международный рынки.
Анализируя комплекс проведенных за период 2014 - 2019 гг. мероприятий, направленных на формирование положительного образа края как надежного партнера за рубежом, отмечены некоторые недостатки работы в следующих направлениях:
- недостаточно активное участие хозяйствующих субъектов в выездных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;
- неэффективное использование предприятиями механизма выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения своей продукции на внешние рынки (предприятиям не хватает навыков и средств для выхода на новые рынки, они зачастую не имеют четкого представления о международных стандартах и требованиях по сертификации продукции в странах-импортерах);
- низкий уровень информационного сотрудничества с национальными и международными информационно-аналитическими, рейтинговыми агентствами, ведущими экспертно-консалтинговыми группами;
- низкий уровень информационного сотрудничества с торговыми и дипломатическими представительствами, культурными центрами и Россотрудничеством как в России, так и за рубежом по вопросам обмена информацией в области торгово-экономического сотрудничества.
На сегодняшний день наиболее острой проблемой, сдерживающей развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в крае, является отсутствие специализированных площадок, соответствующих международным стандартам для проведения крупномасштабных выставочно-конгрессных мероприятий.
2. Приоритеты и цели краевой государственной международной, внешнеэкономической и межрегиональной политики. Цели и задачи Программы
Основным приоритетом краевой государственной политики является обеспечение комплексного социально-экономического развития края, включая управление экономикой на основе развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей соответствуют основным направлениям указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640.
Целью Программы является содействие развитию международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности края.
Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих задач:
- развитие экспортного потенциала края;
- вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность;
- создание благоприятной деловой среды для осуществления экспортной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства;
- развитие внешнеэкономической деятельности края;
- содействие привлечению иностранного капитала в край;
- развитие приграничного торгово-экономического сотрудничества приграничных муниципальных районов с приграничными территориями Китая;
- задействование потенциала межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации в социально-экономическом развитии края;
- развитие международного культурного и гуманитарного сотрудничества края;
- активизация работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;
- продвижение положительного образа края как надежного партнера за рубежом.";
3) в наименовании раздела 3 слово "конечных" заменить словом "ожидаемых";
4) разделы 4 - 8 признать утратившими силу;
5) в разделе 10:
а) в абзаце втором слова "инвестиционного развития и предпринимательства" заменить словами "экономического развития";
б) в абзаце шестом слово "конечных" заменить словом "ожидаемых";
в) в абзаце десятом слово "марта" заменить словом "апреля";
г) в абзаце пятнадцатом слово "февраля" заменить словом "марта";
6) приложение N 1 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
7) приложение N 2 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
8) приложение N 3 изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
9) приложение N 5 изложить в новой редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению;
10) приложение N 6 изложить в новой редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель |
С.И. Фургал |
---------------
*(1) Внешнеторговая и экспортная квоты - показатели, характеризующие степень зависимости экономики региона от внешней торговли и экспорта. Рассчитываются как отношение валового регионального продукта региона к внешнеторговому обороту и экспорту соответственно.
*(2) По данным Дальневосточного таможенного управления (далее - ДВТУ ФТС РФ).
*(3) По данным ДВТУ ФТС РФ.
*(4) Коды 84-90 ТН ВЭД ЕАЭС.
*(5) По данным Всемирного Банка (World Bank).
*(6) Классификация сырьевых и несырьевых товаров базируется на методике национального проекта "Международная кооперация и экспорт", разработанной акционерным обществом "Российский экспортный центр".
*(7) Коды 84-90 ТН ВЭД ЕАЭС.
*(8) Данные Банка России с учетом выбытия, переоценки и прочих изменений активов и обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 2 декабря 2019 г. N 500-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2015 г. N 462-пр"
Настоящее постановление вступает в силу с 3 декабря 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 2 декабря 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 декабря 2019 г. N 2700201912030001