Постановление Администрации Алтайского края от 12 ноября 2003 г. N 590
"Об утверждении Концепции кадрового обеспечения предприятий потребительского рынка Алтайского края на 2004-2010 годы"
Постановлением Правительства Алтайского края от 8 ноября 2017 г. N 398 настоящее постановление признано утратившим силу с 10 ноября 2017 г.
В целях эффективного и качественного развития потребительского рынка, создания условий профессионального роста работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации, установления приоритетных направлений кадровой политики предприятий постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию кадрового обеспечения предприятий потребительского рынка Алтайского края на 2004-2010 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Н.Г.Загайнова.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Концепция
кадрового обеспечения предприятий потребительского рынка Алтайского края на 2004 - 2010 годы
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 12 ноября 2003 г. N 590)
Наименование - Концепция кадрового обеспечения предприятий
Концепции потребительского рынка Алтайского края на 2004-2010 годы.
Заказчик - администрация Алтайского края.
Основные - отдел потребительского рынка и регионального
разработчики заказа администрации края;
и исполнители - комитет администрации края по образованию.
Сроки и этапы - 2004-2010 годы.
реализации
Цели и задачи - эффективное и качественное развитие
Концепции потребительского рынка, качественное
обслуживание жителей края, создание условий
профессионального роста работников торговли,
общественного питания и бытового обслуживания
населения через систему подготовки,
переподготовки и повышения квалификации;
- совершенствование действующей организационной
структуры системы образования;
- обеспечение качества образовательных услуг;
- установление приоритетных направлений кадровой
политики предприятий потребительского рынка.
Источники - за счет средств предприятий потребительского
финансирования рынка и учебных заведений.
Концепции
Ожидаемые - суммарный социально-экономический эффект
результаты и (укрепление и дальнейшее развитие
социально- потребительского рынка, усиление защиты прав
экономическая потребителей, повышение уровня обслуживания
эффективность населения, расширение сети, реконструкция,
Концепции техническое перевооружение и создание рабочих
мест, рост производительности труда).
Координация - координация работ по реализации Концепции
исполнения осуществляется отделом потребительского рынка и
Концепции регионального заказа администрации края и
комитетом администрации края по образованию;
- информация о результатах выполнения
мероприятий, осуществляемых в соответствии с
Концепцией, предоставляется главе администрации
края не реже одного раза в год.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Актуальность разработки настоящей Концепции обусловлена изменениями не только в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, но и в области образования. Реформирование потребительского рынка привело к ликвидации среднего управленческого звена, ранее осуществлявшего непосредственное руководство деятельностью торговых предприятий. Отраслевое управление заменено методами регулирования, которые предусматривают полный отказ от управления торговыми предприятиями и переход к управлению торговыми процессами.
Деятельность предприятий потребительского рынка приобрела форму предпринимательского бизнеса. Прибыль стала основной целью их функционирования.
Проявилось многообразие видов и организационно-правовых форм предприятий торговли.
Эти предприятия имеют существенную специфику в управлении и для нормального выполнения своих социальных функций требуют развития соответствующей инфраструктуры потребительского рынка, а также специальной подготовки для них кадров.
Кардинально изменились внешние условия функционирования предприятий торговли, характер их связей с производителями товаров и с другими субъектами потребительского рынка - из получателя товаров по строго распределяемым фондам они превратились в заказчиков, способных реально влиять на объемы производства, качество, ассортимент и цены поставляемой продукции.
Усложнились процессы контроля качества и безопасности потребительских товаров: введение технического регулирования системы стандартов предприятий, процедур добровольной сертификации, появление значительных объемов фальсифицированной и контрафактной продукции требуют повышенного уровня специальных знаний, и особенно по техническому регулированию стандартизации, сертификации, системы менеджмента качества и товароведению.
Потребность в узких специалистах снизилась. Практически они требуются только на крупных предприятиях и в торговых сетях. Для остальных предприятий возрастает потребность в специалистах, профессионально разбирающихся во всех узловых вопросах деятельности торгового предприятия - коммерческой, экономической и управленческой.
Изменение производственных и управленческих технологий на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, а также эволюция отношений собственности привела к существенному изменению перечня специалистов, занятых в сфере услуг. Соответственно, это требует нового подхода к формированию должностных характеристик специалистов, разграничению их обязанностей и ответственности на предприятии.
С точки зрения подготовки специалистов, такое изменение функций предприятий сферы услуг и условий их функционирования требует адекватного пересмотра концепции подготовки специалиста.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что современное состояние потребительского рынка, условия, в которых функционируют образовательные учреждения, неопровержимо требуют совершенствования всей системы профессионального образования.
В целом можно выделить следующие основные направления повышения качества подготовки специалистов для потребительского рынка.
Во-первых, оптимизация соотношения теоретического и практического обучения.
Во-вторых, необходимость опережающего внедрения в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий.
В-третьих, своевременная актуализация учебных программ с учетом потребностей практики, системности подготовки и новых торговых технологий.
II. Состояние потребительского рынка края и проблемы кадров
Значение состояния и уровня развития потребительского рынка для жизни края трудно переоценить, так как оно напрямую затрагивает экономическое развитие (без реализации товаров нет и производства), влияет на здоровье населения.
Торговлю в крае осуществляют свыше 18000 организаций розничной торговли и общественного питания, 250 организаций оптовой торговли, 265 рынков. Среднесписочная численность работников, занятых в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения, в 2003 году составила 200 тыс. человек.
Последние три года сохраняется устойчивая тенденция роста оборота розничной торговли, оборота общественного питания, появились позитивные сдвиги в развитии сферы бытовых услуг.
По прогнозу социально-экономического развития края до 2006 года ожидается прирост оборота розничной торговли на 10 - 13% ежегодно, оборота общественного питания - на 8 - 10%. Стратегия развития услуг бытового характера позволит ежегодно увеличивать их объемы.
Таким образом, можно констатировать, что количественные показатели развития потребительского рынка имеют положительную тенденцию. Что же касается качественных изменений, то надо признать, что эта работа требует корректировки. И одним из базовых направлений этой работы является кадровая политика, направленная на повышение профессионального уровня работников сферы услуг.
Обучение персонала для большинства предприятий потребительского рынка края в настоящее время имеет приоритетное значение. Большинство руководителей фирм понимают, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
В последние годы увеличение предложения труда в сфере потребительского рынка достигнуто не только за счет подготовки дополнительной рабочей силы, но и благодаря привлечению работников, высвобожденных из других отраслей в ходе структурных преобразований экономики. В этих условиях часть структурной безработицы нашла рабочие места в этой сфере. Это усиливает актуальность переподготовки работников, уже занятых в сфере потребительского рынка.
В 2002 году только в службу занятости обратилось 201 предприятие торговли и общественного питания с заявками на вакантные места, удельный вес от предприятий заявителей составил 16,2%. Потребность в кадрах, согласно заявкам предприятий, составила 544 человека, из них 447 - рабочих специальностей. Кроме того, неучтенные заявки в кадровых агентствах и собственных кадровых службах, по оценкам специалистов, составляют около 3%. Также анкетный опрос, проведенный в городах и районах края, показал, что на предприятиях торговли работают 45 - 46% с начальным профессиональным и без начального профессионального образования; на предприятиях общественного питания и бытового обслуживания - около 20%, что позволяет сделать вывод о необходимости заниматься вопросами подготовки кадров.
Вместе с тем реальность потребительского рынка такова, что при повышении количественных характеристик и значительном расширении предлагаемого ассортимента товаров он продолжает пополняться некачественными, фальсифицированными товарами. Поэтому требуется подготовка профессионалов-экспертов и специалистов, владеющих знаниями потребительских свойств и характеристик широкого круга товаров, умением определять качество товаров и, следовательно, обеспечить его реализацию и безопасность в потреблении. Правомерность такого вывода наглядно иллюстрируют данные Госторгинспекции по Алтайскому краю. За 2002 год забраковано и снижено в сортности от общего объема проинспектированных товаров 41% колбасных изделий, 80,7% сыров всех видов, 60% чая, 54,2% молочных консервов, 13,4% мяса птицы, 79% консервов мясных и т.д. По промышленной группе соответственно 55,1% мебели, 36,4% ткани, 51,9% швейных изделий, 61,7% кожаной обуви, 53,9% верхнего трикотажа, 69,5% кожаной галантереи и т.д. При этом надо отметить, что доля некачественных импортных продовольственных товаров существенно выше, чем отечественных.
Следовательно, проблемы профессиональной оценки качества и безопасности товаров, поступающих на потребительский рынок, очевидны и настоятельно требуют подготовки специалистов соответствующего уровня.
Покупка продуктов питания и других товаров первой необходимости часто рассматривается покупателем как скучная обязанность, и потому руководитель предприятия должен поставить перед собой задачу сделать время пребывания покупателей в своем магазине как можно более приятным и эффективным. Добиться этого можно, предоставляя набор услуг, побуждающих покупателей стать постоянным посетителем магазина. Базовый уровень обслуживания покупателей предусматривает возможность парковки, поддержание чистоты, комфортную внутреннюю среду, оперативное обслуживание в кассе, приветливый персонал, широкий выбор сопутствующих товаров, стимулирование покупок купонами, рекламными акциями и т.д., организацию торговли (цена и техника обозначения цен, качество, выкладка и разнообразие товара), специальные услуги (возможность снять наличные деньги с кредитной карты, обмен валюты и др.).
И все это обеспечивается умелыми действиями кадров, работающих на предприятии.
Таким образом, подготовка профессионалов, способных контролировать качество и безопасность товаров, грамотно управлять ассортиментом и оперативно формировать его в соответствии со спросом потребителей, обеспечивать высокий уровень обслуживания с учетом требований потребительского рынка является приоритетной задачей.
Способности эти формируются не только на лекциях и лабораторных работах учебных заведений, но и на практике - в реальных условиях.
Следующая значимая проблема кадрового обеспечения отрасли и формирующейся инфраструктуры потребительского рынка состоит в подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться и умело ориентироваться в мощных потоках самой разнообразной информации. Причем это непреложное требование не к выпускникам какой-то одной специальности, а общее фундаментальное условие подготовки всех специалистов, задействованных на потребительском рынке.
Сложность этой проблемы обусловлена еще и тем, что сама система информационного обеспечения является наиболее слабым звеном рыночной инфраструктуры. А определяющим, координирующим началом инфраструктуры рынка потребительских товаров как раз и является коммуникационно-информационный комплекс, так как своевременное и полное получение необходимой информации позволяет принять правильное решение. Опыт крупнейших зарубежных корпораций и фирм свидетельствует о необходимости первостепенного развития именно информационной базы как элемента рыночной инфраструктуры. Это положение выдвигает требование привития навыков работы с массивами самой разнообразной информации, способностей эффективного использования электронно-вычислительной техники. Значимость специалиста, свободно владеющего вычислительной техникой, обусловливается, в частности, перспективами внедрения в торговые процессы сетевых технологий. Сегодня в США 80% покупок совершается через сетевые магазины, то есть не выходя из дома, офиса; в Бразилии - 37%, в Польше - 17%. На сегодняшний день уровень подобных способов приобретения потребительских товаров в России составляет 0,2%.
Наиболее сложной, с точки зрения соответствия современным требованиям, является специальность "инженер-технолог предприятий общественного питания". Это обусловлено коренной реконструкцией, которая до настоящего времени проходит в общественном питании: крупные предприятия - комбинаты питания при промышленных предприятиях прекратили существование. Резко изменились состав и структура открытой сети, где приоритетное развитие получают предприятия "быстрого" питания, появляются новые виды, предприятий питания, ориентированные, как правило, на одновременное обслуживание небольшого количества потребителей. Все отчетливее проявляется процесс слияния ресторанного дела с гостиничными услугами. Это и ставит целый комплекс проблем в обучении, решение основных из которых требует, прежде всего, создания принципиально новой материально-технической базы - самого современного оборудования для приготовления пищи; изменения состава учебного плана этой специальности, который "перегружен" инженерными дисциплинами, не имеющими прямого отношения к функциям массового питания; развития производственной практики, возможности организации и проведения которой в существующих предприятиях питания явно недостаточны.
Недостаток квалифицированных кадров - одна из главных проблем и сферы бытовых услуг. В связи с этим подготовка и переподготовка специалистов бытового обслуживания также очень актуальна.
Рынок многое поменял в условиях функционирования высшей школы. Так, взаимодействие образовательных учреждений и предприятий торговли, проявляющееся в совместной работе во время различных и достаточно продолжительных практик будущих специалистов, во многом сегодня утрачено. Изменение самой организационной системы отрасли, ее разгосударствление и приватизация значительно усложнили этот процесс.
В таких условиях особенно возросла значимость правильной постановки и проведения различных исследований, оценка показателей анкетных опросов, обследование видов оказываемых услуг и т.д., ориентированных на сегодняшние нужды формирующегося рынка, с привлечением профессорско-преподавательского состава и учащихся (маркетинговые исследования, изучение рынка отдельных товаров, проблема оптимизации товарных запасов и др.).
III. Состояние системы подготовки кадров для предприятий потребительского рынка и необходимость ее совершенствования
Под системой подготовки кадров для предприятий потребительского рынка понимается совокупность высших и средних специальных учебных учреждений, а также образовательных центров, курсов, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Общая характеристика ситуации современного состояния образования
характеризуется следующими отличительными признаками:
1. Возникновение конкурентной среды в сфере образовательных услуг, что обусловлено появлением наряду с государственными учебными заведениями негосударственных. При этом некоторые негосударственные учебные заведения ведут недобросовестную конкуренцию, не соблюдают обязательные требования государственных образовательных стандартов, необоснованно сокращая сроки обучения, число учебных дисциплин и количество часов аудиторных занятий, проявляют низкую требовательность на экзаменах. В результате на рынок труда выходят специалисты с дипломами о высшем или среднем профессиональном образовании, не обладающие необходимым уровнем профессиональной подготовки.
2. Создание правовой среды образовательной деятельности вследствие принятия ряда федеральных законов: "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
3. Активизация деятельности в сфере отраслей потребительского рынка и спад в производственных отраслях привели к тому, что предпочтения в области образовательных услуг сместились к специальностям сферы обслуживания, ранее малопривлекательным. Поэтому многие учебные учреждения открывают подготовку по непрофильным для них специальностям, выпуская специалистов с недостаточным профессиональным уровнем.
4. Полностью прекращена система централизованного распределения выпускников, а новые формы трудоустройства, в том числе и через государственный заказ, пока еще не отработаны или вообще отсутствуют.
Состояние подготовки кадров для предприятий потребительского рынка края
Проблема обеспечения отраслей потребительского рынка края квалифицированными кадрами, отвечающими современным требованиям бизнеса, остается актуальной.
В крае имеются возможности для целевой подготовки кадров торговых работников, общественного питания и бытового обслуживания населения. Кадры высшего звена готовят 4 института, средне-специального - 9 учебных заведений, система профтехобразования (57 учебных заведений) готовит специалистов массовых профессий. На всех уровнях существует система переподготовки и повышения квалификации. Наряду с государственными, 37 негосударственных образовательных учреждений занимаются вопросами подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов потребительского рынка.
Выпуск в текущем году по очно-заочной системе подготовки кадров массовых профессий составил 1670 человек, в высших учебных заведениях выпуск специалистов составил 307 человек, переподготовку прошли более 2300 специалистов потребительского рынка.
Развивается также и корпоративное обучение кадров (фирма "Мария-Ра", ЗАО "Хелми", ТД "Аникс" и ряд других).
Все эти направления и возможности в подготовке специалистов должны сочетаться с потребностями предприятий, учитывать новые тенденции в их развитии, а также процессы, происходящие в самом обществе.
Однако практика подготовки кадров зачастую идет в отрыве от реалий сегодняшнего дня. Отсутствие механизма трудоустройства выпускников приводит к возникновению серьезных проблем. В 2002-2003 году 17,4% от общего числа закончивших обучение не смогли самостоятельно трудоустроиться и обратились в службу занятости. Причем в общей массе выпускников, обратившихся в службу занятости, 26,2% составляют выпускники вузов.
Среди средних профессиональных учебных заведений возросло число выпускников, которые также не смогли трудоустроиться по специальности.
В одних случаях причина невозможности устроиться по специальности - низкая квалификация выпускника, в других - переизбыток специалистов той или иной профессии на данной территории, т.е. подготовка специалистов порой идет без учета территориальных особенностей.
Серьезной проблемой остается и ослабление связей, а в ряде случаев их полное отсутствие, между образовательными учреждениями и предприятиями потребительского рынка. Сегодня рынок образовательных услуг все больше зависит от руководителей предприятий потребительского рынка, которые диктуют спрос. Первоочередной задачей является налаживание более тесного контакта между учебными заведениями и потребителями кадров, чем больше точек соприкосновения интересов, тем больше выигрыш всех участников данного процесса, а в конечном итоге выиграет простой потребитель.
Таким образом, можно сделать вывод, что те отличительные признаки, которые характеризуют современное состояние образования в целом, а также те условия, в которых оно функционирует, присущи и профессиональным образовательным учреждениям края.
IV. Мероприятия и основные направления по развитию и совершенствованию системы профессионального образования для потребительского рынка края
Для создания условий повышения профессионального уровня кадров потребительского рынка края необходимо:
1. Совершенствовать содержание и структуру учреждений профессионального образования в соответствии с требованиями предприятий потребительского рынка.
2. Создать систему мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.
3. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования доводить до населения через средства массовой информации.
4. Создать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников, в т.ч. целевую контрактную подготовку, формирование у выпускников вузов, средне-специальных учебных заведений и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах выбора работы, в том числе и открытию собственного дела.
5. Совершенствовать материально-техническую базу и инфраструктуру образовательных учреждений.
6. Провести переаттестацию всех образовательных программ с учетом требований потребительского рынка края. Привлечь к этой работе в качестве консультантов ведущих специалистов, руководителей предприятий потребительского рынка.
7. Обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность экономики в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования.
8. Сформировать условия для непрерывного профессионального роста кадров с привлечением в этих целях ведущих ученых и преподавателей высших учебных заведений края. Обеспечить преемственность различных уровней профессионального образования и создать эффективную систему дополнительного профессионального образования, обеспечивающую психологическую поддержку населения при смене видов деятельности и карьерном росте.
9. Обеспечить участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в обновлении материально-технической базы учебных заведений, в формировании государственного заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне края.
10. Расширить на базе образовательных учреждений предоставление дополнительных платных образовательных услуг, предусмотренных уставом.
11. Обеспечить поддержку профильного учебного производства на базе образовательных учреждений.
Обеспечение системы профессиональных образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего современным требованиям, - необходимое условие совершенствования и развития системы профессионального образования отрасли.
Эта работа должна идти по следующим основным направлениям.
1. Повышение статуса педагогического работника.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических работников профессионального образования.
3. Повышение профессионализма педагогических кадров: совершенствование системы повышения квалификации работников образования; создание системы стажировки преподавателей на ведущих предприятиях потребительского рынка во время прохождения практики своих учащихся.
V. Заключение
Принятие Концепции в качестве руководящего документа должно послужить началом разработки детальной и постоянно уточняемой программы развития и совершенствования профессионального образования для отрасли потребительского рынка. Такая программа может аккумулировать в себе элементы других обучающих программ всех отраслей экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 12 ноября 2003 г. N 590 "Об утверждении Концепции кадрового обеспечения предприятий потребительского рынка Алтайского края на 2004-2010 годы"
Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по АК 18 ноября 2003 г.
Регистрационный N 877
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 20 ноября 2003 г. N 319-320, Сборнике законодательства Алтайского края, ноябрь 2003 г. N 91, ч.2, с.135
Постановлением Правительства Алтайского края от 8 ноября 2017 г. N 398 настоящее постановление признано утратившим силу с 10 ноября 2017 г.