Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 56-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ладыгина" о признании не действующим пункта 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" по апелляционным жалобам Думы города Владивостока, Администрации города Владивостока Приморского края на решение Приморского краевого суда от 28 мая 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Ладыгина" (далее - ООО "Ладыгина", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" в отношении земельных участков, предназначенных для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка.
Решением Приморского краевого суда от 28 мая 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, нормативный правовой акт признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, Дума города Владивостока и Администрация города Владивостока Приморского края обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просили указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов апелляционных жалоб, прокуратурой Приморского края представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Ладыгина", Думы города Владивостока, Администрации города Владивостока Приморского края, Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Дума города Владивостока является представительным органом муниципального образования, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Думой города Владивостока принято решение от 30 июля 2015 г. N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на 2016 год" (далее - решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505), которое 10 августа 2015 года официально опубликовано в "Вестнике Думы города Владивостока" (N 33).
В Приложении 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505 определены виды функционального использования земельных участков и соответствующие им значения коэффициентов функционального использования.
Пунктами 1.5.9 и 1.5.10 указанного Приложения 1 предусмотрено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду до 01 марта 2015 г., а также за земельные участки, предоставленные в аренду в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при строительстве объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности на период в течение первых пяти лет включительно с момента предоставления земельного участка значение коэффициента функционального использования составляет "2,5" (пункт 1.5.9), при строительстве объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка значение коэффициента функционального использования составляет "9" (пункт 1.5.10).
Из материалов дела следует, что 01 сентября 2004 г. между Администрацией города Владивостока и ООО "Амброзия 201" заключен договор аренды N 04-002419-Ю-Д-2246 на срок до 31 августа 2029 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030036:42; площадью 5655 кв.м; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра; местоположение которого установлено примерно в 26 м по направлению на север от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ладыгина, 5).
17 июля 2006 г. между ООО "Амброзия 201" и ООО "Восток-Ситистрой" заключено соглашение, в соответствии с которым ООО "Амброзия 201" передало ООО "Восток-Ситистрой" в полном объеме свои права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 1 сентября 2004 г. N 04-002419-Ю-Д-2246.
7 августа 2015 г. ООО "Восток-Ситистрой" заключило соглашение, согласно которому передало ООО "Ладыгина" свои права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 01 сентября 2004 г. N 04-002419-Ю-Д-2246, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 27 августа 2015 г. внесена регистрационная запись.
Согласно расчету задолженности от 21 января 2019 года, составленному департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, начиная с 08 декабря 2016 г. арендная плата 000 "Ладыгина" по договору аренды земельного участка от 01 сентября 2004 г. N 04-002419-Ю-Д-2246, рассчитывается с применением коэффициента функционального использования "9", установленного пунктом 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505, поскольку пятилетний срок для применения коэффициента функционального использования со значением "2,5" истек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок находится в муниципальной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Указанных документов административным ответчиком не представлено.
Представленные в материалы дело подписанные главой города Владивостока пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 г. N 505, а также к проектам решений, которыми были внесены изменения в указанное решение, не содержат доказательств, что при расчетах годовой арендной платы производился анализ и оценка экономических факторов влияющих на уровень доходности земельных участков, связанных с истечением сроков строительства объектов недвижимости, установленных при первоначальном предоставлении земельного участка, а также расчеты в целях экономического обоснования установленной величины коэффициента функционального использования.
Нарушение сроков строительства в таком случае не может рассматриваться как самостоятельное основание для повышения в несколько раз арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования. Размер арендной платы должен определяться по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе как возросла бы доходность этого земельного участка, в случае своевременного ввода объекта в эксплуатацию.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Думы города Владивостока и Администрации города Владивостока о том, что увеличение коэффициентов функционального использования земельных участков, направлена на стимулирование арендатора к уменьшению сроков строительства объектов недвижимости, являются необоснованными, так как само по себе превышение срока строительства объекта недвижимости не является экономическим обоснованием для увеличения арендной платы.
Иные доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административного ответчика и заинтересованного лица, проверялись и получили правильную оценку в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Приморского краевого суда от 28 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы города Владивостока, Администрации города Владивостока Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 56-АПА19-18
Текст определения опубликован не был