Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 53-АПА19-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Николаева Р.Ю. о признании не действующими в части Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107, и приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 11 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Николаев Р.Ю. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:95 к трем функциональным зонам и приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 в части отнесения вышеуказанного земельного участка к трем территориальным зонам.
Решением Красноярского краевого суда от 11 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Красноярский городской Совет депутатов обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Красноярского городского Совета депутатов, главы города Красноярска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета" (далее - решение от 13 марта 2015 г. N 7107) утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск. Указанное решение опубликовано 25 марта 2015 г. в периодическом печатном издании "Городские новости" N 40.
Приложением N 1 к решению от 13 марта 2015 г. N 7-107 является Положение о территориальном планировании, приложением N 3 - карта функциональных зон городского округа город Красноярска, на которой установлены функциональные зоны городского округа город Красноярск.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - решение от 07 июля 2015 г. N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск. Указанное решение опубликовано 15 июля 2015 г. в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102.
Из материалов дела следует, что административный истец Николаев Р.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:95, площадью 3 880 кв.м., с видом разрешенного использования: для строительства цеха по сборке холодильных витрин с административно-бытовыми помещениями, склада готовой продукции, трансформаторной подстанции, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Березина, дом 1а, поставленного на кадастровый учет 19 ноября 2005 г.
Согласно Генеральному плану г. Красноярска (приложения N 1 и N 3 к решению от 13 марта 2015 г. N 7-107) указанный земельный участок отнесён к трем функциональным зонам - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объекты культуры; зоне озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа); зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше).
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск) земельный участок расположен в трех территориальных зонах - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1); зоне городской рекреации (Р-3); зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Границы функциональных и территориальных зон в пределах земельного участка совпадают. Прохождение этих границ по участку административным ответчиком не оспаривается и подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Административный истец, оспаривая нормативные правовые акты, полагал, что нахождение принадлежащего ему земельного участка в трех территориальных зонах и трех функциональных зонах противоречит требованиям земельного, градостроительного законодательства и создает неопределенность правого режима участка.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ).
В соответствии со статьями 12, 17, 20, 38 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск на территории города Красноярска устанавливаются, в том числе, следующие виды территориальных зон, подзон и их кодовые обозначения: жилые зоны (Ж) - зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4); общественно-деловые зоны (О) - зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О - 1); зоны рекреационного назначения (Р) - зоны городской рекреации (Р-3).
Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400131:95, не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки городского округа в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В данном случае территориальное зонирование расположения земельного участка административного истца, согласуется с функциональным зонированием, определенным Генеральным планом городского округа город Красноярск.
В Градостроительном кодексе отсутствует норма запрещающая нахождение одного земельного участка в различных функциональных зонах.
Нахождение земельного участка административного истца в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом вызовет несоблюдение требований части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса, то есть земельный участок будет находиться в нескольких территориальных зонах.
Поскольку земельный участок имеет вид разрешенного использования: для строительства цеха по сборке холодильных витрин с административно-бытовыми помещениями, склада готовой продукции, трансформаторной подстанции, то при утверждении документов градостроительного зонирования органом местного самоуправления, в силу статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должна учитываться сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Каких-либо доказательств, того, что административным ответчиком учитывалось существующее землепользование и сложившаяся планировка территории, материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 11 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 53-АПА19-39
Текст определения опубликован не был