Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 44-АПА19-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" о признании не действующим приложения N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 11 октября 2017 г. N 71-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОСЕРВИС" (Александровский район)" в части установления базового уровня операционных расходов по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" на решение Пермского краевого суда от 5 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" Давлетовой О.У., представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Масальской Е.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приложения N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 11 октября 2017 г. N 71-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОСЕРВИС" (Александровский район)" в части установления базового уровня операционных расходов.
Решением Пермского краевого суда от 5 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с данной главой.
В силу пункта 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
Из материалов дела следует, что ООО "Теплосервис" оказывает услуги теплоснабжения в поселке Карьер-Известняк Всеволодо-Вильвенского городского поселения Александровского района Пермского края. Ранее регулируемую деятельность на указанной территории осуществляло ООО "УК Комфорт-Сервис".
В тарифном предложении ООО "Теплосервис" просило определить объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 9 674,91 Гкал в год, указав, что данная величина является фактическим объемом полезного отпуска ООО "УК Комфорт-Сервис" за 3 предыдущих расчетных периода (2014-2016 гг.), отраженным в раскрытой статистической информации на основании данных годового бухгалтерского баланса.
При расчете тарифов ООО "Теплосервис" орган регулирования установил величину полезного отпуска тепловой энергии, равную 12162 Гкал, что соответствует утвержденному для ООО "УК КомфортСервис" показателю в ходе тарифной кампании на долгосрочный период 2016-2019 гг.
По мнению суда первой инстанции, исходя из пунктов 21 и 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска ООО "УК Комфорт-Сервис" за 2014-2016 гг. не мог быть установлен на основании данных статистического учета, и в отсутствие иного документального подтверждения орган регулирования правомерно включил в расчет вышеназванную величину как результат экспертной оценки в порядке пункта 31 Основ ценообразования.
Между тем указанный вывод суд первой инстанции основан на неправильном толковании норм Основ ценообразования и Методических указаний.
Исходя из общих принципов формирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения данные статистической отчетности являются материалами, подтверждающими результаты деятельности регулируемой организации по итогам расчетного периода регулирования.
Обоснованность фактических значений расходов (цен) в отсутствие источников информации о ценах (тарифах), предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, в силу пункта 30 Основ определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.
Экспертные оценки, применяемые по условиям пункта 31 Основ ценообразования, также основываются на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Судебная коллегия также отмечает, что перечень документов и информации, с учетом которых в силу пункта 22 Методических указаний определяется фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды, не является исчерпывающим. Отсутствие указания в данной норме на сведения статистической отчетности как источник информации о результатах деятельности организации по итогам завершенного финансового года по изложенным выше основаниям не может являться фактором, исключающим возможность использования соответствующих материалов.
Общие принципы формирования расчетных объемов отпуска тепловой энергии, определенные пунктом 18 Методических указаний, также предусматривают анализ статистических данных.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2018 г. N 7 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075" Основы ценообразования дополнены пунктом 22.1, согласно которому фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, за последний отчетный год и динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года определяются органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации.
Необходимо также отметить, что порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, определенный Основами ценообразования и Методическими указаниями, предусматривает использование фактических данных об объеме полезного отпуска как в отношении организаций, для которых тарифы устанавливаются ежегодно, так и для предприятий, впервые участвующих в регулируемых правоотношениях по ценообразованию в сфере теплоснабжения. В последнем случае используются сведения о хозяйственной деятельности предыдущей регулируемой организации.
Следовательно, использование в расчете тарифов для организации, ранее не осуществлявшей регулируемую деятельность, планово-прогнозного значения объема полезного отпуска тепловой энергии, определенного органом регулирования в ходе тарифной компании для предыдущей регулируемой организации, противоречит порядку формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, предусмотренного федеральным законодательством в сфере теплоснабжения.
Кроме того, нарушение ценообразования выразилось и в определении периода, за который административному ответчику следовало установить фактическое значение объема полезного отпуска (3 предыдущих расчетных периода регулирования).
При таких обстоятельствах при определении расчетного объема полезного отпуска административному ответчику надлежало дать оценку представленным ООО "Теплосервис" данным статистической отчетности предыдущей регулируемой организации.
В остальной части выводы суда первой инстанции являются правильными и в апелляционной жалобе не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.
С учетом того, что расходы на оплату труда определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а необходимая валовая выручка подлежит пересчету органом регулирования с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части настоящего судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 5 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 44-АПА19-34
Текст определения опубликован не был