Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Рекомендациям по подготовке заявок
на предоставление финансовой
поддержки за счет средств
государственной корпорации - Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства и приложений к ним, утвержденным решением
правления Фонда от 6 июля 2015 года,
протокол N 591 (с изменениями от 1
сентября 2015 года, протокол N 601, от
1 октября 2015 года, протокол N 608)
Методические рекомендации
по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации заявок в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон).
1. Общие положения
1.1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - региональная программа по переселению граждан) согласно части 2 статьи 19 Федерального закона является обязательным документом, прилагаемым к заявке субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда).
1.2. Региональная программа по переселению граждан определяет весь перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома), размер расселяемой площади жилых помещений которых, должен предусматривать выполнение обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года (п. 9.10 ч. 1 статьи 14 и ч. 11 статьи 16 Федерального закона). Исходя из перечня таких домов, количества и общей площади жилых помещений в них, согласованных с собственниками этих помещений способов переселения, в региональной программе по переселению граждан обосновывается необходимый объем финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств, рассчитанный в порядке, установленном Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам программы.
1.3. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории этого субъекта Российской Федерации, на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящие годы до 2017 года включительно. Размер этапа 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
При этом в случае превышения совокупного размера этапов указанных программ какого-либо года над размером минимального совокупного размера указанных этапов текущего года, рассчитанного в указанном порядке, совокупный размер этапов таких программ на последующие годы может быть меньше минимальных размеров этапов на величину такого превышения.
1.4. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда субъектам Российской Федерации или в случае, установленном частью 3 статьи 20 Федерального закона, муниципальным образованиям, осуществляется исключительно:
1.4.1. на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) на строительство таких домов на основании соответствующего гражданско-правового договора, государственного контракта. Субъект Российской Федерации при осуществлении закупки вправе объединить в предмете одного лота (одного государственного контракта) выполнение работ по разработке проектной документации и по строительству многоквартирного дома, либо указанного в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилого дома;
1.4.2. на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
1.4.3. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
1.5. Подготовка региональной программы по переселению граждан проводится на основе следующих принципов:
1.5.1. Предоставление полной и достоверной информации собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах для принятия решения об участии в региональной программе по переселению граждан;
1.5.2. Эффективность расходования средств финансовой поддержки путем обеспечения высокой готовности собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах к принятию решений о переселении на стадии подготовки региональной программы по переселению граждан;
1.5.3. Обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в предельно сжатые сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
1.6. Разработку региональной адресной программы рекомендуется осуществлять в автоматизированной информационной системе Фонда "Реформа ЖКХ" (далее - Система), в части:
1.6.1. подготовки перечня многоквартирных домов по каждому муниципальному образованию включаемому в Программу;
1.6.2. подготовки приложений к региональной программе для утверждения субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями, предоставляемых в Фонд в установленном порядке.
1.7. Для успешного выполнения требований Федерального закона при подготовке региональной программы по переселению граждан необходимо учитывать следующие факторы:
1.7.1. Региональная программа по переселению граждан утверждается на период до 1 сентября 2017 года. Перечень многоквартирных домов, отражающий общую площадь аварийного жилищного фонда и плановые показатели выполнения программы, должны быть показаны в целом и разбиты на этапы с учетом требований части 2.1 статьи 16 Федерального закона о Фонде, и предусматривать соблюдение срока, указанного в части 11 статьи 16 Федерального закона.
Перечень многоквартирных домов и плановые показатели выполнения программы должны отражать выполнение обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года (пункт 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона). Перечень многоквартирных домов, отражающий общую площадь аварийного жилищного фонда и плановые показатели выполнения региональной программы, корректируются на основании информации, предоставляемой в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона;
1.7.2. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования. Допускается включение многоквартирных домов с более поздним сроком признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
1.7.3. При обосновании объема финансирования региональной программы по переселению граждан следует исходить из объема аварийного жилищного фонда, планируемого объема площади предоставляемых жилых помещений, способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований части 2.1 статьи 16 Федерального закона о Фонде.
1.7.4. В случае, если в аварийных многоквартирных домах есть жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц, возрастают риски непринятия общим собраниями собственников помещений в многоквартирных аварийных домах единогласных решений об участии в региональной программе по переселению граждан. В этом случае органы местного самоуправления могут для включения таких домов в региональные программы по переселению граждан и минимизации расходов бюджетов предложить юридическим лицам - собственникам жилых помещений в таких домах заключить договоры мены с органами местного самоуправления, включающие в себя обязательства по переселению в обмениваемые жилые помещения.
1.7.5. Реализация региональной программы по переселению граждан в значительной мере зависит от своевременности и доступности информации:
а) о содержании правовых актов и решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления о подготовке, принятии и реализации региональной программы по переселению граждан;
б) о ходе реализации региональной программы по переселению граждан, об осуществлении текущей деятельности органов государственной власти по выполнению этой программы;
в) о правах собственников и нанимателей жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и о необходимых действиях по защите этих прав;
г) о системе контроля за расходованием средств Фонда, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, за выполнением региональной программы по переселению граждан с указанием наименований контролирующих органов, фамилий, имен и отчеств руководителей контролирующих органов, времени их приема, адресов почтовой связи и адресов электронной почты, номеров телефонов и телефаксов;
д) о планируемых и достигнутых результатах выполнения региональной программы по переселению граждан.
1.7.6. Информацию о подготовке и реализации региональной программы по переселению граждан рекомендуется предоставлять собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах с использованием всех доступных средств массовой информации, включая:
а) официальные сайты в сети "Интернет" исполнительных и представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
б) официальные печатные издания субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) печатные издания, имеющие широкое распространение на территории субъекта Российской Федерации, территориях муниципальных образований;
г) сайты в сети "Интернет" и печатные издания ассоциаций товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, ассоциаций и (или) саморегулируемых организаций управляющих организаций;
д) телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.
1.7.7. В случаях отсутствия у муниципального образования официального сайта или средств для финансирования опубликования информации о подготовке и реализации региональной программы по переселению граждан в печатных изданиях, на телевидении и радио, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется по запросам органов местного самоуправления размещать такую информацию без взимания платы на официальном сайте субъекта Российской Федерации и в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации и оказывать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации финансовую помощь для подготовки передач и оплаты эфирного времени на каналах организаций теле- и радиовещания, а также для изготовления перетяжек, плакатов, листовок и буклетов информационно-разъяснительного содержания. Органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется организовать на постоянной основе работу справочной службы для разъяснения гражданам целей, условий, критериев и этапов региональной программы по переселению граждан, выяснения любых связанных с ее реализацией и возникающих у граждан вопросов по телефону и (или) с использованием почтовых и электронных отправлений.
2. Содержание региональной программы по переселению граждан
2.1. Региональная программа по переселению граждан должна содержать цель и задачи, общую стоимость и сроки реализации, а также включать:
2.1.1. перечень всех муниципальных образований, в которых есть многоквартирные дома признанные до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, размер расселяемой площади помещений которых, должен предусматривать выполнение обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года (п. 9.10 ч. 1 статьи 14 и ч. 1 статьи 16 Федерального закона), а также соответствовать требованию части 2.1.статьи 16 Федерального закона.
2.1.2. перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (с указанием их основных характеристик) в рамках выполнения региональной программы по переселению граждан предоставленный по форме согласно Приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Перечень всех многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (с указанием их основных характеристик) с разбивкой на этапы программы, по муниципальным образованиям. Перечень многоквартирных домов в рамках каждого этапа программы разбивается на 2 раздела:
- совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, финансирование переселения из которых будет осуществляться с финансовой поддержкой Фонда;
- совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, финансирование переселения из которых будет осуществляться без финансовой поддержки Фонда.
2.1.3 срок переселения из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, с учетом соблюдения требований части 11 статьи 16 Федерального закона;
2.1.4 обоснование объема средств на реализацию региональной программы по переселению граждан с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно Приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
2.1.5 объем долевого финансирования за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном Федеральным законом, на весь период действия программы в разбивке по ее этапам. Требования к минимальной доле долевого финансирования по программе не установлены. Доля долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием по следующей формуле:
При указанном расчете внебюджетные средства не учитываются, также в объем долевого финансирования не включаются средства субъекта и муниципального образования, если финансирование осуществляется без участия средств Фонда. При этом минимальная доля долевого финансирования региональных адресных программ по переселению граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов по итогам первого года реализации каждого этапа программ должна быть не менее доли такого долевого финансирования, рассчитанной для соответствующего этапа указанных программ;
долю долевого финансирования региональных адресных программ по переселению граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, рассчитанную субъектом в соответствии с п. 2.1.5 настоящей статьи, для каждого этапа отдельно;
2.1.6 распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками региональной программы;
2.1.7 планируемые показатели выполнения региональной программы по переселению граждан, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено программой в целом и каждым ее этапом, указанные в абсолютных и относительных показателях для всех участвующих в региональной программе по переселению граждан муниципальных образований и в целом по субъекту Российской Федерации, предоставленные по форме согласно Приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям, которые должны предусматривать выполнение обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года (ч. 1 статьи 16 и п. 9.10 ч. 1 статьи 14 Федерального закона) и соответствовать сведениям, предоставляемым в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.
2.2 Перечень аварийных многоквартирных домов, (п. 2.1.2 настоящих рекомендаций) включенных в региональную программу по переселению граждан, должен содержать следующую информацию:
2.2.1 адреса аварийных многоквартирных домов;
2.2.2 наименования и реквизиты документов, подтверждающих признание домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2.2.3 планируемые даты окончания переселения;
2.2.4 дату истечения установленного органами местного самоуправления разумного срока сноса или реконструкции аварийных многоквартирных домов;
2.2.5 число граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях в аварийных многоквартирных домах на момент предъявления органом местного самоуправления к собственникам помещений в таких домах требований об их сносе или реконструкции в разумный срок;
2.2.6 число граждан, планируемых к переселению в рамках реализации программы;
2.2.7 площадь (в квадратных метрах) и количество жилых помещений (квартир) в таких домах.
2.2.8 планируемую площадь к расселению в рамках реализации программы;
2.2.9 виды собственности жилых помещений
а) частная собственность граждан;
б) муниципальная собственность.
2.2.10 планируемый объем финансирования расходов на переселение граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домам (суммарно и по каждому такому дому по каждому источнику финансирования в отдельности, в рублях и копейках).
3 Стадии разработки региональной программы по переселению граждан
Региональную программу по переселению граждан рекомендуется разрабатывать в 4 стадии.
3.1 Первая стадия - определение субъектом Российской Федерации основных показателей региональной программы по переселению граждан.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает правовой акт о подготовке региональной программы по переселению граждан, которым определяются:
а) цели и задачи этой программы;
б) перечень муниципальных образований, в которых есть многоквартирные дома признанные до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, размер расселяемой площади помещений которых, должен предусматривать выполнение обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года (п. 9.10 ч. 1 статьи 14 и ч. 1 статьи 16 Федерального закона.
в) планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, размер планируемой выкупной цены находящихся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (на единицу общей площади изымаемого жилого помещения) для каждого муниципального образования, претендующего на включение в региональную программу по переселению граждан. При этом следует учитывать, что размер планируемой выкупной цены определяется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) планируемые показатели программы в целом и с разбивкой по этапам: - общая стоимость программы;
- размер запрашиваемых субъектом Российской Федерации средств финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию программы;
- объем долевого финансирования программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (без учета предоставления финансовой поддержки из средств Фонда);
- объем долевого финансирования программы за счет средств местных бюджетов муниципальных образований, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда (без учета средств Фонда и средств бюджета субъекта Российской Федерации);
- доля долевого финансирования региональных адресных программ по переселению граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, рассчитанная субъектом в соответствии с п. 2.1.5, для каждого этапа отдельно в процентах;
- объем финансирования программы за счет внебюджетных средств;
- площадь расселяемых жилых помещений аварийных домов, размер которой должен предусматривать выполнение обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года (п. 9.10 ч. 1 статьи 14 и ч. 1 статьи 16 Федерального закона), а также соответствовать требованию части 2.1.статьи 16 Федерального закона и сведениям, предоставляемым в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона;
д) порядок подготовки региональной программы по переселению граждан, в том числе сроки подачи муниципальными образованиями заявок на участие в региональной программе по переселению граждан;
е) порядок распределения средств бюджета субъекта Российской Федерации, включая финансовую поддержку за счет средств Фонда, между муниципальными образованиями - участниками региональной программы по переселению граждан, и направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления;
Рекомендации по выполнению первой стадии:
Перечень муниципальных образований, которые примут участие в подготовке и реализации региональной программы по переселению граждан формируется на основе данных о наличии в муниципальных образованиях многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Работу по формированию перечня таких домов необходимо провести на стадии подготовки правового акта субъекта Российской Федерации о подготовке региональной программы по переселению граждан. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов с более поздним сроком признания аварийными при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Основной финансовый показатель, от которого зависит стоимость региональной программы по переселению граждан, - планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых жилых помещений или планируемая стоимость выкупа таких помещений. Региональная программа предусматривает предоставление местным бюджетам субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда для каждого муниципального образования - участника этой программы:
а) на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) на выплату выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.
На нежилые помещения в аварийных многоквартирных домах не распространяются положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем указанная статья устанавливает, что в случае, если собственники помещений в таких домах не осуществили снос или реконструкцию аварийных многоквартирных домов, земельные участки, на которых расположены такие дома, подлежат изъятию для муниципальных нужд. Таким образом, в отношении нежилых помещений следует руководствоваться положениями статьи 239 и других статей Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд;
На первой стадии должны быть определены условия софинансирования программы бюджетом субъекта Российской Федерации и (или) бюджетом каждого муниципального образования, претендующего на участие в региональной программе по переселению граждан и (или) внебюджетными средствами;
В результате подготовительной работы на первого этапа разработки региональной программы по переселению граждан целесообразно установить максимальные значения следующих прогнозных показателей:
а) перечень расселяемых аварийных МКД в порядке очередности переселения (см. начало этапа) и площадь расселяемых помещений.
б) планируемую стоимость приобретения 1 м кв. жилых помещений и размер выкупной цены;
в) общей стоимости этой программы и с разбивкой по этапам;
г) размера запрашиваемых субъектом Российской Федерации средств финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации этой программы;
д) средств бюджета субъекта Российской Федерации на софинансирование этой программы (без учета предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда);
е) средств бюджетов муниципальных образований - участников этой программы (без учета средств Фонда и средств бюджета субъекта Российской Федерации);
ж) внебюджетных средств.
3.2. Вторая стадия - определение органами местного самоуправления основных показателей участия в региональной программе по переселению граждан.
Муниципальные образования, указанные в правовом акте о подготовке региональной программы по переселению граждан как возможные участники этой программы, принимают муниципальные правовые акты об участии в подготовке региональной программы по переселению граждан, в которых указываются:
а) объем финансирования региональной программы за счет средств местного бюджета и (или) внебюджетных средств с указанием планируемых показателей реализации программы;
б) перечень аварийных многоквартирных домов на территории муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
в) условия изъятия жилых помещений у собственников и условия переселения граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в аварийных многоквартирных домах;
г) принципы установления органами местного самоуправления сроков для сноса или реконструкции аварийных многоквартирных домов в случаях, если:
собственники помещений представили в орган местного самоуправления единогласное решение общего собрания собственников помещений в аварийных многоквартирных домах об участии в региональной программе по переселению граждан;
собственники помещений в аварийных многоквартирных домах в рекомендуемые сроки не приняли единогласное решение об участии в региональной программе по переселению граждан, но выполнили иные установленные органами местного самоуправления условия.
Рекомендации по выполнению второй стадии:
Органу местного самоуправления необходимо оценить состояние рынка жилья для принятия решения: о строительстве жилых помещений, либо приобретении жилых помещений у застройщика или на вторичном рынке жилья для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.
В первую очередь в перечень аварийных многоквартирных домов региональной программы по переселению граждан должны включаться аварийные многоквартирные дома, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Для ранжирования аварийных многоквартирных домов, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции идентичен, рекомендуется принимать во внимание следующее:
всеми ли собственниками жилых помещений выбраны конкретные варианты переселения и взяты обязательства в письменной форме о реализации конкретного варианта переселения;
согласованы ли органами местного самоуправления условия изъятия жилых помещений с собственниками жилых помещений в случае изъятия таких помещений у собственника путем выкупа;
приняты ли общими собраниями собственников помещений единогласные решения об участии в региональной программе по переселению граждан.
При подготовке региональной программы по переселению граждан необходимо определить, какие жилые помещения будут предоставляться гражданам:
приобретенные органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, в том числе за счет средств финансовой поддержки Фонда и средства бюджета субъекта Российской Федерации;
приобретенные субъектом Российской Федерации жилые помещения в многоквартирных домах или домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 2.1 статьи 20 Федерального закона.
При этом необходимо учитывать, что нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, в соответствии со статьями 86, частью 3 статьи 88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящиеся в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации с письменного согласия граждан в соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изъятие жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию) осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изъятие нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для соблюдения требований законодательства Российской Федерации на подготовительном этапе переселения граждан из аварийных многоквартирных домов органам местного самоуправления целесообразно установить порядок определения разумного срока для сноса аварийных многоквартирных домов или реконструкции силами собственников помещений в таких домах:
а) в случаях, если общими собраниями собственников помещений в аварийных многоквартирных домах были приняты единогласные решения об участии в региональной программе по переселению граждан, такой разумный срок рекомендуется устанавливать достаточно коротким, около трех месяцев;
б) в случаях, если общими собраниями собственников помещений в аварийных многоквартирных домах не были приняты единогласные решения об участии в региональной программе по переселению граждан, органы местного самоуправления вправе установить, разумный срок большей продолжительностью для сноса или реконструкции таких домов силами собственников, например, один год. После окончания этого срока переселение граждан из таких домов является обязанностью органов местного самоуправления, и включение их в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых истек разумный срок сноса или реконструкции силами собственников, в региональную программу по переселению граждан становится наибольшим приоритетом.
Подготовительная работа на второй стадии должна быть проведена в течение установленного субъектом Российской Федерации срока.
3.3 Третья стадия - формирование на муниципальном уровне перечня аварийных многоквартирных домов для включения в региональную программу по переселению граждан с учетом требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона.
После завершения подготовительной работы органы местного самоуправления инициируют проведение общих собраний собственников помещений в таких домах или содействуют их проведению;
Целью проведения общих собраний собственников помещений в аварийных многоквартирных домах, для которых не установлен или не истек установленный органами местного самоуправления срок их сноса или реконструкции силами собственников помещений в таких домах, является изъявление указанными собственниками своей воли относительно осуществления собственными силами сноса или реконструкции аварийных многоквартирных домов, либо изъявление готовности участвовать в региональной программе по переселению граждан;
После истечения срока, установленного для сноса или реконструкции аварийного многоквартирного дома, отсутствует необходимость проведения общего собрания собственников помещений в таком доме для принятия решения об участии в региональной программе по переселению граждан. При необходимости ранжирования аварийных многоквартирных домов переселение граждан из таких домов может быть осуществлено после того, как состоится переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, собстве
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.